«Кольцо Тьмы» Ника Перумова: мифы о трилогии

Сравниваем репутацию вольного продолжения «Властелина колец» с самим текстом. Правда ли, что там злобные эльфы, хоббит-терминатор и воспевание сил тьмы?

«Кольцо Тьмы» Ника Перумова: мифы о трилогии

Четверть века назад на прилавках российских книжных появилась книга с дерзким подзаголовком «Продолжение «Властелина колец». «Кольцо тьмы» Ника Перумова буквально взорвало российский фэндом: кто-то был в восторге, кто-то возненавидел автора и даже пытался его поколотить деревянными мечами. Равнодушным не остался, кажется, никто.

Спустя ещё пару лет Перумов выпустил продолжение этой дилогии, получившее название «Адамант Хенны». Перед выпуском книгу радикально переделывали и сокращали, и в итоге концовка получилась скомканной. Даже поклонники Перумова обычно считают «Кольцом тьмы» только изначальную дилогию, а «Адамант» — необязательным дополнением.

С тех пор Перумов написал десятки книг по собственным вселенным, которые сделали его известным фантастом. Но он обещал когда-нибудь вернуться к «Адаманту» и выпустить его в таком виде, в каком книга была задумана изначально, более масштабном и подробном. В 2018 году эта книга выходит — под названием «Небо Валинора». Подходящий повод, чтобы вспомнить дилогию, с которой всё это началось.

«Кольцо Тьмы» Ника Перумова: мифы о трилогии

За прошедшие годы книга Перумова получила определённую репутацию — не всегда заслуженную. В массовом сознании существует какое-то другое «Кольцо тьмы», мало чем похожее на настоящее. В этой воображаемой книге «гномы молча бросились в атаку с криком «Хазад» (такого в книге нет — это сильно искажённая цитата), тёмные силы всегда правы, эльфы — злобные гады, а хоббит-манчкин с наслаждением режет врагам головы. Тем интереснее разобрать эту воображаемую книгу и сравнить её с той, что существует на самом деле.

Заблуждение: «Кольцо тьмы» — «тёмный» апокриф

Это один из самых распространённых стереотипов среди тех, кто книгу не читал, но осуждает. Многие из них убеждены, что Перумов ненавидит эльфов и воспевает тёмные силы.

Причина такого заблуждения — дурная компания. Определённый фон для книги задали два других известных фанфика: «Чёрная книга Арды» Элхэ Ниэннах и «Последний кольценосец» Кирилла Еськова. Оба этих апокрифа действительно написаны с точки зрения сил тьмы. Оба провозглашают, что «Профессор был не прав», а описанные у Толкина события — подделка, сочинённая победителями. По инерции многие причисляют к числу «тёмных ниспровергателей» и Перумова. Тем более, он с толкинистами конфликтовал и книжку про некроманта написал — наверняка «тёмный», да?

Если начать читать «Кольцо тьмы» с таким предубеждением, легко заработать разрыв шаблона. Потому что герои упорно не желают в него вписываться.

Взглянем на них: на хоббита Фолко Брендибэка и гномов Торина и Малыша. Какую сторону они представляют? Они дерутся на службе у Арнора, а затем Рохана. Они отправляются в самоубийственный поход по слову одного из Майар. Они зачитываются похождениями Фродо и Бильбо, описанными в Красной Книге, а Фолко получает во сне послания от самого Гэндальфа.

Ближе к концу книги, их отряд пополняется ещё тремя членами: это... эльфы! Которые, почему-то, не спешат делать что-нибудь нехорошее, а напротив, проявляют чудеса мужества и выдержки. Так же, как и Кирдан Корабел, отдавший жизнь, чтобы задержать завоевателя Олмера.

Из всей книги не получается выжать ни одного не-положительного эльфа. Только отрицательные персонажи, вроде Олмера и его прихвостней, ненавидят эльфов — и всякий раз получают отповедь от положительных героев. Люди Запада у Перумова не так однозначно положительны, как эльфы, но в целом не отличаются от людей у Толкина. К примеру, надменный и глупый король Гондора похож на Денетора, но, в отличие от него, готов выйти на бой за свое королевство.

«Кольцо Тьмы» Ника Перумова: мифы о трилогии

В общем, положительные герои дерутся за эльфов и Запад, отрицательные — хотят эльфов уничтожить и Запад завоевать. Только в том самом финале «Адаманта» Фолко и его товарищи (включая эльфов, кстати) впервые не повинуются воле Валар, и не потому, что выбирают тьму, а потому, что «начальство» заблуждается. Так в чем разница между позициями Толкина и Перумова?

