Fire Emblem Heroes. Первая доза бесплатно?

Fire Emblem Heroes. Первая доза бесплатно?

Конницу натравить на фланги. Лучников отправить в леса. Маги пусть читают свои защитные заклинания - вдруг пригодятся. Типичное начало боя в стратегической серии Fire Emblem заучено фанатами наизусть. Но работают ли тактические ухищрения в упрощённой мобильной версии, выход которой у нас в России два года назад почти никто не заметил?

Вообще, неудивительно, что на релиз Fire Emblem Heroes 2 февраля 2017 года отечественные игроки не обратили внимания. Всё-таки серия ещё с выхода первой части, Fire Emblem: Shadow Dragon and the Blade of Light, в 1990 году была эксклюзивом консолей Nintendo - а к ним у нас в стране какое-то особое отношение.

Тем не менее, по всему миру игроки заметили и вполне оценили Heroes. Шутка ли - 14 миллионов скачиваний на двух платформах (Android и iOS). А после провели в ней немало времени и потратили уйму денег, сделав спин-офф серии Fire Emblem самой прибыльной игрой для мобильных устройств у Nintendo. Но вот означает ли это, что у авторов получилась достойная наследница стратегической серии? Давайте разбираться.

Официальный трейлер игры

Подготовка к бою

Для начала надо понять, что это вообще за зверь такой - Fire Emblem. Благо серия, за почти 30 лет существования, к радости фанатов почти не менялась. Разработчики полировали механики, доводили до совершенства баланс, экспериментировали с небольшими нововведениями тут и там, но ядро всех игр оставалось неизменным.

Fire Emblem - это смесь тактической стратегии, ролевой игры и, в некотором роде, визуальной новеллы. Большая часть игрового процесса проходит на полях сражений. По квадратным клеткам перемещаются две армии - игрока и противника, которые ходят по очереди. Сначала один отдаст команды всем копьеносцам, лекарям и прочим лучникам, потом второй - и айда по новой. Причём армии эти зачастую оказываются весьма внушительными: порой бои проходят в формате 40 на 40. Сюжет игр франшизы всегда крутится вокруг путешествия главного героя из точки A в точку Б. По дороге игрок может набирать в свой отряд всех, кто в него попросится - ограничения на максимальное количество бойцов нет. Бывали, конечно, исключения - например, рассчитанные на 10 бойцов подземелья в Echoes, - но даже в них интереснее было подбирать отряд из условных 20 героев.

В сражениях бойцы растут в уровне, у них увеличиваются характеристики, которые позволяют взять в руки новое оружие или овладеть новым навыком. Здесь уже на сцену выходит RPG-составляющая. Бойцов в Fire Emblem можно развивать и улучшать сразу по нескольким направлениям. Можно изменить класс, заставить выучить новый навык, дать в руки легендарное копьё или просто положить в карман пирожок, чтобы в бою персонаж его съел и подлечился.

Ну а в перерывах между тактическими боями и RPG-менеджментом игрока ждёт очень много диалогов. Все бойцы в отряде обладают неплохо прописанными характерами - да, отчасти шаблонными, знакомыми по другим японским играм, но ведь неплохими же. Персонажи любят поболтать как между заданиями, так и в самый их разгар. Как правило, подобные диалоги не несут в себе каких-либо сюжетных истин, но отлично раскрывают героев и развлекают игрока.

Словом, Fire Emblem - это неспешные, вдумчивые тактические игры, блокбастеры в своём жанре, направленные исключительно на одиночное прохождение. Возникает разумный вопрос - как вообще такой формат можно адаптировать под мобильные платформы, да ещё и с free2play-моделью?

Ход №1. Объявление войны

Несомненно, таким же вопросом задавались и бессменные авторы Fire Emblem - компания Intelligent Systems. Посмотрев в 2015 году на рынок мобильных игр, на все модные тренды и на вкусы игроков, авторы решили не отдавать никому своё детище, а потому сами взялись за первую мобильную разработку в истории компании.

