Пять самых страшных преследователей в играх

И никакой большой женщины из деревни

Пять самых страшных преследователей в играх

Хорроры — это один из самых субъективных и сложных жанров с точки зрения восприятия игроков. Одни люди боятся пауков, другие — замкнутых пространств, третьи же приходят в ужас от вида плесени. Вызвать чувство страха или хотя бы тревоги одним приёмом у всех и сразу — невозможно.

Поэтому разработчики хорроров зачастую комбинируют, тасуют и экспериментируют с подходами, чтобы вызвать у игрока максимально сильные эмоции.

Но есть одна уловка, основанная на глубоком психологическом и биологическом уровне, — реакция, которая формировалась в нас на протяжении тысячелетий. Это, без преувеличения, врождённый инстинкт, помогавший людям выживать на протяжении всей их истории.

Понимаю, что звучит это всё сверхпафосно и даже слегка комично, но именно на инстинкте выживания построено огромное количество хорроров. И, что самое интересное, — этот приём с годами не устарел ни на йоту.

Да, я сейчас говорю о механике «преследователей» в хоррорах, когда за игроком — либо в определённых сегментах, либо на протяжении всей игры — гоняется какая-то неведомая сущность. Или вполне себе осязаемая, имеющая физическую оболочку, но всё равно способная вызвать крайне неприятные ощущения.

И сегодня хочется поговорить о пяти самых страшных и жутких преследователях в играх, которые действительно могут напугать или как минимум вызвать чувство тревоги и дискомфорта.

Погнали!

Amnesia: The Bunker

Пять самых страшных преследователей в играх

Вообще, идея этого лонга возникла как раз после прохождения The Bunker несколько месяцев назад. Отмечу сразу: жанр хорроров я очень уважаю и люблю, но из-за того, что повидал много всякого дерьма, напугать меня ужастиком практически невозможно.

Запуская новую часть Amnesia, я примерно знал, что меня там ждёт, и был уверен, что ничего не способно меня напугать... Пока не добрался до первой встречи со Зверем.

Если он запрёт вас в тупик — считайте, что это конец
Если он запрёт вас в тупик — считайте, что это конец

И да, стоит отметить самое главное — Зверь пугает не столько сам по себе и своим внешним видом, сколько тем, как происходят встречи с ним. В первый раз мы в кат-сцене наблюдаем, как нашего товарища затаскивает в зияющую чёрную дыру некая тварь. А уже после открытия первой локации Зверь начинает регулярно наведываться в гости — проверять, как мы тут поживаем и не слишком ли шумим.

Разумеется, пиковый ужас наступает, когда Зверь тебя обнаруживает и начинает погоню, а ты в панике мчишься к убежищу, рискуя напороться на растяжку или стаю крыс. Но даже вне погони ты постоянно испытываешь тревогу и напряжение. Прислушиваешься к каждому шороху, передвигаешься на цыпочках, а то и вовсе отказываешься от фонаря — лишь бы скрип его завода снова не привлёк ЕГО.

Нужно всегда следить за дырками в стенах, если проходить слишком близко, он может повалить нас на пол и тут же вылезти, а из такой ситуации сбежать будет очень тяжело 
Нужно всегда следить за дырками в стенах, если проходить слишком близко, он может повалить нас на пол и тут же вылезти, а из такой ситуации сбежать будет очень тяжело 

Разработчики из Frictional Games проделали действительно невероятную работу. Они вывели в абсолют механику шума, построив на ней практически весь геймплей. Им удалось создать постоянный дискомфорт даже при исследовании локаций и решении простых головоломок — так, что ты только и мечтаешь поскорее вернуться в безопасное убежище с генератором.

Главное не забывать запирать за собой двери...
Главное не забывать запирать за собой двери...

Сам Зверь, пока горит свет и мы ведём себя тихо, перемещается по тоннелям за стенами и не беспокоит нас своим присутствием. Но стоит только закончиться бензину в генераторе или случайно сорвать растяжку с гранатой — громкий взрыв мгновенно привлекает его внимание, и он бросается к источнику шума.

