Аниме Игорь Максимов
3 025

Полёт в работах Хаяо Миядзаки

В работах Хаяо Миядзаки, полных необычных фантазий автора, были и фантастические миры, и различные необычные существа, и удивительные технологии. Но в каждом, без исключения, его фильме есть одна не меняющаяся деталь — это полёт.

В закладки
Аудио

Полёты всегда имели очень важную роль в жизни Миядзаки, начиная с самого рождения автора. Ведь родился будущий великий режиссер-аниматор в семье директора авиационной фабрики под названием "Миядзаки Эйрплейн", специализирующейся на выпуске комплектующих к военным истребителям.

Также об этом рассказываю в видео

Когда маленький Миядзаки посещал фабрику отца, он был в восторге от времени, проведённого на ней. Хаяо всегда завораживали конструкция и дизайн летательных аппаратов. А мечта о возможности летать никогда не покидала его голову.

Гораздо позже, решив стать художником и связав свою жизнь с анимацией, Миядзаки нашёл способ воплотить в жизнь свои фантазии о полётах - он перенёс их в свою работу, сделав частью собственного творчества.

Его страсть к полётам и авиации, которую он когда-то перенял ещё от отца, а также философские размышления самого Миядзаки, связанные с этим, отображает даже название его студии. “Ghibli” - это кодовое название итальянского бомбардировщика Капрони Ка.309 (Caproni Ca.309), в свою очередь названного так в честь восточного ветра в Северной Африке.

К слову, в свои детские и юношеские годы Миядзаки мечтал стать именно авиаконструктором. Но этой мечте не суждено было сбыться, так как юноша не имел никаких потенциальных способностей для работы в этой сфере.

Тот, кто думает, что сцены полётов в фильмах Хаяо Миядзаки являются лишь описательной функцией и универсальным средством для перемещения персонажей из одной точки в другую - глубоко ошибается. Как это обычно бывает в произведениях искусства, определённые элементы в них несут в себе гораздо больший смысл, чем кажется на первый взгляд. И полёты в картинах Миядзаки не являются исключением.

Например, в “Ведьминой службе доставки” именно полёт показывает эволюцию характера главной героини Кики.

В начале истории, когда она уходит из дома, чтобы переехать в другой город для самостоятельной жизни, она всё-ещё обыкновенный ребёнок, который делает первые шаги навстречу зрелости. И это прекрасно иллюстрирует её манера летать: полёт Кики ещё не совсем стабилен и сконцентрирован, а местами довольно сумбурен - что выдаёт в ней неопытность и наивность. Но уже к концу истории девочка становится искусным пилотом, способным укротить вместо метлы даже обыкновенную бытовую щётку.

На протяжении всей картины Миядзаки показывает смену её характера и её взросление. А тема полётов - это в буквальном смысле основа, на которой базируется вся история. Из раза в раз девочка совершает полёты на метле в качестве курьерской доставки, тем самым, она зарабатывает себе на жизнь, преодолевая различные трудности.

Вне всяких сомнений, возможность летать - это форма свободы и независимости, которую испытывают герои фильмов Хаяо Миядзаки. Например, в картине “Порко Россо” полёт помогает нам лучше понять мотивы главного героя; его основное стремление в жизни - возможность в любой момент воспарить в небеса навстречу свободе.

И хотя, по большому счёту, это сказочный фильм, главным героем в котором является свин, “Порко Россо” полон реализма в области техники. Все конструкции и технические детали самолётов реализованы с такой любовью, что это отображается в каждой заклёпке и в каждом винтике. Вы просто взгляните, как в фильме изображены составные части гидропланов, а также различные поломки конструкции и их устранение. Только тот, кто имеет глубокие познания в механике и авиации придумает, как правильно всё это показать.

Сцены же небесных поединков в “Порко Россо” больше напоминают грациозный смертельный танец, нежели что-то громкое и ужасающее.

А момент, где множество самолётов огромной вереницей парят над облаками преподнесён как замечательный и поэтический миг, наполненный тоской. Это души погибших лётчиков-авиаторов, спокойно и безмятежно покидают мирскую суету и отправляются в загробную жизнь. Таким образом Миядзаки показывает нам, что наравне с опьянительным чувством свободы от полётов он помнит и об их трагической стороне.