Fire Emblem Heroes была анонсирована в рамках Nintendo Direct в апреле 2016 года, а вышла уже меньше, чем через год. Фанаты серии жадно накинулись на игру - уже в первый день она принесла разработчикам 2.9 миллиона долларов, а за первый год после выхода - 295 миллионов. Моментально появились тематические вики и форумы, на которых обсуждались те или иные тактики и стратегии - словом, все атрибуты популярной игры были на месте.

Fire Emblem Heroes. Первая доза бесплатно?

Критики, впрочем, были не столь благосклонны к Fire Emblem Heroes. Почти все ругали неудачную модель free2play, включавшую на момент релиза чуть ли не все болячки мобильных игр. В Heroes была особая валюта, необходимая для пополнения своей армии, и надоедливая выносливость, которая испарялась за несколько сюжетных глав, а потом просила денег. Контента не хватало, чтобы надолго удержать игрока, визуальный стиль казался слишком казуальным, да и многочисленные упрощения мобильного спин-оффа пришлись по вкусу далеко не всем.

Со временем строгие рецензенты сменили гнев на милость. Во многом это заслуга разработчиков, которые прислушивались к критике и регулярно выпускали обновления. Благодаря этому Fire Emblem Heroes всё же собрала свою пачку наград: Destructoid присвоил ей звание "Лучшая мобильная игра", D.I.C.E. Awards - "Мобильная игра года", а на портале IGN фанаты отвоевали для Heroes медальку "Выбор читателей".

Ход №2. Первые потери

Награды наградами, но приходится признать: Fire Emblem Heroes и правда гораздо проще и компактнее полноценных игр франшизы. Первое, что бросается в глаза - это карты. Вдохновившись тактической серией Famicom Wars / Advanced Wars, разработчики решили ужать местные арены до мобильного формата, а конкретно - до размера 8*6 клеток. Получились довольно быстрые бои (одно сражение - 3-4 минуты), идеально подходящие для поездок на метро или лёгкого перекура, но выглядящие крайне блекло по сравнению с монструозными полями из "больших" частей Fire Emblem, которые иногда требовали по 20-30 ходов на завершение. А уж при взгляде на отряд игрока из 4 героев так и вовсе слёзы не глаза наворачиваются.

Вести бой на этих компактных аренах предлагается по упрощённым правилам. Здесь нет окончательной смерти персонажей (одна из главных фишек серии, между прочим) - герои просто выбывают из боя до его окончания, а уже к следующему сражению вновь оказываются в строю. Почти во всех миссиях в Heroes противники отказываются ходить, пока в зону их досягаемости не попадет один из бойцов игрока - сооветственно, выманить противника или устроить ему засаду не получится.

Нет таких важных для серии механик, как промахи и критические удары. Первые пропали совсем - персонажи никогда не уворачиваются от ударов. Поэтому если игра сообщает, что боец нанесёт X урона, то игрок может быть уверен - именно столько он и нанесёт. Критические удары теперь привязаны к пассивным умениям. Как правило, они срабатывают в зависимости от обстановки на поле боя - например, у лучницы Лин особый удар срабатывает, когда рядом с ней находится больше союзников, чем противников.

Многие фанаты серии остались в состоянии лёгкого шока от сложности игры. Сюжетная кампания, главный режим во всех частях серии, в Heroes предлагает игроку элементарные задачки, которые не требуют вообще никаких тактических ухищрений. Противники умирают от одного удара, в обход не идут, а если случилось так, что игрок не добежал или не добил, то враг гордо нанесёт единицу урона и успокоится. В таких ситуациях даже как-то неловко себя чувствуешь, когда после боя персонажи нахваливают тебя за тактический гений.

Наконец, к аудиовизуальному оформлению Fire Emblem Heroes тоже есть вопросы. Например, из диалогов напрочь пропала озвучка и хоть какая-то анимация. В предыдуших играх серии любой разговор тоже был представлен двумя спрайтами, обменивающимися репликами, но те спрайты хотя бы моргали и жестикулировали. К слову, на поле брани пиксельные миниатюры в ретро-стиле уступили место чиби-моделькам, которые не всем придутся по вкусу. Ну а анимации атаки лишились вычурной хореографии и изящного фехтования - теперь это просто две статичные картинки, обменивающиеся ударами.