В неоднозначности. Перумов не делит мир на чёрное и белое, он даёт стороне «злодеев» право на свою правду и не отказывает им в благородстве. За Олмера дерутся не зубастые людоеды, а храбрые и даже самоотверженные люди, такие как Отон и Санделло. Да и сам Олмер не скелет в доспехах, скорее это Александр Македонский, Чингисхан или Наполеон Средиземья. Герои дерутся против него, ненавидят его — и невольно восхищаются им. «Кольцо тьмы» описывает не войну людей со злом, а войну людей с людьми. Как того и требовал безапелляционный финал «Властелина», началась эпоха людей, высокое Добро ушло на Запад, а Зло — в небытие.

В общем, в «Кольце тьмы» нет злодейских эльфов и притягательной Тьмы. Если Перумов в чём и спорит с Толкином, то исключительно в том, стоит ли делить целые народы на «добрые» и «злые».

Заблуждение: Толкин бы такого не допустил!

«Кольцо Тьмы» вызвало скандал уже тем, что его действие происходило в мире Толкина. Правда, Перумов почти не использовал толкиновских персонажей — только декорации. Лишь пару раз в эпизодах мелькают Радагаст, Гэндальф и дух Сарумана, да в финале без единой реплики участвует Кирдан. Но сам факт, что другой писатель «посягнул на святое», заставил фэндом встать на дыбы.

В вопрос об авторских правах углубляться не будем: он тёмен. Конечно, такое продолжение не могло бы выйти на Западе (правда, там выходили книги Терри Брукса и Денниса Маккирнана, где Толкина копировали во всём, кроме имён и названий). Но Россия присоединилась к Бернской конвенции об авторском праве только в 1995 году, поэтому Толкин в нашей стране в это время оказался в общественном достоянии и подобная публикация была не запрещена. Ни наследники Толкина, ни Middle-Earth Enterprises не предъявляли автору претензий, хотя «Кольцо Тьмы» уже издавалось и за рубежом.

Да и сам Толкин терпимо относился к фанатскому творчеству, считая, что его мир «оставляет простор для других умов и рук, привносящих краски, и музыку, и драму». Известен его отзыв на фанфик по «Властелину колец»: Профессор разнёс текст в хвост и гриву, но при этом добавил, что не возражает против публикации, «если найдётся издатель, готовый публиковать такую чепуху».

Но Толкин никогда не стал бы сам писать такое продолжение, верно?

Вообще-то он собирался сделать именно это.

«Кольцо Тьмы» Ника Перумова: мифы о трилогии

В 1996 году в 12-м томе посмертно изданных сочинений Толкина вышел отрывок под названием «Новая тень» — редчайший случай, когда Профессор написал что-то о Средиземье после событий «Властелина колец». В этом отрывке старый садовник Борлас беседует с дерзким юнцом, который хочет присоединиться к некому отряду повстанцев под управлением Херумора.

Сходство ситуаций в «Новой тени» и «Кольце тьмы» поразило даже русского переводчика, который снабдил свой перевод коротким послесловием, где сравнил замысел Профессора с перумовским апокрифом. Достаточно заменить сто лет на триста, Херумора переименовать в Олмера и перенести действие на север — и получится русская дилогия. Заметим, сознательно Перумов позаимствовать идею не мог — его книга вышла раньше. Просто он мыслил в том же направлении.

Толкин забросил этот текст, решив, что у него получится лишённый идей боевик о победе над очередной копией Саурона. А без образа «сатаны», толкающего людей и народы к вражде, Профессор с его христианским мировоззрением не мог или не хотел выстраивать конфликт. Идея, что основой фэнтези-истории может быть просто вражда из-за давних обид, в которой никто не прав и не виноват, вошла в моду позже, усилиями Сапковского, Мартина и всё того же Перумова.

Заблуждение: Фолко — хоббит-терминатор

Перумова часто упрекают в том, что Фолко Брендибэк, главный герой «Кольца тьмы», вышел уж больно лихим воякой. В сети можно встретить отзывы, будто это «хоббит-терминатор», который убивает направо-налево и побеждает в бою людей. Таких хоббитов, дескать, не бывает!

Как правило, Фолко сравнивают с самым известным хоббитом, Фродо, который действительно был слаб — вернее, ослаблен своей ношей. Но стоит хоть немного зарыться в книги и приложения, написанные самим Толкином, и начинает казаться, что исключением был как раз Фродо. В толкиновском каноне хоббиты были крепкими ребятами и зачастую умели постоять за себя.

