Марафон Годзиллы. Глава 3 - эра TriStar. Однажды в Голливуде...
Годзилла (1998)
Фильм начинается с того, что на японском рыболовецком судне японец ест рамен и смотрит сумо (спасибо, хоть не в кимоно сидит). Это судно терпит крушение от неизвестного гигантского существа. Для разбирательства этого инцидента американцы привлекают учёного-биолога Ника Татопулоса в исполнении Мэттью Бродерика (известного по фильмам «Слава», «Инспектор Гаджет», «Как украсть небоскрёб», а также ролью взрослого Симбы в «Короле Льве»). Немногие выжившие японцы говорят, что судно потопил монстр, именуемый Годзиллой, который является мутировавшей игуаной, облучившейся из-за испытаний французами ядерного оружия во Французской Полинезии (хотя даже далёкому от науки человеку известно, что морские игуаны водятся на Галапагосских островах, а уж никак не во Французской Полинезии).
Череда перипетий приводит героев в Нью-Йорк, который монстр облюбовал для вывода потомства. И Годзилле действительно удалось отложить на Мэдисон-сквер Гарден яйца, из которых вылупилось 200 с гаком детёнышей. Военные пытаются убить Годзиллу с помощью оружия, но животина эта очень быстрая и умная, поэтому большая часть разрушений происходят не из-за монстра, а по вине косоруких военных (видимо, проходили стажировку в академии Имперских штурмовиков).
Ник решает взять дело в свои руки и объединяет усилия с агентом французской разведки под прикрытием Филиппом Роше в исполнении Жана Рено («Леон», «Васаби», «Пришельцы», «Невезучие») и своей бывшей девушкой – репортёром Одри Тиммонс в исполнении Марии Питилло. Им удаётся при помощи военных перебить всех детёнышей, а затем заманить Годзиллу на Бруклинский мост, где монстра и уничтожают.
Годзилла должен был покорить Голливуд ещё очень давно: переговоры велись с начала 80-х, но первые подвижки в этом направлении начались только в начале 90-х. Известно, что первый сценарий к этому фильму был написан Тедом Эллиотом и Терри Россио (авторами диснеевского "Аладдина", дилогии "Зорро" с Антонио Бандерасом, первого "Шрека" и всех частей "Пиратов Карибского моря"). Снять же проект студия Sony Pictures предлагала многим режиссёрам: от Джеймса Кэмерона ("Чужой", "Терминатор", "Титаник", "Аватар") и Тима Бёртона ("Битлджус", "Эдвард Руки-ножницы", "Бэтмен" с Майклом Китоном) до Сэма Рейми ("Зловещие мертвецы", трилогия "Человека-паука" с Тоби Магуайром) и Барри Зонненфельда ("Семейка Аддамс", "Люди в чёрном"). В итоге на пост режиссёра пригласили Яна де Бонта, выпустившего незадолго до этого успешный фильм "Скорость". Надо сказать, что де Бонт был большим фанатом японских фильмов о Годзилле и просто ждал возможности снять про него фильм. И после "Скорости" эта возможность наконец появилась...
В первоначальном варианте сценария Годзилла описывался как гигантский монстр, созданный атлантами для того, чтобы победить гигантского монстра-демона Гриффона. Уже в своём первом американском фильме Годзилла должен был сражаться с другим гигантским чудовищем, а финальная битва должна была проходить в Нью-Йорке (в сценарии даже была сцена, где Годзилла насаживал голову убитого Гриффона на факел Статуи Свободы). Ставки действительно были высоки как никогда.
В плане дизайна Годзилла должен был быть похожим на оригинального японского собрата, а спецэффектами должна была заниматься студия Стэна Уинстона, который работал над визуалом для "Парка Юрского периода". По задумке продюсеров, после успеха фильма Спилберга у публики возрастет интерес к вымершим доисторическим рептилиям, и фильм о Годзилле в этот момент будет как нельзя кстати. В общем, киношники готовили свой проект к выходу в 1994 году.