Ход №3. Второе дыхание

Но была у Fire Emblem Heroes и огромная прослойка игроков, которые знать не знали обо всех вышеупомянутых недостатках. Имя этой прослойки - новички.

Те игроки, для которых Heroes оказалась первой игрой в серии, не замечали уменьшенного размера карт. Они, напротив, с интересом изучали разные типы местности и новые объекты на аренах. Узнавали, что конница не может пройти через лес, а вот какие-нибудь лучники получают там дополнительную защиту. Думали, как бы поинтереснее миновать хрупкие стены, которые после пары ударов развалятся и откроют путь в тыл игрока.

Новички не сокрушались и по поводу упрощённых механик. Для них в новинку был классический "тругольник оружия" Fire Emblem - построенная по принципу "камень-ножницы-бумага" механика, позволяющая мечникам легко укладывать на лопатки бойцов с топором, бойцам с топором легко отбиваться от копейщиков, а копейщикам - закалывать насмерть уже упомянутых мечников. В Heroes эту систему ещё и расширили, добавив в неё лучников, магов и разнообразные экзотические классы. Теперь почти все персонажи разделены на три цвета, и каждый цвет сильнее одного, но слабее другого.

Пройдя чуть дальше по сюжету, игроки узнавали, что противники в Heroes могут задать трёпку, а иногда под конкретное задание приходится даже подбирать определённый отряд. Понимали, что правильное построение тоже никто не отменял, ведь враг обязательно даст сдачи, если дотянется. То есть на стрелу лучника какой-нибудь копьеносец не будет в ответ потрясать копьём, а вот вражеский маг может какой-нибудь огненный шар и зачитать. Ну а сведённый к минимуму элемент случайности позволил надёжнее просчитывать подобные ходы и точно знать, чем закончится та или иная схватка.

Посмотрев, как задорно новички резвятся в Fire Emblem Heroes, многие ветераны решили дать игре второй шанс и присмотрелись поближе. И услышали они саундтрек Хироки Мориситы, который писал музыку для Fire Emblem с 2010 года, и узнали они в знакомых мелодиях нотки из старых игр. Обомлели от вокальной партии на главном экране и, собравшись с духом, нажали на заветную кнопочку "Играть".

Признайтесь, под такую музыку ноги так и просятся в военный поход

Ну а дальше их накрывала ностальгия, ведь сейчас в игре 359 персонажей, собранных из всех игр серии. Все - с обновленными портретами, за проработку которых отвечал прославленный мангака Юсуке Козаке. Многие из героев ещё и впервые обзавелись озвученными репликами - во времена первых игр серии персонажи общались сугубо текстом. Вынесенные аж в подзаголовок игры герои и правда оказались украшением и главным достоинством Fire Emblem Heroes. Так остановимся же на них поподробнее.

Ход №4. Подкрепление прибыло

Свой путь в Fire Emblem Heroes игрок начинает с небольшим отрядом из трёх героев, созданных специально для сюжета игры. Постепенно к миниатюрной армии присоединяются всё новые и новые бойцы - кого-то игрок освобождает в ходе сюжетной миссии, кто-то сам изъявляет желание присоединиться. Но рано или поздно наступает роковой момент - открывается портал, из которого игра предлагает призвать первого героя. И в этот момент начинается процесс, от которого некоторых людей бывает почти невозможно оторвать - коллекционирование.

Fire Emblem Heroes построена по принципу gacha-игрушек (национальная японская забава - автоматы, из которых выпадает случайная коллекционная фигурка). Примерно раз в неделю в игре открываются порталы в иные миры - как правило, тематические. Они могут быть привязаны к какому-нибудь событию, типу героев или же к конкретной игре серии. Неизменными остаются две вещи - во-первых, для призыва требуются специальные сферы, во-вторых, игрок никогда наверняка не знает, кто именно ему выпадет.

Выбрав нужный портал и оплатив стоимость призыва, игрок получает пять цветных сфер - они указывают, героев какой специализации (помним про треугольник "камень-ножницы-бумага") можно из них призвать. Причём призвать всех пятерых героев из одного портала дешевле, чем по одному из пяти, но, с другой стороны, увеличивается шанс вытащить те классы, которые игроку не нужны. Или вообще призвать очередного двойника - впрочем, двух повторяющихся героев позволяют "сращивать" в одного помощнее.

