Погибшие покорители космоса. Длинная статья о тех, кто отправился сквозь тернии к звёздам и не смог вернуться

Мемориальная плита «Аполлона — 1»
Мемориальная плита «Аполлона — 1»

Сегодня вспомним о тех, кто погиб, пытаясь преодолеть очередной рубеж космических исследований. Даже несмотря на то, что некоторые из них так ни разу не побывали в космосе, они всё ещё остаются космонавтами, жизни который прервались раньше времени.

Предисловие

7 августа 2025 года в возрасте 97 лет умер Джим Ловелл, четырежды летавший в космос, среди которых были два полёта к Луне. Несмотря на рискованный полёт «Аполлона — 8» и серьёзную аварию «Аполлона — 13» Джим Ловелл смог вернуться на Землю, и умер спокойной смертью в почтенном возрасте в кругу членом семьи. Однако не всем космонавтам и астронавтам посчастливилось прожить такую долгую и счастливую жизнь.

Художественная инсталляция «Павший астронавт»

На данный момент является единственной художественной инсталляцией на Луне. Она представляет собой алюминиевую статуэтку астронавта, лежащую на спине, рядом с которой воткнута табличка, на которой находятся имена погибших или умерших к тому времени (1971 год) астронавтов США и космонавтов СССР.

Фотография художественной инсталляции
Фотография художественной инсталляции

Имена расположены в алфавитном порядке букв латинского алфавита, но для удобства мы будем говорить о них в хронологическом порядке.

Теодор Фримен

Теодор Фримен. Годы жизни: 18 февраля 1930 — 31 октября 1964
Теодор Фримен. Годы жизни: 18 февраля 1930 — 31 октября 1964

Несмотря на то, что Теодор Фримен не летал в космос, и не был приписан ни к одной из известных миссий, он всё ещё оставался астронавтом, поскольку был зачислен в третий набор астронавтов NASA.

31 октября 1964 года Фримен возвращался на авиабазу, однако во время захода на посадку в «фонарь» самолёта попал гусь, что вызвало появление осколков, которые были затянуты в воздухозаборник. Это вызвало пожар в обоих двигателях, и Фримен, выполнив все необходимые действия для предотвращения столкновения самолёта со зданиями, катапультировался. К сожалению, высота была недостаточной для раскрытия парашюта и астронавт разбился.

Northrop T-38 Talon — самолёт, пилотируемый Теодором Фрименом в момент трагедии
Northrop T-38 Talon — самолёт, пилотируемый Теодором Фрименом в момент трагедии

Жена астронавта узнала о его гибели лишь когда к ней домой пришёл репортёр, чтобы узнать её комментарии по этому поводу. После данного инцидента были пересмотрены процедуры NASA, для того, чтобы родственники погибших астронавтов узнавали об этом как можно быстрее.

Теодор Фримен — первый погибший астронавт NASA.

Чарльз Бассетт и Эллиот Си

 Чарльз Бассетт. Годы жизни: 30 декабря 1931 — 28 февраля 1966
 Чарльз Бассетт. Годы жизни: 30 декабря 1931 — 28 февраля 1966

Чарльз Бассетт, как и Теодор Фримен был зачислен в третий набор астронавтов NASA и так же не успел побывать в космосе.

Эллиот Си. Годы жизни: 23 июля 1927 — 	28 февраля 1966
Эллиот Си. Годы жизни: 23 июля 1927 —  28 февраля 1966

Эллиот Си являлся членом второго набора астронавтов NASA. Вместе с Нилом Армстронгом был назначен дублёрами экипажа «Джемини — 5», что сделало их первыми гражданскими лицами, отобранными для космического полёта (хотя и гипотетического). Позже Эллиот Си и Чарльз Бассетт были назначены в основной экипаж «Джемини — 9»

Возвращаясь с тренировочного полёта, самолёт Эллиота Си и Чаhльза Бассетта врезался в здание, находящееся в 300 метрах от взлётной полосы. Оба астронавта погибли мгновенно. Причиной столкновения стала плохая видимость, в тот день шёл сильный дождь со снегом, а над взлётной полосой был густой туvан.

