Актёр вне блокбастеров: разбираем карьеру Джейка Джилленхола

Яркие моменты и лучшие роли. И ни одного упоминания «Парня из пузыря».

Актёр вне блокбастеров: разбираем карьеру Джейка Джилленхола

Джейк Джилленхол — удивительный актёр, способный, кажется, вообще на всё. Его талант настолько универсален, что он может вытянуть и драму, и байопик, и романтическую комедию, и экшен, и приключенческий фильм.

Несмотря на свой статус секс-символа, Джилленхол — один из немногих актёров, готовых на всё ради роли, даже отказаться от привлекательности и рискнуть здоровьем. Его карьера стартовала больше 25 лет назад, а он и не думает сбавлять обороты, покоряя всё новые и новые вершины и пробуя себя в разных жанрах. В этом году, например, актёр попробовал себя в супергероике — сыграл Мистерио в «Человеке-пауке: Вдали от дома». Самое время вспомнить и проанализировать самые яркие моменты его карьеры.

Начало пути

Отец Джилленхола — режиссёр, именно он подарил Джейку его первые роли (сам актёр ворчит, когда кто-то напоминает ему об этом). Стивен Джилленхол — не то чтобы выдающийся кинематографист, но эта профессия дала старт карьерам его детей, Джейка и Мэгги. Не говоря уж о том, что их мать, Наоми Фонер — лауреат «Золотого глобуса» за лучший сценарий и номинантка на «Оскар».

С 1991 по 1998 год Джейк снимался в основном у отца. Родители редко отпускали его сниматься где-то ещё. Как одно из немногих исключений — роль в фильме «Городские пижоны», где Джейк сыграл сына героя Билли Кристала. На экране он был от силы две минуты, но не переигрывал и смотрелся органично, в отличие от многих актёров-детей.

Родители почти не отпускали его сниматься в чужих фильмах, так как не хотели, чтобы он отрывался от учёбы, но разрешали играть в школьном театре. А роли в фильмах Джилленхола-старшего позволяли семье контролировать то время, которое Джейк проведёт на съёмочной площадке. В девяностых юный актёр активно пробовался на роли в разных фильмах, но не всегда их получал. А когда получал, то не мог участвовать по вышеуказанной причине.

Почему же тогда Джилленхол выбрал карьеру актёра? В детстве Джейк много времени проводил на площадке рядом с отцом, так что актёрство давалось ему естественно, а выбор карьеры был логичным и неизбежным шагом. За исключением регулярных запретов на роли, родители радовались его успехам.

У этой истории есть и другая, более позитивная сторона — отец помогал юному Джилленхолу готовиться к пробам. Именно за эти совместные репетиции Джейк очень благодарен ему, именно на них он рос как актёр.

«Октябрьское небо», первый успех и работа с Крисом Купером

«Октябрьское небо» (1999) — картина, основанная на жизни инженера NASA Хомера Хикэма, который ещё в юности был шокирован (в хорошем смысле) запуском советского спутника. Он загорелся идеей собственной космической миссии, начал слать письма Вернеру фон Брауну и создавал с друзьями самодельные ракеты.

«Октябрьское небо» (1999)
«Октябрьское небо» (1999)

Его отцу, которого играет Крис Купер это, конечно, не понравилось. Юноша, сам того не понимая, приговорил себя к карьере учёного, но отец ни о каких ракетах слышать не хотел. Если семью и прокормишь, то только работой в шахте. Хомер, конечно же, решил идти своим путём.

«Октябрьское небо» — жизнеутверждающая драма о том, что не стоит отказываться от своей мечты. И это был первый серьёзный вызов для Джилленхола как актёра. После ролей десятого плана в фильмах своего отца, Джейк внезапно получил главную роль в драме с Крисом Купером и Лорой Дерн.

Это испытание, которое могло сломить любого молодого артиста, но Джейк выдержал и показал достойную игру. В свои 17 лет он взялся за роль, где ему, по сути, «противостоит» сам Купер.

«Октябрьское небо» (1999)
«Октябрьское небо» (1999)

На этой борьбе строится весь фильм, и Джилленхолу никак нельзя было сплоховать в дуэте с именитым актёром. Без правдоподобной борьбы их героев «Октябрьское небо» просто развалилось бы. Но Джейк здесь не уступает своему старшему коллеге (который через три года получит «Оскар» за роль в «Адаптации»). Они магическим образом усиливают и дополняют друг друга.

Примечательно, что Джилленхол и Купер сдружились на съёмках. Позже они сыграют вместе в ещё двух фильмах — «Морпехи» (2005) и «Разрушение» (2015). Но самое главное — Крис Купер дал ему совет, которого актёр придерживается до сих пор: выкладываться на съёмочной площадке по максимуму, чтобы потом не жалеть о несделанном.

«Октябрьское небо» (1999)
«Октябрьское небо» (1999)

Успех «Октябрьского неба» и внезапная известность перепугали Джилленхола, после чего он решил посвятить себя учёбе в университете. Там же училась его сестра Мэгги. Джейк отучился два года, а потом бросил, объясняя это тем, что в университете не было актёрского курса. Впрочем, другим он так поступать не советует.

Интересно, что после того, как Джейк Джилленхол бросил учёбу, он пробовался на роль Фродо Бэггинса во «Властелине колец» Питера Джексона — и с позором провалил пробы. Никто не сказал ему, что роль надо читать с британским акцентом. После этого актёру передали, что его прослушивание было одним из худших.

«Донни Дарко», театр и культовый статус

После «Октябрьского неба» Джилленхолу посыпались предложения о работе. Ещё во время учёбы, помимо прочего, ему прислали сценарий «Донни Дарко». Вскоре после этого юный актёр и ушёл из университета. Сценарий был настолько хорош, что сомнений бросить учёбу у Джейка не осталось.