Как и в любом коллекционировании, в Fire Emblem Heroes есть ситема редкости. Выпадающие из порталов герои отличаются друг от друга по количеству звёзд: три звезды - бронзовый герой, четыре - серебряный, пять - золотой. Причём один и тот же персонаж может выпасть как в "золотой", так и в "бронзовой" вариации, которую потом позволяют улучшить до пяти звёзд (за баснословное количество ресурсов). От количества этих звёзд зависит не только абстрактная сила героя, но и навыки, которыми боец может овладеть. И вот с ними всё гораздо интереснее.

Навыки в Fire Emblem Heroes неожиданно разнообразны и функциональны. Большинство из них пассивные, привязанные к ситуации на поле боя, но есть и активные, которые персонаж может использовать на дружественных или вражеских героях. Например, танцор с веером может дать союзнику дополнительный ход, а всадник - поменяться с другим героем местами.

Способности сильно отличаются не только между классами, но и между конкретными персонажами. Например, у синего мага Одина пятая звезда позволяет открыть навык Бларблейд, откладывающий специальные приёмы противника и увеличивающий получаемый им урон. У другого синего мага - Сорена - та же пятая звезда даёт навык Бларблумс, усиливающий союзника, если тот стоит рядом с дружественным бойцом.

Когда игрок только-только призывает нового героя, тот гол как сокол. И не важно, сколько у него звёзд или сколько игрок потратил валюты на призыв - изначально у бойцов изученных навыков почти нет. Эта маленькая деталь позволяет игре не скатываться в pay2win - даже если игрок купил много сфер, призвал много сильных персонажей, ему всё равно нужно сначала погонять их по "разминочным" боям, чтобы те стали представлять хоть какую-то опасность.

А вот уже в боях, за уничтожение противников и при повышении уровня, герои получают Skill Points, которые и нужны для изучения навыков. У многих способностей есть несколько уровней, поэтому игрок регулярно оказывается перед выбором - усилить уже имеющийся, но хорошо зарекомендовавший себя навык, или же изучить что-то совершенно новое. К тому же, мало изучить все способности за всех геров в отряде - надо ещё и отряд подобрать так, чтобы навыки хорошо между собой сочетались.

Ход №5. Попали в историю

Способность игрока призывать армии героев чуть ли не из ниоткуда обоснована сюжетом игры. В отличие от предыдущих частей, у игрока в Fire Emblem Heroes нет своего аватара на поле боя - он выступает в роле невидимого стратега, который следит за ходом боя и отдаёт приказы. В мир Heroes он в начале игры попадает через портал, чем несказанно радует (не всех) местных обитателей.

Дело в том, что в игре как раз развернулась война между двумя державами, которые до поры до времени жили в мире. На стороне "хороших ребят" выступает Королевство Аскр, во главе которого стоит Орден Героев. Аскрцы (Аскарцы? Аскритяне?) веками следили за порталами в другие миры, которые регулярно открывались по всему местному континенту. Следили - и как только выслеживали, закрывали. К порталу, из которого появился персонаж игрока, прибывают три Аскр... Прибывают три представителя Королевства Аскр - принц Альфонс, принцесса Шарина и командор Анна, - и оперативно вводят в курс дела.

Незадолго до появления игрока в мире Heroes на Аскр напала Эмблийская империя - вторая сторона в этом конфликте. Веками представители Эмблии умели открывать те самые порталы в иные миры, но старались не злоупотреблять данной возможностью. Но когда до власти дорвались принцесса Вероника и принц Бруно, долгое перемирие между двумя странами подошло к концу.

В общем, крайне удачно оказалось, что невидимый аватар игрока, прибывший из другого мира, умеет призывать героев - помощь королевству Аскр явно не помешает. Поэтому его довольно шустро принимают в Орден Героев, после чего вся дружная компания отправляется наводить порядок в окрестных землях.

