Отличное кино, посредственная игра. Поговорим о Mafia: The Old Country
Я очень не люблю говорить о новинках, мне кажется эта ниша уже давно занята теми, у кого сильно больше аудитория, да и сделают материал они сильно быстрее чем я, так что как будто бы и смысла большого на хайптрейн запрыгивать нет. Но порой, встречаются проекты, которые очень интересны персонально мне. И Mafia стала одним из таких, а очень уж спорный прием новой игры серии только увеличил мое желание разобраться в том, а получилось ли у Hangar 13 сделать годноту. Всем привет, сейчас поговорим о Mafia: The Old Country.
По доброй традиции, для всех тех кому читать не хочется, предлагаю к ознакомлению видеоверсию:
Игре как будто бы на роду было написано выйти крайне противоречивой, ибо фанатское сообщество было расколото еще на моменте анонса и причин тому сразу-же несколько было. Ну и первой из них стала неизменная Hangar 13 на разработчиках, ибо ну многие так и не смогли простить им Mafia 3, у которой правда при всех минусах, был ряд и достоинств, который мы по ходу повествования еще вспомним, не сомневайтесь. Потом частично авторам удалось отмыть свою репутацию ремейком первой Mafia, но и тут понравилось далеко не всем. Лично я, впрочем, оказался в числе тех, кто игрой был доволен, так что второй самостоятельный проект от этих ребят очень ждал.
Ждал я его еще и из-за второй причины, которая вызвала массу споров. Видите-ли, впервые серия покинула гостеприимные берега США и переместилась на родину мафиозо, прямо в солнечную Италию, а именно на южную, омываемую со всех сторон морями, Сицилию. И у меня этот выбор сразу вызвал интерес, ибо это довольно необычный заход, который мы и в кино то редко видели, а в играх и вовсе никогда. Да и в фильмах/сериалах я так слету разве что вторую часть Крестного отца могу вспомнить, отдельные эпизоды из Сопрано, да всякие творения итальянского кинематографа, типа известного сериала Спрут. Некоторая же часть людей сразу на сеттинг набросились, опасаясь тех ограничений, которые он может наложить. Ну и тут сразу скажу, частично их опасения подтвердятся, но давайте обо всем по порядку.
И начать я хочу с самой сильной стороны игры, ибо поругать мы ее еще успеем, можете мне поверить, давайте сперва поговорим о сюжете и постановке. Хронологически это самая ранняя игра серии, действие тут стартует в самом начала XX-века. Нашего главного героя Энцо отец за долги продал на шахту, где тот и корячиться, теша себя надеждой рано или поздно уехать в Америку, где уж точно никакой бедности и рабства нет, а есть целый океан возможностей, за которые такой шустрый парнишка точно сможет ухватиться.
Ну а дальше, внезапно, начинается местами дословное цитирование сюжета первой Mafia. Наш герой в силу обстоятельств оказывается на линии огня между двумя враждующими семьями, в результате этого, одна из них предлагает ему помощь. Некоторое время поработав на них Энцо вступает в семью и начинает жить припеваючи.
Он счастлив, все у него идет хорошо и здорово. Семья дает ему дом, стабильную работу, настоящих друзей и жизненные перспективы, но чем дальше развивается история, тем глубже он погружается в преступную жизнь, постепенно понимая, что за ярким фасадом нет ничего кроме жадности, крови и смерти.
Ну а после этого он проходит некий катарсис, пусть и отличающийся от пути Томми Анджело в деталях, но наполненный тем же самым смысловым посылом, что сколь веревочке не виться, рано или поздно за свои преступления придется платить.
Параллельно с аркой самого Энцо, развиваются и истории наших товарищей, основных которых двое, один более мудрый и уравновешенный, этакий друг и учитель в одном флаконе.
Другой же яркий весельчак балагур, образ которого очень сильно напоминает мне нечто среднее между Полли из первой части и Джо из сиквела.
