Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]

Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]

Данный обзор/эссе/рецензия содержит аналитический конструктив, и его содержание может затрагивать некоторые сюжетные детали адаптации, однако спойлеры носят минимальный характер и не должны повлиять на просмотр произведения в дальнейшем.

Скорее всего многие из вас знакомы с этой вселенной, и возможно в преддверии будущих фильмов вам будет интересно узнать концепт создания этого произведения, понять какой фундамент был заложен в основную идею, что управляет архетипами персонажей, сцен, сюжета и как выглядит ядро данного творения.

ПРОЛОГ [Компиляция мнений]

Среди огромного количества антиутопических произведений теперь сложно найти что-то действительно оригинальное. Система «счастливого» общества везде почти одинакова (Фундаментом чаще всего служат произведения - Ф.К. Дика или Р. Шекли), поэтому каждая книга, фильм или сериал копируют идеи друг друга с незначительными различиями. Однако касаясь истории «Психопаспорта» не хочется разгневанно кидаться к небесам или колотится в дверь к сценаристу, нет. Напротив, шоу умело вальсирует между клишированными оборотами и старается преподнести зрителю свой стиль и вместе с ним своё видение относительно этого направления. (с)

Psycho-Pass является прекрасным примером высокой концепции sci-fi и киберпанка с прекрасно выверенной футуристической проработкой и элегантно поданной философией утопии/антиутопии с глубоко проработанной сюжетной линией, персонажами, режиссурой, эффектами, анимацией, бэкграундом и феноменальным музыкальным сопровождением. Терзая саму сущность человеческих истин, произведение будоражит уже на подсознательном уровне, «Психопаспорт» оставляет не просто чувство восхищения или эйфории, но начинает диалог со зрителем, в процессе которого вы уже не можете остановиться.

Психопаспорт – это…

Франшиза [Psycho-Pass]
Франшиза [Psycho-Pass]

История сериала погружает зрителя в параллельную Японию будущего, пережившую великий азиатский катаклизм 20 года и последующую эпоху разрухи, народных волнений и становления экономики. В общество, где существование людей отдано в руки интеллектуальной системы под названием Сивилла. Системы, которая служит и главным органом управления страны и главным кукловодом в человеческих жизнях. Образование, профессия, место работы, семья - всё ваше будущее определяется за вас. Такая форма тотального контроля и минимальных свобод позволила Японии стать самой безопасной и процветающей страной к 2100 году.

Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]

В фундамент анализа легла «Режиссёрская версия» первого сезона( Расширенная ретрансляция состоящая из 11эпизодов по 46 минут, получившая огромное количество вырезанных сцен, которые не попали в 22 серийную ТВ версию.), а так же: второй сезон, фильмы, манга, новеллы, многочисленные рассказы, интервью, книжное портфолио и множество других материалов.(Большинство артов, включая обложку с Макишимой были собраны, обработаны и скомпонованы автором статьи, т.е. являются уникальным арт-редизайном.)

ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ

[Численность населения] - После пережитой экономической катастрофы и многих географических изменений относительно территориальных частей Японии (Земли рядом с Токийским заливом были затоплены, а прибрежные постройки заброшены.) Приблизительно с 2050-2070 годов численность населения стала неизбежно сокращаться, и на момент первых событий истории сериала составляла только десятую часть от того, что было.

[Основная жизнь] - Сейчас почти вся жизнь сосредоточена в больших городах. Политический строй и система выборов полностью атрофирована - любого управленца, включая самые высокие посты такие как: мэр или губернатор назначает Сивилла.

Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]

[Военная сила] - В Японии больше не существует ни армии, ни подразделений с похожей спецификой, так как уровень преступности остаётся низок, то стране хватает местной "полиции" и системы дронов.

[Судебные процессы] - После внедрения Сивиллы, главным судебным органом стала именно она. У каждого человека имеется некий "коэффициент преступности" по состоянию которого и выносится приговор - лечение, изоляция или смертельная казнь (причём на месте). Доминатор помогает определить один из трёх вариантов.

Доминатор или Портативная Система Психологической Диагностики и Подавления «Доминатор» или 45MW.TRG — высокотехнологичное оружие, используемое полицейскими Инспекторами и Исполнителями.
Доминатор или Портативная Система Психологической Диагностики и Подавления «Доминатор» или 45MW.TRG — высокотехнологичное оружие, используемое полицейскими Инспекторами и Исполнителями.