«Кольцо Тьмы» Ника Перумова: мифы о трилогии

К примеру, помните ли вы, что, согласно тому же Толкину, хоббиты отбили нашествие гоблинов в 1147 г. («Зеленопольская Битва», 2247 по Всеобщему)? Старый Тукк собственноручно отшиб королю гоблинов башку, заодно изобретя игру в гольф. А ещё хоббиты посылали лучников на подмогу к королю Арведуи в 1974 г. Они сражались и погибали в боях. Да и в самом «Властелине колец» описано, как в финале Войны Кольца хоббиты освободили Хоббитанию от захватчиков. Соотношение потерь — 70 убитых и 12 пленных людей (из более чем сотни) против 19 убитых и 30 раненных хоббитов.

Как всё это удалось сделать коротышкам-полуросликам? Разве «полурослик» не значит «в половину человеческого роста», как гласит расхожее заблуждение? Нет, не значит:

«Хоббиты Шира были от трех до четырех футов (120 см) в высоту, редко бывали выше, и никогда не бывали ниже».

Неоконченные Сказания, часть I: Поражение в Ирисной низине

Заметим, тут даны параметры обычных хоббитов. Во «Властелине колец» Мерри и Пиппин заметно выросли, испив питья энтов — и ту же процедуру проходит Фолко у Перумова.

Вспомним личные достижения отдельных хоббитов. Сэм — убил исполинскую паучиху Шелоб, наводившую ужас на весь Мордор. При этом Сэм никогда не пил энтийского питья, благодаря которому вымахали его друзья.

«Кольцо Тьмы» Ника Перумова: мифы о трилогии

Перегрин — убил гигантского тролля у врат Мордора. А уже позже, в Шире, одним своим видом он распугал превосходящий численно отряд, состоявший, на минуточку, из людей.

This was too much for Pippin. He cast back his cloak, flashed out his sword, and the silver and sable of Gondor gleamed on him as he rode forward.

'I am a messenger of the King,' he said. 'You are speaking to the King's friend, and one of the most renowned in all the lands of the West. You are a ruffian and a fool. Down on your knees in the road and ask pardon, or I will set this troll's bane in you!'

The ruffians gave back. Fearless hobbits with bright swords and grim faces were a great surprise. And there was a note in the voices of these newcomers that they had not heard before. It chilled them with fear.

'Go!' said Merry. 'If you trouble this village again, you will regret it.' The three hobbits came on, and then the ruffians turned and fled running away up the Hobbiton Road.

The Return ofthe King, Chapter 8 the Scouring of the Shire

Мериадок — убил Короля-чародея. А ранее отрубал лапы мечом нападающим оркам — и это ещё до энтийского питья!

Merry and he had drawn their swords, but the Orcs did not wish to fight, and had tried only to lay hold of them, even when Merry had cut off several of their arms and hands. Good old Merry!

The Two Towers, Chapter 3: The Uruk-Hai

Даже Фродо, хлипкий, истощенный ношей Кольца, отрубил лапу Умертвию.

Так что Фолко даже слабоват в сравнении со своими великими предками. Он никому так и не отрубил конечность, в бою в основном его спасали мифрильные доспехи (как и Фродо, кстати). Большинство «фрагов» на его счету — стрелковые, из лука. Чем кончается для него схватка на мечах, описано в четвёртой главе «Эльфийского клинка»: опытный мечник отходил половинчика дубиной, даже не обнажая клинок.

Но гораздо важнее другое: если внимательно читать «Кольцо тьмы», оказывается, что Фолко поразительно милосерден. Герой, умоляющий товарищей отпустить пленного орка, показался бы сестрой Терезой даже знаменитой четверке. Фолко не смог выстрелить в нападавшего на него крестьянина даже ради самозащиты. Фолко перевязывал пленного разбойника, который пытался его убить, и упросил отпустить ещё одного, которому грозила виселица. При виде трупов в Мории его мутило. И это — терминатор?

- Подождите! - вдруг вмешался Фолко. - По-моему, он уже сам избрал себе наитягчайшую кару. К тому же он все честно рассказал нам. Давайте его отпустим!

...

- Иди куда хочешь, Дрон, - обратился к нему Рогволд. - Мы не палачи и не судьи, как я уже говорил. Если хочешь, возвращайся домой и постарайся загладить свою вину. Нет - иди по всем семи ветрам.

Каждый раз, попадая в засаду, Фолко кричал нападавшим: «Постойте, уладим дело миром!», получая лишний раз по миролюбивым сусалам.