И именно здесь произошла ситуация, перевернувшая производство фильма с ног на голову. Дело в том, что продюсеров из Sony Pictures не устроил бюджет фильма в размере 120 миллионов долларов, который ранее был согласован. Как следствие, возникли жёсткие разногласия де Бонта с верховным начальством, после которых режиссёра просто выкинули на мороз. Вплоть до 1996 года проект висел в воздухе, продюсеры даже задумались об отмене первого американского "Годзиллы", но потом на пост режиссёра был назначен Роланд Эммерих, выпустивший незадолго до этого кассовый хит "День независимости".
В отличие от де Бонта, являвшегося большим поклонником японских фильмов, Эммерих, наоборот, ненавидел фильмы о Годзилле и вообще всё, что с ними связано. Поэтому во время второй очной ставки с Toho Эммерих со своим другом и соратником, продюсером Дином Девлином потребовал собственного видения проекта, который может быть слабо связан с японским первоисточником. Учитывая то, что проект и так висел в воздухе с 1994 года, то Sony Pictures и Toho согласились на требование Эммериха и предоставили ему полную свободу действий.
То же самое касалось и внешности самого Годзиллы. По задумке художника-постановщика Патрика Татопулоса (который, кстати, "подарил" свою фамилию главному герою), Годзилла стал более худым и быстрым, с длинными сильными ногами и массивным подбородком. Эта деталь была позаимствована у тигра Шер-Хана из диснеевской "Книги джунглей", так как, по мнению Татопулоса, он придавал бы монстру больше благородства.
Что же касается фильма, то с ним не всё так просто. Истинными фанатами это кино почему-то принято ненавидеть. Типа оно глупое, дёрганое, слишком быстрое по темпу, и вообще Годзилла не японской внешности. Лично я с этими нападками полностью не согласен. В вакууме это достаточно хороший и ламповый боевик про гигантского монстра, который вряд ли кого-то оставит равнодушным. У кого-то он даже может вызвать ностальгию. Да и само производство фильма нет смысла сравнивать с тем, что делали в Японии: в плане спецэффектов и актёрской игры ни один фильм студии Toho даже и близко не стоит.
Однако американцы всё же допустили одну главную ошибку, которая предсказуемо оттолкнула от них фанатов кайдзю. Даже в самой убогой своей интерпретации Годзилла - это в первую очередь Король монстров. Нечто настолько недосягаемое и возвышенное, что вызывает трепет и ужас одним только фактом своего существования. Здесь же Годзилла - это просто мутант. Животное, которое выживает и руководствуется лишь своими инстинктами. А ещё у него атомного дыхания...
Да и вообще, смотря данный фильм, у меня невольно возник диссонанс, связанный с актёрским составом, ибо некоторые актёры были мне известны по "Симпсонам". Судите сами: актёр Гарри Ширер, сыгравший телерепортёра Чарльза Кеймана, в сериале озвучил Неда Фландерса (религиозного соседа Симпсонов), Монтгомери Бёрнса (директора атомной станции и босса Гомера) и Сеймура Скиннера (директора школы). Хэнк Азария, исполнивший роль оператора Виктора "Зверя" Палотти, озвучил Апу (продавца индийского происхождения) и разных фоновых персонажей. А актриса Нэнси Картрайт, сыгравшая небольшую роль секретарши Кеймана, озвучила Барта Симпсона и многих других детей, среди который Ральф, Нельсон, а также звуки Мэгги Симпсон.