[Международные отношения] - Великий экономический кризис пошатнул мир и вверг его в полную вакханалия и разруху. Общая политическая ситуация оказалась нестабильной - восстания, гражданские войны и обвал экономики. Большая часть всех торговых и поставочных отношений остановилась. Государства переживают тёмные времена.

[Внутренняя экономика] Япония разработала свой гиперовёс и поставила всю страну на собственное энергообеспечение, став полностью независимой мировой единицей. Благодаря открытиям в пшеничном и энергетическом направлениях, сельское хозяйство было полностью автоматизировано, а выхлоп с этого процесса позволил обеспечивать едой всё имеющееся население страны. (99% пищи потребляемой в стране восходящего солнца составляют переработанные продукты изготовленные из улучшенного овса, который был генетически модифицирован для повышения урожайности.) Благодаря ему Япония больше не нуждается в импорте.

Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]
Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]

[Голографические проекции] - Голограммы стали незаменимыми источниками градостроения и культурного стиля жизни. Ими украшают улицы, дома, квартиры, офисы, а так же используют в научных и чисто технических целях вроде: "маскировки" полицейских дронов и самих полицейских. Так же голограммы стали применятся в более тонком направлении, будь то одежда или аксессуары. Человек носит с собой специальное устройство вроде мобильного телефона, где в пару кликов интерфейса можно сменить свой наряд или костюм на что-то более подходящее относительно ситуации.

Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]

ВСТУПЛЕНИЕ

Визуальная составляющая сериала намеренно контрастирует с нуарным сюжетом — неоновые вывески, намеренно затемнённые улицы, гигантские небоскребы, красочная виртуальная реальность. Искусство визуальной отдачи в Психопаспорте поставлено на предельную отметку возможного. Тайтл изначально наделён отличным арт-стилем с плавной высоко-кадровой анимацией, уверенной CG - графикой и достойными компьютерными спец-эффектами. Итоговая картинка максимально призвана захватывать зрителя своей мрачной реалистичной подачей и индивидуальным стилем. В принципе, в этом плане от студии Production I.G, плацдарма выпустившего таких гигантов как: Оборотни, Призрак в Доспехах, Восточный Эдэм, Гаргантия, Легенда о Героях Галактики, Фури-Кури, Триплексоголик, Евангелион люди всегда ожидают высоких результатов вне зависимости от анонсируемого ими произведения.

Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]

Анимация здесь действительно сделана поистине на искушённого зрителя. Фоновые эффекты привнесли темное ощущение в еще более темный сюжет (не на столько мрачной, как в Эрго Прокси или Технолайзе, но предельно близкий к этой грани).

Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]
Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]

Одним из главных побудителей общественного резонанса для PP, стал Ген Уробути. Сценарист, прославившийся своими тёмными нигилистическими историями и трагическими сюжетными поворотами, в которых он превращал вселенные произведений (Fate/Zero & Mahou Shoujo Madoka Magica) в свою игровую песочницу, с садистскими убийствами и дистопической обстановкой, заработав себе славу главного мясника аниме индустрии, «Уро-Мясник»

Ген Уробучи сумел получить такую широкую известность в первую очередь благодаря тонким манипуляциям и правдоподобности своих персонажей. Убийством сегодня никого не тронешь, ведь насилие ради насилия – это вычурный технический ход, зачастую не несущий в себе никакого эмоционального отклика, ибо у зрителя к такому уже выработан иммунитет. Однако если жертва будет не просто «залётным объектом насилия», а чётко прописанным персонажем со своей историей, характером, индивидуальными качествами персонажем отыгрывающем свою роль в сюжете шоу, и возможно даже ставшим одним из любимчиков наблюдающей публики, то в данном случае уход такого протагониста/антагониста вас не оставит равнодушным. Поэтому творения Уробути и называют «хаосом» из-за непредсказуемой русской рулетки – смерть может настигнуть любого и в любой момент.

Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]

Автор рукоплещет гению Уробути Гена, однако при всём его таланте Психопаспорт не стал бы одним из самых глубоких и интеллектуальных произведений, если бы не основной сценарий Макото Фуками, который и написал весь фундамент этого творения, включая тонкости персонажей и главную историю. (Речь идёт про первый сезон и последующий полнометражный фильм.) Макото и Уробути работали в паре: первый – писал главный сценарий, а второй – наделял повествование своим фирменным стилем.

ФИЛОСОФИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Главная дискуссия заложенная в основное направление истории – является ли «Добро и Зло» измеримыми единицами и «Что есть норма?». Человечество с первых дней письменности пыталось навязать себе какие-то правила и нормы поведения, придумывала потусторонних существ, духов или богов, чтобы те обрушивали свою кару на тех, кто не следует установленным правилам. Однако являются ли люди врождённым добром и злом? Должен ли ваш мир делится на чёрное или белое? Стремимся ли мы к справедливости, потому что она в нашей природе, в наших личностях, во всём нашем существовании или же мы делаем это только для того, чтобы просто создать некий фасад проявления к аутентичной среде, для выстраивания праведной личности, понятие которой мы сами и придумали?

Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]

Психопаспорт топит зрителя в этих вопросах, плавно сопровождая глубину вашего погружения тонкими аннотациями и отсылками к мифологии, философии, научным исследованиям, историческим личностям и к огромному количеству литературных трудов.

Автор потратил значительное количество времени, чтобы форсировать пустыни форумных свалок и бездну человеческих диалогов, в поиске книжного портфолио которое задействовано во франшизе. В результате за три месяца детективных исследований были найдены более ста книг, упоминающихся и задействованных в Психопаспорте.

Картина на столько глубоко исследует свою тематику и прописывает каждого персонажа, что фандабу даже пришлось сделать собственную википедию по закоулкам этого мира, чтобы другие зрители могли полностью прочувствовать масштабы истории и как можно лучше погрузится в предлагаемую им вселенную.

Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]

Рене Декарт - «Размышления о первой философии». Франц Кафка - «Замок», «Процесс», «Америка». Виктор Франкл - «Человек в поисках смысла». Джозеф Конрад - «Сердце тьмы». Сёрен Кьеркегор - «Болезнь к смерти», «Понятие страха», «Философские крохи, или Крупицы мудрости». Фридрих Ницше - «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра», «Смерть Бога», «Воля к власти». Джордж Оруэлл - «1984», «Скотный двор». Маркиз Де Сад - «Жюстина», «120 дней Содома» . Блез Паскаль - «Мысли», «Мысли о религии и других предметах» . Конфуций - «Изречения». Марсель Пруст - «В поисках утраченного времени». Федор Достоевский - «Бесы». Жан-Жак Руссо - «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми». Томас Мор — «Утопия». Мишель Фуко «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы». Эрнест Хэмингуэй - «Прощай, оружие!», «И восходит солнце». Альбер Камю - «Калигула» Уильям Шекспир - «Макбет», «Гамлет», «Тит Андроник», «Двенадцатая ночь».

Это лишь малая доля из огромного числа задействованных книг.

1. Скриншот – Макишима исследует библиотеку книг по сельскому хозяйству.
1. Скриншот – Макишима исследует библиотеку книг по сельскому хозяйству.
2. Макишима читает книгу: Ясуми Иваками - «Революция, которую предали раньше, чем она началась»
2. Макишима читает книгу: Ясуми Иваками - «Революция, которую предали раньше, чем она началась»

Франшиза не имеет чёткой канонической линии связанной с мангой или ранобэ, поэтому сценаристам предоставлена уникальная возможность творить в полной свободе, создавая свой неповторимый story telling. Люди могут воплощать в жизнь абсолютно невероятные и безумные идеи, не оглядываясь при этом каждый раз на прописанный исходник, для того чтобы не нарушить его очередную догму. Это поистине выверенная идея, которая сделала PP, тем самым произведением, которым мы наслаждаемся сегодня.

Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]

Обращение к книжному колориту позволило создать правдоподобную и аутентичную природу рассказа, затягивая зрителя тончайшими манипуляциями истории в монументальный натурализм повествования. Человек не может не слушать, когда ему рассказывают хронологию становления его же вида. Тебя начинает захватывать чувство любопытства от погружения во что-то уникальное и пугающее. Чисто интуитивно к такому нельзя оставаться равнодушным. Сценарный натурализм - это весьма мудрый и дальновидный ход создателей этой франшизы.

К примеру, один из самых запоминающихся и колоритных персонажей - Тоёхисы Сэнгудзи: Аристократ, бизнесмен, коллекционер и охотник. Человек спонсирующий Макишиму Шого, а так же являющийся известной личностью в широких массах из-за полной кибернизации своего тела, был списан с героя книжного триллера «Самая опасная дичь» генерала Жофра, написанного Ричардом Коннелом, и опубликованного в 1924 году.

Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]

- Я постоянно ищу для себя новые источники удовольствия. Никогда не думал, что победа над старением принесёт столько счастья. Это невозможно понять, если у тебя нет кибернетического тела. И всё же, при всех имеющихся технологиях, приблизительная продолжительность жизни мозга не превышает 150 лет (с)

- Бодрость разума можно поддержать, принося в жертву жизни других. Но, если люди, желая молодости лишь для своих тел, забывают о необходимости совершенствовать разум, неудивительно что это приводит лишь к увеличению количества живых трупов. (с)

Сценарий весьма изящно играет со своими персонажами и их пристрастиями к искусству, литературе и научным исследованиям. Если кто-то из главных героев цитирует книгу или историческую личность – это всегда делается в тему и имеет под собой крепкий фундамент.

Возьмём как пример Орьё Рикако - ученицу элитной Академии Осо, в которой сохранилась классическая система образования. (Кстати, само заведение освобождено от систематических проверок психопаспорта и находится на частной территории.) Рикако, приходится дочерью известного тёмного художника Орьё Роичи и является ученицей Макишимы Шого, который работает в Осо учителем искусства. Она представляется зрителям, как высокоинтеллектуальная и эффектная девушка с пристрастием к однополой любви и зверским убийствам, которые она публикует в виде «художественных работ»

1. Арт – Орьё Рикако в правом углу, созерцает свои творения.
1. Арт – Орьё Рикако в правом углу, созерцает свои творения.
2. Арт – «Публикация работ»
2. Арт – «Публикация работ»

Орьё Рикако в 6,7,8 сериях, цитирует таких деятелей науки и писателей как: Сёрена Кьеркегора и Уильяма Шекспира.

- «Потому как человек стоит выше животных, другими словами, потому как человек есть личность и дух, он способен чувствовать отчаянье». Если ты не познал отчаянье, тебе чужда и надежда. (с) Сёрен Кьеркегор (Книга – «Болезнь к смерти»)

— Не подобало жить ей, честь утратив, И вечно скорбь отца возобновлять.(с) Уильям Шекспир (Книга - «Тит Андроник»)

Макишима на протяжении трёх лет поддерживает интеллектуальные и деловые отношения со своей ученицей. В одной из знаменательных сцен, он отдаёт должное её таланту, цитируя значительный отрывок из «Тит Андроника»

«Охота началась, сияет утро. Поля благоухают, зелен лес. Спустите псов, и пусть их лай раздастся». «Они сказали, что глухою ночью Здесь тысячи злых духов, змей шипящих, Раздутых жаб и тысячи ежей Такой нестройный, страшный крик поднимут».« Позволь ей, матушка, и торжествуй При виде слез её; но сердце им Пусть, как кремень дождю, не поддаётся». «Ступай, рассказывай всем, если можешь, Кто отнял у тебя язык и честь. Пиши, что думаешь, чего желаешь; Изображай с обрубками писца». «Жила по-зверски, чуждой состраданья, И вызывать она не может состраданья». (с) Уильям Шекспир (Книга - «Тит Андроник»)

Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]
Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]

Можно часами приводить примеры и расписывать книжное портфолио этой франшизы. Каждая её сцена буквально пропитана литературным романтизмом и отсылками к многочисленным книгам. Всё произведение, если так можно сказать, является одной огромной дискуссией на глубины философии людского существования. Автор действительно сокрушается, что многие зрители не замечают или намеренно игнорируют приглашение в этот бескрайний мир человеческой мысли, ведь Психопаспорт нельзя взять с наскока, как бездушный фансервисный тайтл или односложный боевик, нет, чтобы прочувствовать хотя бы треть колорита произведения, вы должны понимать, о чём говорит это произведение.

Аниме, которые обычно нахваливаются массовой аудиторией, повествует о школьницах с бесконечным размером груди, всякой фентезийной чуши, ну, или же, о школьнике, который спасает мир – тут ничего из вышеперечисленного вы не найдёте. Психопаспорт – это тяжёлая и бескомпромиссная детективная история с мрачной тематикой, кровью, убийствами и человеческими ужасами, приправленная поистине глубокой философией и бесконечными отсылками к классической, а также и современной литературе.

