Безумная эстетика Тима Бёртона

Что повлияло на стиль режиссёра и почему его фильмы такие необычные.

Безумная эстетика Тима Бёртона

Тим Бёртон обладает уникальным чувством прекрасного. Его работы в кино всегда эстетически приятны, даже если критики и ругают их за сюжет. Фирменный визуальный стиль — безумная смесь готики, немецкого экспрессионизма и американского китча — есть в каждом фильме постановщика. С тем же постоянством режиссёр обращается и к типичным для себя темам и героям.

В центре фильмов Бёртона всегда находится чудаковатый персонаж, которого не понимают окружающие. Таким же странноватым парнем является и сам режиссёр.

Безумная эстетика Тима Бёртона

Фанат мрачной готики Тим Бёртон родился в самом солнечном штате Америки — Калифорнии. Родной город режиссёра Бёрбанк ему совсем не нравился: кроме того, что он был достаточно скучным, в нём постоянно царило лето. Не меняющаяся погода сильно раздражала Бёртона, именно из-за этого впоследствии он перебрался в дождливый Лондон.

Семья Бёртонов состояла из четырёх человек: отец Билл — бывший игрок в бейсбол, мать Джин — владелица магазина сувениров с кошками, а также собственно Тим и его младший брат Дэниел. Бёртоны жили рядом с аэропортом, поэтому типичным развлечением для них было считать, сколько времени пройдёт от появления самолёта в небе до его приземления.

Тим Бёртон (слева) с мамой Джин и братом Дэниелом
Тим Бёртон (слева) с мамой Джин и братом Дэниелом

С родителями у режиссёра с самого детства были сложные отношения: они просто не могли найти общий язык. Отец хотел сделать из сына профессионального спортсмена, сам Тим этого не хотел, но спортом всё-таки занимался: он был в школьной команде по водному поло.

Родители Бёртона были людьми со странностями. Например, они залатали кирпичом два больших окна в детской комнате старшего сына, оставив лишь небольшое отверстие около потолка. В итоге, комната маленького Тима была похожа на темницу, а чтобы посмотреть на улицу ему приходилось вставать на письменный стол. Зачем родители так поступили — не ясно, сам режиссёр никогда у них не спрашивал.

Я боялся своих родителей, родственников и того места, где я вырос. Я чувствовал себя одиноким, и именно это заставило меня развиваться самостоятельно.

Тим Бёртон, режиссёр

Непростые отношения у Бёртона были и со сверстниками: странноватый мальчик с трудом находил общий язык с одноклассниками, поэтому часто проводил время в одиночестве. Но скучать ему не приходилось. Бёртон занимал своё свободное время тремя типичными для себя занятиями. Первое — прогулки на местное кладбище Valhalla Memorial Park. Сидя на лужайке между могилами, мальчик размышлял о загробной жизни и о том, как живут работники кладбища.

Второй — просмотр фильмов. Любимым жанром Бёртона с детства были ужасы и фантастика. В особенности ему нравилось кино о монстрах: Бёртон считал чудищ самыми интересными персонажами и симпатизировал им. В одном из интервью режиссёр даже признался, что мечтал стать человеком в костюме Годзиллы.

Мои родители говорили, что я начал смотреть кино о монстрах ещё до того, как начал говорить или ходить. Я никогда не боялся монстров, скорее наоборот — сочувствовал им.

Тим Бёртон
, режиссёр

Нередко Бёртон ходил смотреть фильмы в кинотеатры, его любимым местом был театр Cornell. Маленький Бёртон отдавал предпочтение ему, потому что в заведении предлагали очень выгодный тариф: за 50 центов можно было посмотреть три фильма. Чаще всего в Cornell Бёртон смотрел фильмы ужасов категории B, например, «Кричи, Блакула, кричи» и «Доктор Джекилл и сестра Хайд».

Кадр из фильма  «Ясон и аргонавты» (1963)
Кадр из фильма  «Ясон и аргонавты» (1963)

Первым фильмом, который оказал на Бёртона действительно серьёзное влияние и подтолкнул его к карьере в кинематографе, был «Ясон и аргонавты». Будущего режиссёра поразила сцена, в которой главный герой дрался со скелетами. Этот эпизод был создан при помощи кукольной анимации мастером stop-motion Рэем Харрихаузеном.

