Интересные факты об Алане Муре

Из биографии «Алан Мур. Магия слова», вышедшей на русском языке.

Интересные факты об Алане Муре

Алан Мур — один из самых известных творцов комиксов за всю историю индустрии. Помимо того, что он создал множество культовых произведений (и продолжает это делать), еще и сама незаурядная и противоречивая личность сценариста всегда привлекала внимание и вызывала интерес.

В апреле на русском языке вышла биографическая книга «Алан Мур. Магия слова», которую написал журналист Ланс Паркин. Сам Мур назвал написанную о нем книгу проницательной, скрупулезной, достоверной и местами очень забавной. В честь выхода книги мы собрали несколько интересных фактов, которым уделяется большое внимание на страницах «Магии слова».

Показал миру, что комиксы могут быть серьезным искусством

Вклад Алана Мура в индустрию комиксов невозможно переоценить. Благодаря выходу его знаменитых работ к комиксам стали относиться куда серьезнее, чем прежде. Писатель был выходцем из бедной семьи и вырос в непростых условиях — его исключали из школ за употребление наркотиков, некоторое время он работал на кожевенном заводе, затем чистил унитазы — и только потом начал зарабатывать на жизнь комиксами.

«Хранители», «V — значит Вендетта», «Из ада», «Лига выдающихся джентльменов», «Провиденс», «Иерусалим» — это лишь малая часть общепризнанных шедевров, которые точно нельзя назвать «несерьезным рисованием картинок».

До восьмидесятых комиксы считались мимолетным развлечением, их читали один раз, потом выкидывали или меняли на другие. Но Алан Мур был настроен писать истории, которые требовали глубокого погружения и даже второго прочтения. Критик Йен Томсон говорил, что «Хранителей» можно прочитать, «только перечитав», ведь многие детали и сюжетные связи сложно уловить при первом прочтении. В итоге «Хранители» собрали множество наград, и заслужили восторг критиков и читателей, а в 2005 году серия вошла в список «100 лучших романов на английском языке, выпущенных с 1923 года».

Интересные факты об Алане Муре

Переосмыслил многих известных персонажей, придавал сериям второе дыхание и не боялся поднимать острые и провокационные темы

Алан Мур не переставал в открытую заявлять, что 95% супергеройских комиксов — полная чепуха. По его мнению, описание любого успешного персонажа умещалось в пятнадцать слов. При таком подходе «каким бы ни было глубоким озеро души персонажа, шириной оно все равно в пятнадцать слов» — и это главный бич индустрии.

«Сюжеты таких комиксов безумно закручены… не имеют никакого отношения ни к чему, кроме самих себя… Вода, вода, вода, вода, вода – как будто не комикс, а какое-то болото, и читается очень часто так же».

Алан Мур

Он отчаялся найти «истории, которые хоть как-то касаются мира вокруг, истории, которые отражают суть и текстуру жизни… истории, которые чем-то полезны». И поэтому собственноручно стал менять супергероику. Один из ярких примеров — персонаж Болотная тварь, серия о котором была близка к закрытию. Когда ему дали ознакомиться с ней, она находилась на грани отмены, продавалась тиражом в 17 000 копий, а ниже этого уровня комиксы не выпускали.

Алан Мур не просто вдохнул в антигероя новую жизнь, но и занялся деконструкцией персонажа. В «Уроке Анатомии» (#21) он описал вскрытие Болотной Твари, где сама мысль, что человека можно «превратить в растение», высмеивалась как ненаучная. «Мозг», «легкие» и так далее у Болотной Твари — функционально бесполезные вегетативные образования, которые только физически напоминают человеческие органы. Патологоанатом приходит к выводу, что это не тело Алека Холланда (первоначального героя серии), что сам он погиб в болоте, но его память каким-то образом передалась растительной жизни.

Интересные факты об Алане Муре

Вопреки тому, что на элементы хоррора и жестокость в комиксах стояло табу, «Сага о Болотной твари» была насыщена пугающими эпизодами и шокирующими изображениями с политическим подтекстом. А персонаж вновь стал популярным и приобрел более глубокие и индивидуальные черты.

Успешный трюк, проделанный с Болотной тварью, стал едва ли не фирменным приемом Мура. Кризис среднего возраста, экономическая реальность, насилие и политика — типичные темы, которые сценарист интегрировал в комиксы. Для него комиксы были лишь способ донести его идеи до людей.

Я пытаюсь взять какие-то, возможно, непопулярные политические убеждения и сделать их доступнее, передать довольно большие и сложные идеи детям в понятной для них форме. Я бы лучше писал для детей, для людей, которые совершенно не разделяют мои политические убеждения, потому что в этом случае не буду говорить с теми, кто и так все понимает. Учитывая, что у меня полмиллиона читателей в месяц, если хотя бы десять процентов или даже один процент из них заметят, о чем я говорю, это все равно много.