Одна из основных тем в сериале – это «Сивилла». Система, внедрённая в страну, после периода абсолютной разрухи, нищеты, затяжных последствий экономического обвала и глобального падения общества. На момент начала сериала, Сивилла контролирует фактически все сферы жизни страны, включая самих людей: их обучение, работу, частную жизнь и даже брак. (На самом деле удивительно, как такую фатальную тематику сумели пропихнуть на ТВ, учитывая жестокую цензуру со стороны властей Японии в любых направлениях, способных хоть как-то призывать людей к идейным и политическим убеждениям или негативно повлиять на сегодняшний имидж страны.)

Довольно интересный факт, что в фундамент системы «Сивилла», заложили исторические ленты и мифологию о Сивиллах - древних пророчицах.

Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]

В Древней Греции и Древнем Риме, Сивиллами называли легендарных странствующих прорицательниц, наделённых даром предвидеть будущее и открывать людям волю богов. Античные авторы упоминали об одной, двух, четырех, десяти и даже двенадцати сивиллах. Наиболее известной среди них является Кумекая (Куманская) Сивилла; ей, собственно, и приписывают авторство знаменитых сборников изречений и предсказаний, которыми долгое время пользовались в Риме для официальных гаданий. Её образ стал главным столпом в построении системы «Сивилла» в психопаспорте.

В 18 серии, Макишима в диалоге с Чхве, произносит свою резонансную фразу

- Ну, что же, давай посмотрим, что из себя представляет, эта знаменитая пророчица. (с)

1. Арт – Пророчества Сивиллы.
1. Арт – Пророчества Сивиллы.
2. Макишима с книгой Федора Достоевского - «Бесы». (Данные из арт-бука по вселенной PP: part 2 )
2. Макишима с книгой Федора Достоевского - «Бесы». (Данные из арт-бука по вселенной PP: part 2 )

Главным бэкграундом франшизы стал обвал мировой экономики. Психопаспорт пытается предсказать экономическую катастрофу, которая сегодня связанна с резким ростом Китайской экономики и его агрессивном рынке промышленности. Вообще, у Японии с Китаем на протяжении столетий складывается взаимная ненависть друг к другу. С многострадальными войнами, территориальными делёжками, массовым геноцидом и бесчеловечными опытами над людьми в японском "Освенциме", именуемом "Отряд 731" - один из самых продолжительных и тернистых конфликтов в истории человечества. В последнее время ситуацию между странами сильно обострил китайский экономический напор и выяснения прав на архипелаг Санкаку в Восточно-Китайском море. Многие считают, что сегодняшний конфликт Японии с КНР стоит уже на грани войны.

В ответ на национализацию островов Японией в более чем 100 городах КНР прошли антияпонские демонстрации, в которых приняли участие свыше 500 тыс. человек — это самые крупные выступления в Китае с момента нормализации дипломатических отношений между двумя странами в 1972 году. Митингующие громили японские магазины и предприятия. Около представительств японских автоконцернов Toyota, Nissan и Honda по всей стране было сожжено более 100 автомобилей. На несколько процентных пунктов просели показатели японского экспорта в Китай, поскольку китайцы начали массово отказываться от продуктов из Японии.

1. Китайские и Японские протесты/погромы. (Миядзаки и КО, затрагивают тему Китая и грядущей войны, в документальном фильме «Царство грёз и безумия | The Kingdom of Dreams and Madness».)
1. Китайские и Японские протесты/погромы. (Миядзаки и КО, затрагивают тему Китая и грядущей войны, в документальном фильме «Царство грёз и безумия | The Kingdom of Dreams and Madness».)

ДИЗАЙН, АНИМАЦИЯ, ОБЩАЯ ПРОРАБОТКА

Нарратив истории строится на тёмном футуристическом мире, с избытком мрачных сцен и закоулков этой вселенной, воздействуя гнетущими реалиями на зреющую картину в сознании зрителя. Режиссура действительно поражает, будучи простым зрителем, автор то и дело отдавал должное концептуальным фоновым дизайнам, анимационной проработке, качественной графике и общему дизайну произведения. Несомненно, самое главное в фильме - это кропотливо-анимированные городские пейзажи, цветокор, игра со светом, живая наполненность кадра, которые заставляли челюсть падать каждый раз при виде очередной дизайнерской фишки. Произведение буквально пышит стилем и качеством, начиная с дерзкого опенинга и заканчивая эмоциональным эндингом.

Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]

По сути, правильно передать дух и эстетику сериала - значит заложить незыблемый фундамент для дальнейшего рассказа. Акт самовыражения восхищает – Психопаспорт культивирует резкие и смелые понятия об анимационной природе: интерьер, качество деталей и общий масштаб усилий заставляет зрителя трепетать перед волшебством открывающейся вселенной. Осязаемость окружающей среды буквально вселяет чувство гипноза: если вы видите какой-то объект или деталь в кадре, то вы всегда чётко представляете себе этот предмет, можно сказать чувствуете его в подсознании. Психопаспорт – это чертовски выверенное творение, всё то, что появляется в кадре внушает эффект максимальной правдоподобности материала относительно ближайшего будущего. Мир выстроенный сценаристами и художниками – это реальный мир.

Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]
Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]

В рассказ вливаешься уже с первой серии наслаждаясь динамикой и отдачей этого повествования. Если говорить о секретах рецептуры успеха такого погружения, то главным зрительским влечением, пожалуй, представляются люди. Любой персонаж затронутый в сюжете произведения, может рассказать зрителю целую историю своей жизни. В Психопаспорте отсутствует дефицит участников, сериал готов удивлять вас не только визуальным аспектом, но и количеством задействованных лиц, которые пронизаны изумительным трудом их создателя и выступают как полноценные и колоритные личности. Сами персонажи неуловимыми образами обогащают внутреннюю наполненность любого кадра и любой сцены, вызывают чувство интереса и любопытства при встрече с ними. Одежда, манеры, индивидуальность походки и взглядов, насыщенный визуальный облик, тонкие детали гардероба, характер, личная харизма, взгляды на мир, философия, увлечения, структура поведения и мысли – весь производимый эффект протагонистом, антагонистом или просто сторонним персонажем говорит о том, что он более чем реальный человек.

Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]
Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]
Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]

Хорошо прописанные персонажи делают тон произведению, приковывают зрительское внимание, захватывают в глубину деталей и виртуозность истории. В сериале нету этой маниакальной тенденции превращать каждую сцену в какое-то динамическое событие, нет. Шоу плавно следует к раскрытию своей мысли, сопровождая повествование долгими экспозициями и насыщенной структурой.

Каждый персонаж – это целая история. История, которая вызывает бурю эмоций: интерес, любопытство, симпатию, сочувствие, горечь, разлуку, неприязнь и даже ненависть – Макото Фукай и Ген Уробути, сумели написать не только великолепную историю, но и придать ей весь спектр натурализма и правдоподобности.

Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]
Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]

Преступность - это главная константа в человеческой цивилизации. Мародёрство, искусство кражи, наука убийства, бесчисленные виды насилия, все эти факторы сопровождали людей с первой страницы истории, и их же постоянно пытались пресекать правилами общества. Наказания - это некий вид контрагрессии на агрессию. Психопаспорт прекрасно чувствует эту истину, и именно поэтому весь колорит сущности человека постарались вложить в главного разрушителя данной истории. Шого Макишима выступает как яркий контраст к основной тематике «Добра и Зла» и их поисков моральной составляющей. Жёсткий, бескомпромиссный, но при этом пронзающий своей философией - он задаёт более глубокие вопросы всем "теологиям" произведения.

- Потенциальные преступники начали совершать преступления, стоило им узнать о такой возможности, но люди которым неведом вкус мёда не станут его красть. Однако тогда мы получим общество, в котором нет места для преступников, а такое общество – нездорово. (с)

- Мы рождаемся, чтобы жить, но если система обладает властью над нашей жизнью и смертью... То мы вовсе не люди, а домашний скот.(с)

- Удивительно... Почему люди, живущие в этом скучном обществе подобно скоту, ни разу не пытались его уничтожить?(с)

Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]

Под очарование такого тонкого психолога и прекрасного оратора трудно не попасть. И, несмотря на то, какие зверства он творит, какими зверствами руководит, и какие разрушения несёт, в финале он не оставляет равнодушным. К Макишиме проникаешься всей своей сущностью, понимая, что в глубине его философии заложена суть истинной правды. Его идеи выглядят достойными того, чтобы ради них разрушать нынешний общественный уклад.