У Эллиота Си остались жена и трое детей, у Чарльза Бассетта остались жена и двое детей. После гибели основного экипажа миссия «Джемини — 9» была переименована в «Джемини — 9А», а в космос полетели дублёры основного экипажа: Томас Стаффорд и Юджин Сёрнан.

«Аполлон — 1»

Слева направо: Эдвард Уайт, Вирджил Гриссом, Роджер Чаффи
Слева направо: Эдвард Уайт, Вирджил Гриссом, Роджер Чаффи

Самым опытным из экипажа был Вирджил Гриссом, прошедший первую космическую программу пилотируемых полётов США «Меркурий» и программу «Джемини». После приводнения корабля «Меркурий — Редстоун — 4» его люк был отстрелен слишком рано, из-за чего в корабль попала вода, и корабль затонул (был поднят со дна лишь в 1999 году), а сам Гриссом успел выбраться, после чего был спасён спасательным вертолётом.

Эдвард Уайт имел за плечами полёт «Джемини - 4», в ходе которой он совершил выход в открытый космос. Должен был стать первым человеком, вышедшим в открытый космос, однако в этом достижении его опередил советский космонавт Алексей Леонов, совершив открытый выход в ходе полёта корабля «Восход — 2».

Роджер Чаффи был отобран в третий отряд астронавтов NASA, однако во времена программы «Джемини» ему так и не предоставилось возможности слетать в космос. Однако с началом программы «Аполлон» он был назначен в экипаж первого орбитального полёта программы.

Полная запись радиопереговоров с экипажем, вплоть до момента гибели

Пожар вызвало короткое замыкание, что в богатой кислородом атмосферой перетекло в серьёзный пожар. Экипаж пытался открыть люк, однако из-за его строения сделать это быстро не представлялось возможным. Открытие люка у наземной команды техников заняло 5 минут, за это время огонь в кабине сжёг весь кислород. Последними словами переданными с борта корабля был крик о том, что они горят, и отчаянный вопль, после чего связь обрывается. По данным расследования астронавты умерли от остановки сердца, в виду отравления угарным газом.

Трагедия «Аполлона — 1» заставила пересмотреть многие технические и процедурные мероприятия, что позволило сделать корабли более безопасными в эксплуатации. Это имело свои плоды, и вплоть до трагедии шаттла «Челленджер» NASA не потеряла ни одного астронавта в ходе выполнения космических полётов. К сожалению, цена ошибки оказалась слишком высокой и три человек уже не смогли вернуться к своим семьям.

Памятная табличка, установленная на пусковом комплексе №34. Перевод текста: «В память о тех, кто принёс наивысшую жертву для того, чтобы другие могли достать до звёзд. Через тернии к звёздам, в добрый путь, команда «Аполлона-1»».
Памятная табличка, установленная на пусковом комплексе №34. Перевод текста: «В память о тех, кто принёс наивысшую жертву для того, чтобы другие могли достать до звёзд. Через тернии к звёздам, в добрый путь, команда «Аполлона-1»».

Владимир Комаров

Владимир Комаров. Годы жизни: 16 марта 1927 — 24 апреля 1967
Владимир Комаров. Годы жизни: 16 марта 1927 — 24 апреля 1967

Владимир Комаров был зачислен в первый отряд космонавтов СССР. Свой первый космический полёт совершил 12 октября 1964 года в рамках полёта корабля «Восход — 1». Полёт предшествовал полёту «Восход — 2», в ходе которого космонавтом Алексеем Леоновым был совершён первый в истории выход человека в открытый космос. Так же «Восход — 1» стал первым в истории многоместным кораблём, который вывел в космос троих членов экипажа.

