[НеЛонг][Лечим игровую импотенцию] Старые TBS, которые можно посоветовать для прохождения

Продолжение поста:

Пост про старые RPG внезапно для меня показал хорошие шметрики и мне даже задонатили! Отчёт по статейке: успех.
И у меня появилось желание рассказать молодым котанам про старые(до 1998г.) пошаговые стратегии в которые можно залипнуть и сегодня.

Погнали?

Гифка для привлечения внимания

Спонсорский блок

Прошлый нелонг про старые игры был продоначен уважаемым Лойсо

Уважаемый спонсор поста. 🔊

Оглавление

1. Sid Meier's Civilization (1991)

обложка
обложка

Даты выхода: 30.09.1991
Разработчик: MPS Labs
Издатель: MicroProse Software, Inc.

Sid Meier's Civilization - первая игра в легендарной серии, созданная Сидом Мейером и Брюсом Шелли и изданная MicroProse в сентябре 1991 года. В ней игрок возглавляет одну из мировых цивилизаций, начиная с 4000г до н.э., расширяет и улучшает её, продвигаясь вплоть до космической эры. Многие аспекты развития цивилизации - экономика, дипломатия, наука, военное дело - прекрасно сбалансированы, а одна из возможных дорог к победе - успешный запуск колониального корабля к Альфе Центавра.

Игра ввела технологическое древо, процедурно генерируемую тайловую карту, множество вариантов управления и поведения ИИ, заложив основы современного жанра 4X(прото-4X игры были до 1991г.). Именно Civilization впервые предложила игрокам масштабную стратегию, охватывающую всю историю человечества.

В игре были спорные моменты: древние юниты могли победить современные, так возник известный мем "фаланга против танков", что вызывало недоумение, но это оставалось в рамках игровых механик.

Зачем в это играть сегодня

Первая Цивилизация - это рафирированный геймплей: катка проходится за вечер, в ней нет долгих боёв, "душных" механик вроде усталости от войны(привет Civ3), штрафов за захват городов на всю нацию(как в Civ5), нет возни с захватом ресурсных клеток и т.п. После новых частей, игр с перегруженными механиками довольства, культуры и шпионажа первая часть ощущается более простой и свободной что-ли.

Непопулярное мнение: Civ1 благодаря пиксельной графике и топ-даун перспективе визуальней намного приятней 2-4 частей серии.

Влияние и наследие игры

Первая Цивилизация не была первой 4X-стратегией, но она закрепила этот поджанр в массовом сознании: исследование карты, расширение территории, эксплуатация ресурсов, уничтожение соперников. Это одна из самых влиятельных игр в истории, которая породила множество подражателей.
Последующие части постепенно усложняли геймплей, внося новые механики вроде культуры, золотого века, ресурсов, системы шпионажа и т.п. В начале 2025 вышла седьмая часть, которая была неоднозначно принята фанатами из-за спорных инноваций в геймплее.

2. Sid Meier's Colonization (1994)

обложка
обложка

Даты выхода: 14.05.1994
Разработчик: MicroProse Software, Inc.
Издатели: Nightdive Studios, Retroism, MicroProse Software, Inc.

Sid Meier’s Colonization - пошаговая стратегическая игра, разработанная студией MicroProse и выпущенная в 1994 году. Среди авторов - Сид Мэйер, Брайан Рейнолдс, Джефф Бриггс и Дуглас Каффман.

Игрок берёт на себя управление колониями европейской державы (Англии, Франции, Нидерландов или Испании) в Новом Свете - начиная с 1492 года. Необходимо развивать поселения, торговать с Европой, добывать ресурсы и постепенно укреплять независимость. Победа достигается объявлением независимости и победой над Королевскими войсками метрополии.

Игра предлагает глубокую экономическую модель с множеством товаров (пища, лес, меха, серебро и др.), сложными торговыми механизмами и особенностями производства. Включены элементы религиозной и политической динамики - например, кресты за религиозную свободу и колокола свободы, усиливающие революционные настроения и дающие бонусы к производству.