Правда пусть эти персонажи и довольно простые, но, знаете, они запоминаются и оставляют после себя очень приятное послевкусие. Плюс каждый существует не в личном вакууме, а также несет дополнительные смыслы и их путь важен как для Энцо, ведь некоторые моменту помогают ему принимать правильные решения, так и для игроков, потому что тут аккурат как в ветках Сэма и Полли раскрывают разные вариации судеб преступников.
Есть у нашего героя и любовный интерес, куда уж без него, ветка с которой в деталях так же напоминает то, что проходил Томас Анджело, пусть и со своей перчинкой. Опять же, любовная линия довольно простая и читаемая, но в нее веришь, ибо мотивации тут прописаны адекватно, химия между героями тоже присутствует, равно как и ценность этой линии для основного сюжета.
Большую ценность для него разве что мафиозные разборки могут играть, которые тут опять же строятся ровно на тех же паттернах, что и в первой части. По началу мы видим картину несколько однобоко, мол есть наш дон, он мужик честный, своих в обиду не дает и вообще настоящий Робин Гуд. А есть его оппонент, мерзкий типочек, который каждым своим появлением в кадре прямо кричит: “Я тут главный злодей”. Но постепенно понимаешь, что оба этих товарища попадают под Аксиому Эскобара, и разница между ними очень сильно номинальная.
Да чего уж говорить, местами игра прямо эпизоды из первой части дергает, причем никак не меняя их контекст. Тут есть целых две гонки, конная и на машинах, при этом обе напоминают ту самую легендарную гонку из оригинала. Будет эпизод, который прямо один в один слизан с аналогичного из ремейка. Нам с раненым товарищем нужно будет удирать на машине от погони, при этом отстреливаясь так, чтобы нашу фуру не поломали. Тут разве что броневичка, что за нами бы гнался не хватает.
Кроме того, история местная пестрит и крайне приятными отсылками для фанатов серии, например, мы встретим молодого Лео Галанте из второй части или совсем уж ребенком Сэма из оригинала. Кроме того, можно будет побольше узнать и о других знакомых нам героях, но все такие отсылки я упоминать не буду, чтобы не спойлерить.
И тут вы скажете, поздно же ты спохватился, ты нам уже буквально основную сюжетную колею всю рассказал, куда уж больше то? И на самом деле The Old Country одно из тех произведений, которые и спойлерить то бессмысленно, ибо буквально все что будет происходить дальше читается почти сразу. Видите неприятного типа, который наезжает на нашего главного героя? Не сомневайтесь, он будет нашим персональным соперником.
Кто-то из героев начинает мечтать о будущем, не сомневайтесь, скорее всего вскоре ему конец настанет.
А то, что между нашим Энцо и его пассией будет роман, понятно буквально с первой их встречи, с мимолетной улыбки.
Но это само по себе и не плохо, пусть история и вторична и читаема, но она все равно работает. Ведь порой на первый план выходят не хитрые сценарные ходы, а просто хорошо проработанные и продуманные персонажи, в которых веришь, которым сопереживаешь и за судьбой которых интересно следить.
И еще интереснее это делать становится благодаря шикарной постановке. Вот уж к кому-кому, а к режиссеру игры у меня вообще никаких вопросов нет, потому что удалось все прямо на ура. Сразу видно, что этот человек, или люди, к вопросу подошли максимально обстоятельно и отсмотрели почти все культовые произведения про людей чести, поиграли во все игры и по итогу очень плотно укомплектовали все отсылками. Их прямо очень много, есть более удачные, есть менее удачные, но так или иначе визуальный восторг при просмотре местных катсцен все равно испытываешь довольно часто.