Владимир Комаров славился тем, что сам любил вникать в технические особенности пилотируемого корабля. Во время подготовки корабля «Союз — 1» космонавт замечал его многочисленные недоработки, и был уверен, что полёт на 90 процентов пройдёт неудачно. Беспилотные запуски «Союзов» так же оказались неудачными, из трёх стартов не было ни одного успешного. Несмотря на это, Комаров не мог отказаться от полёта, потому что он был самым возрастным, а потому и самым опытным. Кроме того, дублёром Владимира Комарова был его хороший друг Юрий Гагарин, и переложить такую тяжкую ношу на плечи своего близкого товарища он просто не мог, не говоря уже о позоре, который повлечёт за собой отказ от полёта. По плану «Союз — 1» и «Союз — 2» должны были произвести первую в истории стыковку двух космических кораблей. Старт «Союза — 1» сопровождали множественные нештатные ситуации. Старт «Союза — 2» был отменён, а Комарову предписали начать снижение. Всё время переговоры с Комаровым (Позывной «Рубин») вёл Гагарин (Позывной «Заря»).

Схема произошедшей трагедии, а так же последние слова Владимира Комарова

Владимир Комаров смог вручную сориентировать корабль для входа в атмосферу (автоматика отказала). Однако преодолев самый сложный участок полёта (вход в атмосферу и гашение первой космической скорости) отказала парашютная система. Вытягивающий купол не смог вытянуть основной тормозной парашют, а вспомогательный запутался в стропах неотстреленного вытягивающего парашюта. В результате чего спускаемый аппарат столкнулся с землёй на скорости 140 километров в час. Космонавт погиб мгновенно, не имея ни малейшего шанса на спасение. На месте аварии тут же начался пожар.

Обломки спускаемого аппарата «Союз — 1»
Обломки спускаемого аппарата «Союз — 1»

«Через час раскопок мы обнаружили тело Комарова среди обломков корабля. По-видимому, Комаров погиб во время удара корабля о землю, а пожар превратил его тело в небольшой обгорелый комок размером 30 на 80 сантиметров.»

Из дневника Николая Каманина

Согласно неподтверждённым слухам есть версия, что Владимир Комаров в последние секунды жизни проклинал тех, кто отправил его в этот полёт, осознавая его опасность. Данное утверждение не имеет под собой никакого подтверждения (кроме «фейковой» записи, на которой без субтитров тяжело разобрать слова). До потери связи космонавт сохранял хладнокровие и звучал совершенно спокойно, потому что осознавал, что на эмоциях можно совершить ещё больше ошибок.

«Там времени-то очень мало. Слышишь, как пошёл вытяжной, и ждёшь, когда пойдёт тормозной, — это всё в течение нескольких секунд. А потом ждёшь, когда раскроется основной купол. Он не понимал, что происходит. Это всё было очень скоротечно. Удар о землю, и всё.»

Космонавт Алексей Леонов, развеивая миф о последних слова Комарова

Гибель Владимира Комарова (был главным кандидатом для советского полёта на Луну), недавняя смерть Сергея Королёва и проблемы с кораблями «Союз» не позволили Советскому Союзу обогнать американцев в лунной гонке. Владимир Комаров стал первым космонавтом погибшим в ходе космического полёта.

Эдвард Гивенс

Эдвард Гивенс. Годы жизни: 5 января 1930 — 	6 июня 1967
Эдвард Гивенс. Годы жизни: 5 января 1930 —  6 июня 1967

Эдвард Гивенс был зачислен в пятый набор астронавтов NASA, был зачислен в экипаж поддержки первого пилотируемого полёта в рамках программы освоения Луны «Аполлон — 1». Однако за свою жизнь Гивенс так ни разу не побывал в космосе, жизнь астронавта была прервана в автокатастрофе. У астронавта остались жена и трое детей.

Клифтон Куртис Уильямс-младший

Клифтон Куртис Уильямс-младший. Годы жизни: 26 сентября 1932 — 	5 октября 1967
Клифтон Куртис Уильямс-младший. Годы жизни: 26 сентября 1932 —  5 октября 1967

Клифтон Куртис Уильямс-младший был зачислен в третий набор астронавтов NASA и проходил подготовку к космическим полётам по программам «Джемини» и «Аполлон», но во времена программы «Джемини» ему не предоставилась возможность слетать в космос.

