Как Square Enix заключила сделку с дьяволом
Крупнейшим держателем акций Square Enix Holdings является 77-летний Ясухиро Фукусима — основатель Enix. Ветеран крупного японского бизнеса основал свою компанию в 1975 году, а видеоиграми занимается с 1982 года. В период оформления сделки по слиянию со Square его компания испытывала трудности, и акции Enix котировались в 0,8 от акций Square. Тогда наибольший пакет акций осел в руках учредителя Square Масафуми Миямото, а руководителем объединённой корпорации стал Ёити Вада — тоже выходец из Square. Несколько лет назад основатель Square решил, что его история в компании закончена, и выбыл из числа топ-10 держателей акций Square Enix.
Чтобы не раздувать этот текст до бешеного количества знаков, сразу перейдём к сегодняшним реалиям. А если вам интересно, какой продуктовой стратегии придерживались в Square Enix после слияния, то вам сюда. Это статья об управленческих решениях по распоряжению основным активом компании — серией Final Fantasy.
Без лишних взглядов. Как крупная доля акций Square Enix отлетела в Сингапур
Согласно официальной информации на сайте Square Enix, данные о держателях акций актуальны на 31 марта 2024 года. Обновлённая информация по финансовому 2024/25 году (завершившемуся 31 марта 2025 года) пока не опубликована. Однако уже 1 апреля в японских СМИ появились сообщения о приобретении сингапурским фондом 3D Investment Partners 5,47% акций компании. Впоследствии доля владения 3D IP продолжала расти и к июню 2025 года достигла 10,01%, что сделало фонд третьим по величине акционером Square Enix Holdings. При этом у Ясухиро Фукусимы (по данным на 31.03.2024) остаётся 19,69% акций.
Неизвестно, является ли 10,01% окончательной долей владения, однако столь значительное приобретение акций свидетельствует о серьёзных намерениях инвестора в отношении данных активов.
А что же Square Enix? Актуальные изменения в стратегии и управлении холдингом
Совершенно очевидно, что приобретение 10% акций компанией 3D Investment Partners не могло произойти без предварительных договорённостей и специальных условий. О них, разумеется, нам ничего не известно.
Зато об изменениях в структуре управления Square Enix компания уже официально заявила. 27 февраля был создан новый надзорный комитет (как много в этом слове для ДТФеров), который будет контролировать действия руководства. Почему такой контроль стал критически важным в текущей ситуации - объясним ниже.
Кроме того, размытые формулировки новой стратегии с магическими словами-маркерами: «реструктуризация», «оптимизация», «диверсификация» - сопровождаются неутешительными графиками сокращения расходов на разработку, продвижение и рекламу. Любому зрячему становится понятно: студия больше не может позволить себе прежние бюджеты (хотя официально, конечно, заявят, что просто "не хотят" так много тратить). Мобильную Kingdom Hearts, анонсированную ещё в 2022 году, уже успели отменить, а чтобы подсластить пилюлю - выбросили в сеть порцию скриншотов из разработки KH4.
Да и главный слоган новой стратегии - «Перезагрузка и Пробуждение» звучит как… Ну, вы поняли
Кроме того, компания открыто заявила о переходе к «агрессивной» мультиплатформенной стратегии выпуска всех своих тайтлов. То, чего так долго ждали игроки и в чём Square Enix прежде упорно отказывала, наконец свершилось — новые проекты компании будут выходить одновременно на всех платформах.
О прибыльности PC-релизов ранее говорил и Кацура Хасино, автор Metaphor: ReFantazio из Atlus — компании, уже отошедшей от политики эксклюзивов. Правда, технически Square Enix предстоит серьёзная работа: их последние релизы показывают, что оптимизация под массовые видеокарты даётся студии с трудом.
Нынешняя ситуация отчасти напоминает середину 1980-х, когда Square опоздала на подъём Famicom и вынуждена была заходить на платформу в роли догоняющей. Хотя теперь в их распоряжении есть мощные франшизы и репутация признанного разработчика.И вот мы снова возвращаемся к 1 апреля 2025 года, когда сингапурские инвесторы приобрели значительный пакет акций SE Holdings.
