Отомо Кацухиро. Инноватор

Кто-то толкает своё видение. А кто-то – индустрию.

За свою относительно недолгую историю японская анимация успела разрастись до мировых масштабов популяризовать многих аниматоров. Но в то время, как некоторые из них известны за счёт своего уникального видения, другие двигают индустрию вперёд.

Отомо Кацухиро. Инноватор

Отомо Кацухиро родился 14 апреля 1954 года в Томе, префектура Мияги, на севере Японии. Будучи подростком, увлекался западными фильмами, такими как «Бонни и Клайд» (1967), «Бутч Кэсседи и Санденс Кид» (1969) и «Беспечный ездок» (1969). Ему стали близки герои, которые покидают свой дом навстречу неизведанному.

Вдохновил юного Отомо на выбор своего ремесла популярный в шестидесятые мангака Сётаро Исиномори («Kamen Rider», «Cyborg 009»). В частности его работа о том, как рисовать японские комиксы «Mangaka Nyuumon» («How to draw a Manga», англ.). В старших классах Отомо показал редактору издательства Futabasha свою работу «A Gun Report», адаптацию новеллы «Маттео Фальконе» французского писателя Проспера Мериме. Редактор попросил связаться с ним после окончания школы. В 1973 году Отомо, также как герои его любимых фильмов, покинул Томе и отправился в Токио.

«Mangaka Nyuumon», издание 1988г.
«Mangaka Nyuumon», издание 1988г.

Свою карьеру он начал в журнале Manga Action («Lupin the Third», «Old Boy»), где публиковал короткие работы в разных жанрах. В 1979 году он рисует свою первую значимую сериальную мангу «Fireball», предвосхитившую направление его будущих работ. Но, не успев её закончить, выпускает свою самую популярную на тот момент серию «Domu: a Child`s Dream». Манга повествует о старике и девушке, получивших экстрасенсорные способности. «Domu» – первая в истории манга, удостоившаяся премии Гран При японской НФ.

В конце 1982 г. Отомо начал свой новый сериал, «Akira» (печатался в свежевышедшем Young Animal). В нём он переиначил любимую с детства мангу Tetsujin 28-go, про мальчика, который с помощью меха-робота борется с преступностью. «Акира» повествует о дистопическом будущем, где на улицах царят бандиты-байкеры, а военные проводят секретные опыты на людях в попытке сделать из них оружие.

«Akira», 1982г.
«Akira», 1982г.

Впервые над аниме Отомо поработал в том же 1982 году. Он выступил дизайнером персонажей для полнометражной ленты «Genma Taisen». Производство аниме так вдохновило Отомо, что в 1987 году он приложил руку к двум фильмам онтологиям («Neo Tokyo» и «Robot Carnival»). А когда ему предложили экранизировать «Акиру», Отомо согласился, но при условии, что будет на руководящей должности.

Akira

Отомо Кацухиро. Инноватор

Действие «Акиры» происходит в дистопическом будущем, городе Нео-Токио. Большее число населения недовольно действиями правительства и устраивают бунты, а на дорогах властвуют банды байкеров, погрязшие в междоусобных войнах. В их число входят и главные герои – Тетсуо и Канеда. Во время одной из таких стычек они сталкиваются со странного вида детьми, обладающими телепатическими способностями.

Фильм создавался на западный манер. Диалоги были записаны заранее, что позволило полностью анимировать мимику персонажей. Для контроля качества и целостности сцен использовался Quick Action Recorder. Аппарат позволял на раннем этапе просматривать материал и сверять синхронизацию речи актёров с их нарисованными альтер-эго. Ночной город требовал множество ярких неоновых огней, поэтому для освещения использовался дополнительный слой, и иногда не один (похожую технологию использовал американский аниматор Ричард Уильямс в «Кто подставил Кролика Роджера», 1988г.), а художники специально для фильма синтезировали более пятидесяти новых оттенков.

Пример работы Quick Action Recorder

На начало продакшна первоисточник ещё не был закончен, поэтому Отомо пришлось адаптировать первые два имевшихся тома. Про того самого Акиру в фильме сказано очень мало и почти что вскользь, в то время как в манге он, как и многие другие персонажи, имеющие в фильме эпизодические роли, – полноценное действующее лицо.

Целью экранизации собственной манги Отомо ставил, как бы абсурдно это ни звучало, не саму историю (экранизированы были примерно лишь два тома из шести), а способ её рассказать. Эксперимент обошёлся в 9 млн $, и на момент выхода «Akira» был самым дорогим анимационным фильмом в Японии.

Реклама vhs на канале Sci-Fi

Успех «Акиры» на Западе можно рассматривать с разных точек зрения. На рубеже десятилетий, как раз в эпоху vhs-бума, какое-либо аниме неизбежно бы зародило зачатки нынешнего фэндома. В 80-ые мировые тренды крутились вокруг киберпанка: «Бегущий по Лезвию» со временем приобрёл культовый статус, а людей уже пугали роботом-убийцей из будущего в «Терминаторе». Но, с другой стороны, «Akira» – само по себе произведение исключительного характера, даже сейчас выделяющееся из-за технической сложности производства. До сих пор в мировой культуре можно увидеть отсылки и оммажи к нему, особенно к фирменному мотоциклетному торможению.

Отсылки-отсылочки!

Забавное совпадение: действие фильма происходит в 2019 году, и Япония готовится принимать Олимпийские Игры. Последнее противостояние Канеды и Тетсуо как раз проходит на строящемся стадионе.

Недостроенный стадион в Нео-Токио, 2019г.
Недостроенный стадион в Нео-Токио, 2019г.

Самому создателю фильм поначалу не понравился. Не досидев премьерный показ, он ушёл домой, где с горечью сообщил жене о провале. Он считал, что из-за недостатка бюджета и времени вторая половина фильма получилась не совсем удачной. Впоследствии он всё же принял картину более тепло, но это случилось лишь много лет спустя…

Отомо на байке Канеды
Отомо на байке Канеды

Steamboy

После «Акиры» Отомо успел поработать над несколькими фильмами-антологиями и посидеть в кресле продюсера для некоторых straight-to-vhs работ. Отдельного упоминания достойны знаменитые «Memories» («Воспоминания о будущем», рус.) 1995г., где дебютировал в качестве сценариста бывший ассистент Отомо и его давний знакомый Сатоси Кон.

Отомо Кацухиро. Инноватор

Следующий крупный проект, «Steamboy», с самого начала планировалось делать с использованием компьютерной графики. Таким образом Отомо поставил перед собой интересное испытание: с помощью новейших технологий изобразить викторианскую Англию.

История крутится вокруг семьи Стим и артефакта «стимболл», чья энергия способна поддерживать функциональность целого города. Молодой Рэй Стим волей судьбы оказывается втянут в противостояние двух корпораций, стремящихся завладеть артефактом.

Отомо Кацухиро. Инноватор

Фильм в очередной раз побил рекорд по бюджету (22 млн $), и на момент релиза в 2004г. был самым дорогим анимационным фильмом в Японии. Производство фильма длилось почти десять лет, что, несомненно, не пошло фильму на пользу: в сценарном плане «Стимбой» не ощущается цельным произведением, а главные герои, в отличие от Канеды и Тетсуо, потеряли ту «взрослую серость», которую ждали от Отомо его фанаты. Первые три года производства команда аниматоров с нуля разработала необходимый софт. Позже самого «Стимбоя» пришлось пересобирать как минимум два раза.

Отомо Кацухиро. Инноватор

Но с технической точки зрения усилия команды не пропали даром. Было добавлено несколько дополнительных этапов анимирования. После этапа раскадровки аниматоры создавали трехмерное окружение и с помощью моделей персонажей и виртуальной камеры имитировали сцену. Затем рисовали самих персонажей вручную. Текстуры на 3д-полигонах также рисовались вручную, а некоторые элементы бэкграунда и вовсе были плоскими (подобную технологию использовала студия Ghibli, начиная с «Принцессы Мононоке», а также сам Отомо в некоторых сценах фильма-антологии Memories 1995г.).

