Очень странные дела. Finally
Вот и подошел к концу, пожалуй, самый хайпующий сериал десятилетия. Пятый сезон "Очень странных дел" это палка, которая выстрелила, но оказалась "о двух концах". Устраивайтесь поудобнее, заваривайте чай — я планирую растекаться мыслью по древу о всём сериале и финале в частности. О, и будьте осторожны, в тексте присутствуют спойлеры.
Начну с хорошего: что мне однозначно понравилось в пятом сезоне.
Общая эстетика и жанровое соответствие
Чтобы понять, почему мне так зашла атмосфера пятого сезона, вернёмся немного назад — к третьему. Я очень благодарна сценаристам и, наверняка, братьям Даффер, за то, что они не стали повторять жанровую ошибку третьего сезона и превращать пятый в неумелую "хоукинскую космооперу". Честно говоря, третий сезон получил от меня наиболее низкую оценку именно по причине своего жанрового несоответствия общей канве всего сериала. Слишком ярко, слишком эмоционально, слишком экспрессивно и натужно, с неуместными шутками и истериками взрослых героев. Короче говоря, третий сезон для меня — полный пролёт.
Поэтому особенно приятно было уже в четвертом сезоне заметить, что авторы возвращаются к более мрачной атмосфере ранних сезонов. А в пятом и вовсе уводят всё в триллер. Сцена с Нэнси, отмывающей кровь матери со своих рук в больнице достойна Финчера, а побег ребят между машин военных под перекрестным огнём и нападением демогоргонов в четвёртой серии едва ли не оммаж на "Дитя человеческое" Куарона (или the last of us??). Бесконечно длинные кадры, ручная камера, крупные планы, тусклый свет, повторяющиеся стоп-кадры в ключевые моменты и пронзительные признания на краю жизни — атмосфера пятого сезона выдержана в лучших традициях психологического триллера, и я благодарна Дафферам за то, что они пошли на это.
Развитие персонажей и отношений между героями
Очень в тему общей атмосферы сезона получил своё развитие Дастин Хэндерсон (Гейтен Матараццо). Я была довольна увидеть на экране его "дарковую" версию, сломленного смертью Эдди (Джозеф Куин), несколько отдалившего от своих друзей и погрузившегося в скорбь, порой грубого и провоцирующего, но всё ещё придерживающего своих принципов и готового сразиться с общим злом вместе с другими. Перемена в Дастине безусловно влияет на общую динамику в отношениях команды Майк - Лукас - Уилл, а также в легендарном бромансе Дастин - Стив, выводя второго из тени своего "умного младшего брата". Всё напряжение между этими двоими в итоге выливается сначала в ожидаемый мордобой, а позднее в пронзительный монолог Хэндерсона о невозможности потери ещё одного близкого друга, из которого мы и понимаем, что всё его поведение было ни чем иным, кроме как способом отгородиться от той боли, что может принести грядущая битва
Отдельно хочу отметить филигранное решение любовного треугольника Стив - Нэнси - Джонатан. Хотя, я слышала, что сцена "антипредложения" не всеми фанатами была воспринята позитивно, для меня это "титаническая", во всех смыслах, развязка. Уже в прошлом сезоне было ясно, что отношения Джонатана (Чарли Хитон) и Нэнси (Наталия Дайер) висят на волоске, а появившийся в этом уравнении Стив лишь подливал масла в огонь, да и идея построить семью на почве общей травмы изначально казалась обреченной на провал. Тем не менее, пока Харрингтон (Джо Кири) развивался как персонаж через взаимоотношения с детьми и Робин (Майя Хоук), о чём мы ещё поговорим, авторы упорно тянули любовный конфликт Нэнси и Джонатана сквозь сезоны, поэтому, увидев кольцо, я содрогнулась.
И как отлегло, после их диалога. Такого искреннего, взрослого, осмысленного, наполненного не детскими обидами, но давно невысказанными словами.
Jonathan: "Nancy Wheeler. Will you… not… marry me? I tried to convince myself that this would somehow fix everything. But it was just gonna make things worse. Which is why it has been sitting like a cannonball in my pocket for the last two days." (Нэнси Уилер, ты... не выйдешь за меня? Я пытался убедить себя, что это всё исправит. Но это только ухудшит. Поэтому кольцо лежало пушечным ядром в кармане два дня.)
