Мне понравилась история в Silent Hill f, но не понравилась игра
Это немного странное направление для серии, но интересный эксперимент, который к сожалению тянет на дно геймплей и ужасное решение, что для полноценного прохождения нужно пройти игру два раза как минимум. В тексте будет много спойлеров.
Интересная история, с примесью японской мифологии
После первого прохождения у меня сложилось такое впечатление - история про то, как молодая девушка боится замужней жизни и что она опасается, что это изменит её, а её муж будет таким же злым алкоголиком, как и её отец. Но после второго прохождения я понял что тут всё гораздо сложнее и затрагиваются не только переживания Хинако, но и противостояние божественных сил.
На поверхности мы имеем историю о том как отец продаёт свою дочь богатой семье, чтобы погасить долги. Но за этим скрываются рассуждения о том как взрослея, люди теряют самих себя. Начинается новая жизнь, старые связи обрываются, всё меняется и человек уже сам себя не узнает, да и другие тоже. Это в игре отображено через различные ритуалы которая Хинако проходит в храме. И именно об этом переживает Хинако, которая не хочет чтобы стадия беззаботного детства заканчивалась и боится будущего в котором она потеряет свою индивидуальность и не будет её друзей, и родителей. Даже не смотря на то что она не переносит своего пьющего отца и бесхребетную мать, она всё равно боится их потерять и переживает что будет с ними, если она покинет родной дом и перейдет жить в дом мужа.
Так же Хинако страдает от внутреннего конфликта. Одна её сторона личности, хочет чтобы всё осталось как раньше, чтобы ничего не менялось и предпочитает не думать о будущем, в то время как другая её сторона понимает что избежать взросления нельзя и от реальности не убежать, поэтому она надеется что возможно её не ждёт та же судьба что её мать, и её сестру.
Но Хинако не единственный человек который страдает от внутренних конфликтов и устоев общества, которые "прогибают" человека. Я видел что в интернете пишут про её отца, что якобы сценарист просто хотел показать "мужика мразью", но это обманчивые первые впечатления. Если вы будете читать записи в журнале и письма, то узнаете что её отец не всегда был злым алкоголиком. "Когда то он тоже умел улыбаться и был весёлым" - пишет Хинако. Её отец и в долги то влез потому что хотел помочь матери Хинако с операцией, но жизнь в долгах взвалила на него огромную гору стресса, который он либо заливает алкоголем, либо выплескивает на окружающих в порывах фрустрации от его положения. И он не собирался продавать свою дочь другой семье, они сами пришли с предложением и вынудили его, так как им нужна была невеста для наследника клана.
Тоже самое касается жениха - Котоюки. Когда вы первый раз видите его в игре, вы даже его имени не знаете, но он уже в свадебном наряде, на нём маска инари и всё говорит о том что ему нельзя доверять. И кажется что он главный злодей игры, но на самом деле он такая же жертва этой навязанной ему свадьбы. Он пытается быть учтивым и играть свою роль, но на самом деле Котоюки не хочет всего этого и он потерял самого себя задолго до встречи с Хинако. В одной из концовок, есть очень милое и грустное письмо от него, где он пробует какие-то дешёвые снэки популярные среди детей, по совету Хинако, а дети у магазина учат его как правильно их есть. И он пишет что рад хоть немного "вернуть своё детство", и что он хочет пожить ради себя, воплотить свои мечты, а не жить по указам его богатого клана. Он такой же заложник общественных норм и находится под давлением общества, как и Хинако. Ещё его клану нужно чтобы наследник был женат, это же нужно демону который в него вселился.
А теперь придётся перейти к той части сюжета, которая мне показалась немного странной и не совсем в духе серии. На Silent Hill f очень сильно повлияла мифология Японии и локальные мифы Эбисугаоки, городка в котором происходит действие игры. Местные жители верят в миф о том что одна из отсеченных голов дракона Орочи, когда-то упала в их местности и стала источать яд из под земли. Так люди объясняли обилие сероводородных гейзеров и источников в области. В какой-то момент в город явился высокий монах в маске и объявил что большое кедровое дерево впитало в себя яд дракона и теперь вода не опасна. Люди поклонялись дереву и приносили различные сломанные инструменты как дары, пока дерево сожгла молния, после чего храм перенесли, а местные уверования сменились на поклонение Инари.