Этапы производства «Steamboy»

Фильм провалился и в домашнем, и мировом прокате. Но «Стимбой» был больше инвестицией в будущие проекты. С помощью наработанных схем производства и специально разработанного софта Studio 4°C выпустила уже не один фильм, не считая бессчётное количество короткометражек и рекламных роликов.

Производство «Акиры» и «Стимбоя» было весьма схоже с научными открытиями. Отомо с командой, в попытках придать картинам новизны, постоянно решал сложнейшие задачи, встававшие у них на пути.

Другие работы

Отомо Кацухиро. Инноватор

Новаторство Отомо Кацухиро не ограничивалось только этими двумя фильмами. В начале карьеры мангаки Отомо, вдохновившись работами японских иллюстраторов Ёку Таданори и Исаки Ёситаро, стал использовать тонкую кисточку для штриховки как основную. Поэтому окружение в его работах богато на многочисленные детали, а изображениям разного рода техники и роботов до сих пор почти нет равных. В начале восьмидесятых Отомо встал на острие японской «Новой Волны», популяризовав киберпанк в целом.

За почти сорок лет работы он поработал со множеством талантливых аниматоров, среди которых Тосиюки Иноуэ («Укрась прощальное утро цветами обещания», «Хлопушки-раскладушки», «Ребилды»), Ёсидзи Кигами (серия «Дораэмон», «Кей-он», «Хёка»), Хитоси Уэда («Сакура – собирательница карт», серия «Люпен третий»). Уже в 90-ые влияние Отомо в индустрии было настолько велико, что он без особых проблем посадил Сатоси Кона на кресло режиссёра для «Идеальной Грусти».

«Mushihi», 2004г.
«Mushihi», 2004г.

Не чужд Отомо был и кинематограф. В возрасте двадцати пяти лет он снял на собственные сбережения свой первый фильм. А в 2004 г. экранизировал «Mushishi» Урасибары Юки.

В одном из поздних интервью Отомо, выросший на манге жанра гэкига (манга, отличающаяся серьёзными сюжетами и реалистичностью визуального стиля, прим. авт.), признался, что ему не нравится нынешнее состояние аниме-индустрии, в частности потакание желаниям отаку. Но бросать ни создание аниме, ни рисование манги в ближайшем будущем не планирует.

ЗЫ: спасибо DTF Gang за помощь в редактировании статьи.

132132
27 комментариев

Комментарий недоступен

20
Ответить

Да понятно уж.

2
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

самое печальное что большая часть так называемых "анимешников" даже не знают старые аниме...Повседневность и гарэмники без анимации где только рот могут анимировать

2
Ответить

Акиру смотрел один раз, когда учился в университете, в первой половине двухтысячных. Тогда он мне вполне себе понравился. Но до сих пор не могу заставить себя пересмотреть. Скорее всего из-за "боди-хоррора", и эффекта uncanny valley от специфического вида персонажей (особенно когда они кричат, а кричат они там постоянно :)

1
Ответить

Я, конечно, смотрел акиру значительно больше одного раза, но впечатление схожее: при первом просмотре он мне скорее понравился, чем нет, но при последующих воспринимался всё хуже и хуже, даже не столько из-за натуралистичности, сколько из-за какой-то расфокусированности и очень странной организации повествования (если они действительно не уделяли сюжету большого внимания, это многое объясняет).
Так что историческую ценность этого фильма я, конечно, признаю, но художественную - не очень

5
Ответить

Я только при перепросмотре понял, сколь много идей вложено в этот фильм. "Акира" - монолит, который отражает едва ли не все страхи и надежды человека, жившего на стыке веков. У каждого элемента истории есть реальная основа.

4
Ответить