[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } } ] { "gtm": "GTM-NDH47H" }
{ "author_name": "Артемий Котов", "author_type": "self", "tags": ["\u043e\u0431\u0437\u043e\u0440\u044b","yakuza"], "comments": 2, "likes": 29, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "section": "default" }
3 660

Пробуждение дракона: обзор Yakuza 0

Игра о том, как перестать бояться и полюбить серию Yakuza.

Поделиться

В избранное

В избранном

Yakuza всегда была специфичной серией. Beat 'em up в открытом мире, навеянный Shenmue. Криминальный триллер с перекосами то в драму, то в мыльную мелодраму, то в комедию абсурда. Реалистичный дизайн и возможность размахивать длиннющим диваном. Брутальные бандитские потасовки, которые зачастую обходятся без единого убийства. Восхитительная постановка катсцен — и кучи диалогов без озвучки. Как итог: абсолютный хит у себя на родине — и скромный маленький культ в остальном мире.

Впрочем, Yakuza 0 может стать для многих билетом на закрытую вечеринку: она создана по тому же рецепту, что и ранние части, но идеально подходит для новичков. 24 января в неё сможет поиграть любой владелец PlayStation 4, если у него нет проблем с английскими субтитрами.

Название не врёт. Yakuza 0 — пролог самой первой Yakuza. На дворе декабрь 1988 года. Юный Кадзума Кирю работает на побегушках у мафиозной семьи Додзима и выбивает деньги из должников на улицах Токио, пока изгнанник Горо Мадзима расплачивается за прошлые грехи перед семьёй Симано в Осаке. Но жизнь якудза нелегка: парням предстоит стать пешками в войне между кланами, семьями и криминальными авторитетами всех рангов и мастей. Войне, которая определит судьбу всего мафиозного клана Тодзё и превратит двух юнцов в настоящих якудза.

Самым интересным мотивом Yakuza 0 стало становление Горо: здесь он ещё не стал эксцентричным и непредсказуемым, но жизнь его этому научит

Yakuza 0 самодостаточна и может стать отличной отправной точкой. Она концентрируется на собственном конфликте, а на его фоне готовит почву для событий первой Yakuza. И заодно более чётко расставляет акценты всего сериала.

Yakuza всегда любила столкнуть лбами культ денег и настоящие моральные принципы. Деньги в ней — одновременно всё и ничто. И пролог уделяет этому особое внимание. Поэтому война мафиози разгорается вокруг неприметного пятачка с говорящим названием Empty Lot: на его месте однажды возведут печально известную Millenium Tower. А, скажем, судьба Нисики, лучшего друга главного героя, после прохождения Yakuza 0 обретает дополнительный контекст.

После Yakuza 0 завязка Yakuza становится более весомой: пролог показал, через что братья прошли и почему события 1995 года настолько значительны для характера Нисикиямы

Сама история Yakuza 0 — одна из лучших в серии. Да, традиционные мотивы и болячки никуда не делись. Здесь и хитрые планы, и тройные предательства, и наигранная мелодрама, и ещё куча странных вещей. Сценариста легко завалить вопросами о логике героев и неиспользованных возможностях, которые так и просятся в сюжет.

В случае с Yakuza важно не то, что мужики срывают с себя костюмы взмахом руки. Важно то, насколько это чертовски стильно и эффектно поставлено

Но делать это совсем не хочется. После второй части Хасэ Сэйсю (Hase Seishu) перестал работать над Yakuza, и Масаёси Ёкояма (Masayoshi Yokoyama) стал главным сценаристом серии. С тех пор каждая новая часть была работой над ошибками предыдущей, и Yakuza 0 пока ближе всех подобралась к самой первой игре. Во многом — потому что Ёкояма явно пытался подражать ей. Получился мрачный триллер, в котором нет безобразно долгих диалогов в духе Yakuza 3 и настолько же нелепых сцен, как побег из тюрьмы в Yakuza 4.