Вдохновившись фильмом, Бёртон и несколько его приятелей решили попробовать создавать собственные кукольные фильмы при помощи камеры Super 8. Героями первых проектов Бёртона были оборотень, врач и пещерный человек.

Безумная эстетика Тима Бёртона

Третьим же любимым занятием Бёртона в детстве было рисование. С ранних лет, сидя в своей тёмной комнате, Тим погружался в мир фантазий и переносил персонажей из своей головы на бумагу. В итоге, интерес к рисунку и кинематографу привёл Бёртона в Калифорнийский университет искусств, в котором он поступил на художника-аниматора.

В университете я сначала сомневался, что могу рисовать, но несколько учителей переубедили меня, сказав: «Не беспокойся. Если ты любишь рисовать — просто рисуй».

Тим Бёртон, режиссёр

В Университете Бёртон учился успешно и создавал множество разных работ, одна из которых — рисованный мультфильм «По следам монстра-сельдерея» — позволила ему попасть на работу в студию Disney.

Первым заданием Бёртона там было создание анимации для мультфильма «Лис и пёс». В работу над милой историей о дружбе животных Тим не вписывался. Сам Бёртон говорил, что лисы, которых он пытался нарисовать для мультфильма, выглядели так, словно их переехал автомобиль. Поэтому достаточно быстро он из проекта вылетел.

Однако без работы Бёртон не сидел. В Disney ему разрешили создать первую взрослую короткометражку: ей стал шестиминутный чёрно-белый мультфильм «Винсент» (1982).

Главный герой мультфильма Винсент Маллой живёт в двух мирах: в реальной жизни и в мире фантазий, в которых он представляет себя актёром Винсентом Прайсом. К слову, Винсент Прайс — кумир детства Бёртона: он снимался во многих любимых хоррорах режиссёра. Большой удачей и радостью для Бёртона было то, что Прайс согласился лично поработал над озвучкой «Винсента».

«Винсент» показывали в кинотеатрах перед другим фильмом Disney — «Текс». Также короткометражка Бёртона участвовала в смотрах на нескольких кинофестивалях, где была хорошо принята критиками. В итоге, не смотря на то, что «Винсент» не сочетался со стилем Disney, но с учётом его успеха у критиков, боссы студии разрешили Бёртону снять ещё один фильм.

На этот раз режиссёр взялся за игровой короткометражный фильм «Франкенвини» (1984). Это кино для Бёртона очень личное и отражает его воспоминания о детстве. Главный герой «Франкенвини», мальчик по имени Виктор, решает воскресить своего домашнего любимца — собаку Спарки, которого сбила машина.

У самого Бёртона в детстве было несколько собак, одна из них — Пеппи — умерла от болезни. Режиссёр признавался, что если бы у него была возможность, он бы оживил любимца. Но так как это нереально, память о питомце он почтил фильмом. Кстати, мёртвый (или живой) пёс — персонаж, который появляется почти во всех фильмах режиссёра.

«Франкенвини» Disney планировали ставить в кинотеатрах перед полнометражным фильмом «Пиноккио». Однако после тестовых показов от идеи отказались: дети, якобы, сильно пугались истории о воскрешённой собаке.

В итоге, в 1984 году после «Франкенвини» Бёртону пришлось уйти из Disney: менять свои представления о прекрасном он не собирался, а боссов студии не устраивало то, что они спонсировали проекты, которые в итоге не могли показать своей аудитории.

Идеи стоят того, чтобы за них бороться. Зачем тратить свою жизнь на то, чтобы воплощать в жизнь чужие мечты?

Тим Бёртон
, режиссёр

После увольнения Бёртон не сидел без работы: уже в 1985 году комик Пол Рубенс предложил режиссёру вместе поработать над полнометражным фильмом «Большое приключение Пи-Ви» (1985). Обратиться к Бёртону Рубенс решил, потому что восхищался его первыми работами «Винсент» и «Франкенвини».

Кадр из фильма «Большое приключение Пи-Ви» (1985)
Кадр из фильма «Большое приключение Пи-Ви» (1985)

Фильм «Большое приключение Пи-Ви» рассказывает историю инфантильного парня Пи-Ви Германа, у которого однажды пропал велосипед. В течение всего фильма герой пытается найти любимую вещь.