«Донни Дарко» (2001) — нетипичный фильм, в каком-то смысле опередивший время. В центре истории тут школьник Донни, который живёт в маленьком городке и сталкивается со всякой паранормальной чертовщиной. После несчастного случая, во время которого герой чуть не погиб, у него появляется способность влиять на ход времени и судьбы людей.

«Донни Дарко» (2001)
«Донни Дарко» (2001)

А стоит за всем этим человек в костюме кролика, который обещает скорый конец света, оставляя Донни один на один с этой информацией. Донни — непослушный и дерзкий грубиян, так что довольно иронично, что такой жребий выпал именно ему. В фильме полно очень своеобразного юмора, ярких диалогов и психоделичных сцен. Это как если бы «Очень странные дела» снимал Дэвид Линч.

Несмотря на свою оригинальность, фильм еле отбил бюджет. Первоначальные ожидания были намного выше, потому в начале нулевых «Донни Дарко» посчитали кассовым провалом. Лишь потом он принёс хорошие деньги за счёт продаж кассет, дисков и возросшей популярности Джилленхола.

«Донни Дарко» (2001)
«Донни Дарко» (2001)

После «Донни» Джейк Джилленхол ушёл совершенствовать свою игру в театр, по совету Дастина Хоффмана. Так он оказался в Великобритании, участвуя в постановке, и заметил кое-что интересное: в тот период «Донни Дарко» как раз добрался до британского проката, и, как показалось актёру, британцы прониклись картиной гораздо лучше, чем американцы.

Более того, Джейк даже говорил, что во время пребывания в Лондоне успел заметить стрит-арт по мотивам «Донни Дарко». А люди подходили на улице и говорили, как им понравился фильм. Актёр признаётся, что очень благодарен британским зрителем за эту поддержку. Фильм оказался близок тогдашним тинейджерам. Да и сейчас более чем актуален: даже в игре Life is Strange есть отсылки к «Донни».

«Донни Дарко» (2001)
«Донни Дарко» (2001)

Что касается театра, в нём Джилленхол тоже сумел отличиться. Голливудские актёры обычно пытаются сделать успешную карьеру, а потом уже как приглашенные звёзды едут в лондонские театры демонстрировать мастерство. Джейк же поступил совершенно наоборот: всего после нескольких ролей в кино он поехал в Лондон и не прогадал. Более того, критики писали, что он переиграл в той постановке Анну Пакуин и Хайдена Кристенсена.

На дворе стоял 2002 год. «Донни» дал молодому актёру мощный толчок в кинокарьере. Позже тот даже отказался от роли в «Мечтателях» Бертолуччи. Причина проста: Джилленхолу не хотелось сниматься в сценах секса (с Евой Грин, между прочим), да ещё и голым. Роль тогда ушла Майклу Питту, а Джейк и не подозревал, какую роль в будущем тема секса сыграет в его карьере.

Но перед этим нельзя не упомянуть спорную роль в картине «Послезавтра» (2004). Это фильм-катастрофа Роланда Эммериха, специалиста в этом особенном жанре.

К роли в «Послезавтра» у Джилленхола не было подготовки как таковой. Как сам актёр утверждал в интервью, он просто приходил на съёмочную площадку и играл, особо не вникая. Выбор проекта и подобное отношение к роли внушали сомнения, но спустя год всё встало на свои места.

«Горбатая гора» и страшные риски

Если для опытного зрителя «Горбатая гора» (2005) — один из лучших фильмов Энга Ли (у него три «Оскара») и одна из ярчайших ролей Джейка, а для неопытного — «фильм про геев-ковбоев», то для самого Джилленхола это один из самых важных и неоднозначных периодов его жизни.

«Горбатая гора» (2005)
«Горбатая гора» (2005)

Безотносительно необычной темы, «Горбатая гора» — отлично снятый и оригинальный фильм. Это очень своеобразная мелодрама, которая растягивается по времени на несколько десятилетий. Герои растут, меняются, меняется и обстановка, и люди вокруг них. Фильм затрагивает множество тем, среди которых, естественно, и роман между двумя мужчинами, и гомофобия, и просто суть любви.

Когда мы снимали «Горбатую гору», Энг Ли сказал мне, что двое мужчин, пасущие овец — это более сексуальная сцена, чем двое мужчин, занимающиеся сексом.

Джейк Джилленхол, актёр

Специфика роли гомосексуала, а также успех фильма, как у критиков, так и в прокате, сразу же превратили «Горбатую гору» в культурный феномен. В результате, Джилленхол оказался под пристальным вниманием прессы (преимущественно жёлтой) на следующие несколько лет. Равно как и Хит Леджер.

«Горбатая гора» (2005)
«Горбатая гора» (2005)

Существует история о том, как Мэл Гибсон, старший товарищ Леджера (видевший в нём нового Безумного Макса) поругался с Хитом, когда тот подписался на «Горбатую гору». Гибсон мотивировал это не только своими личными убеждениями, а ещё и тем, что это очень рискованный шаг. Он попросту волновался за судьбу своего друга.

Это было всего 14 лет назад, но до сих пор с ролями людей нетрадиционной ориентации связана своеобразная стигма. Это сейчас наступили политически-корректные времена, а тогда такого ещё и близко не было. Сыграть гомосексуала — значило обречь себя на колоссальное давление.

«Горбатая гора» (2005)
«Горбатая гора» (2005)

Вдобавок к этому, Джилленхол называет съёмки «Горы» одними из сложнейших в своей карьере — всё из-за подхода Энга Ли. Режиссёр почти не общался с актёрами, давал им очень мало указаний, а если и давал, то они могли довести их до злости.

А когда начался пресс-тур, то Ли внезапно превратился в душку и рассказывал журналистам, что он хотел передать той или иной сценой. Леджер с Джилленхолом от этого были в ярости, словно Ли подменили. С ними-то он был максимально отдалённым.