Алан Мур

Благодаря Алану Муру супергеройские комиксы стали проводниками сложных историй, приправленных социальными комментариями. Кроме того, он не чурался деконструкции жанровых клише и исследований абсурдной непрактичности жизни супергероя.

Называет себя магом, верит в Змея Гликона и посещает «реальность снов»

Интересные факты об Алане Муре

Еще в детстве Алана Муру часто снились боги и сверхъестественное, а подростком это переросло в интерес к оккультизму и таро. По многочисленным историям Мура можно смело сказать, что у него невероятно богатая фантазия. Но однажды он превзошел любые ожидания. 18 ноября 1993 года Алан Мур объявил друзьям и семье, что посвятит свое время изучению и практике магии, а в начале следующего года добавил, что стал последователем культа бога-змеи Гликона. С тех пор большая часть его работ вдохновлена исследованиями магии, а творчество представляет собой «послания с пути» его прогресса.

В заявлениях Алана Мура прослеживались явные элементы театральности и позерства, но сам сценарист удивительно долго «не выходил из образа». И со временем все его друзья и родственники поняли, что он не шутит. Просто воображаемая жизнь для Мура не менее насыщенная и значимая, чем «реальная». Внутренняя жизнь для него — страна, которую он исследовал в последние годы во все более амбициозных экспедициях, и теперь для Мура искусство — способ не просто осмыслить воображаемый опыт, но и изменить обыденный мир. Он называет это магией.

Для Алана Мура «магия» — название случаев, когда язык влияет на реальность, когда человеческое сознание и воображение взаимодействуют с миром. При этом Мур — приверженец научного взгляда на мир. Он верит, что волшебники и оккультисты совершали фундаментальную ошибку, когда считали магию конкурентом научному мировоззрению со строгими «законами». Для Мура магия сродни психологии или лингвистике. И, на его взгляд, буквально все великие произведения искусства созданы творцами с теми или иными магическими убеждениями. Это то, что помогает творить и видеть мир шире скупых рациональных осмыслений.

Алан Мур ненавидит экранизации собственных произведений

Интересные факты об Алане Муре

Позиция по вопросу экранизаций у сценариста строгая: он пишет истории, которые не поддаются адекватному переносу на экран, как бы не старались творцы киноиндустрии. Он всячески открещивался от любых экранизаций, не соглашался на гонорары и даже всячески пытался вычеркнуть свое имя из титров.

Нам что, нужны еще хреновые фильмы? Вроде их и так хватает. Тогда как 10 миллионов долларов могут прекратить гражданские бунты на Гаити. И все равно книги лучше.

Алан Мур

Впрочем, порой голливудские версии приводили новых читателей к комиксам, на которых те основаны. Лучшим примером может служить «Из ада». Комикс с самого начала сопровождали проблемы с производством и распространением. Однако после релиза одноименного фильма его продажи подскочили сначала в десятки, а затем и в сотни раз. Другие фильмы, вроде «Хранителей» или «Вендетты», и вовсе были признаны критиками и зрителями весьма достойными, несмотря во ворчание Мура.

Она сказала: «Да, мы тут пришлем тебе до конца года кучу денег, потому что сейчас снимают фильм с Киану Ривзом про твоего персонажа — Константина». А я ответил: «Так, ладно. Хорошо. Ну, убирайте мое имя и делите деньги между художниками». И подумал: «Да, это было непросто, но я справился и неплохо себя чувствую». Потом я встретился с Дэвидом Гиббонсом, с которым писал «Хранителей», а он говорит: «О, Алан, угадай, что: снимают фильм по «Хранителям». А я отвечаю, со слезами на глазах: «Убери с него мое имя, Дэвид (всхлип). Бери все деньги». И тут я получаю чек за «V значит вендетта». И все за три дня!»

Алан Мур

Культурная икона

Алана Мура сложно с кем-то перепутать. Хотя глядя на его внешний вид, незнакомый с его творчеством человек может принять его за священника или бродягу. Он был выходцем из «андеграундных» комиксов, сотрудничал с такими титанами индустрии, как Marvel и DC, работал с Голливудом, а затем порвал с большинством связей, вернулся на родину и начал творить в некоторой отрешенности от остального мира. Мур больше заинтересован в творчестве и магии, чем в бизнесе или выпуске бестселлеров. Он не отвечает на звонки из Нью-Йорка или Голливуда, которые могут принести ему миллионы, отказывается от гонораров экранизаций, открыто ссорится с коллегами по творческому цеху, но все равно невероятно сильно влияет на современную культуру. Это ли не магия?

Материал подготовлен редакцией издательства интеллектуальной фантастики fanzon.

7676
15 комментариев

Комментарий недоступен

6
Ответить

Круто, надеюсь книга быстро в Украину доберется.

3
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Ну Вачовски предположим перенаркоманили, а Снайдер то чем не угодил? Толковая ведь экранизация.

7
Ответить

- Старый пердун, бери деньги за экранизации и не выебывайся нам тут (с) Голливуд.
- Имел я вас и ваши бабки (с) Мур.

Ответить