В первой же полнометражной работе Бёртона легко заметить некоторые типичные элементы его фильмов: китчевые яркие декорации и главный герой, который не похож на других и ведёт себя немного странно.

Основное событие, которое произошло во время съёмок «Большого приключения Пи-Ви» — это знакомство Бёртона с композитором Дэнни Элфманом. Они так хорошо поняли друг друга и совпали в видении прекрасного, что решили больше не расставаться: после «Большого приключения Пи-Ви» Бёртон постоянно просит Элфмана написать музыку для своих фильмов.

Если бы не Тим и «Большое приключение Пи-Ви», я бы никогда не построил карьеру.

Дэнни Элфман
, композитор

«Большое приключение Пи-Ви» имел успех у массовой аудитории и показал, что Бёртон может создавать коммерчески успешное кино. Поэтому после его премьеры у режиссёра появилось сразу два рабочих проекта. Первый — чёрная комедия со сверхъестественными элементами «Битлджус» (1988).

В «Битлджусе» опять же появляются типично бёртоновкие персонажи-изгои, в этом фильме их даже два — сам Битлджус и Лидия. Первый — бунтарь в загробном мире, вторая — в реальной жизни. И Битлджус, и Лидия отличаются от других героев своим необычным внешним видом: имеют странную причёску и неестественно белые лица.

В «Битлджусе» можно заметить и любимые Бёртоном необычные пролёты камеры. Режиссёр часто просит операторов делать длинные кадры с эффектом движения по лабиринту или американским горкам. Обычно при помощи этого приёма режиссёр показывает место действия в фильме. В «Битлджусе» такой кадр показан во время заглавных титров.

Следующий большой проект режиссёра — экранизация «Бэтмена». Сам Бёртон не раз признавался, что никогда не интересовался комиксами, однако Бэтмен как персонаж ему очень нравился. Брюс Уэйн — герой, скрывающий свою личность за маской; он решил бороться со злом после детской травмы. Такой персонаж близок Бёртону по духу, кстати, как и другие жители Готэма: Женщина-кошка, Джокер, Пингвин.

Безумная эстетика Тима Бёртона

Бёртон сделал экранного Бэтмена таким, каким мы привыкли видеть его сейчас — тёмным и загадочным. В качестве вдохновения для своего фильма режиссёр использовал два самых мрачных комикса об этом супергерое: «Бэтмен: Возвращение тёмного рыцаря» Фрэнка Миллера и «Убийственная шутка» Алана Мура.

За основу образа Готэма Бёртон взял город из фильма Фритца Лэнга «Метрополис» (1927). Вообще постановщик частенько использует визуальное цитирование или отсылки к фильмам режиссёров-представителей немецкого экспрессионизма.

В «Бэтмене» Бёртон также использовал изменённую заставку с логотипом студии Warner Bros. Когда она появляется в начале фильма, то находится на фоне чистого ясного неба, которое затем медленно затемняется, превращаясь в тёмное небо Готэма. После этого практически каждый свой фильм Бёртон стал начинать с необычной заставки студии, которая работала над проектом. Даже, когда она не меняется внешне, к ней добавляется звуковое сопровождение.

«Бэтмен» получился коммерчески успешным, поэтому Бёртону предложили снять продолжение фильма «Бэтмен возвращается» (1992). Режиссёр согласился, что странно: Бёртон выступает против сиквелов и обычно от них отказывается.

Параллельно с работой над «Бэтмен возвращается» Бёртон снимал фильм «Эдвард руки-ножницы» (1990). Это первый полнометражный проект, который режиссёр создавал по собственному сценарию. Прорабатывать концепцию «Эдварда» он, как аниматор по образованию и призванию, начал со скетча главного героя.

Кстати, практически все свои работы Бёртон начинает с рисунка: часто именно вокруг маленькой картинки или одного персонажа начинает образовываться сюжет. У режиссёра очень много скетчбуков, а если их нет под рукой, то он легко рисует на салфетках, обрывках бумаги или даже стенах.