Если роль в «Октябрьском небе» открыла Джейку Джилленхолу дверь в кино в принципе, то роль в «Горбатой горе» открыла ему двери в большой Голливуд. Тут тебе и полностью заслуженные номинации на престижные премии (в том числе и на «Оскар»), и членство в Академии.

«Зодиак» и долгая стагнация

Следующую свою заметную роль актёр сыграл в фильме Дэвида Финчера. «Зодиак» режиссёр поставил по книге Роберта Грейсмита (его-то и играет Джейк). Это документальная история о действовавшем в 60-е годы маньяке по прозвищу Зодиак.

Полиция была бессильна против него — убийца оказался невероятно умным, мастерски путал следы и в открытую насмехался над стражами порядка, публикуя ироничные письма. Но вскоре историей заинтересовался скромный карикатурист Грейсмит из газеты San Francisco Chronicle, куда Зодиак тоже писал. Он решил сам до всего докопаться и, благодаря незашоренному мышлению и свежему взгляду, здорово помог полиции.

«Зодиак» (2007)
«Зодиак» (2007)

В роли скромного тихони Джилленхолу было не менее комфортно, чем в роли дерзкого подростка или бравого солдата (отличная роль в среднем фильме «Морпехи» двумя годами ранее). За него крутизной в «Зодиаке» заняты Марк Руффало и Роберт Дауни-младший, Джейку же достался образ неприметного парня, которых мы видим каждый день в реальной жизни.

Его персонаж — будто бы второго плана, однако потом он оказывается главным героем и триумфатором всей истории. Роберт совершает финальный сюжетный рывок, пока крутые парни не у дел.

«Зодиак» (2007)
«Зодиак» (2007)

Сам «Зодиак» хорош тем, что лишён тех клише, которые сам Финчер и изобрёл (не ждите тут сюжета и концовки в духе «Семь») — ценителям типовых триллеров он вряд ли понравится. Два с половиной часа мы наблюдаем за феноменальной игрой актёров (одни из лучших ролей Дауни-младшего и Руффало) и крайне медленным развитием истории. Сюжет концентрируется вовсе не на Зодиаке, а на людях, идущих по его следу.

В финале же зрителя ждёт странный, но такой жизненный и прозаичный твист. Самый часто задаваемый вопрос после просмотра — «И что?». Но оценивайте этот фильм не только с точки зрения развлекательности, ведь это дотошная реконструкция исторических событий.

Финчер долгое время проводил собственное расследование по делу Зодиака, а для создания того самого антуража из прошлого даже заставлял команду пересаживать деревья на те места, где они уже давно не росли. Потому от правдоподобности и осознания реальности происходящего иногда не по себе. Именно из-за своей нетипичности фильм не окупился, зато стал одним из блестящих моментов карьеры — не только для Джилленхола, но и для всего актёрского состава.

«Зодиак» (2007)
«Зодиак» (2007)

Однако этот период, — после «Горбатой горы», начиная с «Зодиака» и заканчивая «Принцем Персии» — можно назвать стагнацией для Джейка Джилленхола. Роли отличные, но если присмотреться, то за ними зачастую скрываются фильмы спорного качества. Самым громким таким провалом был «Принц Персии». Только «Братья» смогли отбить свой бюджет хотя бы в два раза, но то был фильм под знаком Тоби Магуайера.

«Братья» (2009)
«Братья» (2009)

В жизни Джейка Джилленхола очень важным событием стал развод родителей в 2009 году. Тогда ему казалось, что вся жизнь катится под откос, но он очень быстро взял себя в руки и вернулся в форму, благодаря театру. Позже это время он называл не иначе как «тёмной комнатой», из которой он, к счастью, выбрался.

«Принц Персии» (2010)
«Принц Персии» (2010)

Сам Джилленхол открыто говорил, что период с 1998 по 2005 год — это момент творческого поиска. На фоне этого период 2005-2010 и обидный провал «Принца Персии», первого (и пока единственного) блокбастера с Джейком в главной роли — стагнация.

Тем интересней наблюдать за его дальнейшими победами и выходом из такого незавидного положения. В начале 2010-х Джилленхол переродился как актёр и будто решил следовать примеру Кристиана Бэйла — начал подписываться на всё более и более сложные проекты. А тот тёмный период он называет полезным опытом и добавляет, что оглядываться назад не в его духе.

Time to Dance и второе дыхание

Формально, Time to Dance — не фильм. Это музыкальный клип группы The Shoes, но обойти его стороной всё же нельзя. Французские электронщики выпустили, по сути, полноценную короткометражку, замаскированную под музыкальное видео. В ней Джейк Джилленхол восемь с половиной минут ест, бреется, качается в зале, ходит на вечеринки, а между делом жестоко убивает людей.

Вы не ослышались: актёр сыграл серийного убийцу. Он невозмутимо настигает хипстеров в парках, на пожарных лестницах, в клубах и даже полосует их шпагой у себя дома, наряжаясь в костюм для фехтования.

После периода «затишья» Джилленхол продолжил творческие поиски. «Любовь и другие лекарства» и «Исходный код» — хорошие фильмы, но роль маньяка всё же стала идеальной отправной точкой для нового, безумного витка кинокарьеры.

Многим клип покажется бессмысленным кровавым месивом про больного человека. Герой Джейка и вправду болен, однако Time to Dance куда сложней, чем кажется. У его главного героя есть чёткая мотивация, которая раскрывается в финале. А мелкие детали лишь углубляют его характер без единого слова.

Time to Dance (2012)
Time to Dance (2012)

Многие фильмы часто ругают за обилие диалогов, когда информацию лучше подать через визуальный ряд. Time to Dance — эталон визуального действия. И актёрской игры, само собой. О переживаниях и внутренних изменениях героя можно понять по одной лишь картинке. Феноменальная и очень эмоциональная работа, показывающая, что даже в таком монстре музыка может помочь пробудить человеческие чувства. Да и песня The Shoes отличная.