Ситуация тут очень схожа с игрой Devil May Cry 2013 года от Ninja Theory, когда намеренный уход от первоисточника вызывает гнев фанатов и отменяет грядущие продолжения. Оно и понятно: несмотря на то, что фильм собрал хорошую кассу (379 миллионов долларов при бюджете в 130 миллионов) и завоевал премию "Сатурн" за лучшие спецэффекты, критики и фанаты разнесли картину в пух и прах, не дав ей шанса на реабилитацию. А ещё любезно присудили ей две антипремии "Золотая малина" за худший ремейк и худшую актрису второго плана, которой стала Мария Питилло. Продюсеры рассчитывали на то, что фильм окупится на родине Годзиллы в Японии, но фильм там ожидал провал. Японцы были в натуральной ярости, когда увидели, что американцы сделали с их монстром. Даже сохранилась история о том, что актёр и каскадер Кэнпатиро Сацума, исполнявший роль Годзиллы во всех фильмах периода Хэйсей, а также игравший Гайгана и Хэдору в 1970-х, вышел из кинозала, прямо во время сеанса, сказав при этом: "Это не Годзилла! Я не вижу здесь души!"
Тем не менее, продюсеры хотели продолжить серию фильмов, так как планировалась целая трилогия. В фильме даже был намёк на продолжение, ведь одно яйцо Годзиллы всё-таки уцелело, и детёныш и него вылупился. В первоначальных драфтах сценария Ник выхаживал малыша, и тот вырастал в нового Годзиллу, который в финале бы сражался с гигантской стрекозой Королевой С*кой (да, её называли именно так, без комментариев). Но из-за нерешительности продюсеров в отношении успеха трилогии после такого негативного приёма производство было решено свернуть, а трилогию - отменить.
Годзилла: Мультсериал (1999-2001)
Зато все наработки сценария сиквела впоследствии были использованы при создании мультсериала, который сюжетно является продолжением фильма. Этот мультсериал и стал своеобразным извинением перед фанатами за ошибки в фильме. Производством его занималась анимационная студия Adelaide Production, выпустившая мультсериалы "Люди в чёрном" и "Экстремальные охотники за привидениями", А Эммерих и Девлин выступили в качестве продюсеров.
Здесь Годзилла выступает в качестве союзника Ника, который спас его в детстве. Сам же монстр считает, что Ник - его мама. На протяжении двух последующих сезонов Ник со своей командой путешествует по миру и разгадывает тайны, пока сам Годзилла сражается с другими гигантскими и опасными чудовищами.
Годзилла в мультсериале стал ещё быстрее и ловчее, что возможно лишь в анимации, а заодно ему ещё вернули атомное дыхание. Во многих битвах Годзилла зачастую одерживал победы благодаря хитрости и изворотливости, нежели грубой силе. Не подкачали и противники, которые во многом отсылаются на классических противников Годзиллы (Ангируса, Родана, Биолланте и многих других). В один момент тут даже появляется Кибер-Годзилла - оригинальный Годзилла 1998 года, воскрешённый инопланетной расой.
Впрочем, несмотря на старания аниматоров, гнев японцев всё равно был велик. Чтобы вы понимали, насколько сильно японцы любят Годзиллу, предлагаю вернуться в 1995 год. Рекламным слоганом фильма "Годзилла против Разрушителя" было "ゴジラ死す", что с японского можно перевести как "Годзилла умрёт". После этого японцы начали толпами совершать паломничества к бронзовой статуе Годзиллы в токийском районе Гиндза. Начались экскурсии по местам атаки ящера, а почту студии Toho завалили письмами с просьбами не убивать Годзиллу. Toho десять раз пожалели о такой рекламе и официально объявили, что это не конец Годзиллы. И я в целом представляю их дикое желание посмотреть на любимого кайдзю с мощностями Голливуда, а вместо этого они получили какой-то "Парк Юрского периода" на максималках.
Студия Toho планировала выпустить свой следующий фильм в 2004 году, на 50-летие серии. Но после такого негативного приёма голливудского ремейка японцы приняли решение не ждать 2004 года, а сразу начать производство. Их следующий фильм вышел в 1999 году, и настала эра Миллениум.
Продолжение следует...