Но не одними отсылками богата новая Mafia, на самом деле у авторов и свои собственные идеи крайне добротные были, мой особый респект к тому, как был выполнен финал игры. И тут я на очень тонкий лед ступаю, ибо спойлерить то не хочется, но и совсем уж промолчать про него я тоже не смогу. Потому что ну тут количество символизмов на квадратный метр просто зашкаливать начинает, мало того что змей Уроборос кусает свой хвост, как бы зацикливая историю к примерно тому, с чего мы и начинали, так еще и пока экзистенциально мир для некоторых героев рушиться, от природного катаклизма разрушается и мир реальный. И как же это сильно выполнено, я пишу эти строки сразу после прохождения, когда эмоции еще максимально живы и это прямо восторг. Такой же восторг как то, что игра начинается с кадра с фотографией Эмпайр Бэй, и заканчивается кадром на Эмпайр Бэй. Ну пушка же, просто absolute cinema.
Вот только на этом, увы, однозначно положительные стороны игры заканчиваются. Ну ладно, почти заканчиваются, все же мне безумно понравились пейзажи Сицилии, все эти виноградники, речушки, курсирующие где-то вдали корабли, мощеные улочки маленьких городков, все это вызывает какие то вайбы RDR 2 и мне очень уж нравится. У этих пасторальных пейзажей есть и обратная сторона, которая уже больше к геймплею и концепции игры имеет отношение, так что об этом чуть позднее поговорим. Но вот как чисто визуальное решение, южная Италия это просто картинка и загляденье.
А вот с геймплеем, с ним все очень сильно не просто. Я бы не сказал что он прямо отвратительный, но и хвалить мне его не за что. И прежде чем мы к каким то конкретным аспектам перейдем, мне бы хотелось пожурить студию Hangar 13 за то, что они как будто бы не учаться на своих же прошлых проектах и по какой то причине, умудряются делать плохо то, что раньше вроде бы у них вполне себе достойно выходило. Ну давайте вспомним Mafia 3, при всех проблемах игры, в целом с геймплейной точки зрения это был довольно неплохой продукт. В ней было крайне приятно стрелять, стелс не самый скверный был, в общем, если бы не обязательный гринд баз, то скорее всего и критики бы сильно меньше было.
Но вот каким то образом все эти полимеры товарищи из 13 Ангара умудрились просрать. Ну вот скажем стрельба, я не знаю как так получилось, но в The Old Country самая убогая стрельба в серии, если не брать в расчет оригинальную игру 2002 года выпуска. Стволы бахают максимально невыразительно, импакт на наши попадания тоже какой-то тухлый, а враги тупые как пробки, и все на что они способны это переть на нашего Энцо, впитывая свинец, пока не слягут замертво.
Более-менее удачно разве что дробовики получились, они и бахают эффектно и врагов валят бодро, а те от выстрелов даже отлетают немного. Тут хоть какой-то сок и какое-то удовольствие получить можно. И я уже видел мнение, что стрельба такая всратая из-за сеттинга, мол ну не было в то время нормального оружия, вот потому-то и стрелять тут неприятно. Но этот аргумент я считаю абсолютно несостоятельным, ведь в мире есть та же RDR, Hunt и Call of Juarez, где стрельбу из оружия даже более раннего периода сделали крайне сочной и вкусной. Та же RDR 2 и вовсе револьверам своего шарма придала, с взведением курка. Так что было бы желание и талант, чтобы это желание реализовать, то никаких проблем сделать тот небогатый арсенал, что нашему мафиозо доступен, по настоящему крутым по идее не было.
У меня на самом деле есть одно предположение, почему стрельбу намеренно сделали не такой приятной, как оно даже в ремейке первой Мафии было. Все по той простой причине, что авторы как будто бы хотели в этой части сделать упор на стелс. Вот только прав я или нет, сказать довольно сложно, потому что местный стелс сосет чуть ли не больше чем стрельба.
И вроде в базе то своей все нормально, есть индикаторы обнаружения, есть возможности врагов устранять, причем тут даже альтернативы есть: можно убить быстро, но тогда потратить заряд ножа, а можно убить медленно, через небольшое QTE, но при этом сохранить все ресурсы.