Как говорилось в одном из интервью на французском ТВ, Джейк — фанат The Shoes и слышал много хорошего о режиссёре клипа, так что звёзды сошлись. Что любопытно, показ клипа даже проходил на кинофестивале SXSW 2013.

Time to Dance (2012)
Time to Dance (2012)

Джилленхолу прекрасно удаётся играть если и не отпетых негодяев, то персонажей, у которых есть чётко выраженная тёмная сторона. С виду Джейк жизнерадостный и приятный парень, но он находит какое-то место, из которого черпает эту тёмную энергию и выплёскивает её перед камерой. Клип The Shoes — яркий тому пример, но истинный триумф «плохого» Джилленхола был ещё впереди.

Простой коп

Джилленхолу уже приходилось играть бравых служащих — в фильме «Морпехи» 2005 года молодой (и лысый) актёр играл солдата, вынужденного выживать на войне в Персидском заливе.

В 2012 году Джейк снова лысый и снова на службе, но уже в рядах полиции Лос-Анджелеса, в компании с Майклом Пенья в фильме «Патруль».

«Патруль» (2012)
«Патруль» (2012)

Главные герои — двое напарников, двое честных копов, которые пытаются хорошо выполнять свою работу. Фильм снял Дэвид Эйр — большой любитель перенапряжённых боевиков про полицию. Однако «Патруль» — фильм очень реалистичный, начиная уклоном в found footage и заканчивая темпом.

Герои здесь не спасают город от террористов и не сбивают вертолёты машинами. Они просто живут: шутят тупые шутки, влюбляются и ходят в гости. Но не подумайте, что «Патруль» — фильм слишком добрый или слишком скучный.

«Патруль» (2012)
«Патруль» (2012)

Южный централ наводнён бандами, потому герои, простые полицейские (даже не детективы), постоянно рискуют жизнью на улицах. В одной сцене они могут валять дурака за обедом, а в другой уже рвутся в бой, не жалея себя.

Майкла Пенья привычно видеть в роли «своего в доску» парня, всё же у актёра комедийное амплуа. А вот Джилленхол удивил: ни нахмуренных бровей, ни многозначительного взгляда вдаль. Его герой живёт здесь и сейчас, постоянно ухмыляется, наслаждается жизнью и любит свою работу. Благодаря ему и Пенья, «Патруль» — чуть ли не самый искренний бадди-муви про полицию. По словам Дэвид Эйра, реальные полицейские отмечали правдоподобность: «Наконец-то кто-то показал всё правильно».

«Патруль» (2012)
«Патруль» (2012)

А ещё фильм можно рассматривать как человеческую версию фильма «Яркость», без натужной эпичности и криво прикрученной фантастики.

«Патруль» также примечателен тем, что Джилленхол и Пенья прошли через долгий период подготовки к ролям, который включал в себя даже выезд на места преступлений с реальными полицейскими. Там Джейк насмотрелся на всякое и даже добровольно подставился под шокер. И он, и Пенья назвали эту подготовку «опытом, изменившим их жизни». С одним из полицейских Джейк даже сдружился, так что его решение уже через год вернуться к роли копа вполне закономерно.

Настоящий детектив

«Патруль» — лишь начало становления Джейка как короля кино со средним бюджетом. Отказавшись от дорогих блокбастеров и продолжая творческие поиски, он попал в один проект с Дени Вильнёвым. Тем самым, что затем поставил «Бегущего по лезвию 2049».

«Пленницы» (2013) — фильм особенный. Потренировавшись на франкоязычных картинах (посмотрите «Пожары», если любите драмы про войну), Вильнёв дорвался до большого Голливуда — и сразу попал в яблочко (уже отснятый «Враг» выйдет чуть позже). «Пленницы»— безупречный стильный триллер, где Хью Джекман и Джейк Джилленхол выдают роли всей своей жизни.

«Пленницы» (2013)
«Пленницы» (2013)

Джекман играет отца похищенной девочки, а Джилленхол — харизматичного копа, который за это дело берётся. Фильм очень нетороплив, у руля здесь актёры, а не монтаж и «неожиданные» повороты. Это даёт круто прочувствовать динамику характеров главных героев.

Спокойный герой Джекмана постепенно звереет и слетает с катушек, пугая свою семью и втягивая близких в вендетту. А детектив Локи со своим гневом борется, старается изо всех сил, но допускает ошибки. История запутывается всё сильней, а напряжение к финалу становится попросту невыносимым.

«Пленницы» (2013)
«Пленницы» (2013)

Джейк Джилленхол уже играл полицейского в «Патруле», но детектив Локи — совсем другой коп. Он холоден (вернее, старается быть таковым), молчалив, сосредоточен и за весь фильм всего раз суховато шутит. Ближайшая аналогия — Водитель из «Драйва».

Глядя на Локи, невольно уверяешься, что внутри него дремлет зверь в компании с демонами прошлого, которых он изо всех сил сдерживает. Многие актёры боятся повторения, однако Джейк решился снова сыграть служителя закона, чтобы исследовать эту тему глубже и с другого ракурса.

Вильнёв предложил мне эту роль со словами: «Я знаю, что это как раз по тебе и что у тебя получится». Я доверился ему. И то, что этот персонаж тоже коп, не значит вообще ничего.

Джейк Джилленхол, актёр

Классический архетип сурового копа со сдвинутыми бровями и склонностью к насилию в исполнении Джилленхола вышли на совершенно другой уровень. Это тонкая актёрская работа, полная деталей.

Джилленхол и Вильнёв придумали детективу Локи целую биографию, о которой в фильме ни слова — крупицы информации можно получить лишь из мастерской игры и работы костюмеров. Если вы смотрели фильм всего раз и не увидели этого, обратите внимание на жесты, манеру речи и украшения Локи при повторном просмотре.