Единственное безопасное место, где можно укрыться даже во время погони — наше убежище с картой и генератором, расположенное в самом центре локации. Но, конечно же, разработчики не зря едят свой хлеб, поэтому в финале происходит вот что...

Это больше не наше убежище — оно теперь его...
Это больше не наше убежище — оно теперь его...

Да, Зверь пробивает дыру прямо в наше убежище. Это значит, что безопасных мест больше нет вообще! Когда после мучительной вылазки я зашёл в генераторную и увидел это, меня накрыло натуральное чувство паники. К счастью, это был финальный отрезок игры, и все дела были сделаны — оставалось лишь попрощаться с убежищем и наконец завершить историю.

В общем, подводя итог: Зверь из The Bunker — чертовски страшный и мастерски реализованный преследователь. Он пугает не столько своим появлением, сколько самой мыслью, что он где-то рядом и может возникнуть в любой момент.

Одним словом — круть! Едем дальше.

Cry of Fear

Пять самых страшных преследователей в играх

Среди любителей хорроров частенько встречается мнение, что игра перестаёт быть хоррором, когда в руки дают дробовик, превращаясь в шутер. Cry of Fear — тот самый проект, который опровергает этот тезис и выдвигает другой: никакой пулемёт или гранатомёт не помогут, если разработчики понимают человеческую психологию и умеют делать страшно.

Да, Cry of Fear от начала и до конца пугает чертовски умело. Хотя практически всех врагов можно убить, это не спасает от чувства страха — благодаря эффектным визуальным образам и шикарному звуковому дизайну.

Ну и сумасшедшему дизайну монстров, конечно же — дети с ножами, одетые в мусорные пакеты, ну это же гениально!
Ну и сумасшедшему дизайну монстров, конечно же — дети с ножами, одетые в мусорные пакеты, ну это же гениально!

Однако в игре есть (если не ошибаюсь) пять эпизодов, способных вызвать дичайший ужас. Помните, я сказал, что почти всех врагов можно убить? Так вот именно тот единственный тип, которого нельзя (фактически можно, но в оригинале это почти невозможно), доведёт вас до инфаркта. Конечно же, речь о бегуне с бензопилой.

А ещё у него во время бега очень дёрганная и хаотичная анимация, что делает его ещё страшнее
А ещё у него во время бега очень дёрганная и хаотичная анимация, что делает его ещё страшнее

Впервые вы встретите этого монстра в первой половине игры, в городском переулке. Он внезапно разрежет дверь перед Саймоном и зарычит так истошно, что можно буквально оцепенеть от страха и лишиться головы — ведь бегун убивает с одного удара.

Тут-то и срабатывает тот самый инстинкт самосохранения, о котором я говорил в начале. Друзья, эмоции от первой погони с этим бензопильщиком не сравнятся ни с чем. Это животный, глубинный страх, когда ты бежишь и слышишь, как он орёт и размахивает бензопилой за спиной, кажется — вот-вот лишишься головы. Честно, когда я впервые встретил бегуна много лет назад, то вжался в кресло и чуть не зажмурился — настолько это было жутко.

На этом всё...
На этом всё...

Но самая страшная встреча происходит в конце игры. Представьте: глубокая ночь в лесу, фонарик освещает лишь пару метров, воображение дорисовывает жуткие силуэты в темноте, а в руках у вас только деревянная дубина, которой едва ли можно дать хоть кому-то отпор.

Вы подбираете дверную ручку, чтобы выбраться из этого ада, как вдруг вдалеке раздаётся едва слышный звук бензопилы... Сердце учащается, шаг ускоряется, вы мчитесь к спасительной двери, а звуки становятся всё ближе.