Зачем в это играть сегодня

Игра по геймплею не похожа ни какую 4X стратегию. В ней множество интересных и глубоких игровых механик: развитие колоний через постройку, наём и обучение специалистов, торговля с метрополией, взаимодействие с индейцами и т.п. Единственная игра на моей памяти позволяющая прочувствовать романтику колониальной экспансии.

Влияние и наследие игры

В 2008 году вышел ремейк игры - Civilization IV: Colonization на движке соответствующей игры. Это хороший ремейк с актуальной на 2008 графикой. Советую поиграть, если у Вас вдруг аллергия на пиксели.

3. Master of Orion II: Battle at Antares (1996)

обложка
обложка

Даты выхода: 22.11.1996
Разработчик: Simtex
Издатели: MacSoft Games, Wargaming.net, MicroProse Software, Inc.

Master of Orion II: Battle at Antares - это сиквел знаменитой космической 4X-стратегии, разработанный студией Simtex и изданный MicroProse в 1996 году.

Master of Orion II: Battle at Antares - это глубокая и многослойная 4X-стратегия, негативно воспринимаемый новичками из-за высокой сложности и объёма микроменеджмента, но по-настоящему ценный для настоящих стратегов. Она расширяет оригинальную концепцию огромным количеством фишек: многопланетные системы, кастомизация рас, тактические бои и уникальная сюжетная линия с Антареанцами. Игра заслуженно считается эталоном жанра и сохраняет преданных поклонников и по сей день.

Зачем в это играть сегодня

Это одна из лучших 4X стратегий всех времен и народов: Explore, Expand, Exploit, Exterminate тут реализованы в полном объёме: разведка туманной карты, колонизация, экономика, наука, флот и дипломатия. В игре идеальный баланс всех игровых механик. В эту игру должен поиграть каждый кто увлекается стратегиями.

Влияние и наследие игры

Прямой наследник Master of Orion III (2003) не стал развивать идеи второй части и сделал упор на макромендмент космической империи. Игра стала абсолютно иной по геймплею и лишилась былого шарма. Как следствие игра не стала популярной.
Master of Orion: Conquer the Stars (2016) - хорошая игра по-мотивам второй части с оказуаленными механиками для нового поколения геймеров.
У серии богатое наследие: 4X космо-стратегий сегодня как грязи на любой вкус и цвет: Endless Space, Stellaris, Sins of a Solar Empire, Galactic Civilizations.

4. Heroes of Might and Magic II: The Succession Wars (1996)

обложка
обложка

Даты выхода: 01.10.1996
Разработчик: New World Computing
Издатель: The 3DO Company

Heroes of Might and Magic II: The Succession Wars (1996) - классическая пошаговая стратегия с элементами RPG, ставшая одной из самых любимых игр своего жанра.

Действие игры происходит в фэнтезийном мире Энрот, где после смерти короля Айронфиста его сыновья начинают борьбу за трон. Игроку предстоит выбрать сторону в этом конфликте, управляя героями, развивая города и ведя сражения за контроль над землями. Игра погружает в атмосферу средневекового фэнтези, где магия и мифические существа играют ключевую роль.

Зачем в это играть сегодня

Игра ни капли не устарела и отлично выглядит и играется в 2025 году. Серия M&M начиная с M&M6 и HoMM3 пошла в "реалистичную" и 3D графику на технологиях того времени и лишилась "ламповости" старых мультяшных частей.

Непопулярное мнение: вторые Герои красивее и ничем не уступают в геймплее третьим.

Влияние и наследие игры

Heroes of Might and Magic II получила высокие оценки критиков и игроков за глубокий геймплей, стратегическую сложность и богатый мир. Игра стала основой для дальнейших частей серии и оказала большое влияние на развитие жанра пошаговых стратегий.

5. Master of Magic (1994)

обложка
обложка

Даты выхода: 01.09.1994
Разработчик: Simtex
Издатели: Slitherine Ltd., MicroProse Software, Inc.

Master of Magic - это пошаговая стратегия 4X (Exploration, Expansion, Exploitation, Extermination), разработанная Simtex и изданная MicroProse в 1994 году. Игрок выступает в роли могущественного волшебника, стремящегося подчинить два параллельных мира - Арканус и Миррор - с помощью армии, магии и мудрой стратегии.
Master of Magic (1994) - это по праву классика: сложная, многофакторная 4X-стратегия, которая вдохновила десятилетия фэнтезийных стратегий и до сих пор остаётся эталоном жанра.