Дух монаха и Инари обрели форму благодаря вере людей, и у них возник конфликт за контроль над горой под которой якобы лежит голова Орочи. И это связано со свадьбой Хинако и Котоюки. Сторона монаха/дерева хочет помешать свадьбе, дабы ослабить клан Инари, сместить их с "трона" и освободить Орочи. От действий Хинако и её решений зависит судьба Эбисугаоки - если она принимает свою судьбу и свадьба проходит успешно, то Инари оставляют контроль за собой, город в безопасности, но будущее Хинако неизвестно, она всё ещё боится оказаться в той же ситуации что и мать. Если Хинако сопротивляется свадьбе, то в итоге её отпускают и она весёлая уходит в туман вместе с её лучшим другом Шу, в то время как город эвакуируют из-за серьезной утечки сероводорода. А ещё в одной из концовок, Хинако примиряется сама с собой и даёт бой сразу, и монаху, и лисьему божеству, освобождая и себя, и город от их контроля, и Котоюки который был одержим духом Инари.
Концовки у игры довольно вариативные и там очень красивые боссфайты, но лично мне не сильно нравится как тут вплетены мифы. Может я что-то не помню про SH, но мне кажется мифические существа и божества, раньше в лоре не существовали. Хотя если вспомнить 1 и 3 часть, и всю тему с культом и их верой, и тогда история SHf вполне вписывается в серию. Конечно можно взять за версию теорию что борьба богов происходит только в голове Хинако из-за того что она слишком много съела таблеток из белой клаудии, но это не сходится с концовками, в которых разные последствия для города. С другой стороны, в той концовке где Шу и Хинако убегают вместе, они шутят над галстуком Шу, хотя у него его нет. Такое возможно только если он пришёл на свадьбу Хинако в костюме и галстуке, но мы не видим эту реальность, опять же из-за таблеток.
В любом случае мне понравилось какие темы затронула игра и что в ней всё же не всё так очевидно, как может показаться на первый взгляд. Проблема только в том что, это всё можно понять только после второго прохождения.
Стакан дёгтя в бочке мёда - второе прохождение
Это ужасное решение, просто потому что первое прохождение это словно тест или пролог перед настоящей игрой. Я не вижу ни одной причины, для чего так нужно было делать и почему нельзя было бы открыть какую-то из концовок в первом прохождении. Во втором прохождении меняются некоторые катсцены и порой совсем незначительно. Чтобы не смотреть всё подряд в надежде что там будет что-то новое, можно просто смотреть в угол экрана во время катсцен. Там будет либо написано "пропустить новую катсцену", либо "пропустить катсцену". Видите первое? Смотрите целиком. Видите второе - скипайте. Ну или смотрите второй раз, но честно говоря особой ценности от пересмотра нет, вы не увидите чего-то нового, на что могли не обращать внимание во время первого прохождения.
И мне кажется если вам вообще не нравится боёвка, если вас жутко бесят обязательные столкновения с мобами, то лучше не начинайте. Изменений слишком мало, большая часть нового контента находится ближе к концу игры, если не считать некоторые новые квесты, которые растянуты на всё прохождение.
Боевая система которая страдает от самомнения разработчиков.
Меня тяжело напугать плохой боевой системой после прохождения Kingdom Come Deliverance 2, поэтому мне кажется что в плане того как боевая система сделана в Silent Hill f всё нормально. Проблема в том как её используют. В начале всё нормально противников немного, а иногда можно их просто обежать, как и советуют сами разработчики. Да и в игре классный двойной уворот, поэтому проблем нет. В те моменты я относился к монстрам как просто к неадекватным горожанам - немного раздражают, но необязательно лезть с ними в драку.
