«Чёрный клановец» Спайка Ли — расисты-идиоты и еврей-одиночка

Как «адаптация сценария» оставляет детали за бортом и компенсирует их бредом.

«Чёрный клановец» Спайка Ли — расисты-идиоты и еврей-одиночка

Осторожно, лёгкие спойлеры!

На прошедшем «Оскаре» фильм Спайка Ли «Чёрный клановец» забрал статуэтку за «Лучший адаптированный сценарий». Картина рассказывает историю темнокожего полицейского Рона Сталлворта, который начал расследование дела в отношении ячейки Ку-Клукс-Клана в Колорадо-Спрингс. К сожалению, много деталей осталось за кадром, хотя есть и нововведения, которые, правда, смотрятся весьма глупо. Плохо это или хорошо? Зависит от ваших ожиданий.

История в основе всего

70-е годы. Первый темнокожий сотрудник полиции в истории Колорадо-Спрингс просматривает объявления газеты и натыкается на рекламу Ку-Клукс-Клана. Рон (именно так его зовут) звонит по этому номеру и представляется настоящим именем, не думая, что от звонка будет польза. Он думал, что звонок приведёт максимум к получению пары рекламных брошюр от ККК. Но человек на другом конце провода предлагает Рону встретиться с ним лично, а затем — вступить в Клан.

Естественно, сам Рон пойти на встречу не мог, поэтому ему пришлось искать белого напарника. Затем они с напарником водили ККК за нос: Рон разговаривал с клановцами по телефону, в то время как его «белый напарник» общался с ними лично.

Вместе они предотвращали сжигания крестов и другие акты агрессии со стороны Клана. Причём Рон Сталлворт не просто не вызывал подозрений — координатор ячейки даже предложил ему своё место!

Но начальство приказало прекратить расследование и уничтожить все его следы, так как не хотело рисковать репутацией, если история всплывёт наружу: от сотрудника полиции во главе ККК никто бы не был в восторге. Но Рон Сталлворт вместо того, чтобы уничтожить все бумаги, забрал какую-то их часть домой.

После закрытия дела Сталлворт держал его в секрете и никому не рассказал о своей роли в нём. Он перешел в Департамент общественной безопасности штата Юта, где проработал следователем почти 20 лет и вышел на пенсию в 2005 году. А в 2014 году Рон опубликовал свою книгу, написанную на основе журнала, который он вёл в ходе расследования.

Удостоверение Рона Сталлворта - члена ячейки ККК в Колорадо-Спрингс
Удостоверение Рона Сталлворта - члена ячейки ККК в Колорадо-Спрингс

Глупость — двигатель сюжета

Каким-то невероятным образом Ли превратил эту историю в комедию. Можно просто брать случайные факты из сюжета фильма: чокнутый даже для своих клановец, всю дорогу подозревающий главных героев; «белый аватар» главного героя, встречающийся с членами ККК — еврей. А главный герой прямо во время работы под прикрытием нашёл себе девушку — президента «Союза чёрных студентов». Будто сценаристы специально брали правду из книги Рона Сталлворта и «гипертрофировали» её, пока не достигали полного абсурда. Вот и итог: многое, показанное в фильме, абсурдно далеко от реальности.

Члены клана показаны однобоко, в отличие от тех же неонацистов из «Фанатика» Генри Бина. Здесь клановцы — это однозначное вселенское зло. Хотя в реальности тот же руководитель ячейки Колорадо-Спрингс был уважаемым пожарным, который не путал личные взгляды с работой и спасал людей независимо от цвета их кожи.

Девушки, с которой Рон познакомился на выступлении активиста, тоже не было. Да, он встречался в то время с девушкой, которая впоследствии стала его первой женой. Но на том выступлении он просто перекинулся парой слов с немкой, у которой был забавный акцент.

Ну и, конечно, такого эпического финала, как в кино, у истории не было. Хотя бы потому, что главных участников этого самого «финала» не существовало в принципе.