– Этот великий человек умер дважды. Сперва наука и технологии погубили его талант, а затем общество задушило его душу. (с) – Люди имеют ценность лишь тогда, когда действуют по своей собственной воле. (с)

– Чтобы узреть истинную ценность человека, недостаточно просто подтолкнуть его. Лучший способ — дать ему силу. Когда люди получают свободу действовать вне рамок закона и этики,то их видно насквозь. Когда слабые получают силу... Когда добропорядочных граждан ничего не сдерживает от насилия.. (с)

Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]

Чистый дизайн и бесконечная проработка мнимых глубин персонажа позволила сценаристам создать одного из лучших антагонистов, которых когда-либо видел мир анимационной индустрии, да и не только. (Автор хотел бы подметить, что за двадцать лет своего знакомства со вселенной манги/манхвы/ранобэ и анимации, Макишима стал первым "злодеем" забравшимся на такую планку.) Поэтому не удивительно, что почти ни один рейтинг "Лучших антагонистов в аниме" не обходится без участия Шого, в большинстве которых, он занимает либо твёрдое первое место, либо остаётся в районе первых пяти или десяти.

Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]

- Правда в том, что противоположность любви не ненависть, но безразличие. Безразличный человек не стремится убивать или причинять боль.(с)

- Я считаю, что ценность людям придают лишь поступки, которые основаны на их собственных желаниях. Вот почему всё это время я узнавал истинные, подавляемые желания других и наблюдал за их действиями.(с)

- Что есть человеческие желания? Думаю, самое назойливое из желаний — это жажда внимания. В нём кроется источник зависти и проблем в отношениях с другими.(с)

- «Сивилла» ввела людей в заблуждение и они разучились правильно оценивать опасность, которая им угрожает. В каком-то смысле вы так же глупы, как и те жалкие овцы.(с)

Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]

Шого Макишима стал такой же бездонной пропастью смысла как и книжное портфолио этой франшизы. В ближайшем будущем автор намеревается создать две отдельные рецензии/обзора/эссе, которые бы раскрыли в более подробном виде эти достойные темы для дискуссии. (К данной аналитике, закреплено и видео-эссе, которое выступает в роли дополнительного материала, и наоборот, в нём присутствует огромное количество стороннего контента и оригинальной анимации, но самое главное – альтернативная кульминация произведения, которая наиболее логично подходит к первому сезону и последующему продолжению франшизы. Тайминг – 17:00-18:49. )

- Я хочу увидеть сияние человеческой души, хочу узнать, достойна ли она восхищения. Однако есть ли хоть какой-то смысл в существовании людей, если их жизнь связана Оракулом «Сивиллы», а сами они даже не задумываются о том, чего хотят?(с)

ЭСТЕТИКА ДВИЖЕНИЯ

Густая атмосфера мрака окутанная темнотой исследования внутреннего лика и истинных границ человеческой сути захватывает уже на подсознательном уровне. Умелая режиссура позволяет выдерживать этот эмоциональный тон повествования и гнетущее напряжение, стимулируя интерес зрителя симбиозом интригующего сценария и эффектного визуала картины. И одним из самых приковывающих элементов в экшн-части становятся изумительно проработанные бои.

Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]

Рукопашных заварушек действительно просто огромное количество: уличные стычки, быстрые профессиональные контакты, затяжные столкновения стилей, бои на ножах, бои с электрическими дубинками, практичные демонстрации силы, приёмы модифицированных частей тела, и ещё целая куча вариаций этих спаррингов. Хореография рукопашных боёв поставлена на максимальную планку возможного. Будь то скоротечный файтинг или продолжительный бой, сцены выглядят невероятно проработанными и вселяющими чувство восхищения.

Аниматоры предельно ясно понимают язык первобытного насилия, фактическое отсутствие излишней режиссёрской ереси и фальши позволяет таким моментам находить положительный отклик у зрителя и удерживать их внимание у экрана. Файтинг часть старается говорить в натуральном стиле, местами брутальная и стилизованная, она всегда передаёт живую натуру, так как этого требует аутентичность правды, создаётся эффект эстетически выверенного действия, и зритель волей не волей задерживает дыхание отдаваясь течению эйфории в таких моментах.

Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]
Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Рассказ умело вербует глубокими диалогами с насыщенным музыкальным сопровождением. Местами играет успокаивающая партитура тягучей классики, стимулирующей погружение зрителя в философию размышлений главных героев или задумчивую сцену молчания. Но когда нужно подчеркнуть темп и развитие истории, размеренная классика заменяется бодрым и жёстким J-rock`ом, эффектно выделяющим остросюжетность событий, в то время как его синтезированное звучание придаёт сериалу некую эстетическую натуру и правдоподобность визуального будущего.