Nancy: "I accept your un-proposal." (Я принимаю твое антипредложение.)
Jonathan: "I loved you. I love you, Nancy Wheeler." (Я любил тебя. Я люблю тебя, Нэнси Уилер.)
Nancy: "I love you, Jonathan Byers." (Я люблю тебя, Джонатан Байерс.)
Вот и всё. Честно говоря, для меня это одна из сильнейших сцен во всём сезоне. К сожалению, не всегда "долго и счастливо" возможно вместе, иногда одной любви мало. Приятно видеть такое нестандартное решение этой ситуации. Спасибо. Аплодирую.
Ещё одно моё большое спасибо сценаристам уходит за показанную мощь материнской любви. Наконец-то кроме Джойс (Вайнона Райдер) мы видим в сериале Каррен (Кара Буоно), которая чуть ли не с голыми руками идёт на демогоргона. Я однажды была свидетельницей проявления храброго отчаяния собственной матери, когда потребность защитить ребёнка стоит превыше всего, и то, как точно удалось это передать здесь — браво. Эволюция Каррен от ничего несведущей матери до бойца, которая даже не зная подробностей готова вновь и вновь идти в схватку с монстрами достойна уважения. И отдельное спасибо за то, что голову Векне отрубила Джойс. Она это заслужила.
Видела мнение о том, что не развивается персонаж Майка Уиллера (Финн Вулфхард), с чем мне сложно согласиться. Майк, являясь рассказчиком всей истории, остается верным своей роли до самого конца. Ещё в первом сезоне мы наблюдаем всё через него, и несмотря на то, что в последующем его видение постепенно отходит на второй план, Майк остается одной из ключевых фигур сериала. Однако верно, что особо много про него не скажешь, экранного времени у персонажа мало, а арка его закрывается ужасно тоскливо, но об этом позже.
Векна не файналл босс.
Я рада, что Векна не является финальным боссом всей истории, и в финале мы всё же узнаём, что Генри, как и Уилл был просто пешкой в игре Истязателя разума. Почему такой расклад устраивает меня больше? Потому что у Генри, как самостоятельного злодея нет чёткой мотивации и идеологии. В четвёртом сезоне мы не получаем от авторов ответа на главный вопрос: почему же Генри вдруг сошёл с ума и пошёл крошить людей налево и направо? Психопат ли он? Да, скорее всего. Рос ли он недолюбленным ребёнком в атмосфере тирании? Нет, отнюдь. Мы рассуждали на эту тему с супругом и пришли к выводу, что если делать их Генри истинного злодея, то ему нужна абсолютно человеческая мотивация, пусть даже она строится на базе банальной детской травмы (например: жестокий отец-тиран, пришёл с войны, строит внутри семьи диктатуру, пока снаружи она выглядит как образцово-показательная. Генри просит помощи у окружающих, но те лишь отмахиваются от него, отчего он понимает, что он один против всего мира, а люди — говно на блюде и всё в таком духе).
Но если в сериале появляется какое-то абсолютное зло, то это сильно упрощает всю ситуацию! Тогда от Генри не требуется так много, ведь все его действия можно оправдывать тем, что он был под контролем большого страшного Истязателя разума. Это он показал ему, что все вокруг злые, люди — паразиты, надо разрушить их мир и всё такое. То есть в этой ситуации Векна становится просто очередным прислужником Истязателя разума, кого бы он там из себя не строил. И с него, как драматургической единицы, взятки гладки.
А теперь обсудим две ложки дёгтя в этой бочке мёда. Что мне не понравилось.
Квирбейтинг.
Мы выходим на тонкий лёд, обратимся к терминологии:
Квирбейтинг (англ. queerbaiting) — это маркетинговый прием в медиа (фильмах, сериалах, музыке, играх), когда авторы намекают на гомосексуальность своих персонажей, создавая интригу для ЛГБТ+ аудитории, но не показывая однополых отношений явно, чтобы привлечь внимание и повысить популярность, не вступая в «серьезные» романтические отношения в сюжете.