Строго говоря, на этом всё. В Heroes игроку рассказывают чуть ли не самую простую историю, что только встречалась во вселенной Fire Emblem. В предыдущих играх сюжет тоже почти всегда крутился вокруг войны между какими-нибудь государствами, но раньше в нём находилось место и неожиданным поворотам, и интригам, и даже драме.

Справедливости ради стоит отметить, что выше описаны события лишь первого тома истории, а с момента выхода игры разработчики успели выпустить ещё два. И в них события начинают разворачиваться куда бодрее и даже мрачнее. Во втором томе на политическую арену истории выходят королевство Нифль, возглавляемое принцессой Фьорм, и королевство Муспель под предводительством короля Суртра и стратега Локи. В третьей же части истории вообще появляются войска Хеля - царства мёртвых.

Да, при создании сеттинга Heroes и сценаристы, и художники очень сильно опирались на скандинавскую мифологию. Тут и имена первых людей (Аск и Эмбла), и королевства Нифльхейм и Мюспельхайм, и дизайн многих персонажей. Герои, созданные непосредственно для сюжета Heroes, часто одеты в броню явно нордического происхождения, а древнескандинавский язык часто встречается в названиях мест, предметов и способностей.

История в Heroes подаётся в главах, в каждой - по пять сражений. Сюжетных диалогов в ней заметно меньше, чем в предыдущих частях Fire Emblem - игрока буквально заваливают ими в начале и в конце каждого тома, а вот между ними остаются по большей части филлерные бои, почти совсем лишённые сюжетной подоплёки. С такими сражениями вообще связана ещё одна проблема Fire Emblem Heroes - репетативность. Если в важных для сюжета сражениях встречаются интересные противники и необычные условия боя (например, лидера отряда может вызвать на дуэль вражеский лидер, а остальным бойцам придётся прорываться к парочке через хрупкие стены), то в таких филлерных боях локации и враги регулярно повторяются. Словом, середина каждого тома может изрядно утомить игрока. Куда же ему в таком случае податься?

Ход №6. Резервный план

Разработчики явно понимали, что одной кампанией в Fire Emblem Heroes не обойтись - всё-таки новый формат, новые правила. Поэтому в главном меню игры припасена ещё целая пачка режимов, призванных немножко отвлечь игрока от сюжетной рутины. Даже если не обращать внимания на открывающиеся со временем "Сложную" и "Безумную" сложности сюжетных миссий, в игре прорва контента. Его и на релизе-то было немало, но за два года Intelligent Systems успели добавить ещё больше режимов, карт и сценариев.

Например, есть "Паралоги" - альтернативные, не связанные напрямую с центральным сюжетом сценарии. Иногда они раскрывают и углубляют историю какого-то персонажа, иногда просто предлагают необычные условия для боя. Есть "Тактические упражнения" - своеобразные шахматные этюды, предлагающие, как правило, необычный набор условий и фиксированный отряд героев. А "Специальные карты" непросты в освоении, но позволяют игроку бесплатно получать одного героя в день в случае успешного прохождения. Есть, наконец, "Тренировочная башня", но ей похвастаться уж совсем нечем - это просто набор арен, помогающих прокачать засидевшихся на ранних уровнях героев.

Год назад в игру добавили ещё один режим - "Враждующие владения". Это своеобразный способ ответить на мольбы тех игроков, которые скучали по просторным картам и масштабным сражениям. "Своеобразный" - потому что карты в этом режиме тоже не очень просторные, 10 на 8 квадратов. Зато игроку могут противостоять до 20 противников, а ещё на время боя можно "одалживать" дополнительных бойцов у друзей.

А вот прямого PvP в Heroes нет. Но есть непрямое, причём даже в двух режимах. "Аренные дуэли" предлагают стандартные схватки отряд на отряд. У игрока есть три "Дуэльных меча", которые позволяют отыграть подряд, соответственно, три боя на арене - после нужно либо потратить специальный предмет, либо подождать день, чтобы условный "пропуск" восстановился сам. Второй режим, "Эфирные набеги", уже сложнее и оригинальнее. Защищающийся игрок сам выстраивает себе карту, выбирая ландшафт и расставляя на нём ловушки, катапульты и усиливающие конкретный тип бойцов постройки. Атакующий тоже может кое-что разместить в своём уголке карты, но у него выбор далеко не так интересен. А вот что интересно - так это то, что на высоких рангах "Набегов" появляется возможность взять в отряд пятого персонажа.