Enigmatic Feeling, в исполнении Ling Tosite Sigure - это такая холодная и пронзающая смесь пост-хардкора и прогрессивного рока, как нельзя кстати, подходящая к sci-fi экшн и киберпанк утопии, когда на фоне звучит одна из их композиций, то атмосфера произведения тут же заполняется чем-то неуловимо-глубоким и западающим в душу.

Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]

Благодаря их резким перепадам и взрывным аккордам, зритель предельно чутко ощущает настроение нагнетающего момента в экшн части, электронное звучание становится ещё одной предельно важной деталью в экспозиции истории. Музыка, можно сказать, является сердцем Психопаспорта, подобно чёрным пробирающим тонам сериала захватывает ваши чувства в периферию обречённости и надежды. Именно поэтому на особо драматические моменты шоу было решено записать Челли с её объёмным и резонирующим вокалом. И по итогу это стал поистине лучший выбор к музыкальному апофеозу криминального мира будущего.

Psycho-Pass - мрачный феномен [Философия франшизы]

ЭПИЛОГ

Псиопаспорт - это не гуманный нарратив человечности, и в каждом кадре, в каждой сцене сценаристы не упускают случая напомнить об этом. Франшиза хочет создавать историю, размениваться философией, рушить умы, обескураживать и ввергать зрителя в состояние катарсиса. Кровавое искусство и долгие экспозиции - это главная чарующая грация повествования. Поэтому каждый раз, когда нам показывают тёмную философию Шого Макишимы, с его стихийными разрушениями, зритель ожидает увидеть бескомпромиссный финал и ещё более пугающее продолжение. Психопаспорт - это устрашающая психология с безумием человеческого лика. Хаос во всех его проявлениях.

Если бы автора попросили описать Психопаспорт одним эпизодом, то стартопик показал бы вам серию с похищением молодых девушек, где несколько дней спустя их тела обнаруживают расчленёнными, пластифицированными и используемыми в качестве публичных художественных инсталляций. Если такое мрачное искусство не будоражит ваше сознание и не приковывает вас к происходящей истории, то, скорее всего, PP – не для вас.

_________________________________________

Огромное спасибо за бета-тест: Kinde, Roman Romanov, shd13, R`One.

Возможно, вам так же будет интересно посмотреть видео-эссе, представленное автором на ютюбе, которое является своего рода дополнением к этой рецензии.

Автор не занимается ютюб штамповкой видео. Его контентом в основном, являются выверенные и кропотливые видео-эссе, создаваемые не для заработка денег или популярности, а строго из чувств творческого и самобытного пристрастия. [Если вам не интересен бэкграунд, анализ, контркритика, рецептура создания и другие стилистические подходы к сериалу, то, возможно, мой формат выпусков вам покажется чем-то странным и необычным, но я хотел бы показать, как может, и как, скорее всего, должен выглядеть интересный и структурированный й обзор произведения.]

152152
79 комментариев

Комментарий недоступен

36
Ответить

наблюдать за похождении амёбной ггСмотрел почти год назад и многое уже позабыл, но отчетливо помню, что сначала ГГ меня тоже напрягала своей наивностью и беспомощностью, но к концу первого сезона она настолько выросла, настолько произошло "развитие персонажа", как это и должно быть по хорошему в любом произведении, что вызвало у меня некий диссонанс и толику уважения к ней. Она доказала работоспособность своих методов, она стала диктовать свои условия и правила ведения игры — это ли не круто? После такого я бы не стал называть её амёбой.

Несомненно, у аниме есть проблемы, и кое где довольно серьезные.
(Я пишу это относительно 1 сезона, 2 не смотрел)

5
Ответить

Уробути писал сценарий только к первому сезону и фильму.
(Второй сезон и дальнейшие потуги франшизы - это уже не его творение)
Первый сезон очень годный, как и фильм. Всё что дальше - забей.

ps| Как должен был завершится 1й сезон (Альтернативная концовка)
17:04 - 18:49

4
Ответить

«Хардкорные» анимешники склонны видеть в довольно средних произведениях, с какой-никакой философской нитью и нарративом чуть-чуть сложнее чем моэговнище, божественные шедевры. А тут еще и такой еджи, простой диагноз.

3
Ответить

Кто-то видит клишированность, кто-то цитаты. Никаких противоречий.

1
Ответить

К сожалению, Уробучер года после 2008/9 откровенно исписался. И чем ближе к нашему времени тем картина была хуже и хуже.

Ответить

Первый сезон очень зашёл. Жёсткий. А вот дальше уже попроще стали делать.

7
Ответить