«Пленницы» (2013)
«Пленницы» (2013)

Плюс ко всему, детектив настолько харизматичен, что хочется увидеть про него отдельный фильм или даже шоу в духе «Настоящего детектива». К слову, поклонникам этого сериала «Пленницы» строго рекомендуются к просмотру. Самое то, чтоб «загрузиться».

«Враг» самому себе

Отыграв самые разные типажи, Джилленхол бросил себе тот же вызов, который в разное время приняли и Бэйл, и Харди, и Макэвой, и Суинтон — сыграть в одном фильме разных персонажей.

«Враг» (2013) рассказывает о простом парне Адаме, который однажды видит себя в фильме. Но он не актёр и в кино никогда не снимался. После этого герой узнаёт имя парня из фильма, который похож на него, словно брат-близнец, и выходит с ним на связь. С этого момента в его жизни начинается хаос.

«Враг» (2013)
«Враг» (2013)

Историю про двойника, который врывается в жизнь главного героя, можно подать по-разному. Недавний Cam, например, отлично развлекает, да ещё и оригинально отрабатывает актуальную повестку. И часто авторы фильмов идут именно по развлекательному пути, чтобы эффектно напугать. Встретить своего двойника в жизни было бы довольно жутко, и этот страх многим близок.

Полно и примеров очень плохих фильмов с этой идеей, но Дени Вильнёв решил пойти другой дорогой. Его фильм хоть сперва и кажется триллером, но оказывается куда ближе к «Чёрному лебедю» — дорогой авторской картине, которая весь гротеск направляет лишь на демонстрацию внутреннего конфликта героини.

«Враг» (2013)
«Враг» (2013)

«Враг» тоже очень запутанный. Вильнёв в стиле Линча говорит со зрителем будто бы разрозненными образами, которые вроде как не складываются в логичный сюжет. Но чтобы не обмануться, стоит понять одно — «Врага» стоит воспринимать скорей как притчу.

Здесь всё состоит из символов и метафор. Все эти монстры, видения и смерти — лишь способ показать, какой бардак может твориться в душе у простого человека. А ещё это один из самых необычных фильмов про отношения. Конечно, если верно всё истолковать.

«Враг» (2013)
«Враг» (2013)

Сам Джилленхол хотел запутать зрителя как можно сильнее. Тот дуализм, который он демонстрирует на экране — виртуозная игра на наших чувствах. Адам и его двойник — люди совершенно разные. Их встреча и дальнейшие события пугают, шокируют, завораживают, опустошают, а актёр только того и добивался. По его словам, запутать зрителя было важнейшей и чуть ли не единственной задачей. Он не ждал никакой похвалы или премий за свою игру.

В подобных фильмах актёрское мастерство проходит настоящую проверку на прочность — сфальшивить тут просто не получится, ведь тогда вся тонкость авторского замысла попросту развеется. Но Джилленхолу веришь — и в роли скромного преподавателя, и дерзкого красавчика-актёра.

«Враг» (2013)
«Враг» (2013)

Джейк как раз в то время переживал очередной кризис и часто задумывался о своём месте в мире. И когда Вильнёв прислал ему сценарий о мужчине со схожими проблемами — звёзды сошлись.

Главный герой Адам — потерянный и запутавшийся человек, буквально лицом к лицу столкнувшийся со своей «тёмной стороной» во плоти, Дэниэлом. Сложность для актёра в том, что эти герои — две стороны одной монеты и одновременно разные персонажи.

Дени всегда хотел, чтоб они были двумя разными людьми. Я всегда чувствовал, что легче играть людей, которые находятся в разных обстоятельствах. Будто бы ты идёшь на вечеринку и становишься другой личностью. Кто этот человек на вечеринке? Кого он изображает? Кого пытается обмануть? Я думаю, это интересно.


Джейк Джилленхол, актёр

Сюрреалистичная подоплёка сюжета (примечательно, что тут снялась Изабелла Росселлини — одна из любимых актрис Линча) подталкивала команду к экспериментам и долгим импровизациям. Впоследствии Джилленхол очень тепло отзывался о Вильнёве как о профессионале. Он говорил, что будто бы встретил своего старшего брата.

Работу команды и лично актёра оценили по достоинству — у фильма несколько премий, а Джилленхол за него получил номинацию на «Джини».

«Стрингер» и плевок в лицо масс-культу

«Стрингер» (2014) — независимый фильм, который сняли на деньги от государственной лотереи. Он ещё лучше, чем «Враг», показывает, насколько далеко Джейк Джилленхол ушёл с поля блокбастеров и на какие темы позволяет себе высказываться в отношении массовой культуры и общества в целом.

«Стрингер» (2014)
«Стрингер» (2014)

Главный герой по имени Лу — мелкий воришка без образования и четкой цели в жизни. Несмотря на кажущуюся бесперспективность, он целеустремлён и совсем не глуп. Однажды в руки Лу попадает видеокамера. Он быстро понимает, что можно срубить лёгких денег, снимая ДТП и места преступлений, а затем продавая записи местному телеканалу.

Бывший мелкий жулик быстро входит во вкус — плетёт интриги, подставляет товарищей и идёт на все более отчаянные меры, чтобы получился материал пожёстче и покрасочней. И вот у Лу уже своя продакшн-студия, спорткар и безграничные амбиции. К середине фильма трудно понять, кто тут настоящий преступник, а кто всего лишь репортёр, документирующий происходящее.

«Стрингер» (2014)
«Стрингер» (2014)

Для роли Джилленхол похудел на пятнадцать килограммов, потому что хотел, чтобы Лу выглядел голодным и жадным хищником. Даже из всех немногих положительных качеств, что у него есть, преобладают те, которые наиболее морально двойственны — целеустремлённость и расчётливость.