Через час после взлёта с авиа-базы Патрик самолёт, пилотируемый Гивенсом перестал реагировать на действия пилота. Он смог катапультироваться, однако это не спасло ему жизни, астронавт разбился.

Эдвард Гивенс был назначен пилотом лунного модуля под командованием Пита Конрада, который в итоге совершит вторую высадку на Луну в ходе полёта «Аполлон — 12» (Пилотом лунного модуля после гибели Гивенса стал Алан Бин).

Юрий Гагарин

Юрий Гагарин. Годы жизни: 9 марта 1934 — 27 марта 1968 года
Юрий Гагарин. Годы жизни: 9 марта 1934 — 27 марта 1968 года

Не обошла трагичная судьба и первого человека, побывавшего в космосе. Гагарин после своего полёта в космос даже не думал о завершении лётной карьере, продолжая оставаться лётчиком-испытателем и лётчиком-космонавтом. Слетать в космос второй раз Юрию Алексеевичу было не суждено.

27 марта 1968 Юрий Гагарин вместе с инструктором Владимиром Серёгиным отправились в испытательный полёт на самолёте МиГ-15УТИ. Условия видимости в тот день были нормальными, облака были на высоте 990 метров. Испытательный манёвр по расчётам должен был занять не менее 20 минут, однако уже через 12 минут Гагарин доложил о выполнении манёвра и запросил разрешения возвращаться на базу. После этого он на связь не выходил.

Владимир Серёгин. Годы жизни: 7 июля 1922 — 27 марта 1968
Владимир Серёгин. Годы жизни: 7 июля 1922 — 27 марта 1968

Обломки самолёта были обнаружены в 14:50 (Последнее сообщение Гагарина было в 10:30). Среди обломков самолёта были найдены фрагменты тел лётчиков, которые позже были опознаны сослуживцами и родными погибших. Кроме этого были обнаружены личные вещи лётчиков.

Проведя расследование государственная комиссия не смогла прийти к единому мнению о причинах гибели экипажа и лётчиков, что породило множество спекуляций и легенд, связанных с гибелью лётчиков. Изучив обломки самолётов комиссия не выявила никаких неисправностей оборудования, а в тканях погибших лётчиков не было обнаружено посторонних веществ. Официальное заявление гласит, что после выполнения манёвра самолёт перешёл в сваливание, после чего столкнулся с Землёй.

Одна из фотографий сделанный на месте крушения в 1968 году. Фотографии комиссии опубликованы лишь в 2023 году
Одна из фотографий сделанный на месте крушения в 1968 году. Фотографии комиссии опубликованы лишь в 2023 году

Павел Беляев

Павел Беляев. Годы жизни: 	26 июня 1925 — 	10 января 1970
Павел Беляев. Годы жизни:  26 июня 1925 —  10 января 1970

Павел Беляев был командиром «Восхода — 2», в ходе которого Алексей Леонов совершил первый в истории выход в открытый космос. Из-за отказа автоматики корабля посадку пришлось проводить в ручном режиме, из-за чего спускаемый аппарат приземлился далеко от расчётной точки приземления в глухой тайге. Несмотря на холод, космонавты смогли продержаться до их обнаружения спасателями, а посадка в заснеженной тайге не оказала сильного негативного влияния на их здоровье.

В последние годы жизни проходил подготовку для полётов на кораблях «Союз», однако этому помешала обострившаяся язва, от которой космонавт не спешил лечиться. С обострением язвенной болезни Павла Беляева доставили в больницу, где провели операцию, однако состояние не улучшилось, после чего была проведена ещё одна операция. Вторая операция так же не возымела эффекта, и уже не шло речи о возвращении космонавта в строй, нужно было спасти хотя бы жизнь. Однако несмотря на проблески надежды, состояние космонавта снова резко ухудшилось.

«8 января. За последние четыре дня состояние Беляева резко ухудшилось. Вишневский делает все возможное для его спасения, но положение, по-видимому, безнадежное... космонавт Беляев медленно умирает».

