Five Nights at Freddy's и шизофрения: избранное с семинара екатеринбургской епархии

Доцент кафедры психиатрии — о вреде гаджетов и видеоигр.

16 февраля в Екатеринбурге прошел семинар, организованный местной епархией для священнослужителей и православных мирян. Речь шла о вреде гаджетов, социальных сетей и видеоигр. Одну из лекций вёл доцент кафедры психиатрии южноуральского медицинского ГУ Андрей Мингазов.

Как сообщает екатеринбургское информационное агентство «Новый день», речь на лекции должна была пойти о «группах смерти» в социальных сетях, которые подталкивают детей к самоубийству, однако этой темы спикер коснулся только после семинара, «в коридоре, без зрителей». На самой же лекции он говорил об опасности, которые несут современные технологии, а также видеоигры. В список опасных игр для православных людей попали The Sims, хоррор Five Nights at Freddy’s, Second Life и World of Warcraft.

Мы попросили у редакции «Нового дня» полную запись лекции и выделили главное.

Начал свой доклад Мингазов с небольшого анализа The Sims. Цели в игре, как отметил психиатр, никакой нет: человек просто строит дом, встречается с друзьями: «это реальные люди, которые просто собираются в виртуальной реальности». На один из слайдов также попала картинка с эволюцией графики в игре. Врач-психиатр отметил, что женские персонажи в The Sims 4 практически неотличимы от реальных женщин.

Затем Мингазов привёл в пример игру с элементами социальной сети, которая «набирает обороты большими темпами» — Second Life. Он рассказал о многообразии занятий в игре: можно, к примеру, поступить в университет, сходить в церковь, родить ребёнка или устроиться на работу психологом или юристом, а затем получать за это «почти реальные деньги». Особенно психиатр отметил очень хорошо прорисованные пейзажи в игре, практически не отличимые от реальных.

Всё это послужило иллюстрацией к главной мысли лекции — детей стоит оградить от видеоигр, гаджетов и социальных сетей, и вместо этого просто больше времени проводить вместе с ними.

Фото сайта «Новый день»
Фото сайта «Новый день»

Чем интересны и опасны компьютерные игры? Это другая реальность, от которой также может формироваться зависимое поведение. Это то, что очень серьёзно меняет психическое состояние нашего ребёнка.

Андрей Мингазов, доцент кафедры психиатрии южноуральского медицинского ГУ
<p>Фото, использованное в презентации. Так, по мнению Мингасова,
возможно будет выглядеть наше будущее в виртуальной реальности</p>

Фото, использованное в презентации. Так, по мнению Мингасова, возможно будет выглядеть наше будущее в виртуальной реальности

Увлечённость или зависимость

Далее психиатр перешёл к компонентам разных видов зависимостей, поставив в один ряд алкогольную, игровую и героиновую зависимости, и рассказал последовательно про все этапы, что проходит наркоман. 

Главной ценностью для ребёнка, по мнению психиатра, становится проверка лайков в социальных сетях.

Пока он не проверил, что ему ответили ВКонтакте, он ничем больше заниматься не может. Не может учиться, не может выполнять домашнее задание, не ходит в спортивную секцию. Если вы ему запрещаете [пользоваться соцсетями], то он впадает в гнев. Симптомы отмены мы все знаем. Самое яркое проявление — ломка наркомана. Если интернет-зависимого человека лишить интернета, то мы как минимум увидим изменение его настроения, снижение трудоспособности.

Андрей Мингазов, доцент кафедры психиатрии южноуральского медицинского ГУ

Зависимость от гаджетов проявляет себя точно так же: «то есть, всё тоже самое, плюс слово «гаджет». В частности, одним из этапов зависимости оказалось чувство вины за использование гаджета.

«Интернет, наряду с другими высокими технологиями, способствует аутизации современного общества» 

У нас с вами, людей православных, есть определённая иерархия ценностей. На первом месте — Бог, дальше — семья, потом государство и так далее. У подростка не сформирована эта иерархия ценностей, поэтому его очень легко отвлечь на какие-то малозначимые для жизни темы. А иногда и просто вредные.

Андрей Мингазов, доцент кафедры психиатрии южноуральского медицинского ГУ

В чём опасность компьютерных игр

Часть о вреде видеоигр лектор начал с рассказа про World of Warcraft. Психиатр привёл в пример убийство ребёнком собственной матери. Вероятно, имелся в виду случай, произошедший в Миассе в 2015 году.

Затем он перешёл к Five Nights at Freddy’s: поводом послужили рисунки сына «хорошего знакомого», который раскрашивает аниматроников из игры. На слайдах с рисунками был адрес сайта lesyadraw.ru с уроками рисования.

Five Nights at Freddy's и шизофрения: избранное с семинара екатеринбургской епархии

Чтобы проиллюстрировать всю важность ситуации, психиатр привел пример с проективным тестом  «Нарисуй несуществующее животное».

В зависимости от того, что человек рисует, мы можем кое-что сказать о его внутреннем мире. Если много когтей и зубов у животного, то ребёнок явно от чего-то защищается. На него оказывается какое-то агрессивное воздействие. Но когда появляются всякие механические шарниры внутри этого несуществующего животного, мы начинаем подозревать эндогенные заболевания в рамках шизофрении или детского аутизма. Нас это начинает настораживать.