Джейк впервые сыграл антигероя в кино и освободился от всего, что делало его секс-символом и красавчиком с обложки. Жертвы оправдались: стоит зайти разговору о карьере Джилленхола, «Стрингер» тут же всплывает как эталон актёрской игры. «Джейк — это тот, кто готов прыгнуть с обрыва» — скажет про него коллега по «Стрингеру» Риз Ахмед.

Важно, чтобы вы чувствовали, что Лу — супергерой нашего времени. Люди часто спрашивали меня, хочу ли я сыграть супергероя. А я отвечал: «Так я уже».

Джейк Джилленхол, актёр

Взгляд режиссёра и сценариста Дэна Гилроя на современную киноиндустрию очень радикален. По его мнению, алчный Голливуд только и живёт, что «тупыми кинокомиксами» и ничего менять не собирается. Идея об обществе, которое жаждет удовольствия и острых ощущений здесь и сейчас, пронизывает фильм и находит отражение в игре Джилленхола.

Лу — коварный и беспринципный, глубоко больной внутри, но вежливый и приветливый снаружи. И он, по мнению сценариста, идеальный работник индустрии развлечений (формально, новости не всегда развлечение, но режиссёр всеми силами пытается это развенчать).

О ДиКаприо, который разбил стакан и невозмутимо продолжил монолог в Джанго, говорят много. Джилленхол, увлекшись, разбил в «Стрингере» целое зеркало. Результат —  14 швов
О ДиКаприо, который разбил стакан и невозмутимо продолжил монолог в Джанго, говорят много. Джилленхол, увлекшись, разбил в «Стрингере» целое зеркало. Результат — 14 швов

Некоторые критики ставили метаморфозы главного героя в укор сценарию, мол, не может человек так быстро пройти путь от забитого неудачника до подлого и коварного спекулянта. Секрет в том, что Лу всегда был таким, а сверхзадачей Джейка стало постепенно обнажать его характер перед зрителями.

С этим актёр справился превосходно. Мнение режиссёра не обязательно разделять, но кино оставляет очень тёмный осадок. Отличный выбор, если хотите чего-то мрачного и шокирующего. Вдобавок к этому, фильм правдоподобно показывает культуру тех самых стрингеров, репортёров-фрилансеров: реальные стрингеры обучали Джейка и участвовали в создании фильма.

Забавно, что специфическая манера речи Лу проскакивала в речи самого Джилленхола во время интервью —  настолько он проникся персонажем
Забавно, что специфическая манера речи Лу проскакивала в речи самого Джилленхола во время интервью — настолько он проникся персонажем

«Стрингер» — пик актёрского мастерства Джейка. И за него актёр был номинирован на «Золотой глобус», «Сатурн» и премию Британской академии. А вот на «Оскар» фильм не номинировали. И понятно почему: слишком уж это ядовитый плевок в сторону американского масс-культа.

«Под покровом ночи» и свирепый Джейк

Снявшись в уже подзабытом «Левше», дежурном байопике-блокбастере «Эверест», неудачной, но смелой драме «Разрушение» и впервые приняв участие в Каннском фестивале в качестве члена жюри, Джилленхол выбрал новый необычный проект Тома Форда. Сценарий актёру прислали, когда он выступал с постановкой Constellations на Бродвее. Он тут же согласился.

Именитый дизайнер ещё в 2009 году подался в режиссёры и не прогадал — «Одинокий мужчина» с Колином Фёртом хорош во всех отношениях. Однако «Под покровом ночи» — это новый уровень.

«Под покровом ночи» (2016)
«Под покровом ночи» (2016)

Сценарий тут довольно нетипичен. Почти вся основная история во вселенной фильма — вымышленная. Главная героиня в исполнении Эми Адамс читает книгу своего бывшего мужа, и режиссёр бросает почти все силы на визуализацию именно этой линии.

Сьюзан следит за трагичной судьбой Тони — его семью похитили, и он, одинокий, брошенный и раздавленный, ищет справедливости. Читая, героиня Адамс проносит через призму его истории собственное прошлое, вспоминает свой брак, о том, как поспешно вышла замуж и разбила сердце мужу Эдварду, тогда ещё начинающему писателю-аутсайдеру. Изящное переплетение этих двух линий — главное достоинство фильма.

Я не видел в этой роли никого, кроме Джейка. Его герой требует большого диапазона эмоций и таланта. Он начинает как молодой, идеалистичный и чистый 24-летний, а заканчивает как 44-летний, у которого отняли и растоптали всё, что он ценит и любит. Джейк душераздирающий в этой роли.

Том Форд, режиссёр, дизайнер

Обоих неудачников играет Джилленхол, но полноценной «двойной» ролью это не назвать — герои почти идентичны характерами. И если по-отдельности их судьбы довольно прозаичны и реалистичны, то взаимодействуя, они раскрываются, а сюжет наполняется метафорами.

Сценарий хорош сам по себе, но фильм не работал бы без актёрской игры Джейка Джилленхола. Самые сильные моменты фильма получились лишь благодаря ему, а та самая «немая» сцена на шоссе до сих пор не идёт из головы. И это феноменально в сравнении со «Стрингером», где главный герой был далёк от привычных человеческих эмоций. Эти роли — как две крайние точки одной амплитуды.

Джейк — зверь. Он очень предан ремеслу, он неумолим и всегда в поиске. Он не позволяет себе сорваться с крючка. Он никогда не бывает доволен. И он по-настоящему свиреп.

Майкл Шеннон, актёр

«Второй» герой Джилленхола (книжный) проходит путь от неуверенного и трусливого парня до ожесточившегося мстителя с израненной душой, и это феноменальным образом закольцовывает сюжет и обогащает характер «первого» героя, писателя. Простая история о разрыве обрастает кровавой поэтикой и очень неожиданными интерпретациями семейных ссор и давних обид.