В конце концов, Миядзаки представляет свои летательные аппараты и как разрушительные механизмы. Так было в “Навсикае”, “Лапуте” и “Ходячем замке” с их грозными военными самолётами и дирижаблями, приносящими разрушение и смерть.

Также полёт в работах Миядзаки может быть и чем-то сюрреалистическим, волшебным и медитативным. Например, в “Унесённых призраками” мы видим великолепную по красоте воздушную сцену. Когда Тихиро летит на спине дракона Хаку по залитому лунным светом небу, героиня вспоминает его настоящее имя. И когда она говорит об этом ему, Хаку принимает свою естественную форму, а тело дракона рассыпается в мерцающей дымке чешуи. Это момент преисполненный великой фантазии.

Кульминацией страсти к полётам и авиации Миядзаки стал фильм “Ветер крепчает” - последняя на данный момент полнометражная работа автора, которую он посвятил биографии авиационного конструктора Дзиро Хорикоси - создателя весьма удачного японского истребителя времён Второй мировой “Мицубиси Зиро А6” / Mitsubishi A6M Zero.

Знаменательным фактом является то, что семейное авиационное предприятие Миядзаки во время войны производило комплектующие именно для этих истребителей.

Как и сам Миядзаки, Хорикоси был пацифистом, но в силу обстоятельств был вынужден заниматься разработкой военных истребителей. Именно здесь, как нигде прежде, господин Миядзаки противопоставляет чистые и светлые мечты о полёте холодному и жестокому миру военной промышленности. (тем самым затрагивая тему собственного внутреннего нравственного конфликта, на одной чаше весов которого располагается абсолютное отрицание войны, а на другой всеобъемлющая любовь Миядзаки к военной технике и оружию).

А в моментах, где Миядзаки демонстрирует фантазии о полётах маленького Дзиро и его сны, автор, по всей вероятности, изображает самого себя.

Увидев все работы Хаяо Миядзаки, понимаешь, что ему удалось сохранить свою детскую мечту о полётах на протяжении всей жизни. Конечно же, он не стал лётчиком или авиаконструктором. Но в итоге он нашёл способ реализовать свои прекрасные фантазии, поделившись ими с окружающим миром.

#ghibli

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Игорь Максимов", "author_type": "self", "tags": ["ghibli"], "comments": 35, "likes": 115, "favorites": 135, "is_advertisement": false, "subsite_label": "anime", "id": 47336, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 19 Apr 2019 02:09:41 +0300" }
{ "id": 47336, "author_id": 110576, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/47336\/get","add":"\/comments\/47336\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/47336"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64956, "last_count_and_date": null }

35 комментариев 35 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
7

Кстати, никогда не относился к его работам, как к аниме. Все его работы нравятся. А про полёты хорошо написано, автор молодец.

Ответить
3

А я никогда не относился к работам тарковского, как к фильмам. Отлично фраза звучит

Ответить
0

Сори, я непонятно написал. Объяснять, что я имел ввиду, я конечно же не буду...) Те кто смотрел работы этой студии и так понимают о чем я

Ответить
3

"миядзаки не аниме" типо смотреть аниме это унизительно а вот миядзаки можно. наверное так Kappa

Ответить
0

Почему унизительно?)

Ответить
0

ноу офенс показалось что ты быдлан

Ответить
0

А мне показалось, что у тебя какие то комплексы по поводу аниме)

Ответить
1

просто только быдланы "которые слишком крутые чтоб смотреть аниме" говорят про миядзаки (вот это не аниме это миядзаки.....это я могу посмотреть без зашквара) говорюж ноу офенс забей.

Ответить
0

Спасибо! Я и сам никогда не воспринимал ни работы Миядзаки, ни остальные работы студии, как просто аниме. Даже их политика и подход к производству полностью отличаются от всей остальной индустрии аниме.

Ответить
2

"Навсикая из долины ветров" one love) особенно лес.

