Япония времён «Завтрашнего Джо»

Любое художественное произведение зачастую является не только отражением автора, но и отражением эпохи, в которую жил автор. «Завтрашний Джо» — одно из ярчайших отражений Японии конца 60-ых, которая оставила нам не так много следов в манге и аниме, отдавая предпочтения сказочным сюжетам. Разберемся, какую же Японию показывает нам «Завтрашний Джо».

Город

Типичный пейзаж основной локации сериала
Типичный пейзаж основной локации сериала

Манга и сериал берут своё начало в послевоенном Токио, во времена начала экономического бума в Японии, в котором ещё отражается ужас второй мировой войны (примерно 1968 год). Основными локациями сериала являются трущобы, боксёрские залы и фешенебельный центр Токио. Интересно, что Джо, как и известный боксёр того времени Сирай Ёсио, живёт где-то на реке Аракава. Трущобы у моста Намидабаси, точный прототип которого, пусть и остаётся спорным, но определённо находится где-то за одной из токийских рек — являются одними из подобных обиталищ для многочисленных жителей старого Токио и беженцев со всей Японии (коим является и Джо), построенных самими жителями. В сериале они являются местом обитания криминальных элементов, которые появляются в ролях разной степени важности, вплоть до конца произведения: нищих вроде Данпэя, беспризорников вроде Джо и малоимущих семей — по этой причине даже полиция Токио не отваживается заглянуть в эти закоулки, а появление автомобиля в этих краях становится событием.

Намидабаси в реальной жизни и аниме
Намидабаси в реальной жизни и аниме

Заводы, которые окружают трущобы (по-другому доя-гаи) — типичные первичные двигатели «японского экономического чуда», работающие на переработку ресурсов или выпуск станков, которые станут основной т.н. «азиатского экономического клина», на строительстве и производстве которых трудились после войны многие безработные, число которых к началу 50-ых только-только опустилось ниже отметки 10 миллионов. Государственная социальная помощь для малоимущих семей существовала, но лишь 1% населения получал ее, при том, что практически все получатели были либо инвалидами, либо пожилыми гражданами без пенсий. К концу 60-ых, то есть времени действия истории, доля тяжёлой промышленности в Японии как раз возросла примерно до 68%. В том числе из-за них небо Токио постоянно покрыто смогом, а заводы на берегу рек — нормальное явление. Такой пейзаж привёл к нескольким экологическим скандалам как раз в конце 60-ых, когда из-за загрязнения окружающей среды появился новый для Японии вид болезней, вроде итай-итай или Минамата.

Неприглядный Токио в «предисловии» манги
Неприглядный Токио в «предисловии» манги

Совершенно другой жизнью живёт «Большой Токио». Автомобили, по числу которых Япония к 1970 году стала первой в мире, наполнили автострады, которые по темпу строительства уступали на тот момент лишь США, джаз в многочисленных ночных клубах, знаменитая сеть поездов, увеличившаяся с послевоенного времени в два раза, первые «Синкансэны», «новые старые» дзайбацу, которые после роспуска оных американским оккупационным правительством набирают ещё большую силу и власть, спонсируя целые отрасли экономики, искусства, спорта (такое же явление можно увидеть, например, в другом аниме про спорт «Явара» уже 80-ых годов), пользуясь послевоенными низкими пошлинами и налогами.

Быт

Однако телевизор, холодильник и радио даже в деревянной конуре — уже совершенно нормальное явление в конце 60-ых. Эти атрибуты цивилизации не только вошли в городскую жизнь, но и осели в японской деревне (холодильник можно видеть в серии про отдых на ферме). В сериале мы в основном видим цветные телевизоры. Дело в том, что сбыт телевизоров с цветным изображением резко увеличился во время Токийских олимпийских игр в 1964 г. (время большого расширения Токио), и к середине 70-х годов они практически вытеснили телевизоры с черно-белым изображением. Доходит до того, что телевизор в манге находится даже в тюрьме для подростков.

Однако есть и более внушительные предметы времени. Во второй части сериала, в сценах в аэропорту, можно заметить Boeing 747, который на тот момент совершил свой первый полёт буквально 2 года назад и начинал «завоёвывать небо» по обе стороны земного шара. Состоятельные японцы давно используют европейскую мебель, украшения и даже манеры.

Бокс

Бокс даже после войны был отнюдь не маргинальным видом спорта в Японии. В середине 50-ых за увлечением боксом, например, был замечен японский писатель Юкио Мисима, архитектор Андо Тадао и режиссёр Такеси Китано, поэтому семья Шираки так охотно спонсирует карьерный рост Рикиси Тору в первой половине сериала. Возраст Джо также не должен смутить зрителя. Дебют и победа в 17 лет было вполне обыденным делом уже в то время. К 60-ым в Японии уже выросло первое поколение относительно успешных боксёров, выступавших на соревнованиях международного уровня.

