Победил Малению, но не скуку: первый раз прошёл Elden Ring и выбил все достижения

Игра выглядит как венец творения студии, но ощущается как переработка старых черновиков. Я восхищался эпиком, визуалом и боёвкой, но больше не хочу возвращаться. Рассказываю о своих ощущениях.

Победил Малению, но не скуку: первый раз прошёл Elden Ring и выбил все достижения

В целом я не пожалел уделённого времени. From Software снова сделали такую игру, которая засасывает не диалогами или квестами, а качественной боевой системой с прозрачной прогрессией. Постепенно становишься сильнее и принимаешь новые вызовы, как всегда — есть мотивация экспериментировать с билдами. Однако скука то накатывала, то исчезала — как приливы да отливы.

За плечами у меня пройденный Demon’s Souls (оригинал) и полностью выбитые достижения в трилогии Dark Souls. Поэтому постоянно ловил чувство: будто всё это уже видел, проходил, делал. Вот он — волк, похожий на Сифа из первой части, а вот — беготня по балкам, как в Анор Лондо, тут скорее всего провалится пол. Открытый мир работает не на поощрении за исследования, а на галочку, что «в этой пещере ты побывал». Местами Elden Ring, вместо того чтобы удивлять, душил. Не из-за сложности — её тут нет — из-за его пустоты.

Если рассматривать чисто механику боя, то после Dark Souls, особенно первой и второй частей, видно, насколько больше стало тактических возможностей. Наконец-то дали по-человечески прыгать, а не только с разбегу; появилась возможность создавать уникальные стили боя, «склеивая» оружие с активными способностями; призыв духов заменяет игроков, так что отпадает нужда стоять возле золотых знаков, если где-то застрял. Это реальный рост.

Победил Малению, но не скуку: первый раз прошёл Elden Ring и выбил все достижения

Появился коник. Правда, мне бой на нём показался неудобным и поэтому я почти им не пользовался для этой цели. Только перемещался. Даже с гигантскими тварями — ты скачешь, уворачиваешься, подрезаешь пятки — вроде бы захватывающе. Но всё равно я спешивался, потому что таким образом ощущал больше контроля и мог сильнее дамажить. Тем не менее, если подвести черту, боевая система стала такой, какой я бы хотел её видеть в остальной Souls-серии: насыщенной, гибкой, богатой на возможности экспериментировать.

Хотя и не получил от Elden Ring головокружения, но всё же могу сказать, что было ради чего играть.

Открытый мир, который не живёт

Первая попытка FromSoftware сделать настоящий открытый мир. Отличная альтернатива прямым коридорам из Dark Souls III, но я бы всё ещё предпочёл отличный дизайн локаций из первой части. Там был идеальный размер мира, мотивация его исследовать. В Elden Ring же парадокс: мир большой, красивый — и абсолютно не живой. В рельсовых Dark Souls вот эта могильная атмосфера работала, но тут мне такой подход сложно понять.

Снова этот муд... старый друг.
Снова этот муд... старый друг.

Ты гуляешь по Замогилью — красиво, огромное золотое дерево светится вдалеке. Прорываешься сквозь Озеро Гнили — жутко. Залезаешь на ледяные пики Вершины Великанов — эпично, метели как в Скайриме. Но при этом мир мёртвый. Нет ощущения, что здесь вообще что-то происходит. В The Witcher 3 у тебя есть деревни, кузнецы, люди, которые что-то делают. В Elden Ring — тишина, монстры, пустота. И несколько квестодателей с мутной историей. Враги — это не личности, а — просто мясо, которое курсирует по заданному маршруту.

По моему скромному мнению, FromSoftware сделали визуально грандиозный мир, но не наделили его смыслом. Нет живых мини-историй, разбросанных по карте, нет развития, нет иммерсивности. Ты можешь убить полсотни боссов — и ничего не изменится. Проходя очередные катакомбы или зачищая пещеру, чувствуешь очередную галочку, но не приключение. Искры от исследования открытого мира просто нет. И это грустно.

В какой-то момент я понял: мне не интересно исследовать ради исследования. Только драться. Поэтому уничтожил в себе перфекциониста и стал просто проходить игру, больше не заглядывая в каждый угол.

Победил Малению, но не скуку: первый раз прошёл Elden Ring и выбил все достижения

ГОРЫ. Их много. Безумно много. Я не знаю, что двигало дизайнерами, но ощущение такое, что 40% карты — это скалы, склоны, каньоны. Я бы понял, будь они частью нарратива или сражений, но они просто мешают тебе передвигаться, душат, искусственно растягивают путь в 5 минут на 30 минут. Даже наличие в игре коника не дало мне почувствовать себя вольным всадником. Я был скорее скалолазом, который искал где залезть, как обойти, можно ли тут спрыгнуть, не убившись. Уже к середине прохождения — меня это начало изматывать.

Открытый мир, по идее, должен вдохновлять на постоянное движение. Но в Elden Ring ты постоянно запинаешься. Причём искусственно. Ладно бы из-за врагов, а не потому что ты пытаешься понять как преодолеть очередную гору. Такое чувство, что вертикальность мира — это просто способ сделать путь длиннее. Между нужными тебе точками лежат десятки минут бесполезной скачки. Красиво? Да. Увлекательно? Уффф, ничего подобного.