В обоих случаях игрок сражается лишь с искусственным интеллектом, который управляет отрядом соперника. ИИ здесь, к слову, неплох. Его можно ухитриться обмануть, но чаще он вполне способен бросить игроку вызов. На него даже можно положиться при выполнении одиночных миссий, выбрав опцию автоматического сражения. Впрочем, делать это рекомендуется только при явном преимуществе над противником - с героями высокого уровня и только на самых "гриндовых" заданиях.

Ход №7. Умение применять тактику

Именно в этих дополнительных режимах, до которых добирается далеко не каждый игрок, кроется главный секрет Fire Emblem Heroes - в ней есть глубина. Это очень, очень важный секрет. Настолько тайный, что игра прячет его за медленно разгоняющейся сюжетной кампанией и утомительными заданиями-филлерами. Но те игроки, кто всё-таки до него добираются, открывают для себя игру заново.

Несмотря на мобильный формат, крохотные арены и упрощённые сражения, в Heroes всё же находится место для тактики и стратегии. На самом деле, этого стоило ожидать - согласно исследованию главного игрового аналитика агентсва GameRefinery Эрнё Кииски, в Азии игры со сложными механиками более популярны. Жаль, правда, что в Fire Emblem Heroes обнаруживаются такие механики лишь на поздних этапах игры, но всё же.

Когда игрок начинает разбираться в навыках и особенностей персонажей, ему хочется собрать отряд не из любимых героев, а из тех, кто в бою хорошо сочетается друг с другом. Ещё он начинает замечать эффекты сезона, которые усиливают конкретный тип бойцов. Начинает копаться в инвентаре, разгребая тонны предметов, которые раньше казались бесполезными.

Где-то на этом этапе вчерашний новичок и "казуал" узнаёт про наследование навыков - введённую уже после релиза систему, которая чуть ли не в одиночку перевернула метагейм Fire Emblem Heroes. Это сложная, но до безумия разнообразная механика. Чтобы у игрока голова не пошла кругом от обилия возможностей, сперва ему нужно ознакомиться с хотя бы сотней персонажей, посмотреть их навыки, попробовать в бою. А потом начинать собирать суперсолдата своей мечты - моделька от одного героя, пассивный навык от второго, активный - от третьего. Ограничений у наследования практически нет, поэтому привычные классы в процессе преобразования разваливаются напрочь - но так даже интереснее.

Собирать свой идеальный отряд в Heroes непросто, но интересно. Начинаешь ценить серых, бесцветных бойцов, которые совершенно игнорируют оружейный треугольник. Понимаешь, что у каждого героя здесь есть своя более-менее выделенная роль, зависящая от цвета, оружия и способностей. Читаешь обсуждения на форумах, ищешь гайды, оптимальные сочетания - я уже говорил, что здесь глубокий метагейм? Ладно, настала пора совсем вас шокировать - на данный момент в Fire Emblem Heroes до всего вышеуказанного можно совершенно замечательно добраться, не расчехляя бумажник.

Ход №8. Час расплаты

Итак, наконец мы добрались до главного бича всех мобильных free2play-игр (этот бич всё чаще стал заглядывать и на консольные ААА-проекты, но не будем о грустном). Микротранзакции. Сразу после выхода именно из-за них игру ругали критики. Именно из-за них многие пользователи когда-то забросили Heroes. Именно от их исправления и тонкой настройки зависела судьба игры. Как же обстоят дела с микротранзакциями сейчас?

На самом деле, очень даже неплохо. Неспроста в начале этого месяца в интернете всплыла информация про своеобразную политику Nintendo в отношении мобильных free2play игр. Из Heroes поспешно вырезали катастрофическую жадность до выносливости - теперь запас стратегически важного ресурса у игрока не 50, а 99. К тому же, все задания и бои стали съедать гораздо меньше заветной зелёной полоски. Начальные сюжетные главы вообще проходятся чуть ли не залпом - выносливость восстанавливается быстро, на задания её тратится по 2-3 единицы, игрок вообще не замечает этой сдерживающей механики.