Непонятно, кто и зачем нападает на них; кто эти люди в башне?

- Эй, послушайте! - завопил Фолко, видя, как двое со щитами выдернули мечи из ножен. - Что вам нужно?! Зачем?!

Ответом ему был быстрый взблеск стали у самых его глаз и удар, который он с трудом отвел в сторону.

Чёрное Копьё, глава 2: Ожидание на краю

Это — «терминатор»?

И это мы ещё не учитываем, что Фолко выбрал профессию странствующего рыцаря. То есть, сравнивать его надо не с крестьянином Фродо, а с Арагорном, Гимли и Леголасом. А на их фоне он вообще выглядит ангелом пацифизма. Вспомните, как Гимли и Леголас мерялись числом убитых, а во врага призывали стрелять первым. И были, в общем-то, правы: на войне как на войне.

Заблуждение: конные арбалетчики невозможны

В одной из боевых сцен «Эльфийского клинка» Перумов описал атаку конных арбалетчиков. Многие в сети высмеяли эту сцену: мол, конных арбалетчиков не бывает и быть не может. Нельзя, мол, стрелять со скачущего коня, невозможно прицелиться, и вообще, никогда в истории такого не было. Конные арбалетчики стали локальным мемом, символизирующим ошибки молодых авторов при обращении с военно-исторической матчастью.

Ирония в том, что конные арбалетчики реально существовали.

Конный арбалетчик на гравюре XV века
Конный арбалетчик на гравюре XV века

Тому есть масса подтверждений в исторических источниках, и конные арбалетчики нередко появляются на средневековых гравюрах. Они никогда не были широко распространены, но не потому, что плохо воевали. Просто арбалет, доспехи и конь одновременно были мало кому по карману.

Ошибка Перумова была в деталях: он описал слишком хитроумное устройство, при котором спуск арбалета работал с помощью ножной педали. Подобный механизм, скорее всего, в реальности был бы очень неудобен. Реальные конные арбалетчики стреляли, разумеется, с рук и, как правило, не на скаку, а остановившись, а то и спешившись.

Но неудобно — не значит невозможно. Конечно, вряд ли странный ножной спуск мог прижиться на поле боя. Однако и в реальной истории хватало неудачных военных изобретений, которые вскоре отмирали (один русский «Царь-танк» чего стоил). Стоит помнить, что и у Перумова войско, избравшее столь экзотический вид стрельбы, потерпело поражение.

К слову, конные арбалетчики проиграли гномьему хирду, который стал одним из самых запоминающихся образов «Кольца тьмы». Годы спустя его в точности воспроизвёл Джексон в третьем «Хоббите». Неужели успел ознакомиться?
К слову, конные арбалетчики проиграли гномьему хирду, который стал одним из самых запоминающихся образов «Кольца тьмы». Годы спустя его в точности воспроизвёл Джексон в третьем «Хоббите». Неужели успел ознакомиться?

Заблуждение: Перумов нажился на славе Толкина

Обычно только поклонники копаются в истории появления книг. Остальным достаточно пары фактов: «Кольцо» было первой книгой Перумова, а сейчас он — популярнейший фантаст. Стало быть, в этом должен быть какой-то злой умысел. Но, как известно, мышление аналогиями — самый опасный вид мышления.

В далёком 1993 году Перумов принес рукопись «Нисхождение Тьмы» в издательство «Кавказская Библиотека» и выпустил небольшим тиражом то, что написал ещё в 80-е. Обратив внимание на успех издания, крупное издательство «Северо-Запад» приняло рукопись, и, сильно переработав, выпустило уже нормальным тиражом и под привычным нам названием. Несколько лет до этого книга существовала в единственном экземпляре и читалась исключительно друзьями и родственниками автора, в основном из толкинистской тусовки. И, вроде бы, негодования тогда не вызывала.

Издание книг в начале 1990-х было делом ещё более рискованным, чем сейчас. Выпуск толстой отечественной книги непонятного жанра был настоящим подвигом. Хорошо продавались только мэтры советской и зарубежной фантастики, новому поколению ещё только предстояло сформироваться. На что же мог рассчитывать автор-дебютант?

На 300 долларов США. Именно столько Перумову заплатил «Северо-Запад» — две месячных зарплаты за работу пяти лет. Вот, собственно, сколько нажил Николай на имени Профессора. И известность в узком кругу толкиенистов — причём неоднозначную.