Тело убиенного потом можно спрятать в ящик, прямо как в игре про лысого Агента 47.
Вот только все эти зачатки ломаются под то, что ИИ тут тупой настолько, что даже его сравнение с пробкой будет звучать как комплимент. Большая часть болванов просто стоит на месте, причем стоит так, что вас они спалят лишь в том случае если вы прямо на них побежите, других вариантов я просто не знаю. Те же кому все таки прописали какие-то маршруты патрулирования максимально тупо ходят по прямой от точки А до точки Б, никуда не сворачивая. То есть та же опция с прятанием трупов ну вообще не нужна, потому что по карте банально некому ходить и никто и никогда ваших жертв не найдет.
У меня трупы нашли буквально один раз, да и тот как бы произошел потому что по скрипту сзади заспавнило отряд врагов, но это скорее исключение из правил, которое к тому же было создано искусственно.
Благо прямо насильно заставлять нас стелсить особенно не будут, ну не считая нескольких эпизодов, где это сюжетно обосновывают. Но даже так, я за 10 часовую игру умудрился устать от ползаний на корточках и когда ближе к финалу мне дали такой обязательный сегмент, я его просто рашем уже пробегал, постоянно перезагружаясь. Потому что играть осторожно, по тем правилам, которые диктует игра ну просто не хотелось.
Про автомобильный и конный геймплей мне сказать особо и нечего, он ну нормальный. Если вы играли в прошлые части Мафии, то каких то откровений не увидите, но и докопаться мне не до чего. Разве что напрягала уж слишком сильная заскриптованность местных гонок или фрагментов с погонями, которая дико бросалась в глаза, особенно в том случае, когда вы баранку хорошо крутите. Стоит вам сесть цели на хвост, как она внезапно прожимает некое волшебное нитро, и просто улетает от вас на всех парах, выглядит это прямо максимально кринжово.
Единственная же механика, которую Hangar 13 прямо сами придумали, и ее я до этого нигде не видел это драки на ножах. Они вроде бы норм, есть несколько видов ударов, уклонение и парирования, и на этих инструментах вполне себе можно жить, и я бы даже претензий тут не предъявлял, если бы этих драк либо было бы немного, или они были бы опциональными. Ну как если кто-то помнит, в GTA IV была довольно продуманная система рукопашного боя, но по сюжету ей заставляли пользоваться ровно один раз, а дальше уже все на ваше усмотрение.
Но в The Old Country ситуация иная. Нам эти ножи буквально до тошноты пропихивать будут, подавляющее большинство босс-файтов тут именно в виде таких драк выполнены и если вам кого-то устранить нужно, то не сомневайтесь, рано или поздно все перейдет к поножовщине. При этом сами бои никак не развиваются и условно самый первый наш враг ничем не будет отличаться от самого последнего, из-за чего превращаются они в откровенную душнину, которая просто растягивает геймплей. Что еще хуже, это и на качестве постановки сказывается, потому что в подавляющем большинстве случаев все эти завязки для боев выглядят так криво, косо и натянуто, что даже подводки к дракам в файтингах и то логичнее кажутся.
И я все понимаю, ну да, придумали механику, которая по сути являлась единственным вашим эксклюзивом. Вполне логично, что авторы пытались ею игру наполнить, но вышло это уж слишком топорно и по итогам ближе к финалу, когда дело до очередной драки на ножах доходило, я просто начинал плеваться.
И вот эти все геймплейные секции, при всей своей посредственности, как будто бы даже более-менее работают в рамках небольшой десятичасовой игры, где-то к финалу уже душат да, но это все терпимо. Но вот знаете что, на этом все не ограничилось и к игре пришили еще несколько элементов, которые ей, будем откровенны, и не нужны особо. Они как бы есть, но играют околонулевую роль. И тут я говорю про некую прокачку, и опен-ворлд карту.