Андрей Мингазов, доцент кафедры психиатрии южноуральского медицинского ГУ

По словам Мингазова, он разговаривал с детскими психиатрами Екатеринбурга, спрашивал, может ли такая игра негативно повлиять на психику ребёнка. Ему ответили, что если есть предрасположенность к шизофрении, то ребёнок, играя в Five Nights at Freddy's, может «заслужить дебют этого заболевания».

К самой игре врач-психиатр относится несколько негативно.

Смысл игры состоит в том, что в пиццерию, где работают аниматроники, пробирается маньяк. Надевая костюм он завлекает детей в специальную комнату, после чего снимает с себя одежду и этих детей убивает. Души детей вселяются в аниматроников, и аниматроники убивают, мстят взрослым. […] Сюжет похож на бред сумасшедшего.

Андрей Мингазов, доцент кафедры психиатрии южноуральского медицинского ГУ
Five Nights at Freddy's и шизофрения: избранное с семинара екатеринбургской епархии

Следом на экране появился интригующий вопрос: «Почему аниматроники вредны?», однако ответа слушатели в рясах и платках не получили.

В игре активно используются различные методы наведения трансовых состояний: однообразная музыка, тёмные тоннели. Постоянно используются скримеры. Главный герой галлюцинирует, сами аниматроники по мере приближения к охраннику меняют внешность на более зловещую.

Андрей Мингазов, доцент кафедры психиатрии южноуральского медицинского ГУ

Что делать?

Покончив с играми, психиатр вновь обратился к проблеме зависимости от гаджетов. Люди, по его мнению, делятся на два типа: очень умных и примитивных. «Примитивные — те, кто используют гаджеты. А те, кто учатся управлять людьми, — они осознанно от гаджетов отказываются» — утверждает Мингазов и приводит в пример известного журналиста и ведущего Владимира Познера.

Посмотрите, что читают, смотрят и слушают те, кто управляет информацией. Что читает Познер, к которому далеко не однозначное отношение. Какую музыку он слушает. Какие он музеи посещает. Это те люди, которые управляют информационными потоками. Слушает ли он хип-хоп, например, или какой-нибудь там метал, расстраивающий сознание? Скорее всего, он очень бережно относится к свой психике.

Андрей Мингазов, доцент кафедры психиатрии южноуральского медицинского ГУ
Five Nights at Freddy's и шизофрения: избранное с семинара екатеринбургской епархии

«Великий пост начался — мы с тобой ВКонтакт или Фейсбук не выходим»

Однако ближе к концу лекции доцент кафедры психиатрии перестал критиковать современные технологии и рассказал, что главное — это просто общаться с ребёнком. Проводить с ним хотя бы 20 минут в день. В ход пошли даже примеры с использованием гаджетов:  «Принесите сугроб снега и поставьте «Айфон» на медленную (имеется в виду ускоренная — прим. ред) съёмку, посмотрите, как снег тает» — говорит Мингазов.

«Ещё можно раскошелиться, купить микроскоп. Интересная штука»

Опасные игры

Уже после лекции, в коридоре, журналист «Нового дня» задала волнующий всех вопрос: какие видеоигры действительно опасны для детей?

Ну я в играх не очень сильно разбираюсь, но вот простейшая игра, которая мне попалась на глаза — вот эти медведь Фредди и его компания аниматроников. Не факт, что она самая опасная. Просто мы её проанализировали с точки зрения психиатрии и считаем, что эта игра может оказать негативное влияние на психику, ввести человека в состояние дезориентации.

Андрей Мингазов, доцент кафедры психиатрии южноуральского медицинского ГУ

Впрочем, несмотря на очевидную неподкованность в теме видеоигр и современных технологий в целом, Мингазовым была выдвинута важная мысль — чтобы ребёнок не дистанцировался от окружающих и не становился социфобом, нужно просто проводить с ним больше времени.

Другое дело, что вариантов — множество. «Найдите занятие, которое будет вашему ребёнку интересно. И вам тоже» — говорит психиатр. Так почему бы не играть вместе с ребёнком в хорошую видеоигру, без насилия, с увлекательным геймплеем. Хотя бы 20 минут в день.

2525
70 комментариев

С ребенком, конечно, надо проводить побольше времени. Но в целом - некий набор псевдонаучных стереотипов об играх.
А люди с этим лекции ездят дают.

33
Ответить

В этом вся долбаная Россия. Щас ватники набегут.

2
Ответить

Но в целом - некий набор псевдонаучных стереотипов об играх. На аналогичных псевдонаучных мифах базируется гейм-индустрия. Обе стороны хороши.

3
Ответить

Приятно видеть, что на православном семинаре людям ставят в пример атеиста Познера.

27
Ответить

Он просто не знал. Fail такой fail.

Ответить

Комментарий недоступен

20
Ответить

Вот ты смеёшься, а так и будет. Сейчас "Дети против волшебников", а потом и какой-нибудь Patriarch Kirill's Civilization, где Россия самая сильная страна, и побеждает в 90% случаев. Ну или The Elder Letopis', где нет магии, и вместо Талоса, Акатоша, и прочих "местных" богов православный пантеон богов.

13
Ответить