И тут, вы подбираете дверную ручку с пола, чтобы поскорее выбраться из этого жуткого места, как вдруг где-то вдалеке раздаётся едва различимый звук бензопилы… Сердце начинает биться всё чаще и чаще, шаг ускоряется, вы скорее мчите к той самой спасительной двери, а тем временем звуки бензопилы приближаются все сильнее.

И вот, когда напряжение достигает пиковой точки, из-за деревьев вылетает бегун, как чёрт из табакерки. И тут, ну, всё — наступает полнейший катарсис. Эмоции, которые я испытал впервые от этой сцены очень трудно описать словами — это просто надо хотя бы раз пережить любому, кто считает, что хоррор игры не способны напугать. Поверьте, с огромной вероятностью вы измените своё мнение после встречи с этой милым пареньком.

Ничего страшнее вы уже сегодня не увидите 
Ничего страшнее вы уже сегодня не увидите 

На первый взгляд может показаться, что эпизоды с ним сделаны довольно банально и прямолинейно. Ну, вот он появляется, орёт, звук бензопилы сам по себе вызывает довольно неприятные ощущения — формула, казалось бы, проста. Но дьявол кроется в деталях.

Опять же, к каждой встрече с бегуном нас либо качественно готовят, как это было в лесу, например — нагнетают обстановку, нагоняют жути образами и звуками. Либо же, ровно наоборот — он появляется настолько внезапно и тебя это так обескураживает, что дыхание замирает от испуга.

Важно отметить, что такие встречи не только внезапны, но они как правило идут после сегментов “отдыха”, где тебе разработчики дают перевести дух после страшных эпизодов и боёв с монстрами. Т.е. к моменту его появления ты немного расслабляешься и теряешь концентрацию. И именно в этот момент уязвимости и слабости разработчики хватают тебя за грудки и бросают прямиком на бегуна.

В общем, как говорится, спасибо людям на разрабах за новый кирпичный дом, который я себе построил за время прохождения Cry of Fear.

Silent Hill 4: The Room

Пять самых страшных преследователей в играх

Серия Silent Hill считается одним из прародителей психологического жанра ужасов в видеоиграх и, по совместительству, одним из лучших его представителей. Разработчики той же Cry of Fear, кстати говоря, не раз сообщали, что вдохновлялись именно Silent Hill при создании своей игры.

Однако со временем франшиза пришла в упадок, а со дна её смог поднять недавно вышедший ремейк Silent Hill 2. Но Пирамидоголовый из "двойки", хоть и считается маскотом серии и вполне может подойти под определение "преследователя" (хотя бы в последних эпизодах игры, в отеле), всё же сегодня речь пойдёт не о нём.

Silent Hill 4 считается одной из самых спорных частей оригинальной квадрологии от Team Silent, причём вполне заслуженно. Бессмертные призраки, огромное количество бэктрекинга, корявая боёвка — за всё это SH4 оправданно критиковали фанаты.

Но во всём этом бедламе есть кое-что, что у меня в момент прохождения вызвало весьма острые ощущения. И речь сейчас не про призраков, которых тоже, кстати, можно отнести к "преследователям". И даже не про аномалии в квартире, в которую со временем уже не хочется возвращаться. Всё дело в нём... в Уолтере Салливане.

Есть в этом взгляде что-то таинственное и зловещее, что вызывает мурашки...
Есть в этом взгляде что-то таинственное и зловещее, что вызывает мурашки...

Уолтер Салливан — главный антагонист Silent Hill 4. По мере прохождения мы по крупицам узнаём о нём различную информацию: что он убил больше десяти человек, что пытается совершить какой-то таинственный ритуал — вообще, сценаристы великолепно прописали всю предысторию и мотивы Уолтера. Однако вместе с тем, как мы узнавали об этом безумном маньяке всё больше, тем сильнее усиливался саспенс.

И вот после тщательной подготовки в первой половине игры мы уже знали, кто такой Салливан и на что он вообще способен. Мы даже один раз встречаем воплощение маленького Уолтера, однако на тот момент можно лишь догадываться, что это за странный мальчик сидит на лестнице в адском доме, наполненном монстрами.