Впрочем, даже на более поздних эпизодах ситуация остаётся терпимой. Выносливости вполне хватает на то, чтобы заходить в Heroes несколько раз в день и играть примерно по часу. Соответственно, о каких-либо затруднениях с более короткими игровыми сессиями и речи быть не может. На крайний случай игра припасла специальные зелья, восстанавливающие выносливость - их можно получить за выполнение сюжетных миссий, ежедневных заданий и бои на арене.

Награды за разнообразные победы и выполненные задания здесь вообще приятно удивляют. Ресурсы, предметы для развития героев, даже дополнительные дуэльные мечи - всё это выпадает настолько часто, что не слишком активный игрок будет тратить запасы медленнее, чем они пополняются. А ведь есть ещё бонусы для новичков, подарки за вход в игру, разнообразная халява в честь праздников и внутриигровых событий.

Регулярно попадается в наградах и основная валюта Fire Emblem Heroes - сферы, использующиеся для призыва героев, улучшения замка и много для чего ещё. Если сравнивать с релизной версией, то заветные шарики стали выпадать игроку гораздо чаще - ими награждают за все без исключения сюжетные задания, например. Сферы всё так же можно купить за реальные деньги, но смысла в этом мало. Даже если вы окажетесь очень азартным игроком и будете тратить всю валюту на открытие порталов, то за час игры всё равно сможете накопить на новый призыв.

Ход №9. Взгляд в будущее

Последние два года игра постоянно развивалась. Причём не просто так, не по наитию - разработчики внимательно прислушивались к мнению игроков. Синго Матсусита, геймдиректор Heroes, даже сравнил как-то предыдущие части Fire Emblem с дорогими полнометражными фильмами, а мобильный спин-офф - с телевизионным сериалом. Да, бюджет у него не такой большой, как у голливудских блокбастеров, но зато аудитория постоянно ждёт новых эпизодов и одновременно способна общаться с разработчиками, рассказывая о том, что в игре работает, а что нет.

Игроки жаловались на слабую конницу - разработчики в одном из обновлений позволили усиливать её чаще, чем другие войска. Фанаты серии с тоской вспоминали про оборотней из Fire Emblem: Path of Radiance - и совсем недавно их добавили в игру. Новичкам было сложно освоиться со всеми спрятанными механиками - и в Heroes появилась подробная обучающая система "Учимся с Шариной".

Останавливаться на достигнутом разработчики не собираются. В интервью порталу NintendoLife, приуроченном ко второй годовщине Heroes, всё тот же Синго Матсусита сказал:

"Мы рассматриваем множество идей - среди них есть как контент, который уже точно попадёт в игру, так и то, что мы бы хотели добавить, чтобы игра ощущалась свежо даже для ветеранов серии. Например, можем ли мы создать персонажей с совершенно новыми обликами или способностями? Можем ли предложить игрокам новый режим, который добавит в игру социальную составляющую? У нас столько разных планов, и мы продолжаем обсуждать всё новые и новые идеи, которые позволят сделать игру ещё увлекательнее".

Синго Матсусита, Геймдиректор Fire Emblem Heroes (со стороны Nintendo)

А ещё в том интервью Кохэй Моэда, геймдизайнер всех игр Fire Emblem с 2002 года, признался, что разработчики учитывали вообще все отзывы игроков. Под "вообще всеми" подразумеваются даже те, что никак не вписывались в формат мобильной игры - но зато отлично смотрелись в выходящей этим летом Fire Emblem: Three Houses. Так что постоянная и активная обратная связь помогла не только мобильному спин-оффу, но и всей серии в целом.

Боевые воспоминания

В общем и целом, у Nintendo получился очень странный мобильный зверь. Давние фанаты Fire Emblem находят в нём ностальгию, с детства знакомых персонажей и нетребовательное развлечение на пару боёв в день. Игроки, ознакомившиеся с франшизой уже в эпоху 3D, получают возможность хоть мельком взглянуть на героев из старых игр. Ну а новички осваивают необычные механики и увлечённо собирают разнообразных симпатичных персонажей.