История осталась театральной, но стала сдержаннее и лаконичнее. Она отлично сохраняет ритм: ни одна глава не кажется скомканной или неоправданно затянутой, а сюжетные арки Горо и Кирю чередуются по всем правилам хорошего сериала.

Лицевая анимация и прорисовка персонажей — отменные. А местные кастцены не затянуты, и в них всегда происходит что-то действительно интересное

Краткость — сестра таланта

Yakuza 5 напирала на количество: больше локаций, больше механик, больше всего и везде. Yakuza 0 — её противоположность. Здесь только две локации: Камуро-тё и Сотэнбори. И две сюжетные арки: Кирю и Горо. Но ужав объем, разработчики сконцентрировались на шлифовке всего, что есть. Из спин-оффа Yakuza Ishin игре досталась идея с разными стилями: Сакамото Рёма мог прямо во время боя переключаться между разными режимами, чередуя и совмещая голые кулаки, катану и огнестрел.

Yakuza 0 это делает иначе: стили, грубо говоря, делятся на быстрый, силовой и усреднённый. У каждого своя специфика, ветка прокачки, наборы умений и особых красочных добиваний. И каждый удобен в конкретных ситуациях.

Классический стиль боя Кадзумы Кирю получил название Brawler: атаки средней силы и скорости, можно хватать разбросанные по аренам предметы или противников. А ещё это самый богатый на контекстные приёмы стиль. Шкала Heat теперь делится на три уровня, и многие приёмы зависят от количества заполненных полосок.

Бои в Yakuza 0 пока самые сочные и жестокие во всей серии

В скоростном стиле Rush герой наносит не такие сильные, но очень быстрые и точные удары. Вместо захвата — удар ногой. Вместо блока — уворот. А вместо одного уклонения — целая серия. В этом стиле очень легко избегать вражеских атак, и он отлично подходит для схваток с особенно сильными или многочисленными противниками: постоянно двигаясь и «покусывая» врагов, можно выкрутиться даже из самой критической ситуации, когда каждая капля здоровья на счету.

Битвы стали гораздо тактильнее: возрос темп, качество анимации и отзывчивость управления. Бить морды в Yakuza 0 - одно удовольствие

Последний стиль, Beast, делает Кирю до смешного медлительным. Он неторопливо ходит и долго замахивается, но каждым ударом наносит колоссальный урон, а расположенные поблизости предметы хватает моментально. В комнате с богатым интерьером Beast позволяет буквально сметать врагов.

Врагов Кирю тоже любит хватать и расшвыривать. Парень выше сейчас поцелует асфальт

Стили Мадзимы Горо разбросаны по схожему принципу, но выбраны с учётом его особого колорита. В быстром стиле якудза буквально танцует брейк-данс, сбивая с ног всех врагов вокруг себя. А в силовом — достаёт бейсбольную биту с бесконечным запасом прочности (обычное игровое оружие этим похвастаться не может).

Усреднённый стиль Горо, Thug, тоже сильно отличается от Brawler: Горо любит подлавливать врагов и просто красоваться

Попытки всерьёз разнообразить геймплей предпринимались ещё в Yakuza 4: там уже было четверо героев, у каждого — свои боевые наклонности. Скажем, Акияма резво махал ногами, а Саэдзима был медленным, но сильным. Однако вплоть до Yakuza 5 это разделение погоду не делало: различия были не столь существенны.

Теперь в каждой схватке можно адаптироваться под ситуацию, либо переключать стили просто под настроение: распределив по ним навыки, разработчики сделали боевую систему втрое насыщеннее. Каждый стиль ощущается по-своему, поэтому бесконечные драки приедаются не так быстро, как раньше.