Безумная эстетика Тима Бёртона

Образ главного героя Эдварда Бёртон создавал, вдохновляясь одним из своих любимых персонажей — чудовищем Франкенштейна из фильма 1931 года. Эдвард — типичный бёртоновский персонаж: он странно выглядит, его не понимают окружающие. Несмотря на пугающую внешность, в том числе страшные руки с клинками вместо пальцев, Эдвард не монстр, не злой и не опасный. На самом деле, он ранимый и невинный парень.

Роль Эдварда досталась Джонни Деппу, а сам фильм «Эдвард руки-ножницы» — стал началом долгого творческого союза. Сейчас дуэт актёра и режиссёра превратился в своего рода анекдот в киноиндустрии: Депп так часто снимался у Бёртона, что стал одним из элементов его стиля.

На самом деле, часто работать с Деппом Бёртон стал из-за удивительного взаимопонимания. Уже во время первого совместного проекта между ними возникла особая связь: актёр отлично понимал указания режиссёра, который во время съёмок мало говорит, иногда мямлит и часто использует жесты.

Безумная эстетика Тима Бёртона

Однако этого союза могло и не произойти: в момент кастинга за главную роль в «Эдвард руки-ножницы» шла настоящая борьба. Так, Fox пытались протолкнуть в проект Тома Круза, предложение о роли получал Том Хэнкс, а также своё желание поработать с Бёртоном высказывал Майкл Джексон.

В «Эдвард руки-ножницы» появляется ещё один типичный для бёртоновской эстетики визуальный приём: соединение готики и солнечного городка по типу его родного Бербанка. При помощи этого контраста режиссёр пытается показать, что люди, которые живут показной идеальной жизнью, на самом деле гораздо хуже странных и мрачных отшельников.

Кадр из фильма  «Эдвард руки-ножницы» (1990)
Кадр из фильма  «Эдвард руки-ножницы» (1990)

В этом же фильме хорошо прослеживается любимая Бёртоном тема соответствия социальным нормам. Общество пыталось заставить Эдварда стать «нормальным»: пойти в школу, найти работу, поменять внешность.

Безумная эстетика Тима Бёртона

В начале девяностых Бёртон был безумно востребованным режиссёром, поэтому не каждую свою идею он успевал реализовывать самостоятельно. Какие-то из задумок — например, кукольный мультфильм по «Семейке Адамс» — уходили в стол, реализацию других Бёртон поручал своим коллегам.

Так произошло с самым бёртоновским мультфильмов в истории — «Кошмаром перед Рождеством» (1993). Да, историю Джека Скеллингтона снимал не Бёртон, а его товарищ со времён работы в Disney Генри Селик. Но похож на творчество Бёртона мультфильм неспроста: тот выступал продюсером и сценаристом проекта, а потому очень внимательно следил за всеми процессами.

Кадр из мультфильма «Кошмар перед Рождеством» (1993)
Кадр из мультфильма «Кошмар перед Рождеством» (1993)

В основу сюжета «Кошмара перед Рождеством» лёг стих, который Бёртон написал во времена работы в Disney. На лирику тогда его вдохновили рабочие, которые убирали хэллоуинские декорации и заменяли их на рождественские. Тогда же Бёртон впервые нарисовал Джека Скеллингтона. Пока скелет в костюме ждал своего собственного фильма, он появлялся в камео в других проектах Бёртона.

Безумная эстетика Тима Бёртона

Следующий режиссёрский проект Бёртона — «Эд Вуд» (1994) — значим потому, что в нём он впервые работал на съёмочной площадке с Лизой Мэри — актриса с 1992 года встречалась с режиссёром и была его музой. Именно Мэри была прообразом Салли в «Кошмаре перед Рождеством», а затем постоянно играла главные женские роли в фильмах Бёртона.

Лиза Мэри в фильме «Эд Вуд» (1994)
Лиза Мэри в фильме «Эд Вуд» (1994)

После Бёртон снял безумную сатирическую комедию «Марс атакует!» — своего рода оммаж фантастическим фильмам категории B, которые режиссёр смотрел в детстве.

Сама идея снять фильм об атаке марсиан пришла к одному из сценаристов «Марс атакует!» Джонатану Гемсу, когда он увидел в магазине коллекционные карточки-вкладыши фирмы Topps.