И это далеко не все «пропавшие детали»: жена клановца, в доме которого проходило собрание, была мексиканкой, что напрямую противоречило философии клана; не было копа-расиста, арестованного в конце. Да и в клан на самом деле внедрился не один полицейский, а трое (хотя ближе к концу истории их было четверо)... Ну, вы поняли.

Повлияло ли это на качество фильма?

Так повлияло или нет?
Так повлияло или нет?

Лучик света в «тёмном» царстве

Есть много фильмов, основанных якобы на реальных событиях. Взять хотя бы огромное количество байопиков (хоть пример и не совсем корректный). Любое такое кино можно обвинить во лжи и отсутствии важных деталей. И если фильм плох, то такие претензии — лишний гвоздь в крышку гроба.

У Спайка Ли же получилось очень «лёгкое и непринуждённое», не совсем глубокое кино, которое во многом выезжает благодаря своему концепту («чёрный коп побеждает ККК»). Получилась чистокровная комедия без серьёзных идей или драмы. Тем сильнее выделяется на общем фоне съёмка инцидента в Шарлоттсвилле, вставленная в финале. Пусть многие детали тут опущены, а некоторые — утрированы до абсурда, это фильму не мешает.

Не стоит ждать от «Чёрного клановца» серьёзной истории или глубокого высказывания на тему расизма. Ли в шутливой форме рассказывает реальную историю, которая удивляет сама по себе. И делает это не только опираясь на сухие факты, но и добавляя немного от себя (правда, не всегда к месту).

Ли снял чуть ли не семейную комедию, неловко пытающуюся затронуть весьма серьёзные темы. Да и настоящему Рону Сталлворту фильм пришёлся по нраву.

Пост написан участником Сообщества Независимых Авторов DTF

Есть идеи для крутых статей? Присоединяйся!, Наш дискорд-сервер и телеграм-чат
7272
62 комментария

Сообщества Независимых Авторов DTF

49

Комментарий недоступен

1

Не так давно я посмотрел этот фильм и остался в дичайшем разочаровании.
Актерская игра не впечатляет - тот же Адам Драйвер весь фильм как полено ходит. Хотя я вру. 1 актер там всё же отыграл как надо - Пол Уолтер Хаузер. Вот он отлично сыграл Дебила Джека из Солдат Неудачи.
Вся музыка это незапоминающийся набор поп - песен тех времен, которые зачастую играю вообще не по ситуации. Как сейчас помню сцену где главный герой в попыхах едет к месту действа, а на фоне играет медляк.
Сценарий и сюжет в целом - ну это просто курам на смех. Тут история из того разряда, что если бы главных героев не было, то фильм возможно кончился бы точно так же. Всё кончилась так не потому что герои там что то сделали важное. Все кончилось так потому что злодеи умственно отсталые. И все эти параллельные сцены с "хорошим черным братством" и "плохим белым братством" не задевает вообще никак.
Герои - Мери Сью в чистом виде. Главный герой так вообще как шатл взлетает по карьерное лестнице и может вот прямо всё. Вот он в архиве, вот он уже на работе под прикрытием, вот он уже в отделе расследований, а вот он уже в ККК и т.д. За него вообще не переживаешь и банально не веришь, ибо он всегда сидит в тылу на телефоне по этому на его судьбу становится вообще наплевать. Да и за Адама Драйвера вообще не попереживаешь. Реальная опасность настигает героев только в самом самом конце фильма.
Как итог фильм абсолютная пустышка которую я не советую ни кому. Ну только если вы хотите посмотреть на великолепную игру Пола Уолтера Хаузера. Вот он красавчик.

29

Когда узнал, что фильм после просмотра в Каннах получил 6 минутные овации - я смеялся ещё дольше

22

Уверен, что это из-за абсолютно неуместной политической агитации насчет Трампа в конце. Когда последние 5 минут начали показывать какие-то сводки новостей с несчастными пушистыми неграми и ужасными белыми, которые таранят толпу, при этом перемежая все это с кадрами выступлений Трампа, я просто опешил.
Это отвратительно, когда в художественное произведение так нагло вплетают свои политические взгляды.

14