Ответить
0

В индустрии есть несколько студий, чей подход к работе отличается от общепринятого. Kyoto Animation, Ufotable, 4° или команды режиссёров новой волны вроде Юасы или Синкая. Плюс выходцы из Ghibli уже много лет присоединяются к разным коллективам или даже образуют их.

Ответить
6

"Не воспринимаю творчество Миядзаки как аниме" могут написать только невежды, бравирующие своим невежеством. Смотрите, мол, Миядзаки хороший, а всё остальное аниме - это тентакли, лоли и гуро! Не смотрел, но осуждаю! Впрочем, Миядзаки тоже не смотрел, но восхваляю!

Повбивав би, чесслово.

Ответить
3

А в чем проблема? Я люблю аниме, но только при упоминании Миядзаки у меня скорее возникают ассоциации с обычной мультипликацией. Все потому что работы Гибли своим ритмом, анимацией и "акцентами" в отдельных сценах скорее напоминают ранние работы Диснея.

Ответить
0

Что значит "обычной" мультипликацией? Мультипликация обычной не бывает, а если вы про западную, то есть на свете аниме куда "западнее" Миядзаки. Наши папы с мамами, например, вполне могли пойти в кино на "Джека в стране чудес".

Ответить
0

Да.
"Дзибли - не аниме, Nujabes - не хип-хоп"

Ответить
6

Артур
Артур
Артур

Ответить
2

Револьвер Миядзаки

Ответить
3

Миадзаки гений анимаци! Титанический труд студии, под его руководством, делает шедевры, то что называется истинным искусством.

Ответить
2

Никогда не мог проникнуться его работами, приятно смотреть, но выше просто хороших анимационных фильмов не ощущается. Закрыл культурный минимум и сомневаюсь что когда нибудь к ним вернусь.

Ответить
0

Если крайнее: То у его студии есть Возвращение кота. Если и тут детство ни где не заиграет, то да, просто не ваше.

Ответить
2

Возвращение кота - не самый лучший фильм даже по сравнению с мейнстримом.
Попробуйте Totsuzen! Neko no Kuni Banipal Witt

Ответить
0

Не, лучше уж "Шепот сердца" - там и музыка, и сказочное вкрапление и - ностальгия.
При этом все очень жизненно.

Ответить
0

Согласен. У Макото Синкая картины интереснее, например. И рисовка более каноничная, мне нравится.

Ответить
1

Ага, особенно в Ловцах забытых голосов - бессюжетном фанфике на работы Миядзаки.

Ответить

Комментарий удален

1

Я бы выразился значительно мягче, но по сути, увы, согласен.

Ответить
0

Кажется я уснул, когда смотрел Навсикаю. С тех пор к аниме от Ghibli не прикасался. Может, просто не с того фильма начал.

Ответить
2

Думаю да. Начни с чего-то популярного. Если хочешь посмотреть что он творил в 80-х, то от себя рекомендую Небесный Замок Лапута и Мой Сосед Тоторо.

Ответить
1

Принцесса Мононоке .
Всё остальное слишком "миядзаковское" чтоли. У него всегда главный герой- наивный импульсивный ребёнок, отчаянно верящий в бобро. Почти везде можно найти сцену, цитирующую кота Леопольда, где он говорит "ребята, давайте жить дружно!" и внезапно антагонисты, которые всё время до этого занимались грабежом и убийствами говорят: а и вправду, давайте.

Ответить
0

Начинать с Навсикаи явно не стоило) Она шикарная, но очень медитативная и мрачная, что совсем не типично для Миядзаки.

Ответить
0

Интересно, но есть чувство, будто уже где-то видел этот материал слово в слово.

Ответить
0

Порко Россо одна из самых любимых его работ. Спасибо за статью теперь понятно откуда такая тяга к небу.

Ответить
0

Не пости в аниме то, что им не является.

Ответить
0

Где котобус?! Я вас спрашиваю. Он тоже летает!

Ответить
0

а кто летал в Мононоке?

Ответить
0

Миядзаки - гений. Кадзима - продукт маркетологов.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
В лутбоксы начали включать багфиксы
Подписаться на push-уведомления