Зачем в это играть сегодня

Это самый лучший Civilization-клон: построение могучей империи в фентези сеттинге, хорошие тактические бои и RPG элементы.

Влияние и наследие игры

В 2022 году вышел ремейк от Slitherine, который многие ругают за устаревший геймплей и слабую графику.

Оригинальной игрой вдохновлялись почти все 4X фентези стратегии: такие игры как Age of Wonders, Warlock: Master of the Arcane, Fallen Enchantress и Eador.

6. Emperor of the Fading Suns (1997)

обложка
обложка

Даты выхода: 28.02.1997
Разработчик: Holistic Design
Издатель: Holistic Design

Emperor of the Fading Suns (1997) - это амбициозная пошаговая стратегия 4X от Holistic Design, основанная на их настольной ролевой игре Fading Suns. Игра сочетает элементы политической интриги, феодальных конфликтов и научно-фантастической экспансии, предлагая игрокам уникальный опыт в жанре стратегии.

Действие игры разворачивается в будущем, где человечество, используя звёздные врата, распространилось по галактике. Однако цивилизация погружается в хаос, и на её обломках восходят феодальные дома, стремящиеся к власти. Игроки берут на себя роль одного из этих домов, сражаясь за титул Императора на фоне упадка и разрушения.

Зачем в это играть сегодня

Это глубокая и многослойная стратегия, которая, несмотря на технические недостатки, предлагает уникальный опыт в поджанре 4X.Сеттинг похож на Дюну Фрэнка Герберта с примесью Warhammer 40K: космофеодализм с войной за престол пяти Великих домов. Для победы необходим захват и удержание планет с ресурсами, а также устранение вражеских домов.
Игра геймлейно - смесь Master of Orion 2 с космической экспансией и Civilization на уровне планет. В игре 43 планеты, каждая со своей отдельной картой. Да, это трехмерные шахматы. Также в игре есть: планета-столица, где запрещены боевые действия, но можно убивать вражеских дворян ассасинами: наличие дворянина Великого дома на планете-столице даёт право на голосование за регенство. Можно сбрасывать вирусные бомбы для геноцида целых планет.
Есть война с ксеносами: симбиотами и местным аналогом Тау из Вахи. Есть аналог Кадии из той же Вахи - планета запирающая сектор с симбиотами, планетой руководит назначеный регентом дом.
Помимо пяти домов есть торговая федерация и церковь со своими гейплейными фишками. В общем в игре множество геймплейных фич, которых нет в других играх жанра.
Если вы ищете игру с богатым миром, политическими интригами и сложными механиками, Emperor of the Fading Suns стоит вашего внимания. Игра не без серьёзных минусов, но пройти её один раз всё таки стоит.

Влияние и наследие игры

Слишком амбициозная игра, идеями которой можно восхищаться и сегодня. К сожалению игра из-за чрезмерной сложности и технических недоработок не стала хитом, и не получила идейных потомков, развивающий идеи игры.

7. X-COM: UFO Defense (1994)

обложка
обложка

Даты выхода: 01.03.1994
Разработчик: Mythos Games
Издатели: 2K Games, MicroProse Software, Inc., Mediaquest

X-COM: UFO Defense (1994), также известная как UFO: Enemy Unknown - это культовая пошаговая стратегия от MicroProse, ставшая основой для целого жанра и вдохновившая множество последующих игр.

Действие игры разворачивается в альтернативной реальности 1999 года, где Земля сталкивается с инопланетной угрозой. Игрок возглавляет секретную организацию X-COM, целью которой является защита планеты от пришельцев. Игра сочетает элементы тактических боёв, управления ресурсами и научных исследований, создавая уникальную атмосферу напряжённой борьбы за выживание человечества.

X-COM: UFO Defense - это не просто игра, а веха в истории видеоигр. Её глубокий геймплей, напряжённая атмосфера и стратегическая сложность делают её обязательной для всех любителей жанра. Несмотря на возраст, она остаётся актуальной и по сей день.