Клоны

Одна из самых сильных сторон Souls-серии — это боссы. Они всегда были уникальными. Первый раз встречаясь с новым боссом, ты знал, что тебя ждёт абсолютно непохожий на предыдущий бой. А в Elden Ring ты в течение всей игры убиваешь одних и тех же противников. Речь даже не о минорных боссах, а вполне ачивочных, основных. Мог Повелитель Крови? Был. Звали его Мог Знамение. Абсолютно такой же. Только в другой локации. Всадник был в самом начале игры, готовься встретить его ещё где-нибудь. В какой-то момент ты уже не чувствуешь ничего, кроме повторов.

Я понимаю, что это экономит бюджет From Software, но убивает эмоции от схватки. Может, я бы лазил по всем пещерам хотя бы ради уникальных врагов. Но разработчики и тут убили мотивацию этим заниматься.

Конечно же, крутых боссов тоже хватает. Маления не даст соврать. Потратил попыток 15 на её убийство. Кстати, не согласен, будто она какая-то нечестная. Все её атаки прекрасно читаются. Дело в том, что она — один из немногих по-настоящему сложных боссов в игре, поэтому так кажется.

Эпичность и вторичность

Elden Ring — хорошая, красивая игра. Величественная, эпичная, боссфайты яркие, с кучей спецэффектов. Визуал заставляет останавливаться и наслаждаться видами. Архитектура Лейнделла, столицы королевства — безумно стильная. Куча крутых, отлично проработанных локаций вроде Реки Сиофры.

Победил Малению, но не скуку: первый раз прошёл Elden Ring и выбил все достижения

Но сквозь всю эту красоту и меланхоличные ноты постоянно ловишь себя на мысли: это уже было. Снова руины, мёртвый мир как в Dark Souls, только зачем-то открытый. Проклятые мертвецы вокруг, гниение, павший Золотой порядок — аналог заката Эры огня. Падшие боги, сумасшедшие герои прошлого. Всё это уже мелькало, просто под другими именами. Я не удивлюсь, если в Elden Ring II окажется, что правильная концовка та, где Погасший восстановил Золотой порядок, но это ВНЕЗАПНО, окажется ошибкой, и он лишь продлил агонию мира.

Сюжетный контент в Elden Ring ощущается одновременно обязательным и пустым. Если не выполнишь квест Ренни — не увидишь игру полностью, но если выполнишь — ничего не изменится, кроме концовки. Тут кроется ответ на вопрос, почему я за жалкие 60 часов сделал все достижения. Потому что, просто откатывал сохранения назад, сделав все три концовки за одно прохождение. Игра не мотивировала меня проходить её заново.

Победил Малению, но не скуку: первый раз прошёл Elden Ring и выбил все достижения

Elden Ring — это более красивая обёртка, прогресс в боевой системе, но старый стержень. Постоянно слышу о том, как игру записывают в шедевры — но где это чувствуется? В сюжете, который снова надо собирать по обрывкам? Лор — глубокий, да. Но в общем и целом — не новый. Как всё началось в Demon’s Souls, так и продолжалось в Dark Souls, а теперь и тут. Если в боёвке — ладно, наверное.

FromSoftware — это боги геймдизайна и стиля. Elden Ring — как бы венец их творения. Именно поэтому у меня были очень высокие ожидания. Не поймите меня неправильно. Игра хорошая, но просто не смогла меня удивить.

Да, но вообще-то — нет

Достижения в Elden Ring оказались самыми простыми. Спасибо за отсутствие надобности фармить ковенанты (как вспомню, аж бесит). Я достаточно исследовал этот мир, хорошо прокачался и кайфанул. Это был динамичный и эпичный опыт. Однако после финальных титров я не получил ощущения, что прощаюсь с чем-то великим. Может первый Dark Souls и не был таким эпиком, но до сих пор, проходя его, я хотя бы ощущаю чувство лёгкой меланхолии. В Elden Ring я просто закончил тур по возможностям движка From Software.

Победил Малению, но не скуку: первый раз прошёл Elden Ring и выбил все достижения

Конечно, я не могу не уважать объём проделанной работы. Боевая система стала круче, интереснее — её бы запихать в первый Dark Souls и вот она — игра моей мечты. Но я не могу закрыть глаза на искусственно раздутые масштабы, повторы, бессмысленных боссов в пещерах. Открытый мир здесь — скорее барьер к твоей цели, чем свобода.

Первое время в Elden Ring очень легко потеряться. Потому что ты не знаешь куда тебя пойти, чтобы твои действия хоть что-то начали значить. Ты просто движешься по точкам, бьёшься, смотришь красоты, идёшь к другой точке. Я удалил эту игру одновременно с уважением к труду разработчиков, восхищением и с облегчением, к сожалению, тоже.

Это было только личное ощущение от игры. Не призываю никого считать моё мнение правильным. У каждого оно своё — и это прекрасно.

98
16
8
3
1
1
1
1
182 комментария