Где-то после половины игры, разработчики видимо подумали что создали чуть ли не свой Onimusha, поэтому решили что пора заставлять игрока сражаться с несколькими монстрами одновременно. Именно заставлять, делая барьеры на дальнейшем прохождения и выбрасывая в мусорку свой же совет про то что боёв можно избегать. И это невероятно бесит, потому что частенько Хинако оказывается в помещении где сильно не развернуться, при этом одна тварь будет заблёвывать пол и мешать уворачиваться от атак другого. А чаще всего, в узких пространствах и уворачиваться некуда, особенно если в комнате носится "лизун" который достанет вас на любом расстоянии. Я понимаю это survival horror, должно быть страшно от столкновений с монстрами, но когда их расставляют пачками, ценность их появления и хоть какая-то напряженная атмосфера просто обнуляются, особенно в храме где у оружия бесконечная прочность. Особенно смешно когда разрабы ставят тварь после каждой 3-5 двери и я извиняюсь за мем в тексте, но реакция тогда уже такая
И чтобы не писать отдельно, напишу тут о том что игра совершенно не страшная. Уморительно как разработчики пытаются иногда напугать какой-то деформацией обычных предметов, словно это должно вызвать какой-то ужас.
Дизайн монстров скучный и не дотягивает до уровня серии
Некоторые боссы выглядят интересно, но большинство рядовых мобов это вариации марионеток-кукол. Они выглядят очень заезженно, а некоторые монстры просто какая-то непонятная масса плоти, грибов и цветов.
В журнале главной героини есть намеки на то почему монстры выглядят так, но все идеи какие-то слишком поверхностные и прямо в лоб. Единственный дизайн который мне понравился это горка голов на ножках, которая олицетворяет сплетни среди людей, потому что эта тварь наносит урон по сознанию, что логично с учётом идеи. Но всё же нет чего-то очень запоминающегося, кроме боссов.
Интересных загадок нет
Загадки есть, но не таких где решение было бы удовлетворительным. Чаще всего вам нужно бежать прямо, по дороге прочесывая всё. Если всё прочесали, то так и будете просто прямо бежать. Какое-то интересное исследование есть в школе и в доме Хинако, а в основном всё прямолинейно. В игре может быть два затупа, когда просто нереально обнаружить один предмет и что одна голая стена, не такая как другие голые стены, но духоты нет. Кроме вот этой стены. Я понимаю что от меня хотят, но тут столько вариантов...
В итоге
Я видел утверждения что это лучший Silent Hill и я лично не могу с ними согласиться. Это конечно дело вкуса, SH бывает разный, для разной аудитории, но мне кажется если бы разработчики не мудрили с боевой системой, не придумывали прокачку, парирования, уклонения, а сделали всё проще, как было раньше, это уже бы сильно улучшило игру. Никто не просил превращать игру в Onimusha, никто не хотел врагов которые возрождаются если не всосать их души. Ну и второй косяк это обязательное повторное прохождение, чтобы понять о чём история. Разработчики просто сами себе в ногу выстрелили таким решением, потому что будет лагерь людей, которые прошли игру один раз и у них будет абсолютно другое представление о игре, чем у людей которые прошли игру несколько раз.
Мне понравилась история, она многослойная и с нюансами, но мне не понравилось всё остальное. Может для первого проекта студии, всё не так плохо, да и по меркам серии Silent Hill, были игры гораздо хуже.
C технической стороны, на моём ПК с 2070 и Ryzen 5 3600, в FHD всё было нормально, но в одной локации был лютый визуальный баг, который я ни разу в играх не видел. Каждый раз, как я смотрел на что-то (я так и не понял на что), в одной из локаций храма, на моём экране происходило вот что
Игра при этом работала нормально, просто играть нужно было либо в таком уменьшенном окошке, либо смотря в пол или в другую сторону. Очень необычный баг
PS: Шу настоящий братан!