Да и не такие уж они бесконечные. Yakuza 0 не так нагло закидывает вас врагами: она чувствует меру. Сюжетные бои случаются достаточно часто, чтобы по ним не тосковать, но достаточно редко, чтобы не надоедать игроку. А главную проблему режима приключения разработчики решили очень просто и со вкусом. Исследуя город, вы теперь можете переходить на бег. Гопников, якудза и прочее уличное отребье теперь прекрасно видно на мини-карте, поэтому убежать от них не составит труда. А по ходу сюжета Кирю и Горо изучат новый трюк: кидать в воздух пачки денег, чтобы все поблизости бросились их собирать. В конце концов, 10 тысяч йен на дороге не валяются.

Но это как сказать: из поверженных врагов деньги выбиваются сотнями тысяч

Денежный мешок

Но к нам это не относится. В Yakuza 0 мы зарабатываем баснословные суммы. Если раньше драка с уличной шпаной могла принести пару тысяч йен, теперь счёт идет на десятки и сотни, а серьёзная потасовка может принести несколько миллионов. Деньги начисляются не только за победу, но и каждый раз, когда мы сбиваем врага с ног.

Причём цены в магазинах те же. Стоит один раз выбить дурь из бандитов, и кутить можно очень долго. С одной стороны, это ещё один шаг навстречу новым игрокам: вы не только можете избежать лишних стычек, но и не видите в них необходимости. Гриндить ради денег больше не обязательно.

С другой стороны, одной потасовки достаточно, чтобы наведаться в местную аптеку и набить карманы элитными лекарствами. Поэтому прежняя ценовая политика выглядит странно: в дешёвых аптечках пропал всякий смысл. Если у вас кошелёк разрывается от йен, экономить не стоит.

Но нельзя сказать, что баланс серьёзно пострадал. Противники стали агрессивнее и сильнее, а огнестрельное оружие моментально выбивает здоровье. Если играть на высокой сложности, лекарства вам всегда пригодятся.

А деньги всегда есть, на что тратить.

Подвох в том, что теперь йены — эквивалент опыта. Приобретая новые умения и усиливая характеристики, мы буквально инвестируем в себя. Меню прокачки теперь делится на стили, и в каждом есть колесо перков. Начальные покупки не сильно бьют по кошельку: несколько сотен тысяч заработать несложно.

Но чем дальше, тем дороже становится прокачка. Сотни миллионов йен из мелких противников не выбьешь. Сюжетные потасовки дают намного больше денег, а за окончание очередной главы награждают круглыми суммами, но этого всё равно недостаточно, чтобы прокачаться по максимуму.
Получается забавный парадокс: вы всегда баснословно богаты, но денег всегда не хватает.

Bring Me the Disco King

Финансовые проблемы поможет решить город. Камуро-тё и Сотэнбори — районы небольшие, но в них постоянно что-то происходит. В Yakuza 0 до безобразия много сайд-квестов: Кирю и Горо постоянно натыкаются на самых разных людей, готовых затянуть якудзу во всевозможные авантюры. И за них порой можно получить очень щедрую награду.

Сюжет Yakuza 0 хранит мрачную серьёзность: в нём людей пытают, продают в рабство и убивают. Но побочные задания, как всегда, готовы разбавить эти краски. Стоит завернуть за угол, и вы вляпаетесь в самые абсурдные сценарии. Милейшие воспитанные ребята из панк-группы попросят научить их плохому, чтобы фанаты не разозлились. Шоуменам позарез нужен липовый продюсер для участия в съёмках. Девушка с богатым воображением наврала отцу, что нашла себе парня: одноглазого опасного дантиста с конским хвостом. И теперь ей срочно нужен липовый кавалер для знакомства с родителем.