Таким образом, вы можете сказать мне мол, но ведь в "ОСД" есть аж два ЛГБТ*— персонажа. Так-то оно так, вот только преподнесены они абсолютно по-разному. У меня есть предположение, что Робин изначально задумывалась лишь как персонаж-функция для того, чтобы помочь отрефлексировать свою гомосексуальность Уиллу, но впоследствии её роль в сериале разрослась до полноценного героя событий. И это хорошо, потому что именно она, а не Уилл привносит в сериал здоровую, имхо, репрезентацию квир-сообщества. Робин просто существует в предлагаемых обстоятельствах, живёт свою жизнь, встречается с Викки, дружит со Стивом и её гомосексуальность не являлась предметом отдельного обсуждения ни разу после каминг-аута Стиву. И, кстати, тот разговор Робин со Стивом в третьем сезоне — это идеальный вариант того, как мог пройти каминг-аут Уилла. Сексуальные предпочтения — это не то, о чём ты будешь трубить на каждом углу, тем более, если они у тебя "нетрадиционные", но у Робин на тот момент не было особо выбора, да и все обстоятельства располагали. Её "выход из шкафа" был логичен и оправдан, как и дальнейшие отношения с Викки, и то, как на почве новой искренности (простихосподи за этот термин здесь) выросла их дружба со Стивом.
А теперь вернёмся к Байерсу. Весь сезон Векна (он же Генри, он же Первый, он же Мистер Что, он же Джейми Кэмпбелл Бауэр) терроризировал Уилла (Ноа Шнапп) буквально как в этом меме с медведями:
В сезоне есть два важных диалога Векны с Уиллом, в котором раскрывается их связь. Первый происходит в 4-ой серии, в момент попытки спасения детей:
Vecna: "Hawkins was never your home, Will Byers. You were my first. My broken boy. The malleable clay I reshaped in the Upside Down. All those years ago, I chose you because you were different. Sensitive. Connected." (Хоукинс никогда не был твоим домом, Уилл Байерс. Ты был первым. Моим сломленным мальчиком. Мягкой глиной, которую я подмял под себя в Изнанке. Все те годы назад я выбрал тебя, потому что ты был особенным. Чувствительным. Восприимчивым.)
И второй позднее, когда Уилл находится в плену Векны до спасения его Оди (Милли Бобби Браун). Тогда мы узнаем, что Байерс был "архитектором" Векны, строил тоннели под Хоукинсом и бла-бла-бла, но всё ещё не слова о его тайне-за-семью-печатями:
Vecna: "Oh, but it was you, Will Byers. Every night in your sleep, trapped in my realm, your mind bent to my will. You dug them — those twisting veins under Hawkins. Unwittingly, but perfectly. Your fear, your pain... they fueled the growth." (О да, это был ты, Уилл Байерс. Каждую ночь во сне, запертый в моём царстве, твой разум подчинялся моей воле. Ты раскопал их — эти извивающиеся жилы под Хоукинсом. Невольно, но идеально. Твой страх, твоя боль… они питали их рост.)
В общем, претензия у меня здесь только одна: почему за оба диалога нам ни разу не показали откровенно мерзкий гомофобный шантаж Байерса Векной? Что-нибудь в духе: "Не надейся победить сейчас, Уилльям Байерс. Ты остался всё тем же слабым мальчишкой, что и прежде. Я сломал тебя, полностью извратив твоё понимание себя и верю в близких. Ты веришь им? *стрёмное видение* Ты веришь, что тебя примут? *ещё более стрёмное видение* Ты жалок, если считаешь, что не одинок" и всё такое. У Уилла не было ни одной адекватной причины рассказывать о своей ориентации сейчас, перед вылазкой, потому что Векна ни разу не давил на эту его часть личности. И уж тем более, у него не было смысла делать из каминг-аута двадцатый съезд КПСС. Обратили внимание, что во время этой сцены мы не увидели особо крупных планов лиц героев? Это неудивительно, потому что их там настолько много, что это просто смешно. Вот уж представляю, какой восторг вызвало это собрание у Хоппера. Это смешно, и даже жаль, что у авторов не хватило яиц дать дать пару шуток Мюррею.