Из дневников Николая Каманина

Космонавт умер от интоксикации организма в следствии гнойного перитонита. Несмотря на то, что врачебная ошибка в ходе операций не была явно доказана, это заставило пересмотреть подход к медицинскому наблюдению за космонавтами (это спасло жизнь космонавту Поповичу). Несмотря на сочтённые генеральным секретарём Брежневым почести при похоронах космонавта Беляева нецелесообразными (космонавтов становилось больше, и полёты в космос становились менее престижными), ему всё же были оказаны почести, после чего космонавт был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

«Союз — 11»

Слева направо: Георгий Добровольский, Владислав Волков, Виктор Пацаев
Слева направо: Георгий Добровольский, Владислав Волков, Виктор Пацаев

Экипаж «Союза — 11» стал первыми людьми побывавшими на борту первой космической станции «Салют — 1», после того как экипаж корабля «Союз — 10» не смог попасть на станцию в виду неисправности стыковочного механизма. После стыковки со станцией экипаж приступил к выполнению работ на станции. Работа оказалась продуктивной, в ходе неё был проведён сеанс теле-связи с Землёй. С возникшим позднее мелким возгоранием изоляции проводки удалось быстро справиться, и он не повлиял на работоспособность станции. В экипаж космического корабля впервые входил астроном — Виктор Пацаев.

Полёт проходил в штатном режиме до момента перехода к стадии схода с орбиты. На высоте 150 километров произошло разделение отсеков корабля, что по официальной версии вызвало срабатывание пиропатрона вентиляционного клапана, который должен был открыться на небольшой высоте. В результате разгерметизации космонавты стали испытывать сильные боли (экипаж корабля находился на борту в тренировочных костюмах, поскольку скафандры не позволяли вмещать троих членов экипажа), но не оставляли попыток устранить утечку. Космонавтам удалось перекрыть воздушный клапан, однако не тот, из которого происходила утечка. Истинная причина утечки была обнаружена несколько позже Георгием Добровольским, однако времени на её устранение ему уже не хватило. Автоматика отработала в штатном режиме и спускаемый аппарат приземлился в расчётном районе, однако экипаж не выходил на связь. Поисково-спасательная группа обнаружила исправный и неповреждённый спускаемый аппарат с телами космонавтов внутри.

После гибели экипажа «Союза — 11» были пересмотрены правила безопасности полётов: количество членов экипажа сокращено до двух, космонавты теперь были одеты в скафандры, а конструкцию клапанов пересмотрели и внесли изменения. На данный момент экипаж «Союза — 11» является единственными погибшими непосредственно в космосе людьми.

Космонавты и астронавты, которые не вошли в список художественной инсталляции

Кроме вышеперечисленных были и покорители космоса, которые по тем или иным причинам не попали в список для художественной инсталляции «Павшего астронавта» на Луне. Гибель советских космонавтов была засекречена, что не позволяло им попасть в список (о чём Джон Янг, установивший инсталляцию, сожалел). Катастрофы с шаттлами произошли значительно позже после установки инсталляции.

Валентин Бондаренко

Валентин Бондаренко. Годы жизни: 16 февраля 1937 — 	23 марта 1961
Валентин Бондаренко. Годы жизни: 16 февраля 1937 —  23 марта 1961

О гибели космонавта Валентина Бондаренко было рассказано в моей предыдущей статье. Однако повторимся. Валентин Бондаренко погиб в результате возгорания внутри сурдобарокамеры, быстро открыть которую из-за разницы давлений с внешней средой было невозможно, став первым погибшим космонавтом. Несмотря на тяжёлые ожоги, врачи боролись за жизнь космонавта ещё в течение восьми часов, однако попытки были безуспешны. У космонавта осталась жена и двое детей. Входил в четвёрку космонавтов, готовишься к первому пилотируемому полёту на корабле «Восток».

