Страсти по Матвею (2023)

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам»

Режиссёр: Сергей Ильин

Зачем смотреть: другой взгляд на повседневную жизнь духовенства, необычная любовная линия, лёгкий и непринужденный юмор

Матвей — мажор, у него состоятельный отец, который хочет побыстрее его женить, а самого Матвея в данный момент заботит только получение прихода. Но есть пара нюансов: не просто отец, а скорее батюшка, а приход церковный, и для назначения строго нужна жена.

И с этим как раз и проблема, так как внезапно для него самого Матвея бросает девушка, а по умолчанию запланированный брак срывается. В результате, молодому клирику приходится в срочном порядке погрузиться в мир православного тиндера, свиданий и ортодоксального сватовства.

И Матвей не привередлив, и достойные варианты находятся довольно оперативно вопреки жесткому ограничению по времени, но главной проблемой становятся внезапные чувства к Агате — художнице из храма, который он и должен будет в скором времени возглавить.

Агата же на деле как будто полная противоположность Матвею: неформалка, тусовщица, работает в тату-салоне да и в добавок ко всему уже состоит в отношениях. Словом, и среднестатистические родители такому выбору не обрадуются, а уж идейно православные и подавно, но, как известно, запретный плод сладок.

Таким образом, на первый план выходят старые как мир дихотомические проблемы: отцы и дети, долг и свобода, любовь небесная и любовь земная. И только через их решение Матвею и удается в конечном итоге найти гармонию с самим собой.

Основная ценность фильма заключается в неортодоксальном взгляде на ортодоксальный контекст. Вероятно, не так часто задумываешься, а чем живут церковные люди, и что существует помимо строго детерминированного религией и обычаями порядка вещей. Между тем тут не так и много принципиально иного: создание семьи, карьерная лестница, мирские радости.

Что важно: фильм выдерживает достаточно тонкую грань, не переходя в явную назидательность и пропаганду за счет иронии и комических ситуаций. Это делает героев выпуклыми и реалистичными, побуждая большему сопереживанию, что дополняется порой отличными диалогами. Да и в целом передача в фильме церковного антуража выглядит умеренно приятно и благостно, без религиозного экстаза в стиле концовки «Андрея Рублёва».

Очень достойным кажется и актёрский состав: все на своем месте и в полной мере раскрывают персонажей. Отдельно можно выделить Валери Зоидову, которая вновь здорово отыгрывает очень противоречивый типаж, похожий на Анфису из «Короля и Шута».

Немного неоднозначно смотрится разве что в целом любовная линия в фильме: она концептуально стандартна с одной стороны, а с другой — не успевает в полной мере раскрыть настоящие интересы героев. Впрочем, с учётом необычного контекста ситуации, по итогу нельзя сказать, что это сильно портит общее впечатление от фильма.

Дебют для режиссёра Сергея Ильина, бывшего в юности алтарником

Для съёмок в фильме Денис Власенко (Матвей) ходил на курс звонарей

Для интерьерных съёмок был использован храм Климента Папы Римского, а для экстерьерных и уличных — храм Иоанна Воина на Якиманке и музей-усадьба Кузьминки

Буду признателен лайкам, осмысленным комментариям и в особенности подпискам

Другие мои статьи про кино и не только можно найти здесь

7
2 комментария