Сираи Ёсио
Сираи Ёсио

В 1952 году Сираи Ёсио выиграл бой за звание чемпиона мира в наилегчайшей весовой категории у американца Дадо Марино, став первым японским чемпионом мира по боксу. В дальнейшем он четыре раза подряд успешно защищал титул чемпиона. Ирония в том, что самое успешное поколение боксёров подрастёт в Японии именно к концу 60-ых и началу 70-ых.

Гибель боксёров на ринге также нашла своё отражение в манге. В 60-ые мир потрясло 2 громких случая смерти боксёров на ринге или после матча. Например, гибель американского боксёра Дэйви Мура.

«Банда» Таро до встречи с Джо
«Банда» Таро до встречи с Джо

Отголоском инфляции середины 60-ых стала не только нищета, но и воспитание нового поколения. К 1964 году около половины самозанятых граждан агломерации Токио потеряли работу и были вынуждены перебиваться случайными заработками, соответственно, времени и средств на обучение детей не хватало. Так в манге мы видим скитающуюся «банду» детей в составе Сати и других, промышляющих кражами, мелким хулиганством и мошенничеством в трущобах, а уровень таких преступлений приблизился к современному уровню лишь к концу 60-ых (при пике в 1948). Усыновление было фактически запрещено вплоть до 1988 года. Забирать детей из приютов имели право только родственники, часто с целью получить наследника. Но и эта дорога для Джо отрезана, т.к. никаких родственников у Джо не осталось. Состояние же государственных приютов, даже на настоящий момент, является нерешённой проблемой в Японии, где ежегодно могут «пропадать» до 20 тыс. детей.

Преступность и алкоголизм

Нетрезвый оскал Данпэя до встречи с Джо
Нетрезвый оскал Данпэя до встречи с Джо

Тангэ Данпэй пьёт до знакомства с Джо в огромных количествах в мелких забегаловках в трущобах. О его низком достатке говорит не только его внешний вид, но и его выпивка, которая представляет собой мутное сакэ низшего сорта. С начала 60-ых уровень потребления алкоголя, особенно пива, в Японии повышался из года в год, достигнув максимума за 10 лет в 1970. Употребление же виски, которое предпочитают персонажи побогаче, ещё в 1950 обошло по популярности сакэ и в 1975 достигло пика потребления.

Преступность, представленная якудза и уличными хулиганами, в Завтрашнем Джо не играет большой роли, но даёт о себе знать. Конец 60-ых стал настоящим расцветом якудза. Уличная преступность также расцветала, несмотря на «зачистки» улиц перед Токийской олимпиадой, в том числе, благодаря детской преступности.

Патинко

Джо в очередной раз разоряет зал патинко
Джо в очередной раз разоряет зал патинко

Так как в Японии не были разрешены казино, а тотализатор допускается исключительно на лошадиных бегах, велосипедных и лодочных гонках, игра в патинко пользуется большой популярностью. Поскольку в Японии действует общий запрет на азартные игры, денежных призов нет. Выигрыш, состоящий из металлических шариков, можно обменять только на вещевые призы, в случае «Завтрашнего Джо» это была еда, в особенности сладости. Иногда, при некоторых игровых залах, создаётся некое подобие «банка», где выигранные шарики заносятся на счёт игрока и могут быть впоследствии выданы для продолжения игры. В манге и сериале Джо прославился своей любовью к разорению залов механических патинко (электронные будут придуманы только в 80-ые).

Культура и история

Масштабное полотно мира «Завтрашнего Джо» нашло место не только для трагедий и радостей Японии, но и её соседей. Это не только американские бизнесмены и военные, которые в реальности также наводнили после войны Японию, но и такие личности как корейский «Азиатский тигр», истории детства которого во время Корейской войны посвящена целая серия. Также этот боксёр отметился участием в другой войне в Юго-Восточной Азии, в которую была втянута как перевалочная база Японии — Вьетнамскую. В сериале упоминается настоящий отряд Вьетнамской Армии — «Тигровый отряд», принимавший участие в сражениях с Вьетконгом. Таким образом, кроме психологических травм, нищеты и других социально-бытовых проблем, к оным добавляется посттравматический синдром, от которого страдает корейский боксёр. Для 1968-1975 года это был смелый шаг. Во время выпуска этих серий война во Вьетнаме не просто ещё не закончилась, но и вступила в самую горячую стадию. Напомню, что самые знаменитые фильмы «про Вьетнам», или с его следами в Голливуде и Европе, выйдут только через 5-10 лет. Спортсмен-кореец, который смог приехать в Японию, кстати, тоже оказался там не просто так. Это стало возможно только после 1966 года, когда между Японией и Южной Кореей был подписан мирный договор.