Безумная эстетика Тима Бёртона

После «Марс атакует!» Бёртон несколько лет вообще не снимал фильмов, зато в 1997 году успел выпустить книгу с собственными стихами и иллюстрациями «Меланхоличная смерть мальчика-устрицы и другие истории» (The Melancholy Death of Oyster Boy and Other Stories).

К большому кино Бёртон вернулся в 1999 году с экранизацией рассказа Вашингтона Ирвинга «Сонная лощина». В этом фильме ярко показан один из любимых женских типажей режиссёра — светловолосая невинная девушка. В «Сонной лощине» — это Катрина Ван Тассел, которую играла Кристина Ричи.

Часто играть этот типаж Бёртон поручает актрисам-брюнеткам, поэтому им приходится надевать на себя парик: так случилось с Вайноной Райдер в «Эдвард руки-ножницы» и Энн Хэттуэй в «Алисе в стране чудес».

Кадр из фильма «Сонная лощина» (1999)
Кадр из фильма «Сонная лощина» (1999)

Другой типичный женский образ из фильмов Бёртона есть в следующем его фильме «Планета обезьян» (2001). Речь о бунтующей молодой девушке, которая чаще всего выступает в фильме голосом разума. В «Планете обезьян» такая роль досталась Хелене Бонэм Картер.

После этого фильма Бёртон влюбился в актрису, бросил свою предыдущую музу Лизу Мэри и начал новые любовные и творческие отношения. Бонэм Картер стала появляться в проектах Бёртона также часто, как и Джонни Депп.

Режиссёр вообще любит работать с одними и теми же людьми как на съёмочной площадке, так и вне её. Собирая команду, Бёртон думает не о коммерческом успехе, ему важно, чтобы люди понимали его с полуслова, ощущали связь с эстетикой режиссёра и попадали в неё.

Одним из таких людей стал сценарист Джон Август, с которым Бёртон впервые поработал во время съёмок фильма «Крупная рыба» (2003). Этот проект для Бёртона был очень личным. Главный герой, фильма Уилл узнаёт, что его отец болеет раком и скоро умрёт. Сам Бёртон в это время также переживал потерю родителей — его отец скончался в 2000 году, а мать — в 2002-м.

Кадр из фильма «Крупная рыба» (2003)
Кадр из фильма «Крупная рыба» (2003)

Следующий фильм Бёртона — экранизация повести Роальда Даля «Чарли и шоколадная фабрика» (2005). Мир этого произведения яркий и безумный, с морем необычных локаций и персонажей, большинство из которых для фильма создавали без использования компьютерной графики. Дело в том, что Бёртон не большой фанат CGI — по крайней мере был таковым в нулевые.

Команде фильма поэтому пришлось усиленно поработать над спецэффектами: были построены миниатюры фабрики и города, сюрреалистические декорации в студии. Но самые, пожалуй, сложные спецэффекты пришлось применять при создании Умпа-Лумп.

Вообще всех Умпа-лупм в фильме играет один и тот же человек — актёр Дип Рой. Чтобы дублировать его в массовых сценах, применялось три разных способа: первый — использование зелёного экрана (Дип Роя снимали в нескольких разных положениях и соединяли кадры во время монтажа), второй — использование кукл-аниматроников (они появляются в сценах, в которых Умпа-Лумпы стоят рядом с людьми), третий — крайний случай — использование CGI.

В «Чарли и шоколадная фабрика» Бёртон также использовал свой излюбленный приём в рассказывания историй — флэшбеки. При помощи воспоминания из прошлого режиссёр обычно показывает, что повлияло на характер персонажей. Например, в «Чарли» при помощи флэшбека стало понятно, почему Вилли Вонка решил открыть фабрику по производству сладостей.

После череды экранизаций и ремейков Бёртон решил вернуться к истокам и снял первый в своей карьере полнометражный кукольный мультфильм «Труп невесты» (2005). В нём режиссёр полноценно раскрывает тему жизни в загробном мире. Причём у Бёртона после смерти жизнь не превращается в мучения, а наоборот — расцветает новыми красками, становится интереснее.

Кадр из фильма «Труп невесты» (2005)
Кадр из фильма «Труп невесты» (2005)

В «Трупе невесты» использовано необычное для кукольной анимации решение: головы кукол художники-аниматоры сделали механическими, так чтобы они могли показывать разные эмоции. Это позволило немного ускорить процесс создания фильма, так как отпала необходимость часто менять головы куклам.