«Под покровом ночи» (2016)
«Под покровом ночи» (2016)

«Под покровом ночи» стал звёздным часом не только для Джилленхола и Адамс, но и для Майкла Шеннона и Аарона Тейлор-Джонсона (тот самый Пипец). Первого даже номинировали на «Оскар», а второй урвал «Золотой глобус» и впервые действительно показал, насколько же он хороший актёр. «Под покровом ночи» — превосходная драма и отличный триллер с очень стильной картинкой. Не зря же Том Форд — дизайнер с мировым именем.

«Сильнее» и годы подготовки к роли в фильме, о котором никто не знает

В 2017 году с Джейком Джилленхолом вышло аж три фильма — «Окча», «Живое» и «Сильнее». Первый даже попал в наш список лучших фильмов 2017 года. Это яркая и жизнеутверждающая история о любви к животным, где Джейк сыграл безумного доктора и прихвостня главной злодейки в исполнении Тильды Суинтон.

Злодеев Джилленхол играет нечасто, но роль в «Окче» — особенная. Во время просмотра кажется, будто её писали под Джима Керри, но Джейк справляется с комедийным амплуа превосходно. «Живое» же — не самый удачный космический хоррор. Для актёра этот фильм был шансом поработать со звёздами, да и только. А вот «Сильнее» — лучший и самый важный для его карьеры фильм из тройки, незаслуженно оставшийся в тени.

«Сильнее» (2017)
«Сильнее» (2017)

Если ли вы что-то слышали о фильме «Сильнее», но не видели его, то наверняка подумаете, что это «та патриотическая драма про теракт на Бостонском марафоне». И в эту ловушку, к сожалению, попали многие. Как результат — фильм мало кто посмотрел.

В «Сильнее» Джейк играет Джеффа Баумана, мужчину, который потерял ноги во время вышеупомянутого теракта. Бауман сыграл ключевую роль в поимке одного из террористов и за одну ночь превратился в культовую фигуру в Бостоне и героя национального масштаба. Но фильм не о самом теракте, а о жизни после него.

«Сильнее» — нетипичный голливудский байопик, хотя бы потому, что большая часть показанного в нем действительно правдива. Никаких допущений и хронологических перестановок в угоду драматизму. А ведь таким грешат почти все подобные фильмы — от «Социальной сети» до «Снайпера» Иствуда.

«Сильнее» (2017)
«Сильнее» (2017)

Сценарий — прямая адаптация одноимённой книги Джеффа Баумана, а сам он принимал активное участие в подготовке фильма, как и его семья. Джейк Джилленхол на протяжении многих месяцев общался с Бауманом и его родственниками, стараясь вникнуть в его психологию, стать им на сто процентов.

Когда мы говорим о правдивости, то всё-таки речь не идет о том, что в фильме слово в слово повторяются реальные реплики реальных героев — а об изображении событий в целом, их влияния и их важности для участников. Так, например, серьёзных расхождений на весь фильм всего одно или два, а мать Баумана после просмотра беспокоил лишь один момент — в реальности их квартира намного чище.

«Сильнее» (2017)
«Сильнее» (2017)

Даже если закрыть глаза на то, что Джилленхол изучал манеры и речь Баумана, посвятил много времени физическому аспекту роли, то останется немало — сложнейший персонаж со своими критическими недостатками и огромной безумной семьёй, помещённый в условия, которые могут сломить любого. Это одна из самых сложных и комплексных ролей Джилленхола, в которую он вложил годы своей жизни — проект много лет разрабатывался Nine Stories Productions, компанией актёра, прежде чем добраться до экранов.

«Сильнее» — это один из самых важных фильмов в карьере Джилленхола. Хоть картина и получила высокие оценки кинокритиков, но провалилась в прокате. А ведь это, пожалуй, самый человечный и приземлённый байопик, который затрагивает темы, на которые нам некомфортно говорить. И при этом не уходит в претенциозность, а показывает Баумана как реального человека — со всеми его недостатками.

«Дикая жизнь» и работа с Полом Дано

«Дикая жизнь» — долгожданный режиссерский дебют актёра Пола Дано. В основу фильма легла одноименная книга Ричарда Форда, а над сценарием работал творческий и семейный тандем Пола Дано и Зои Казан. Дано уже давно состоялся как актёр, но ему всегда хотелось побыть и за камерой. Косвенно за это ответственна актриса Кэри Маллиган.

«Дикая жизнь» (2018)
«Дикая жизнь» (2018)

Джилленхол познакомился с Маллиган в далёком 2007 году на съёмках фильма «Братья», где они стали хорошими друзьями. В 2012 году актёр уже гостил у неё на свадьбе, где она и познакомила его с Дано — ещё за год до того, как им предстояло вместе играть в «Пленницах». С тех пор эту троицу связывают не только крепкие дружеские узы, но и творческие амбиции — они поставили для себя цель поработать в одном проекте.

До этого момента творческие пути Дано и Джилленхола пересекались дважды: в вышеупомянутых «Пленницах» и «Окче». Но именно в «Дикой жизни» вся троица друзей впервые смогла поработать вместе. Дано показал сценарий своего будущего фильма Джилленхолу, а тому так понравилось, что он вызвался не только сыграть в нём одну из ролей, но и спродюсировать. Затянуть Маллиган в фильм им не составило труда.

«Дикая жизнь» (2018)
«Дикая жизнь» (2018)

События «Дикой жизни» происходят в 1960 году в штате Монтана. В центре истории семейство Бринсонов – Джерри (Джейк Джилленхол), Жаннетт (Кэри Маллиган) и их сын Джо (Эд Оксенбульд, многим знакомый по «Визиту» Шьямалана).

Жаннетт занимается домохозяйством и растит сына, а Джерри зарабатывает деньги. В семье, казалось бы, царит идиллия, пока Джерри не увольняют с работы. С этого момента всё катится к чертям. Жаннетт и Джо вынуждены пойти работать, а Джерри, в поисках себя, отправляется тушить лесные пожары за смешные деньги. После этого для каждого члена семейства начинается свой вариант «дикой жизни».