И самое печальное, что в дальнейшем это признание не сыграло абсолютно никакой роли. Стал ли Байерс более сильным, открытым и смелым? Нет. Дало ли это ему какое-то преимущество в финальном бою с Векной? Эм, да вроде тоже нет. Упоминался ли хоть где-то хоть как-то ещё хоть раз тот факт, что Уилл гей и было ли это вообще важно для развития сюжета или для развития Уилла как персонажа? Нет, нет и ещё раз нет. Это не имеет абсолютно никакого значения, потому что единственная проблема Байерса-младшего не в том, что он гей, а в том, что он тюфяк и мямля, и если уж и признаваться в чём-то, так в этом.
Мой супруг хорошо высказался по этому поводу, что сцена каминг-аута Уилла Байерса была лебединой песнью всей воук-культуры, потому что авторы не смогли сделать честную и достойную репрезентацию. Мне кажется, что здесь банальная попытка усидеть на всех стульях: и ЛГБТ* сообществу репрезентацию дать, и гомофобами не прослыть, и гетеросексуальную аудиторию не растерять, слишком акцентируя внимание во внутреннем конфликте одного из центральным персонажей на его рефлексии об ориентации. На выходе получаем то, что получаем: ни два, ни полтора, а банальный квирбейтинг, небрежно брошенный в глаза, словно вырванную из контекста сцену признания Уилла и, к сожалению, абсолютно пустого героя Ноа Шнаппа.
Смерть Одиннадцатой. Или нет?
Второй моментик, который меня раздражает + бесит + выводит из состояния душевного покоя — неясное окончание сюжетки Оди. Что меня устроило бы как зрителя? Окончательная и бесповоротная смерть Одиннадцатой, как акт её последней воли и первый выбор, который она сделала самостоятельно. Да, это грустно и трагично, но вполне в духе героини, мыслившей настолько фаталистично, что обменять свою жизнь на жизнь всего человечества для неё разумно. Что меня не устраивает как зрителя? Когда мне постфактум делают мозги, предлагая альтернативные развязки в уже не имеющих смысла обстоятельствах.
Да, безусловно Оди — это персонаж, который заслуживает мирной тихой жизни где-нибудь в долине с тремя водопадами и коровой словно из рекламы шоколада Milka. Может, больше всех заслуживает. Но если теория Майка верна, то поступок её, во-первых, эгоистичен, во-вторых, вновь создаёт риск, потому что мы не знаем, что в итоге стало с Доктором Кей (Линда Хэмилтон) и не бросит ли она попытки искать Оди, поскольку с ней подобные фокусы уже проворачивали. Да и честно говоря, если уж Оди хотелось уехать из страны, делать это надо было после второго сезона. Кроме того, при подобном раскладе, я ни за что не поверю, что а) Майк бросит попытки связаться с Одиннадцатой, б) Оди сама перестанет навещать его в своем разуме. Проще говоря, для меня единственным адекватным закрытием арки Одиннадцатой видится её смерть, как бы цинично это ни звучало, простите.
Литры слёз, плохая актёрская игра и миллион вопросов.
Это всё я решила объединить в один параграф, потому что рассматривая всё по отдельности, получаются такие мелочи, но вкупе собирается нехилый снежный ком, который грозится разрушить всю магию.
Во-первых, я уже говорила, и повторю ещё раз, Милли Бобби Браун — бездарно играет в этом сериале. Простите меня, пожалуйста, я не могу могу воспринимать три её одинаковых выражения лица на протяжении последних нескольких сезонов. Я не знаю, в чём дело: ранний ботокс, слабая артикуляция или плохо прописанная героиня, но смотреть на их диалоги с Финном Вулфхардом было просто невозможно. По большей части именно из-за того, насколько тонкую игру выдавал второй, и насколько топорно при этом выглядели эмоции Браун. Супруг предлагал воспринимать её персонажа, как человека с РАС, что даже в каком-то роде оправданно, но даже это не спасло в финале, ведь Оди умеет в коммуникацию, считывает невербальные сигналы и вполне эмпатична, просто у неё лицо кирпичом. Короче говоря, не знаю, это было тяжело.