После «Трупа невесты» Бёртон принялся за другой stop-motion проект, правда на этот раз крохотный — клип для группы The Killers на сингл «Bones».

После работы с музыкальной группой Бёртон снял целый фильм с песнями «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флитт-стрит» (2007). Это был первый и пока единственный мюзикл в карьере режиссёра. В основу фильма лёг одноимённый бродвейский мюзикл Стивена Сондхайма.

Автор бродвейской постановки сам не большой фанат экранизации мюзиклов, однако работу Бёртона он оценил. По его словам, режиссёр понимает, что даже в моменты исполнения песен необходимо чем-то развлекать зрителя на экране.

Кадр из фильма «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флитт-стрит» (2007)
Кадр из фильма «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флитт-стрит» (2007)

Следом за «Суини Тоддом» Бёртон снял три фильма: спорную экранизацию книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» (2010), ремейк одного из своих первых фильмов «Франкенвинни» (2012) — правда в этот раз анимационный и полнометражный — и «Мрачные тени» (2012). Вдохновение для последнего Бёртон взял из детства, правда не своего, а Джонни Деппа: актёр, будучи маленьким, смотрел одноимённый сериал 60-х.

Во время работы над «Мрачными тенями» Бёртон познакомился со своей нынешней музой — Евой Грин. После этого, в 2014 году он расстался с Хеленой Бонэм Картер. По слухам, сейчас Бёртон и Грин состоят в романтических отношениях.

Иногда люди говорят, что работы Тима слишком тёмные. Я так не думаю. На самом деле, они очень красивые и чувственные.

Ева Грин
, актриса

В 2014 году Бёртон снял свой самый реалистичный проект — «Большие глаза». Это история о реальной художнице Маргарет Кин, которая писала картины с детьми с нереалистично большими глазами. Работы Кин обладают настолько же странной красотой, как и фильмы Бёртона. Возможно поэтому режиссёру и нравятся её картины: у Бёртона дома есть целая коллекция.

Безумная эстетика Тима Бёртона

Последняя на данный момент работа Бёртона — «Дом странных детей мисс Перегрин» (2014). Это вновь экранизация, на этот раз романа Ренсома Риггза. Произведение писателя очень бёртоновское по духу: в нём есть целая группа странных ребятишек, которым сложно ужиться с простыми людьми, из-за чего они живут в секретном мире.

Кадр из фильма «Дом странных детей мисс Перегрин» (2014)
Кадр из фильма «Дом странных детей мисс Перегрин» (2014)

Кстати, сама мисс Перигрин — тоже типично бёртоновский персонаж. В каждом фильме режиссёра есть так называемая «фигура отца» — персонаж, который заботится и помогает аутсайдеру: Барбара и Адам в «Битлджюсе», Альфред в «Бэтмене», Каруби в «Планете обезьян».

Тим Бёртон — режиссёр с уникальным стилем, который знаком практически каждому. Необычные персонажи, странные декорации и мрачная атмосфера успели стать его визитной карточкой и превратились в своего рода бренд.

Увидеть его новую работу в кино можно будет совсем скоро: 28 марта в российский прокат выйдет фильм «Дамбо». Уже по трейлерам понятно, что ремейк классического мультика Disney у режиссёра получился визуально красивым и истинно бёртоновским. Критики картину хвалят и уже называют лучшей работой Бёртона за последние годы.

Безумная эстетика Тима Бёртона
126126
15 комментариев

Вчера посетил двор с ландшафтным дизайном от Тима Бертона

5
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Половина видео в статье недоступна(

2
Ответить

Фильмы у него необычные, но, честно говоря, не слишком интересные.
Выезжает только на стили. Сценарии довольно пресные. Ну и к фильмографии последних лет эдак 10 много вопросов. "Алиса" вообще откровенно ужасна.

2
Ответить

Человек просто живет в своем мире, имеет свой стиль и продолжает топить за свое мировоззрение.

Ответить

При этом у него получаются чертовски-классыне фильмы!
Люблю его фильмы, так же как и фильмы с Саша Барон Коэн ;)

3
Ответить