Григорий Нелюбов

Григорий Нелюбов. Годы жизни: 31 марта 1934 — 18 февраля 1966
Григорий Нелюбов. Годы жизни: 31 марта 1934 — 18 февраля 1966

Григорий Нелюбов рассматривался в качестве одного из главных претендентов на первый пилотируемый полёт в истории, на ровне с Гагариным и Титовым. Однако ни на один из первых двух «Востоков» Нелюбов так и не попал, став лишь дублёром Германа Титова для полёта «Востока — 2». Нелюбов должен был стать третьим, а затем четвёртым, одна и на «Восток — 3» и на восток «Восток — 4» были назначены чуваш Андриян Николаев и украинец Павел Попович, чтобы продемонстрировать дружбу народ в Советском Союзе. На «Восток — 5» все пророчили полёт Нелюбова, однако всё пошло совершенно другим путём.

По одной из версий Нелюбов попался в нетрезвом виде патрулю, и доставлен в комендатуру вместе с двумя другими космонавтами (Аникеевым и Финатьевым), где сохранял наглую надменность, из-за чего был риск отправки рапорта наверх от имени дежурного комендатуры. К счастью, дежурного удалось отговорить отправлять рапорт, если Нелюбов принесёт свои извинения, однако сам Нелюбов приносить извинения отказался, а рапорт ушёл наверх. После этого все трое космонавтов были отчислены из отряда космонавтов, а сам Нелюбов очень тяжело переживал срыв своей космической карьеры.

Согласно дневникам Каманина создаёт несколько иная версия события. Нелюбов попытался разнять спор между подвыпившими космонавтами, что заметил патруль. В ходе словесной перепалки Нелюбов нагрубил дежурному комендатуры, и отказался извиниться. Сам Каманин обещал Нелюбову возвращение в отряд космонавтов примерно спустя год, однако этого так и не произошло. До самой смерти Королёва Нелюбов просил его ходатайства о его восстановлении, но вместе со смертью Сергея Королёва в январе 1966 года умерли и надежды Григория Нелюбова на восстановление в качестве космонавта. Отказ в назначение на должность лётчика-испытателя усугубили его проблемы с алкоголем.

«…В выписке из рапорта я прочёл (воспроизвожу дословно): «18 февраля 1966 года в пьяном состоянии был убит проходящим поездом на железнодорожном мосту станции Ипполитовка Дальневосточной железной дороги». Винить здесь судьбу, мне кажется, нельзя. Судьба была благосклонна к Нелюбову. Просто не хватило у человека сил сделать свою жизнь, так счастливо и интересно начавшуюся…»

Цитата из книги Ярослава Голованова «Космонавт № 1»

Вдова космонавта почти открытым текстом говорила о том, что космонавт ушёл из жизни добровольно, однако это не умаляет трагедии человека, не справившегося с разрушенными мечтами и стремлениями. О космонавте, который так и не побывал в космосе долгое время нигде не сообщалось.

Шаттл «Челленджер»

Экипаж STS-51L. Задний ряд слева направо:  Эллисон С. Онидзука, Шэрон Криста Маколифф, Грег Джарвис и Джуди Резник. Передний ряд слева направо: Майкл Дж. Смит, Дик Скоби и Рон Макнейр
Экипаж STS-51L. Задний ряд слева направо:  Эллисон С. Онидзука, Шэрон Криста Маколифф, Грег Джарвис и Джуди Резник. Передний ряд слева направо: Майкл Дж. Смит, Дик Скоби и Рон Макнейр

Первый полёт космического шаттла «Челленджер» состоялся 4 апреля 1983 и летал 3 года, вплоть до роковой миссии STS-51L (ставшей десятой по счёту и последней для шаттла).

Старт миссии произошёл 28 января 1986 года. Проблема появилась сразу же: из уплотнителя твердотопливного ускорителя начала просачиваться реактивная струя. Причиной неисправности считается конструкционный недостаток уплотнительного кольца, которое в результате воздействия низкой температуры (на взлётной площадке был лёд) потеряло эластичность. В результате воздействия реактивной струи, части ускорителя начали двигаться относительно друг друга, что привело к взрыву внешнего топливного бака. Несмотря на это, шаттл не взорвался, а разрушился в результате непредусмотренной аэродинамической нагрузки.