Сюда же постоянные слёзы Ноа Шнаппа, а точнее его персонажа Уилла Байерса. Малейшее тёплое слово — слёзы, малейшая холодность — вновь слёзы. Этим, признаться, грешат оба Байерса, но, видимо, благодаря мастерству Чарли Хитона, его эмоциональный диапазон чуть шире, чем просто плач по поводу и без. В конце концов, слезы Уилла начинают мелькать на экране настолько часто, что перестают вызывать какие-либо эмоции наравне с каменным выражением лица Оди.
Что касается вопросов о сюжете, то их множество, и чем больше я об этом думаю, тем больше их появляется. Пусть эти мелкие доёбки вас не смущают, я люблю покопаться в деталях.
1. Куда делась Сьюзи (Габриэлла Пиццоло)? Помните девушку Дастина из прошлых сезонов, в 4-ом парни даже ездили к ней в Юту. В пятом сезоне про неё резко все забыли, и это невероятно грустно, потому что именно Сьюзи могла бы стать маяком для Дастина. Более того, на протяжении всего сезона мы видим, как Дастин ошибается, путается и теряется в догадках. И это неудивительно, в моменты ментального раздрая мозги первыми летят, здесь офигеть, как пригодилась бы помощь Сьюзи — и в роли нового морального ориентира для Дастина, и в качестве новых "мозгов" для всей команды. Пока же получается, что она просто выписана из сюжета, как отслужившая своё игрушка, печально.
2. Куда после смерти Оди и взрыва Изнанки делись военные и, в частности, доктор Кей? Во всех предыдущих сезонах мы видели развязку с прибывающей на место происшествия армией юсэей, которая всё чистит. А здесь ни строчки в газете, ни фразы в последнем эфире Робин. И всё же, не могли же все просто разойтись?
3. Куда делся Аргайл (Эдуард Франко)? Ещё один персонаж, о котором забыли в этом сезоне, от чего мне крайне грустно. Да, я понимаю, что концентрация героев на один квадратный метр радиорубки и без того превышает все возможные нормы, но хоть пару слов сказать о персонаже можно было?
4. Я не буду задавать вопросов о том, почему на финальном сражении не было демогоргонов или демопсов, потому что в третьем сезоне их, например, тоже не было. Камон, вам что не хватает огромного паукообразного Истязателя разума? Но вот вопрос о том, как работает передатчик боли в коллективном разуме я задам. Что-то мне подсказывает, что по прихоти сценаристов, потому что Уиллу то больно, когда демогоргонов жарят огнемётами, то не больно, когда подключают к вышке и бьют током, то он весь в агонии, когда демогоргонов расстреливают из пулемётов, то спокойно переживает обстрел из всего подряд самого Истязателя. То ли Уилл научился бороться с этой болью и превозмогать её, то ли передатчик-таки барахлит. Странно, в общем.
Ну и так далее. Однако, остановимся здесь, иначе я никогда это не допишу.
Эпилог.
Было приятно. Спасибо Дафферам за него. Финальная речь Дастина на вручении дипломов великолепна (всегда мечтала сказать что-то подобное)) и правдива. Люблю такие искренние монологи персонажей. Не Тирион Ланнистер в суде, конечно, но тоже отлично!
Что касается остальных героев, то в целом я довольна. Как я уже говорила, я счастлива за Джойс с Хопом. Трогательно смеюсь со Стива, ставшего учителем — человек на опыте. Сцена старших ребят на крыше с обещанием "видеться чаще" настолько одновременно бережна и смешна в своей наивности, что я думаю, все хоть немного старше 20-и лет прочувствовали её на себе. Конечно, надо видеться чаще. Конечно.
Финальная игра в D&D и "новое поколение", влетевшее за стол закольцевали историю, связав всё с самым началом сериала. Красиво.
В общем-то, это была хорошая история. Пусть не без косяков, но наделавшая достаточно шуму, чтобы стать своего рода "культурным феноменом" и уж точно сильно изменить наше отношение к прошлым эпохам. Я не скажу, что это плохой финал. Он хороший, и как мне кажется, лучше эту историю было не завершить. Так что хорошо, что это было, хорошо, что это закончилось.
*признана экстремисткой организацией в РФ