Первая же встреча с настоящим Уолтером происходит, когда Генри, наш главный герой, оказывается в больнице. Он приходит в себя, лёжа на полу, и видит какой-то силуэт за медицинской ширмой. И тут нам показывают Салливана — он потрошит мёртвую девушку, со зловещей ухмылкой, весь в крови. То ли учуяв, то ли услышав Генри, он медленно обходит ширму и надвигается прямо на героя, сохраняя на лице дьявольскую улыбку.

Ох эта улыбочка...
Ох эта улыбочка...

Генри выбегает в коридор больницы, а сам Уолтер пропадает. В этот момент мы выдыхаем и успокаиваемся, что эта встреча закончилась так быстро. Однако уже совсем скоро мы ещё раз встретимся с Уолтером, вот только этот момент будет куда более напряжённый и жуткий, чем прошлая кат-сцена.

Дело в том, что когда Генри попадёт во второй раз в Мир леса и Водяную тюрьму, мы в случайный момент можем наткнуться на Уолтера. Разумеется, убить его нельзя, лишь ненадолго остановить. И чёрт возьми, как будто бы нам мало было творящейся вокруг дичи, бессмертных призраков, стрёмных монстров, так ко всему этому прибавляется ещё и невероятно жуткий и пугающий маньяк.

И это тот самый "преследователь", который пугает игрока не только тем, что способен довольно быстро убить, но и в целом своим видом и поведением. Во-первых, он, в отличие от монстров, выглядит как человек и при встрече с Генри может начать бежать на него. Это вызывает разрыв шаблона и новые эмоции, как вы понимаете, не очень приятные.

Салливану придётся хорошенько так отвешать люлей, прежде чем он сбежит
Салливану придётся хорошенько так отвешать люлей, прежде чем он сбежит

Во-вторых, его поведение и появление само по себе жуткое. Он рандомно может зайти за вами в любую локацию, а вы узнаете, что он зашёл по характерному звуку открывающейся двери. Когда он атакует Генри, то так зловеще и мерзко смеётся, что аж звук хочется выключить. Ну а если он в этот момент ещё и вооружён бензопилой, то выключить захочется сразу игру.

Сцены с появлением Уолтера может быть и не вызвали таких острых ощущений, если бы нас сценаристы не готовили так тщательно и упорно к этой встрече. Салливан — ужасающий маньяк с больной головой и сломанной в детстве психикой, создавший целый параллельный мир для того, чтобы совершить свой зловещий ритуал. И от совокупности фактов об Уолтере и общей довольно стрёмной обстановке в SH4 каждая встреча с Салливаном ещё надолго остаётся в памяти.

Subnautica

Пять самых страшных преследователей в играх

Вы сейчас наверное подумаете, что автор совсем с ума сошёл — и какого чёрта в этом топе делает Subnautica? Ну что может быть страшного в симуляторе-песочнице про исследование глубин океана? Однако подождите наклеивать ярлыки — ведь речь у нас пойдёт о могущественных и довольно зловещих существах — Левиафанах. И если вы о них не в курсе, то вам здорово повезло…

Пять самых страшных преследователей в играх

Для начала хочется сказать пару слов о самой Subnautica. Да, разумеется, никаким хоррором она не является. Однако для людей с талассофобией эта игра вполне может стать одной из самых страшных и тревожных игр в принципе. Я лично знаю человека, которого бросает в дрожь от одних только скриншотов бескрайних водных гладей — что уж говорить о том, чтобы играть в игру, где большую часть времени проводишь в воде.

Мегалофобы тут? 
Мегалофобы тут? 

Но что касается самих левиафанов — это самые крупные и жуткие обитатели океана из всех, что мы можем встретить на протяжении игры. Впервые встретившись с этой тварью, вы скорее всего опешите, так как выглядят они поистине угрожающе.

На мой взгляд, жнец — один из самых стрёмных левиафанов... 
На мой взгляд, жнец — один из самых стрёмных левиафанов... 