«Кольцо Тьмы» Ника Перумова: мифы о трилогии

Действительно популярен он стал позже, когда начал писать длинные саги с продолжением. Было это уже в конце 1990-х — начале 2000-х. До этого Ник зарабатывал на жизнь исключительно научной деятельностью, чему свидетельством его эмиграция в США. Человек, который грёб деньги лопатой на имени Толкина, вряд ли искал бы заработка в микробиологии. Только с выходом цикла «Хранитель Мечей» Перумов, по его признанию, стал «профессиональным писателем» и начал зарабатывать деньги своим творчеством.

На самом деле, если абстрагироваться от Толкина, авторских прав, фэндома и скандалов, «Кольцо Тьмы» — весьма неплохое фэнтези. Остросюжетное, с яркими сценами битв и походов. С неоднозначными злодеями, «своей правдой» и правильной моралью: добро и зло — это не две стороны во вселенской битве, а поступки людей по любую сторону баррикад. Иногда стоит пощадить пленного орка — и две книги спустя он пощадит вас.

Книге далеко до идеала — всё-таки писал её молодой и неопытный автор. Но от неё точно не стоит воротить нос лишь потому, что Перумов «посягнул на святое». Легионы подражателей копировали Средиземье, просто называя его как-нибудь по-другому, и почему-то никто этим не возмущается. Перумов же использовал чужой мир — но, по крайней мере, создал на его основе что-то своё.

139139
210 комментариев

На самом деле, все это верно, но автор статьи упускает главное - метафизику. У Толкина - Арда самодостаточный мир (вернее, это на самом деле наш мир, которому предстоит сильно измениться), где Эру Илуватар - абсолютное и благое божество, полностью аналогичное Богу Творцу в христианстве. Равно как, например, и лев Аслан - образ Христа у друга Толкиена Льюиса.

У Перумова возникает прежде всего некая "третья сила" в лице Духа Познания Орлангура, которого в Арде Толкиена быть просто не может.

Затем и сама Арда вписывается в общую вселенную Перумова - Упорядоченное, Илуватар низводится до локального божка одного из миров. В общем, это прям лютый неканон)

Я не из тех фанатиков, кто потащит автора и книги на костер, Перумова я читала и читаю, однако, факт есть факт, Кольцо Тьмы - произведение, которое от идеи Толкиена ушло весьма далеко.

18

Далеко не только в этом проблема. Произведение Толкина все построено на отсылках к разнообразным мифам, в основном кельтским и скандинавским, плюс христианская метафизика, да, с примесью гностицизма. И все это покрыто кучей лингвистических шуток. Даже "темное наречие", от которого в книге пара строчек заклинания кольца, несколько произносимых орками слов и ругательств и полдюжины названий, можно классифицировать и приблизительно определить грамматику (см. Немировский, "Заклятье кольца и идентификация Черной Речи"). Это не говоря уж о композиционных и других решениях, использованных Толкиным.

Безусловно, произведение Профессора не идеально, его можно обвинить и в занудности, и логических пробелах (в эпике с мифологическим подтекстом, угу... ), и в черно-белом мире (особенно черно-белые там феаноринги и другие подобные персонажи, да и сам Саурон не столь прост). Тем не менее, недостатки есть. Но все же, извините, творчество Перумова даже рядом не стояло. Его уровень - фанфик с "самииздата", единственная причина, почему он получил широкую известность - удачно попал в эпоху. Интернета с самиздатом еще не было, советские и ранние поствоетские читатели только-только начинали знакомиться вообще с жанром фентези и его корифеями (как раз тогда у нас начали издавать Толкина, Ле Гуин, Желязны, Говарда, де Кампа, Меррита, Берроуза, до того их книги или вовсе не издавались, или издавались только отдельные, "идеологически правильные" произведения). При этом вал низкопробной графомании последователей перечисленных авторов нас еще в основном не накрыл. Вот на этом фоне, зарождающегося интереса к жанру, перумовская трилогия и привлекла внимание.

14

Аслан -- Аллах если что. Но в остальном всё верно.

Комментарий недоступен

10

Комментарий недоступен

12

Вспомнил что-то, как в битве против орд Хенны использовались вагонетки с вращающимися мечами, которые разрезали воинов тысячами (и это не преувеличение). Это прям фанфиковый фанфик.

6

Вы не поняли замысел автора. Сначала он пытался прикидываться, что действительно пишет продолжение, чтобы покупали. А в третьем томе он намеренно свел все к абсурду, потому что он жалкий халтурщик, а не писатель, и его интересуют только деньги.
Думаю, вы в курсе, что "Властелин Колец" - религиозная книга, которая учит добру. Книги Перумова не учат ничему.

4