И давайте сперва с прогрессией разберемся, потому что тут все просто. За обшаривание врагов, вскрытие сундуков и нахождение треугольников мы получаем специальную валюту.
Ее можно будет тратить в магазинах, чтобы купить коня получше, машину побыстрее, оружие помощнее. А кроме того, есть еще и ожерелье, которое мы можем за эти деньги прокачать, а потом вставлять в него разные камни, которые дают минорные бафы, типа вместо двух аптечек сможете носить три, или чуть больнее стрелять.
Но честно, талисман этот на игру оказывает минимальное влияние, у меня вот товарищ ее вообще прошел, ни разу его не прокачав и даже камни там всякие не меняя. Потому что их ништяки слишком уж слабые.
То же самое относится и к покупке новых машин и оружия. В этом буквально никакого смысла нет, потому что на подавляющем большинстве заданий нам все равно выдадут набор оружия или автомобиль. Разве что коня покруче можно купить, но и он не шибко то и нужен и разницы особой не сделает. Вот и получается, что прикрутили эту типа прогрессию, просто чтобы было, ведь вроде как бы тренды, люди прокачку и все такое любят, значит и тут оно должно быть. К слову, за ту же валюту и новые костюмы для героя можно покупать, а так же свои брички и верного скакуна кастомизировать, чего я почти не делал, но оно есть, вдруг для кого это важно.
Ну и вот мы переходим к открытому миру, и эх, вот то состояние в котором он в этой игре присутствует это прямо худшая реализация подобных миров во всей серии. Просто тут он совершенно не нужен. По сути, что мы можем в этом мире делать, ну помимо того, чтобы добираться до миссий. само собой? А можем мы лутать разные колектблсы: газеты, перки для нашего талисмана, святыни, старинные треугольники, чучел лис и может быть-что то еще. Интересно ли это? Нет. Нужно ли это? Так же скорее нет, чем да. Чисто способ растянуть время в игре, для тех, кому она особенно приглянулась.
При этом никакого режима фрирайда тут нет, так что выкраивать время на поиск всего этого хлама придется прямо между миссиями, что в силу высокой насыщенности самой истории может быть очень даже не просто.
И тут фанаты серии скажут, так же всегда было, ну если в расчет третью часть не брать. В оригинале в мире разве что машины можно было воровать, в двойке постеры из плейбоя собирать и так далее. И вот тут то я и буду очень сильно не согласен. При том что технически да, миры в Мафиях всегда были мертвые и играли разве что роль декораций. Вот только раньше с ролью декораций они справлялись куда как лучше, потому что в силу проработки разных механик повышали вовлеченность игрока в основную историю.
Сейчас я поясню, что имею в виду. Возьмем вот оригинальную Мафию, едете вы на миссию, всюду снуют люди, ездят машины. В общем, город живет. А потом, вдруг, раз, и вас останавливают полицейские за превышение скорости, и вы должны им штраф оплатить. И тут игрок, сидящий по ту сторону экрана просто думает: “Ну это прямо как в жизни”. И он тут же начинает чуть лучше ассоциировать себя с главным героем, как бы пропитывается к нему эмпатией на таком, бытовом уровне.
Так же было и во второй части, где город украшали к новому году, с крыш машин сдувало снег, менты все так же могли оштрафовать вас за неаккуратное вождение и все в таком духе. А вот в The Old Country все это перестало работать и частично тому виной как раз таки выбранный сеттинг, но частично и самих авторов можно обвинить. Ведь уже не раз сегодня упомянутому RDR удавалось создавать живой мир даже на огромных, бескрайних прериях Дикого Запада. А в новой Мафии же удается создать лишь видимость жизни, при этом далеко не всегда и не везде.
Тут банально нет никакой симуляции даже на самом базовом уровне. По ходу миссий то авторы будут пытаться вручную этот мир оживлять, тут и там будут стоять разные НПС, кто-то будет работать, кто-то трепаться о чем-то. Где-то будут ездить машины, а иногда даже и поезда. Вот только все это Потемкинские деревни, и если вы шаг в сторону от того маршрута, который для вас рисовали авторы сделаете, то все. Останетесь один на один с природой. Даже банальных встречных машин, или редких пешеходов, вообще ничего этого не будет.
