Полёт в работах Хаяо Миядзаки

В работах Хаяо Миядзаки, полных необычных фантазий автора, были и фантастические миры, и различные необычные существа, и удивительные технологии. Но в каждом, без исключения, его фильме есть одна не меняющаяся деталь — это полёт.

Полёт в работах Хаяо Миядзаки

Полёты всегда имели очень важную роль в жизни Миядзаки, начиная с самого рождения автора. Ведь родился будущий великий режиссер-аниматор в семье директора авиационной фабрики под названием "Миядзаки Эйрплейн", специализирующейся на выпуске комплектующих к военным истребителям.

Также об этом рассказываю в видео

Когда маленький Миядзаки посещал фабрику отца, он был в восторге от времени, проведённого на ней. Хаяо всегда завораживали конструкция и дизайн летательных аппаратов. А мечта о возможности летать никогда не покидала его голову.

Гораздо позже, решив стать художником и связав свою жизнь с анимацией, Миядзаки нашёл способ воплотить в жизнь свои фантазии о полётах - он перенёс их в свою работу, сделав частью собственного творчества.

Его страсть к полётам и авиации, которую он когда-то перенял ещё от отца, а также философские размышления самого Миядзаки, связанные с этим, отображает даже название его студии. “Ghibli” - это кодовое название итальянского бомбардировщика Капрони Ка.309 (Caproni Ca.309), в свою очередь названного так в честь восточного ветра в Северной Африке.

К слову, в свои детские и юношеские годы Миядзаки мечтал стать именно авиаконструктором. Но этой мечте не суждено было сбыться, так как юноша не имел никаких потенциальных способностей для работы в этой сфере.

Тот, кто думает, что сцены полётов в фильмах Хаяо Миядзаки являются лишь описательной функцией и универсальным средством для перемещения персонажей из одной точки в другую - глубоко ошибается. Как это обычно бывает в произведениях искусства, определённые элементы в них несут в себе гораздо больший смысл, чем кажется на первый взгляд. И полёты в картинах Миядзаки не являются исключением.

Например, в “Ведьминой службе доставки” именно полёт показывает эволюцию характера главной героини Кики.

В начале истории, когда она уходит из дома, чтобы переехать в другой город для самостоятельной жизни, она всё-ещё обыкновенный ребёнок, который делает первые шаги навстречу зрелости. И это прекрасно иллюстрирует её манера летать: полёт Кики ещё не совсем стабилен и сконцентрирован, а местами довольно сумбурен - что выдаёт в ней неопытность и наивность. Но уже к концу истории девочка становится искусным пилотом, способным укротить вместо метлы даже обыкновенную бытовую щётку.

На протяжении всей картины Миядзаки показывает смену её характера и её взросление. А тема полётов - это в буквальном смысле основа, на которой базируется вся история. Из раза в раз девочка совершает полёты на метле в качестве курьерской доставки, тем самым, она зарабатывает себе на жизнь, преодолевая различные трудности.

Вне всяких сомнений, возможность летать - это форма свободы и независимости, которую испытывают герои фильмов Хаяо Миядзаки. Например, в картине “Порко Россо” полёт помогает нам лучше понять мотивы главного героя; его основное стремление в жизни - возможность в любой момент воспарить в небеса навстречу свободе.

Полёт в работах Хаяо Миядзаки

И хотя, по большому счёту, это сказочный фильм, главным героем в котором является свин, “Порко Россо” полон реализма в области техники. Все конструкции и технические детали самолётов реализованы с такой любовью, что это отображается в каждой заклёпке и в каждом винтике. Вы просто взгляните, как в фильме изображены составные части гидропланов, а также различные поломки конструкции и их устранение. Только тот, кто имеет глубокие познания в механике и авиации придумает, как правильно всё это показать.

Сцены же небесных поединков в “Порко Россо” больше напоминают грациозный смертельный танец, нежели что-то громкое и ужасающее.
Сцены же небесных поединков в “Порко Россо” больше напоминают грациозный смертельный танец, нежели что-то громкое и ужасающее.