Рынки отреагировали на эту сделку позитивно - акции компании сразу пошли в рост. Казалось бы, можно порадоваться за Square Enix, сумевшую привлечь крупные инвестиции. Однако повод для оптимизма, мягко говоря, сомнительный.
Причина проста: этот инвестор с "сюрпризом" (лучше бы с тем, про который многие и подумали). 3D Investment Partners уже успели зарекомендовать себя на японском рынке... но скорее скандальной репутацией в компаниях, куда приходили со своими инвестициями.
Инвестиционный активизм 3D Investment Partners
Для справки: инвестор-активист — это физическое или юридическое лицо, приобретающее значительную долю в публичной компании с целью влияния на её управленческие решения (определение БКС-Экспресс).
Собственно, представители 3D Investment Partners и не скрывают своих намерений. В официальном заявлении цели инвестиций сформулированы следующим образом: «чистые инвестиции и, в зависимости от обстоятельств, предоставление рекомендаций или внесение существенных предложений руководству».
Последствия «внесения существенных предложений руководству» уже ощутили на себе производители старейшего японского пива Sapporo Beverage. 3D Investment Partners не только публично критиковали руководство компании, но и добились изменений в её среднесрочном стратегическом плане.
Досталось и другому японскому гиганту - Toshiba.
«Когда-то культовая японская компания Toshiba превратилась в позор корпоративного управления. Совет директоров должен предпринять решительные меры для восстановления репутации».
За этим последовали конкретные действия - требования отменить практику, при которой совет директоров единолично определял кандидатуры своих членов. Инвесторы напрямую выступили против предложенных кандидатур на посты президента и операционного директора.
Для Японии, где подобные вопросы традиционно решаются за закрытыми дверями, такая публичная конфронтация - случай беспрецедентный. Это уже не просто деловые переговоры, а настоящая корпоративная битва.
В Японии инвестиционный активизм — явление не новое. Печально известный Murakami Fund неоднократно оказывал давление на руководство компаний, акциями которых владел, но всегда был готов выйти из бизнеса при выкупе своей доли — естественно, с существенной прибылью. При этом фонд никогда открыто не требовал смены руководства, предпочитая менее заметные механизмы влияния.
3D IP придерживаются принципиально иной стратегии — они предпочитают вырывать свое буквально «с мясом», причем делают это публично. Неслучайно ведущие эксперты инвестиционного консалтинга уже окрестили их «самыми агрессивными и устрашающими инвест-активистами Японии».
Примечательно, что сингапурские инвесторы переходят к публичным заявлениям только при сопротивлении со стороны руководства компании. Пока же Square Enix помалкивает.
Все всё понимают
Как говорил небезызвестный слуга олигарха Потанина «Все всё понимают». Акционеры Square Enix — люди неглупые и прекрасно осознают, с кем имеют дело. Японская экономика демонстрирует неоднозначные результаты последние пять лет, но системные проблемы — стареющее население и миграционный протекционизм — продолжают давить на все отрасли. Ключевой вызов для промышленности — неуклонное снижение производительности труда.
Square Enix, как и другие японские компании, пытается компенсировать кадровый дефицит, в том числе созданием подразделения ИИ-разработки. Однако пока единственный ощутимый результат — сокращение числа проектов.
Объявленная трехлетняя стратегия компании провозглашает «возврат к истокам»: уменьшение количества релизов и ставка на внутренние студии. Сумеет ли Square Enix возродить дух своих золотых 1990-х или это окажется бесплодными попытками механически перенести прошлое в настоящее — покажет время.
Главное помнить: когда компания выпускает «шедевры» уровня Forspoken, проваливается с Babylon's Fall или предлагает бледную копию Splatoon (Foamstars), рано или поздно к ней могут постучаться те, чьего визита она бы точно не желала.
Больше интересного о японской индустрии видеоигр и не только у меня в ТГ-канале