«Чёрный клановец» Спайка Ли — расисты-идиоты и еврей-одиночка

Как «адаптация сценария» оставляет детали за бортом и компенсирует их бредом.

«Чёрный клановец» Спайка Ли — расисты-идиоты и еврей-одиночка

Осторожно, лёгкие спойлеры!

На прошедшем «Оскаре» фильм Спайка Ли «Чёрный клановец» забрал статуэтку за «Лучший адаптированный сценарий». Картина рассказывает историю темнокожего полицейского Рона Сталлворта, который начал расследование дела в отношении ячейки Ку-Клукс-Клана в Колорадо-Спрингс. К сожалению, много деталей осталось за кадром, хотя есть и нововведения, которые, правда, смотрятся весьма глупо. Плохо это или хорошо? Зависит от ваших ожиданий.

История в основе всего

70-е годы. Первый темнокожий сотрудник полиции в истории Колорадо-Спрингс просматривает объявления газеты и натыкается на рекламу Ку-Клукс-Клана. Рон (именно так его зовут) звонит по этому номеру и представляется настоящим именем, не думая, что от звонка будет польза. Он думал, что звонок приведёт максимум к получению пары рекламных брошюр от ККК. Но человек на другом конце провода предлагает Рону встретиться с ним лично, а затем — вступить в Клан.

Естественно, сам Рон пойти на встречу не мог, поэтому ему пришлось искать белого напарника. Затем они с напарником водили ККК за нос: Рон разговаривал с клановцами по телефону, в то время как его «белый напарник» общался с ними лично.

Вместе они предотвращали сжигания крестов и другие акты агрессии со стороны Клана. Причём Рон Сталлворт не просто не вызывал подозрений — координатор ячейки даже предложил ему своё место!

Но начальство приказало прекратить расследование и уничтожить все его следы, так как не хотело рисковать репутацией, если история всплывёт наружу: от сотрудника полиции во главе ККК никто бы не был в восторге. Но Рон Сталлворт вместо того, чтобы уничтожить все бумаги, забрал какую-то их часть домой.

После закрытия дела Сталлворт держал его в секрете и никому не рассказал о своей роли в нём. Он перешел в Департамент общественной безопасности штата Юта, где проработал следователем почти 20 лет и вышел на пенсию в 2005 году. А в 2014 году Рон опубликовал свою книгу, написанную на основе журнала, который он вёл в ходе расследования.

Удостоверение Рона Сталлворта - члена ячейки ККК в Колорадо-Спрингс
Удостоверение Рона Сталлворта - члена ячейки ККК в Колорадо-Спрингс

Глупость — двигатель сюжета

Каким-то невероятным образом Ли превратил эту историю в комедию. Можно просто брать случайные факты из сюжета фильма: чокнутый даже для своих клановец, всю дорогу подозревающий главных героев; «белый аватар» главного героя, встречающийся с членами ККК — еврей. А главный герой прямо во время работы под прикрытием нашёл себе девушку — президента «Союза чёрных студентов». Будто сценаристы специально брали правду из книги Рона Сталлворта и «гипертрофировали» её, пока не достигали полного абсурда. Вот и итог: многое, показанное в фильме, абсурдно далеко от реальности.

Члены клана показаны однобоко, в отличие от тех же неонацистов из «Фанатика» Генри Бина. Здесь клановцы — это однозначное вселенское зло. Хотя в реальности тот же руководитель ячейки Колорадо-Спрингс был уважаемым пожарным, который не путал личные взгляды с работой и спасал людей независимо от цвета их кожи.

Девушки, с которой Рон познакомился на выступлении активиста, тоже не было. Да, он встречался в то время с девушкой, которая впоследствии стала его первой женой. Но на том выступлении он просто перекинулся парой слов с немкой, у которой был забавный акцент.

Ну и, конечно, такого эпического финала, как в кино, у истории не было. Хотя бы потому, что главных участников этого самого «финала» не существовало в принципе.

И это далеко не все «пропавшие детали»: жена клановца, в доме которого проходило собрание, была мексиканкой, что напрямую противоречило философии клана; не было копа-расиста, арестованного в конце. Да и в клан на самом деле внедрился не один полицейский, а трое (хотя ближе к концу истории их было четверо)... Ну, вы поняли.

Повлияло ли это на качество фильма?

Так повлияло или нет?
Так повлияло или нет?

Лучик света в «тёмном» царстве

Есть много фильмов, основанных якобы на реальных событиях. Взять хотя бы огромное количество байопиков (хоть пример и не совсем корректный). Любое такое кино можно обвинить во лжи и отсутствии важных деталей. И если фильм плох, то такие претензии — лишний гвоздь в крышку гроба.

У Спайка Ли же получилось очень «лёгкое и непринуждённое», не совсем глубокое кино, которое во многом выезжает благодаря своему концепту («чёрный коп побеждает ККК»). Получилась чистокровная комедия без серьёзных идей или драмы. Тем сильнее выделяется на общем фоне съёмка инцидента в Шарлоттсвилле, вставленная в финале. Пусть многие детали тут опущены, а некоторые — утрированы до абсурда, это фильму не мешает.

Не стоит ждать от «Чёрного клановца» серьёзной истории или глубокого высказывания на тему расизма. Ли в шутливой форме рассказывает реальную историю, которая удивляет сама по себе. И делает это не только опираясь на сухие факты, но и добавляя немного от себя (правда, не всегда к месту).

Ли снял чуть ли не семейную комедию, неловко пытающуюся затронуть весьма серьёзные темы. Да и настоящему Рону Сталлворту фильм пришёлся по нраву.

Пост написан участником Сообщества Независимых Авторов DTF

Есть идеи для крутых статей? Присоединяйся!, Наш дискорд-сервер и телеграм-чат
7272
62 комментария
[]