«Дикая жизнь» (2018)
«Дикая жизнь» (2018)

У Джилленхола в этом фильме примерно 15 минут экранного времени, но, из-за специфики истории, Джерри — всё равно полноценный главный герой. На первом плане тут игра Маллиган, но Джейк даже за свои 15 минут легко показывает одну из лучших ролей в своей карьере.

Если в фильме «Сильнее» он играл реально существующего человека, то в «Дикой жизни» Джилленхол сам заставляет зрителя поверить в то, что его персонаж существовал на самом деле. Его герой — словно олицетворение разбитой американской мечты.

Джерри слишком рано стал отцом и был вынужден пожертвовать своими амбициями, чтобы обеспечивать семью. Он сменил несколько работ, так никогда и не став профессионалом в чём-то одном, а осознание того, что он занимается не тем, чем нужно, так и не покинуло его. Часть этой информации мы узнаем из реплик других героев, а другую — из взгляда Джейка. Этим он задаёт тон всему фильму. «Дикая жизнь» будто выстраивает своё настроение и повествование, основываясь на том стартовом импульсе, которое даёт ей Джилленхол. А дальше — дело за Оксенбульдом и Маллиган, которые справились отлично.

Что дальше

С 2010 года Джейк Джилленхол брался в основном за сложные и требовательные роли. «Стрингер», «Враг», «Пленницы» — доказательства его мастерства как актёра, спорный «Левша» — впечатляющая физическая трансформация, «Живое» — возможность поработать с невероятным кастом актёров. Джейк почти не брался за дорогие и распиаренные фильмы, предпочитая совершенствоваться как актёр, играя самых разных персонажей.

«Исходный код» (2011)
«Исходный код» (2011)

Помимо важнейших точек этого периода, есть ещё и отличный «Исходный код», «Эверест» и «Окча». А в прошлом году, помимо «Дикой жизни», вышли ещё и «Братья Систерс». Это прекрасный вестерн, за который Джейка не номинировали лишь по одной причине: у него не так уж много экранного времени.

Братья Систерс (2018)
Братья Систерс (2018)

Ещё не успела выйти «Бархатная бензопила» — результат первого со времён «Стрингера» сотрудничества Дэна Гилроя и Джейка Джилленхола. Хотя некоторые уже сомневаются в качестве фильма.

Во-первых, с большинством фильмов, выпущенных на Netflix, нужно быть осторожным в плане ожиданий. Во-вторых, люди ещё не забыли очень неровный «Роман Израэл, Esq.» — предыдущий фильм Гилроя. Сам Джилленхол, впрочем, называет сценарий «Бархатной бензопилы» лучшей вещью, которую он читал за последние пять лет. Но это его работа, плохого он сказать не может.

«Бархатная бензопила» (2019)
«Бархатная бензопила» (2019)

Тем не менее, в этом случае оценки фильма не так уж важны, ведь мы всё равно будем его смотреть. Карьера Джилленхола сейчас в той точке, где доверие к нему как никогда высоко. Мы знаем, что он выложится на все сто, как делает это всегда.

Но это не единственный фильм с Джейком Джилленхолом, премьера которого состоится в этом году. Всего через каких-то шесть месяцев нам предстоит увидеть его в фильме «Человек-паук: Вдали от дома», где он сыграл Мистерио. Это новая и очень важная ступень в карьере актёра — его первый блокбастер после долгого перерыва и первая роль в супергероике.

«Человек-паук: Вдали от дома» (2019)
«Человек-паук: Вдали от дома» (2019)

«Принц Персии» не был совсем уж плохим фильмом, но кассовый провал заставил Джилленхола всё переосмыслить, после чего он переключился на средний сегмент и авторское кино, где и добился успеха. Знатоки, правда, могут напомнить про тот же «Послезавтра».

Фильм хоть и был блокбастером, но никакой звёздной силы у Джилленхола там не было. На фильм Роланда Эммериха люди шли потому, почему обычно на его фильмы и ходят — масштабность.

«Послезавтра» (2004)
«Послезавтра» (2004)

Интересно думать о суперзлодее в исполнении Джилленхола, зная, что он чуть не стал Человеком-пауком в фильме Рэйми и Бэтменом в трилогии Нолана. Но ещё более любопытно, что спустя 20 лет после премьеры «Октябрьского неба» Джилленхол оказался на месте своего давнего наставника, Криса Купера. Теперь он — опытный актёр, помогающий восходящей звезде, Тому Холланду. И если намерения Мистерио из фильма пока не ясны, одно можно сказать точно — за игру Джейка Джилленхола можно не переживать.

Хотелось бы, чтоб цикличность событий на этом не останавливалась, и Джейк уже через пару лет, как в своё время Крис Купер, получил бы заслуженный «Оскар».

А что сам «Человек-паук» значит для карьеры актёра? Возможно, это разовый контракт или же, что вероятнее — первая удачная попытка вернуться на территорию блокбастеров из авторского кино. Кинематограф выиграет в любом случае. Но и совмещать было бы неплохо.

595595
97 комментариев

Принц Персии с ним - огонь, очень удачно подобрали.

78

Жаль только что этот фильм провалился.

6

Персонаж - да, отличный, и сыгран замечательно. Жаль, что сюжетно-сценарно все грустно...

1

Шикарная статья. Спасибо. Джилленхолл никогда не подводил, даже в плохих фильмах сиял и никогда не показывал плохой игры. Любимые роли - Пленницы, Враг, Стрингер.

51

Исходный код тоже годнота большая. Вообще это актёр из категории "Не слежу за его карьерой, но всегда приятно смотреть на него в любом фильме".

32

Тоже любмый фильм с ним - враг. Хотя если бы не пересматривал всего Вильнева, то прошел бы мимо из-за рейтинга.

1

- зачем ты носишь костюм кролика?
- а зачем ты носишь костюм человека?

31