Зачем в это играть сегодня

Я даже не знаю с чего начать. Современный геймер знаком с играми от Firaxiх - XCOM: Enemy Unknown (2012) и XCOM 2 (2016). Да, не спорю, это хорошие игры, но это оказуаленные версии игры 1993 года.
В оригинальном X-COM можно строить множество баз по миру, каждая со своими перехватчиками, складами и лабораториями. В игре было тактическое управление перехватчиками, выбор вооружения, выбор манёвров в бою. Было возможно производство техники и оружия на продажу, можно финансировать себя без помощи стран.
В тактических боях действовали очки действия - можно двигаться, стрелять, менять оружие в любом порядке. Милионны комбинаций против системы двух действий в ход в XCOM, где единственная "тактика" - забежать во фланг пришельцу, выстрелить, промазать в упор(мем) и закончить ход, будучи на линии огня! Тактика же!
В X-COM была полноценная прокачка солдат в зависимости от их действий. И зеленные новички через несколько десятков миссий превращались в машины для убийств. "Но в XCOM есть классы и новые способности при повышении!" - скажет фанат новых игр. Да, только классы ставят ограничения на оружие, а прокачка либо немного расширяет куцые тактические возможности солдат, либо просто даёт бонусы типа "+5 к защите за каждого врага в зоне видимости штурмовика". Такое себе достижение.
Вместо дурацкого овервотча солдаты автоматом сами могли стрелять в ход противника в зависимости от атрибута реакции.
В X-COM полностью разрушаемая, процедурно генерируемые карты, чего нет в ремейках. Враги не активировались пачками при обнаружении и могли убивать из "темноты". На миссию можно было брать 14–26 солдат против 4-6 в "ремейке". Не было классовых ограничений на оружие и на количество гранат и ракет для солдат. При желании можно снести всё на карте.
В оригинале было огромное дерево исследований, где можно было пропустить важные открытия, если не захватить нужный трофей.
Этот список можно продолжать очень долго. Игры Firaxiх лучше только по графике, управлению и "кинцу".

X-COM: UFO Defense - это не просто старая тактическая стратегия, а эталон жанра, который до сих пор умеет удивлять.

Влияние и наследие игры

Революционная во многих аспектах игра: двухслойный геймплей: глобальная стратегическая карта, полный менеджмент организации и захватывающие тактические пошаговые бои с полной разрушаемостью.

Прямые наследники игры:
X-COM: Terror from the Deep (1995) такой же геймплей, но под водой и с большей сложностью.
X-COM: Apocalypse (1997) - снизила масштаб: у нас теперь защита мегаполиса вместо целой Земли и добавила тактический режим в реальном времени.
Xenonauts (2014) - хороший идейный инди "ремейк" X-COM.
XCOM: Enemy Unknown (2012) и XCOM 2 (2016) от Firaxiх - упрощённая, но популярная версия формулы, вернувшая бренд в мейнстрим.
Phoenix Point (2019) - игра от Джулиана Голлопа, создателя оригинальной X-COM, с упором на адаптивных врагов и нестандартную стратегию. Хорошая игра, которая к сожалению не стала хитом. Геймеры к 2019 году насытились XCOM клонами, а Phoenix Point была слишком похожа на XCOM, хотя и была неординарной игрой.

Говоря про непрямых наследников надо опомянуть серию UFO: UFO: Aftermath (2003), UFO: Aftershock(2005) и UFO: Afterlight (2007). Игры развивали идеи X-COM с боями в реальном времени с тактической паузой. Это были хорошие игры.

Игра получила высокие оценки критиков и игроков, став одной из самых влиятельных стратегий своего времени.
Игра входит в списки величайших игр всех времён по версиям многих игровых издательств.
Влияние и наследие X-COM: UFO Defense (1994) - это история о том, как одна тактическая стратегия превратилась в целую школу геймдизайна, вдохновившую не только прямых наследников, но и целые поджанры. Все тактические игры после 1993 года так или иначе вдохновлялись X-COM'ом.

