Кино — это привилегия
В этом фантастическом фильме описан мир, в котором все рабочие места заняты — занято всё, кроме биржи труда для прислуги. Поэтому богатым людям повезло нанять Милли, звезду «Эйфории» Сидни Суини, которая ничего не умеет, кроме как вступаться за бедных девушек, подвергшихся насилию. Ей надоело спать в машине, поэтому она рада устроиться в первый попавшийся особняк. Не смотря на все богатые неудобства...
Несмотря на то что спать ей придётся на чердаке, в комнате, запирающейся только снаружи, несмотря на хозяйку, подозрительно доброжелательную во время знакомства, но шизофренически психованную в следующую встречу, несмотря на оцепеневшего садовника, который шёпотом гонит её отсюда вон, — всё это является не предостерегающими знаками для Милли, а первыми сигналами, что сценарий сможет закрутиться в такую пургу, что вы замучаетесь вылавливать из неё детали цельной драматической реалистичной истории.
Сидни Суини — главный магнит для зрителя к этому фильму и главный же его мисткаст. С самого первого кадра она выдаёт неловкую правду: мы будем наблюдать за красивым, но фальшивым спектаклем. Она здесь не в своей тарелке — хоть когда она посередине огромной белой комнаты в имиджевых очках, чтобы казаться умнее, хоть в роли бездомной, спящей в своей машине.
По неправдоподобности ей соответствует и главный мужской персонаж, потративший всё время на подготовку к роли в тренажёрном зале. Как повелось в сценарии, написанном элегантной женской рукой, единственного активного мужского персонажа необходимо прописать максимально пассивным. Это умный, накаченный, богатый мужчина, умеющий работать руками и мало говорить, но всегда по делу. Этого недостаточно? Он очень милый, добрый, заботливый и с яркой белоснежной улыбкой. Он привлекает внимание только тем, что он кристально положительный. Во всяком случае, нас пытаются в этом убедить с явно избыточным старанием.
Поначалу я удивился, что фильм снял режиссёр мужского пола по имени Пол Фиг, пока не узнал, что это автор женской версии «Охотников за привидениями». А после того как я нашёл в сценаристах два женских имени, всё стало на свои места. Некая Ребекка Сонненшайн приложила руку ко многим сериалам, в том числе и к «Дневникам вампира». Ощутимо.
Заслуга Пола Фига только в том, что он смог отлично визуально оформить абсолютно слащавых карикатурных героев. Отчего только Фиг, режиссёр комедийного жанра, решил пробовать себя в более серьёзном русле — тем более в фильме, который как раз нуждается в большей комичности, — фиг его знает. Зрители всё же и так нашли, над чем похохотать, вот только в местах, где авторами это не подразумевалось и для триллера это явно не похвала. Полностью белый дом, белая одежда хозяйки и принц в белой майке алкоголичке — этому символизму не быть чем-то большим, чем просто троллингом.
Почему же «Горничная» плоха в содержательной части? Это банально, глупо и лениво. Да, может быть тема всегда будет актуальна. Но есть способы показать это интереснее. Попробую через аналогию: можно и сейчас снять фильм, например, про фашизм, и сделать в нём всех фашистов плохими. Может быть, этот фильм будет чуть интереснее и веселее, если вначале всех фашистов переодеть в другую форму. Но по итогу, когда их разденут и покажут на них пальцем с осуждающим движением, мы сможем только согласиться.
Допускаю, что многих людей, не видевших до этого фильмов о фашистах, он способен порадовать. Мне же в финальной трети, с рваным монтажем и закадровым голосом, стало тоскливо. На этом я совсем выпал, потому что повествование, которое вело к напряжённой развязке, вдруг осталось где-то далеко позади. Огромный флешбэк должен округлить зрительские глаза. И твист неплохой ровно на первые 3 секунды его осознания, пока не пытаешься собрать картину полностью…
Пол Фиг показал свой слабый режиссёрский навык, но продемонстрировал способность конъюнктурщика. Вижу в этом стремление попасть в массовую, не очень притязательную, но эмоциональную аудиторию. И, судя по оценкам и популярности фильма, попадание успешно.