Сторонние истории разнообразны и прекрасно написаны. В них много абсурдного юмора и нарочито нелепой драмы. Они постоянно предлагают нестандартные, зачастую смущающие ситуации. И никогда не знаешь, чем всё обернётся. Защита прохожего в тёмном переулке может закончиться выбором новой налоговой политики. Сопровождение парня в крутой куртке через мост — массовой потасовкой с местной шпаной. Если мальчик вас просит купить ему порно-журнал, вокруг киоска будут ошиваться охочие до сплетен женщины: чтобы не прослыть извращенцем, нужно добраться до цели незамеченным. Если некудышная садомазо-госпожа попросит научить её унижать людей, ваши уроки подслушает местная детвора. А в кругах телевизионщиков очень своеобразный сленг, и попытки угадать, чего от вас хотят, могут привести к самым нелепым последствиям. Поэтому с сайдквестами интересно экспериментировать: всегда хочется узнать, чем бы обернулась очередная история, если провоцировать неудачи.

Раньше Кирю вёл свой блог обо всяких абсурдных ситуациях, на которые наталкивался. В Yakuza 0 о них можно писать на радио и получить щедрый приз от ведущего

Другие истории могут быть действительно милыми и даже грустными. Скажем, возле игрового зала ошивается маленькая девочка: она любит смотреть на игрушки из UFO Catcher. Если не поленитесь вылавливать для неё призы и повысите шкалу «дружбы», сможете узнать, почему она так любит стоять здесь в одиночестве. И, как всегда, неизвестно, во что это выльется: настоящая история начинается уже несколько игрушек спустя.

А ещё по улицам расхаживают ребята с кличкой Mr. Shakedown. Стоит нарваться на такого, и проблемы неминуемы: вырубает с двух ударов и отнимает все деньги. Но потом ему можно дать реванш и вернуть награбленное

При этом Yakuza 0 выжимает все соки из своего сеттинга. И дело не ограничивается песнями в караоке и пейджером вместо мобильника. Здесь нет подземки и крыш: как и всё в игре, локации не стали расширять и дополнять чем-то принципиально новым. Но разработчики с маниакальным старанием воссоздали города по старым фотографиям, поэтому в Yakuza 0 восьмидесятые вернулись к жизни во всей своей красе. Камуро-тё теперь — это грязные, заваленные мусором и велосипедами улицы, освещённые бесчисленными вывесками. Каких-то зданий ещё нет, другие к первой части уже снесут.

Знакомые ещё с первой Yakuza улицы ощущаются совсем иначе, они пропитаны особой романтикой. И сюжеты, которые на них разворачиваются, добавляют городу ещё больше жизни: они часто завязаны на колорите эпохи, от появления переносных телефонов до становления индустрии видеоигр.

В аркадных автоматах можно поиграть в старые игры Ю Судзуки, но кому-то и этого мало: ходить по улице с игровой новинкой в руках опасно для здоровья

В Yakuza всегда было, чем себя занять в отрыве от сюжета, но побочные задания и прочие увеселения было легко обойти стороной. Yakuza 0 делает всё, чтобы этого не случилось. Отвлекаясь от сюжета, вы не только зарабатываете, но и проводите время в самых увлекательных мини-играх, какие были в серии.

На улицах Камуро-тё и Сотэнбори есть развлечения на любой вкус. Классические мини-игры, от бильярда и сёги до караоке, никуда не делись. Они прекрасно вписываются в сеттинг, а их дизайн и механика доведены до блеска.

Однозначно новых развлечений не так много, но они получились увлекательными, смешными и сюрреалистичными: от женского реслинга до интимных разговоров по телефону. А чтобы стать королём танцпола, придётся попотеть: в мини-игре с танцем диско нужно не только нажимать нужные кнопки в нужное время, но и просчитывать маршрут курсора. Такие нюансы теперь есть почти во всех мини-играх. Поэтому они перестали быть одноразовым развлечением: в них хочется возвращаться из-за более отточенной механики и фееричного дизайна.

И разработчики это понимают, поэтому в игре есть многопользовательские режимы, где можно схлестнуться локально или по сети. Правда, они привязаны к PS Plus.