8. X-COM: Terror From the Deep (1995)

обложка
обложка

Даты выхода: 01.01.1995
Разработчик: MicroProse Software, Inc.
Издатели: Hasbro Interactive, MicroProse Software, Inc., 2K Games

X-COM: Terror from the Deep - культовая пошаговая стратегия от MicroProse, выпущенная в 1995 году. Это продолжение X-COM: UFO Defense, которое переносит действия в подводный мир, добавляя новые механики и усиливая атмосферу ужаса.

Спустя 40 лет после событий первой игры Земля сталкивается с новой угрозой: инопланетные существа пробуждаются из глубоководных укрытий, угрожая человечеству. Игрок вновь возглавляет организацию X-COM, теперь действующую под водой, чтобы противостоять этим тварям. Игра сочетает элементы научной фантастики и хоррора, создавая напряжённую и мрачную атмосферу.

Игра получила признание за глубину и атмосферность, однако критиковалась за повышенную сложность и повторяемость. Некоторые игроки отмечают, что игра стала более трудной и менее интуитивно понятной по сравнению с первой частью. Тем не менее, многие ценят её за уникальный опыт и атмосферу.

Зачем в это играть сегодня

Это тот же X-COM (1993), только вместо войны на суше мы воюем с пришельцами под водой и иногда защищаем города и корабли от налётов. Играть во вторую часть надо, если Вы прошли первую часть и хочется что-то похожего. Во второй части почти нет инноваций, а геймплей стал сложнее: врагов сделали толще, они почти всегда сильнее и технологичнее Вас. Настоящий вызов Вашему тактическому гению.

9. Jagged Alliance (1995)

обложка
обложка

Даты выхода: 01.04.1995
Разработчик: Madlab Software
Издатель: Sir-tech Software

Jagged Alliance (1994) - это тактическая ролевая игра от студии Madlab Software, выпущенная компанией Sir-Tech. Игра сочетает элементы стратегии и ролевой игры, предлагая игрокам уникальный опыт управления наёмниками на тропическом острове.

Действие игры происходит на вымышленном острове Метавира, где учёный Джек Ричардс и его дочь Бренда просят игрока возглавить отряд наёмников для освобождения острова от захватчика по имени Сантино. Целью является восстановление контроля над ценными деревьями, сок из которых используется для производства жизненно важного лекарства. Игра погружает в атмосферу тропических джунглей, где каждый сектор представляет собой отдельную территорию с уникальными особенностями.

Jagged Alliance - это глубокая и многослойная тактическая игра с ролевыми элементами, которая предлагает игрокам уникальный опыт управления наёмниками в тропическом окружении.

Зачем в это играть сегодня

Все любители тактическх игр знают и любят Jagged Alliance 2, но мало кто из них знаком с первой игрой серии. И зря.
Да, игра по сравнинию с Jagged Alliance 2 простовата: нет глубокого стратегического режима, в боях вся тактика сводится к использованию деревья как укрытий, в игре всего 8 слотов наёмников для найма и 7 видов стволов. Маловато будет!
Тем не менее Jagged Alliance это отличная возможность познакомиться с классикой жанра и прочувствовать уникальную атмосферу наёмнической кампании, которая до сих пор не потеряла своей актуальности.

Влияние и наследие игры

У игры 2 сиквела.
Jagged Alliance 2 (1999) - культовый сиквел, который до сих пор считается одним из лучших представителей жанра. Обширная карта, десятки наёмников, глубокие тактические бои и сложная экономика.
Jagged Alliance 3 (2023) - современная часть серии с обновлённым движком, сохранившая классическую тактическую основу и добавившая новые механики.
Про непрямых наследников писать нет смысла, так как их просто очень много. Очень много!

Jagged Alliance получила высокие оценки критиков и игроков за глубокий геймплей, разнообразие персонажей и стратегическую сложность. Игра оказала влияние на последующие проекты в жанре тактических игр.

Если Вы любитель стратегических игр, то Вы просто обязаны знать и пройти как минимум раз эти игры: Sid Meier's Civilization (1991), Master of Orion II: Battle at Antares (1996), Heroes of Might and Magic II: The Succession Wars (1996), X-COM: UFO Defense (1994)

75
9
5
2
1
1
1
86 комментариев