Да, рано или поздно Heroes может надоесть. Причём вероятнее всего это произойдёт с вами, если вы не любите gacha-механику, но любите серию Fire Emblem. Именно такие игроки больше всего рискуют попасть в петлю бесконечных попыток вытащить любимых персонажей из призывающих порталов.

А вот для новичков в серии эффект будет прямо противоположный. Попробовав бесплатный спин-офф, начинающие игроки рискуют подсесть на местные механики всерьёз и надолго. Игра упрощает свою структуру ровно настолько, чтобы заинтересовать новых игроков, но при этом и близко не раскрывает все возможности тактических систем Fire Emblem. Игрок, заподозрив, что играет в какую-то урезанную и упрощённую вариацию игры, вполне может захотеть взяться и за одну из полноценных частей.

В прошлом феврале Fire Emblem Heroes отметила свою вторую годовщину. И новичков, и бывалых ветеранов задаривали сферами призыва и "золотыми" героями. Также всех порадовали огромным обновлением, исправившим уйму косяков в балансе и показавшим, что разработчики продолжают прислушиваться к мнению игроков. У Intelligent Systems уже есть новые планы по развитию игры, а новички постепенно приходят на смену уставшим от портальной рулетки ветеранам. Казалось бы, простенькая мобильная тактика - а сколько вокруг неё внимания, и сколько внутри неё вертится денег... А ещё Heroes определённо будут использовать как разогревочный этап и промо-кампанию для выходящей летом Three Houses.

Ну а до тех пор...

Конницу натравить на фланги. Лучников отправить в леса. Маги пусть читают свои защитные заклинания - вдруг пригодятся. А почему бы, собственно, и нет? Ветераны ностальгируют, фанаты изучают метагейм, ну а для новых игроков это знакомство со знаменитой стратегической серией, у которой первая доза - бесплатно.

1515
7 комментариев

Два раза 4 ход и нет 7, поправь. А за статью спасибо.

Верю. Вижу. И много чего ещё вижу. И спешно редактирую.

Только тссс, никому не говори. Я вторую ночь на одном кофе, накосячил будь здоров.

Новичок, попробовал.
Игра нонстопом заваливает орбами, свитками, акциями, еще 100500 видами валюты, расходников, акций, сезонников и фиг пойми чего.
3 дня где-то дрался на сложности уровня "пихни квадрат в квадрат, а круг в круг" - никто из героев не то что не умирал, даже на грани не был.
Так и не увидев за всем этим спамом акциями и бездумным тапаньем игры, удалил.

Теперь словосочетание Fire Emblem плотно ассоциируется с бездумной др... гриндильней
Есть ли там вообще игра, я не знаю, не дождался.

Не новичок, впечатления те же. Как и любая ф2п, игра поначалу завлекает кучей призывов и дает возможность нафармить орбов, чтобы напризывать еще пачку персонажей, но, если не роллить, как некоторые, выпадает чаще всего шлак, с которым нужно долго и нудно фармить... Короче, хватило меня недели на две, после чего снес и забыл.

P.S. Играл в момент запуска, с тех пор в игре могло что-то измениться. Но не факт.

Друг мой, первые три дня (а то и больше, если играть неспешно) такие заскоки со сложностью придётся потерпеть :(

Где-то до пятой главы реального челленджа тебе сюжетный режим не предложит. Предложат другие режимы, но для них у тебя сначала не будет подготовленного отряда.

Игра там, разумеется, есть. И приравнивать всё словосочетание Fire Emblem к лютому гринду тоже не стоит. Но если хочешь прям серьёзной тактики без всех этих заигрываний с f2p, то тебе прямая дорога в полноценные тайтлы - либо на 3DS, либо (совсем скоро) на Switch, либо через эмуляторы.

Единственный челендж для новичка и не очень (уже встреча вторую годовщину в этой игре) будет "как блин мне пробить тиму драконов/бронированых (бронированный дракон вообще кошмар) а так игра неплоха, статья понравилась.