А ещё они — главный источник дохода. В какой-то момент Кирю сможет зарабатывать деньги, скупая магазины. В них можно инвестировать средства и назначать персонал — причём, лучшие работники попросятся к вам после выполнения побочных историй. Скажем, школьница, промышлявшая бурусэра (продажа ношенных женских трусиков), окажется талантливым менеджером.

Но предпринимательство Кирю — работа пассивная. Вы просто заходите время от времени за прибылью. Интереса ей добавляет связанная побочная история: улицы Камуро-тё между собой поделили акулы бизнеса, и борьба за территорию превращается в настоящую войну.

По-настоящему интересный бизнес достался Мадзиме Горо. В Yakuza 0 мини-игру с менеджментом хостесс превратили в настоящий симулятор: вы не только подбираете интерьер, тренируете девушек и настраиваете их внешность, но и напрямую участвуете в управлении. Нужно искать персонал, формировать для каждого вечера команду, подбирать клиентам самых подходящих девушек и следить за их нуждами. Поэтому ваша выручка напрямую зависит от умения справляться с работой и уметь принимать правильные решения.

Харизматичный Мадзима всегда воровал каждую сцену со своим участием, но теперь он украл целую игру: ему достались самые интересные боевые стили, самые крутые боссы и увлекательные мини-игры

Но что ещё интереснее, менеджмент клуба превратился в полноценную побочную арку. Как и Кирю, Горо соревнуется с воротилами бизнеса. Разница в том, что действующие лица получают намного больше экранного времени, а их характеры не в пример интереснее. Обучение хостесс заменило собой другую мини-игру: свидания. Механика прежняя, но теперь вы обучаете барышню общаться с клиентами. Поэтому беседы из простого фетиша превратились в часть общей истории, а заодно стали намного интереснее. Обучение стартовой хостесс, Юки, превращается постоянный обмен колкостями и шутками — а потом ещё и приводит к забавному сайд-квесту. Поэтому изучать побочные механики интересно, как никогда.

Всё это делает мир Yakuza 0 невероятно живым. В нём есть, чем себя занять, и на него хочется тратить время. Поэтому после прохождения открывается особый режим, где вы можете исследовать локации без привязки к основному сюжету.

Но не обошлось без неприятных моментов. Раньше, чтобы изучать уникальные приёмы, нужно было искать на улице необычные ситуации: так герой получал озарение. Эту механику упразднили. Теперь вы встречаете чудаковатых мастеров разных стилей и обучаетесь новым движениям у них. Но самое странное решение: вы не можете избежать встреч с наставниками. Поэтому окружающий мир со всем своим колоритом вторгается в вашу напряжённую бандитскую историю: когда Кирю спешит спасать очередного друга от очередного врага, навязанное знакомство с бомжеватым тренером сбивает весь настрой.

Но на это грех жаловаться: мы говорим об игре, в которой якудза раскидывает мужиков в костюмах гейш, танцуя брейк-данс.

Yakuza 5 сравнивали в своё время с GTA: San Andreas. По той же логике Yakuza 0 стала GTA 4. Если Yakuza 5 была количественным прорывом, то Yakuza 0 — прорыв качественный. Вместо того, чтобы добавлять больше новых локаций, героев и механик, разработчики отточили знакомый материал и вывели его на новый уровень. Поэтому Yakuza 0 отлично подходит и для поклонников серии, и для новых игроков: в ней собраны все достоинства и истреблены основные недостатки. После прохождения Yakuza 0 хочется вернуться на улицы, чтобы исследовать каждый уголок — а потом немедленно запустить первую часть, чтобы освежить воспоминания о том, что случилось с героями дальше.

Но качественный разрыв слишком очевиден. Даже на Yakuza 4 после пролога больно смотреть: настолько велика разница. Благо, летом до западного игрока доберется ремейк первой части, Yakuza Kiwami, который должен привести её механику в должный вид и подправить сюжетные нестыковки.

#обзоры #yakuza

Статьи по теме
Подобно дракону: за что мы любим серию Yakuza
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Узнавайте первым важные новости

Подписаться