Просто для интереса, попробуйте отъехать в какой нибудь городок, который от цели миссии будет максимально далеко, вас туда либо вообще не пустят, как то перекрыв дорогу, либо вы увидите чертов город призрак, где вообще никого и ничего нет. Даже в старинной GTA 3 игра блин умудрялась спавнить пешеходов и трафик, тут же в этом плане совсем все плохо.
И именно по этой причине я говорю, что тут самый бесполезный открытый мир в серии, он нужен разве что затем, чтобы красивыми видами полюбоваться, но этим то я и в рамках заданий мог бы заниматься. И как мне кажется, оптимальный вариантов для The Old Country была бы не открытая карта, на которой все равно нечего делать, а крупные, заранее срежиссированные миссии а-ля последний Uncharted. Ибо в режиссуру то Hungar 13 могут, так почему бы не делать акцент на самых сильных сторонах игры, вместо того чтобы делать вот такую вот халтуру как тут. Кроме того, возможно ограничение размера локаций позитивно сказалось бы и на оптимизации проекта, и да, вы все правильно поняли, сейчас поговорим о технической части.
И вот к графике как таковой у меня претензий нет. Картинка хорошая, персонажи выглядят колоритно, машинки блестят на солнышке, чего еще надо то? Понятно, что многие сейчас начнут кидаться роликами, где пули при попадании в воду не вызывают брызгов, но вот честно, да и черт бы с ним. Если бы не все эти форсы я бы таких деталей никогда в жизни и не заметил бы.
А вот чего не заметить невозможно, так это убитой оптимизации. Она прямо очень плохая. Каждый выход из катсцены или вход в нее резал фпс, так что большинство заставок я начинал смотреть в шести кадрах. На людных городских улочках фпс в принципе выше 20 не поднимается. Если быстро ехать на машине, то видно, как прямо на наших глазах прорисовываются текстуры. И еще куча таких же мелких мелочей такого плана. Плюс походу игры я несколько раз застревал в текстурах, у меня отключалось управление, а еще разок не хотели проигрываться скрипты, из-за чего я стоял на месте и тупил пару минут, пока не перезагрузил чекпоинт. Там все заработало как надо.
Но буду честен, все это мелочи, которые с патчами должны будут править, в отличие от кривоватого и неказистого геймплея, с которым этой игре предстоит остаться навсегда.
И знаете что самое забавное во всей этой ситуации? При том что только что, я громил игру на чем свет стоит, но она мне вопреки всему понравилась. Я реально получил удовольствие после ее прохождения, потому что меня зацепила история, я сопереживал персонажам и кайфовал от постановки. В некоторой мере такой успех лично для меня можно объяснить простой фразой, что: “на безрыбье и рак рыба”. Ведь я очень люблю фильмы и игры про мафию, но выходят подобные произведения сейчас довольно редко, а потому, я готов прощать и ужасную компьютерную графику в Ирландце Мартина Скорсезе, и откровенно говоря всратый геймплей в Mafia: The Old Country. Именно по этой причине я, буквально вопреки всему, готов смело рекомендовать эту игру всем, кто к данной теме так же неравнодушен. Правда делать это все же лучше не сейчас, а к новому году. Там как раз уже и патчами оптимизацию поправят и скидки подвезут.
Ну а на этом у меня на сегодня все. Надеюсь, что было интересно. И у меня к вам вопрос, хотели бы вы увидеть Реальный исторический контекст этой Мафии? Лично мне было бы очень занимательно его делать, ибо тему я очень люблю и рассказать о ней я был бы очень сильно не прочь. Следующий лонг совсем скоро, надеюсь, что как всегда на следующей неделе. Пока.