Этих существ от других представителей нашего топа отличает то, что их, пускай и сложно, но всё же можно убить, используя большое количество ресурсов и нервных клеток. Но на начальных стадиях игры сражаться с левиафанами — это гарантированная смерть.

А потому при встрече с левиафаном выход остаётся только один — убегать, а точнее, уплывать. Только есть одна проблема: большинство этих громадин — крайне агрессивные особи, а поэтому эта рыбина будет преследовать вас до тех пор, пока либо не сожрёт, либо вы не уплывёте достаточно далеко.

И в этот момент (лично у меня при первой встрече) аж пот по спине пошёл — настолько это было внезапно, жутко и тревожно. Эффект от таких моментов усиливается ещё и от того, что Subnautica как бы не должна пугать, а потому возникает своего рода диссонанс.

Да, левиафаны пожалуй не такие страшные, как другие наши преследователи, но из-за того, что Subnautica вызывает страх, даже не являясь при этом хоррором — я просто не мог не добавить этих громадин в эту пятёрку.

Clock Tower

Пять самых страшных преследователей в играх

Объяснить современным игрокам, которые не застали эпоху PS1, что может быть страшного в 2D point-and-click квесте, — практически невозможно. Да и, честно говоря, я сам сейчас не знаю, как можно было пугаться в детстве какого-то карлика с огромными ножницами. Но я с уверенностью могу сказать: настолько страшно мне не было ни от одного хоррора.

Ну и, помимо всего прочего, Clock Tower — это одна из первых игр, в которой была опробована механика преследователя в том формате, в котором мы её знаем и по сей день.

Была пиксельной до того, как это стало мейнстримом
Была пиксельной до того, как это стало мейнстримом

Я никогда не смогу передать те эмоции, которые я, мелкий, испытал, впервые увидев этого карлика с ножницами. Этот звук лязгающего металла, его медленная походка и ощущение полной беспомощности и безнадёжности — всё это вместе создавало какой-то абсолютно невероятный, дичайший испуг, от которого хотелось спрятаться под одеяло и повсюду зажечь свет.

Разумеется, из-за технических ограничений первой "плойки" назвать Scissorman полноценным преследователем трудно. У него нет как такового ИИ, он появляется только в заранее прописанных местах и движется по одним и тем же маршрутам. Спрятаться от него довольно легко, да и отбиться — труда не составит. Ведь если он всё-таки доберётся до главной героини и нападёт, можно долбить по кнопке и разомкнуть захват — тогда карлика ненадолго оглушит, и можно будет спокойно пройти мимо. Да, это ведь всё-таки 2D-игра — оббежать Scissorman не получится.

Раньше ещё и детская фантазия дорисовывала образ этого карлика, отчего он становился в сто тысяч раз страшнее
Раньше ещё и детская фантазия дорисовывала образ этого карлика, отчего он становился в сто тысяч раз страшнее

Сейчас-то, конечно, легко рассуждать о таких вещах. А ты попробуй в 7 лет, впервые увидев в игре Scissorman, не кинуть геймпад от испуга в сторону, а попробовать что-то сделать. Те, кто в своё время застал Clock Tower, меня сейчас прекрасно поймут.

И пускай Scissorman в настоящее время не выдержит никакой конкуренции с другими представителями этой подборки, но те эмоции, которые он заставил пережить много лет назад — разве это не веский довод для его присутствия здесь? Я думаю, он по праву это заслужил.

Друзья, большое спасибо, что дочитали до конца! Обязательно пишите в комментариях — какие преследователи в играх заставили вас испугаться? Или, может быть, вас вообще такие приёмы не берут?

Также не забывайте заглядывать на наш сервис KUPIKOD! Там вы сможете не только купить игры Steam, но и пополнить баланс стим по самым лучшим ценам. И не забывайте использовать промокод GAMEYA, чтобы сделать свою покупку максимально выгодной!

92
8
2
87 комментариев