Корея и Вьетнам в сериале
Корея и Вьетнам в сериале

Тема «лишнего человека» и борца не только отсылает нас к ронинам и непоколебимым воинам-одиночкам из истории Японии, но к непонятым и отвергнутым левым и правым активистам, акциями которых прославились 60-ые годы в Японии. Не принявшие модернизацию, они отдали свою жизнь вечной борьбе против государства и самого японского общества. Однако не только Джо представляет из себя японское киноклише. Ниси представляет из себя «исправившегося бандита», Данпэй — «пьяного мастера», Норико — типичную героиню драм 50-60-ых годов в образе «ямато-надэсико». Воспевание бедноты тоже не было новым явлением в японской культуре. Начавшись с приходом дзен-буддизма в Японию, эта тенденция в 19-ом веке обратила внимание авторов на японскую бедноту, в 20-ом веке вдохновив японских кинематографистов.

Интересным моментом является отрывок душевного потрясения Джо, вместивший в себя несколько интересных культурных аспектов. Прощёлкав по кадрам этот момент, можно заметить картины в стиле абстракционизма, похожие на работы поздних 50-ых, например, Акиру Канаяма.

Кадры сцены (слева) и настоящие картины художников того времени (справа)
Кадры сцены (слева) и настоящие картины художников того времени (справа)

Музыка

Джаз, который упоминался при описании Токио, к концу 60-ых стал не просто популярным в Японии, а сформировался как самостоятельный жанр японской музыки. В 1967 году японские джазмены уже выступали на главных джаз-фестивалях США с аранжировкой японских мотивов. Саундтрек сериала также содержит композиции нескольких известных эстрадных певцов. Именно в 60-ые в Японию вошла популярная песня, рок и другие западные направления музыки. Темой второй половины сериала становится блюзовая композиция «Полуночный блюз», подчёркивая настроение сериала (в данном случае, его второго сезона).

Джаз-бэнд в токийском модном клубе, куда ходила Йоко Шираки.
Джаз-бэнд в токийском модном клубе, куда ходила Йоко Шираки.

В упомянутом выше «потрясении» Джо, совмещающим в себе несколько направлений новейшего на тот момент японского искусства, можно обнаружить след уже японского джаза. А именно, альбом «MAKI» певицы Маки Асакава, который вышел ровно в год производства сериала, сделав певицу популярной. Это говорит о молодости и амбициозности создателей сериала, которые наверняка были в курсе модных и передовых новинок искусства.

Обложка альбома в сериале и в реальной жизни
Обложка альбома в сериале и в реальной жизни

Сегодня мы, конечно, не перечислили все особенности быта 60-ых, отражённые в манге и аниме «Завтрашний Джо». Однако, надеюсь, что эта статья станет интересным подспорьем для ознакомлением с классикой японской анимации, хотя бы чисто из-за исторического интереса.

В нашей команде несколько авторов, переводчиков и редакторов, поэтому в конце каждой статьи будут указаны их имена. Мир должен знать своих героев.

Автор: Влад Пащенко
Редактор: Анна Жукова

5454
3 комментария

Спасибо за интересную статью.

3
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Хорошая статья, но с ошибкой. В статье Википедии, из которой вы взяли картинку Моста слёз написано, что существовало два Моста слёз, один - тот, который нам нужен, а второй - в районе Синагава. И к настоящему моменту сохранился только второй, в Синагаве, который и изображён на фотографии 2012 года. Первый, о котором идёт речь в аниме, исчез после того, как район трущоб Санья перестроили и речку Омоигава забрали в коллектор. О том, что был такой мост напоминает только название площади на пересечении Йосино-дори и кольцевой дороги Мейдзи-дори. Это место - на прикреплённой картинке, 9 ноября 2019. Это место я хорошо знаю, и вы можете его посетить, если выйдете на станции Минами-Сэндзю и пройдёте 3 минуты в сторону Асакусы до первого крупного перекрёстка. Это и есть площадь Мост слёз. Если от неё направо до следующего большого перекрёстка, с Доте-дори, а потом налево - там будет памятник Джо, напротив входа в бывший торговый пассаж Ирохакай, который разгромили в 2018 году, вместе со всеми памятными табличками и плакатами об аниме.

Ответить