Момент взрыва внешнего топливного бака, произошедший на 73-й секунде полёта.

После разрушения шаттла известно, что как минимум трое членов экипажа остались живи внутри кабины, однако неясно, как долго они оставались в сознании, однако были обнаружены переключенные тумблеры и выключатели, что свидетельствовало о попытках экипажа стабилизировать кабину. Кабина начала своё падение с высоты 20 километров и врезалась в Землю со скоростью более 300 километров в час. Шансов выжить у экипажа не было никаких. Точные причины смерти не удалось определить в виду длительного воздействия морской воды.

Одной из причин трагедии называется недостаток корпоративной культуры в принятии решений руководителями полётов. NASA было известно о конструктивных недостатках и опасности запуска шаттла в условиях низкой температуры, однако всё это было проигнорировано. Запуски шаттлов были отложены на 32 месяца, до выполнения особых предписаний, установленных после проведения расследования.

Шаттл «Колумбия»

Экипаж STS-107. Сверху вниз: Калпана Чавла, Ричард Д. Хасбанд, Майкл Ф. Андерсон, Лорел Б. С. Кларк, Илан Рамон, Уильям К. МакКул, Дэвид Браун
Экипаж STS-107. Сверху вниз: Калпана Чавла, Ричард Д. Хасбанд, Майкл Ф. Андерсон, Лорел Б. С. Кларк, Илан Рамон, Уильям К. МакКул, Дэвид Браун

Миссия STS-107 стартовала 16 января 2003 года, и проходил в штатном режиме, за исключением отделения обтекателя крепления внешнего топливного бака. Такое отделение наблюдалось и в предыдущих миссиях и столкновения обтекателя с шаттлом не причиняли серьёзного вреда, поэтому данный инцидент был признан не угрожающим миссии. Во время миссии STS-107 обтекатель пробил отверстие в слове укреплённого углепластика, что повредило теплозащиту левого крыла шаттла.

Момент отделения обтекателя и его удар о левое крыло шаттла.

Данная проблема не проявляла себя всё время полёта, а потому миссия прошла по штатному расписанию. Однако у руководителей полёта возникало сомнение по поводу безопасности возвращения шаттла на Землю. Несмотря на все попытки получить изображение от Министерства Обороны США, сделать этого не получилось, поэтому было принято решение, что удар теплоизоляционной пеной (из которой состоял обтекатель) не мог причинить серьёзных повреждений.

В момент входа в атмосферу шаттл оказался под воздействием огромной температуры, и через повреждённую теплоизоляцию в левое крыло попали горячие газы, которые привели к взрыву пневматике. В совокупности с чрезмерными аэродинамическими нагрузками шаттл разрушился, не оставляя членам экипажа шансов на выживание.

Фотография обломков шаттла «Колумбия»
Фотография обломков шаттла «Колумбия»
Собранные осколки челнока
Собранные осколки челнока

На данный момент экипаж миссии STS-107 являются последними погибшими астронавтами.

Какова цена?

Освоение космоса — опасная и трудная работа, а потому все покорители космоса проходили изнуряющие тренировки. Однако это не могло защитить их от человеческих ошибок, стремления двух сверхдержав выиграть во взаимном космическом противостоянии, и от простой халатности. К сожалению, ценой ошибок конструкторов и руководителей часто оказывается человеческая жизнь. Однако жертвы не оказываются напрасны, и каждая трагедия делает полёты в космос и его исследование более безопасным, несмотря на страшную цену.

Если я забыл кого-то из погибших астронавтов/космонавтов, дополняйте меня в комментариях.

Завершить хотелось бы фразой с мемориальной доски «Аполлона — 1»:

«Они отдали жизни, служа своей стране в непрерывном поиске последнего рубежа человечества. Запомните их не за то, как они умерли, а за те идеалы, ради которых они жили.»

Мемориальная доска «Аполлона — 1» на стартовом комплексе №34

Per aspera ad astra!

539
77
46
8
7
2
1
1
1
230 комментариев