А момент, где множество самолётов огромной вереницей парят над облаками преподнесён как замечательный и поэтический миг, наполненный тоской. Это души погибших лётчиков-авиаторов, спокойно и безмятежно покидают мирскую суету и отправляются в загробную жизнь. Таким образом Миядзаки показывает нам, что наравне с опьянительным чувством свободы от полётов он помнит и об их трагической стороне.

Полёт в работах Хаяо Миядзаки
В конце концов, Миядзаки представляет свои летательные аппараты и как разрушительные механизмы. Так было в “Навсикае”, “Лапуте” и “Ходячем замке” с их грозными военными самолётами и дирижаблями, приносящими разрушение и смерть.
В конце концов, Миядзаки представляет свои летательные аппараты и как разрушительные механизмы. Так было в “Навсикае”, “Лапуте” и “Ходячем замке” с их грозными военными самолётами и дирижаблями, приносящими разрушение и смерть.

Также полёт в работах Миядзаки может быть и чем-то сюрреалистическим, волшебным и медитативным. Например, в “Унесённых призраками” мы видим великолепную по красоте воздушную сцену. Когда Тихиро летит на спине дракона Хаку по залитому лунным светом небу, героиня вспоминает его настоящее имя. И когда она говорит об этом ему, Хаку принимает свою естественную форму, а тело дракона рассыпается в мерцающей дымке чешуи. Это момент преисполненный великой фантазии.

Полёт в работах Хаяо Миядзаки

Кульминацией страсти к полётам и авиации Миядзаки стал фильм “Ветер крепчает” - последняя на данный момент полнометражная работа автора, которую он посвятил биографии авиационного конструктора Дзиро Хорикоси - создателя весьма удачного японского истребителя времён Второй мировой “Мицубиси Зиро А6” / Mitsubishi A6M Zero.

Знаменательным фактом является то, что семейное авиационное предприятие Миядзаки во время войны производило комплектующие именно для этих истребителей.
Знаменательным фактом является то, что семейное авиационное предприятие Миядзаки во время войны производило комплектующие именно для этих истребителей.

Как и сам Миядзаки, Хорикоси был пацифистом, но в силу обстоятельств был вынужден заниматься разработкой военных истребителей. Именно здесь, как нигде прежде, господин Миядзаки противопоставляет чистые и светлые мечты о полёте холодному и жестокому миру военной промышленности. (тем самым затрагивая тему собственного внутреннего нравственного конфликта, на одной чаше весов которого располагается абсолютное отрицание войны, а на другой всеобъемлющая любовь Миядзаки к военной технике и оружию).

А в моментах, где Миядзаки демонстрирует фантазии о полётах маленького Дзиро и его сны, автор, по всей вероятности, изображает самого себя.
А в моментах, где Миядзаки демонстрирует фантазии о полётах маленького Дзиро и его сны, автор, по всей вероятности, изображает самого себя.

Увидев все работы Хаяо Миядзаки, понимаешь, что ему удалось сохранить свою детскую мечту о полётах на протяжении всей жизни. Конечно же, он не стал лётчиком или авиаконструктором. Но в итоге он нашёл способ реализовать свои прекрасные фантазии, поделившись ими с окружающим миром.

112112
35 комментариев

Кстати, никогда не относился к его работам, как к аниме. Все его работы нравятся. А про полёты хорошо написано, автор молодец.

8

А я никогда не относился к работам тарковского, как к фильмам. Отлично фраза звучит

4

Спасибо! Я и сам никогда не воспринимал ни работы Миядзаки, ни остальные работы студии, как просто аниме. Даже их политика и подход к производству полностью отличаются от всей остальной индустрии аниме.

1

"Не воспринимаю творчество Миядзаки как аниме" могут написать только невежды, бравирующие своим невежеством. Смотрите, мол, Миядзаки хороший, а всё остальное аниме - это тентакли, лоли и гуро! Не смотрел, но осуждаю! Впрочем, Миядзаки тоже не смотрел, но восхваляю!

Повбивав би, чесслово.

6

А в чем проблема? Я люблю аниме, но только при упоминании Миядзаки у меня скорее возникают ассоциации с обычной мультипликацией. Все потому что работы Гибли своим ритмом, анимацией и "акцентами" в отдельных сценах скорее напоминают ранние работы Диснея.

3

Да.
"Дзибли - не аниме, Nujabes - не хип-хоп"

Комментарий недоступен

6