Мутанты и религиозные культы: лучшие фанатские теории о «Матрице»

Отправляем письма
с главными игровыми новостями недели

Кто такой агент Смит и почему все верят Морфеусу.

14 марта стало известно, что Warner Bros., возможно, готовит перезапуск «Матрицы», а 17 марта сценарист оригинальной трилогии отчасти подтвердил слух. Серия считается культовой: она показала всю силу компьютерных спецэффектов, популяризировала слоу-мо и поразила зрителей эффектными драками людей в кожаных плащах. Но дыры в её сюжете не давали покоя фанатам: многие придумали свои объяснения событиям картины.

DTF вспоминает самые интересные и безумные фанатские теории о «Матрице».

Осторожно: материал содержит крупные спойлеры к трилогии «Матрица» и небольшой спойлер к «Джон Уик 2».

Матрица в квадрате

Ещё её называют «настоящей концовкой», но никаких подтверждений тому, что Вачовски хотели закончить трилогию таким образом, нет. Эта теория предполагает, что Зион — вовсе не настоящий мир, а просто ещё один слой Матрицы, созданный, чтобы люди-бунтари думали, будто они докопались до истины, и не мешали машинам.

Пожалуй, из всех фанатских теорий эта — самая популярная. Что неудивительно: она объясняет практически все сюжетные дыры, оставленные Вачовски. Главная из них — способности Нео, проявляющиеся в Зионе. В конце второго фильма он уничтожает несколько Стражей силой мысли, а в конце третьего, лишившись глаз, «видит» машины и потоки энергии, похожие на исходный код в Матрице. Вполне логично, что всё это возможно потому, что Нео до сих пор находится в симуляции.

Слова Архитектора о том, что «Зион — это всего лишь ещё одна форма контроля» тоже считаются намёком на второй слой Матрицы. В «настоящей концовке», кстати, именно Архитектор объясняет Нео, что Зион был придуман как уровень для самых непослушных людей, и на самом деле Избранный никого не спасает, а просто исполняет волю машин.

Подтверждением этой теории считается ещё и то, что машины не очень-то стремятся навредить людям. В Матрице агенты никогда не гоняются за «красными таблетками» (теми, кто отрёк Матрицу) группами больше трёх человек, у них не бывает более серьёзного оружия, чем пистолеты, и у них иногда заканчиваются патроны (что бессмысленно, ведь они находятся в программе). В Зионе машины не присылают больше спрутов на корабли людей и не пытаются просверлить себе путь до людского поселения усерднее, хотя могли бы. Всё выглядит так, будто они пытаются усложнить жизнь людей, отвлечь их, но никак не уничтожить.

Впрочем, противники этой теории отмечают, что машины, скорее всего, запрограммированы давать людям выбор выйти из Матрицы и шанс на выживание вне её, чтобы очередной Избранный мог создать новый Зион, и система могла снова перезагрузиться.

Нео — мутант

Ещё одна теория, появившаяся из-за отсутствия официального объяснения силам Нео. Согласно ей, люди, которых выращивали машины на протяжении многих поколений, стали подвержены некоторой генетической мутации.

Машины создавали и использовали людей в течение сотен лет. Как Нео узнаёт от Архитектора, за это время Матрица перезагружалась шесть раз. Вполне возможно, это происходило потому, что люди, выращенные машинами, обладали небольшими генетическими изменениями. И каждый раз вершиной этих изменений становился Избранный, который поднимал восстание, освобождал людей, а затем сливался с Источником (исходным кодом, местом рождения всех программ) и передавал ему свой аномальный генетический код, на основе которого Матрица создавалась заново.

Нео — Избранный, и у него тоже есть генетическая мутация. Его нервная система более восприимчива к сигналам, посылаемым Источником, используемым машинами для общения друг с другом и передаваемым в мозг человека при подключении к Матрице.

Поэтому Нео видит и может изменять код Матрицы, а также чувствует и может отключать Стражей. Его нервная система позволяет ему и без глаз ориентироваться в мире машин, но он не «видит» умирающую Тринити — ведь она не посылает сигналы. Он чувствует электромагнитное излучение почти так же, как мы чувствуем тепло. А в конце трилогии, когда Нео соединяется с Источником, он передаёт ему свой код и дарует людям свободу.

Агент Смит — настоящий избранный

Агент Смит играет важную роль в трилогии, но приверженцы этой теории считают, что он — не второстепенный персонаж, а главный герой, настоящий Избранный. Само пророчество об Избранном содержит подсказки об этом: «Когда Матрица была создана, в ней родился человек, который мог изменять её по своему желанию. После его смерти Оракул предсказала, что он вернётся, и его возвращение будет означать разрушение Матрицы, окончание войны и освобождение людей». Получается, настоящий Избранный должен быть создан в Матрице, уметь её изменять и, в конце концов, должен её разрушить.

Нео не был рождён в Матрице, он вырос в инкубаторе в реальном мире. Но Смит совершенно точно родился в Матрице. Даже если учесть, что изначально его создал Источник, а потом отправил в Матрицу, — в конце первой части Нео убивает Смита, и тот перерождается уже внутри симуляции.

Более того, Архитектор объясняет Нео, что он — носитель «элементарной программы», суммы всех аномалий системы. И когда Смит возрождается, он тоже обладает элементарной программой, Нео передал её ему в предыдущей битве. Нео, получается, «отец» Смита. Кто тогда мать? В «Матрице: Революция» Смит сам даёт ответ на этот вопрос: он называет «мамой» Оракула, намекая, что именно она создала его и вернула в Матрицу.

В том, что Смит мог изменять Матрицу по своему желанию, сомнений нет. Его битва с Нео в «Революции» показывает, что способности Смита гораздо более внушительны, чем у лже-Избранного, который умеет только летать и драться.

И именно благодаря Смиту Матрица была разрушена, а война — окончена. Конечно, это Нео заключил сделку с машинами, но без тех катастрофических разрушений, которые нанёс Матрице Смит, машины вряд ли бы согласились. Нео был необходим, чтобы перезагрузить Матрицу и избавиться от вируса-Смита.

В последней сцене «Революции» Архитектор говорит Оракулу: «Ты затеяла очень опасную игру». Оракул убедила всех в том, что Избранный — это Нео, когда всё это время им был Смит. Она обманула всех: людей, машины, самого Смита и нас с вами.

Морфеус — лидер религиозного культа

В этот раз в центре теории — Сайфер, предатель команды Навуходоносора. Она основана на том, что действия Морфеуса очень похожи на действия лидеров религиозных культов.

Сначала Морфеус предлагает красную или синюю таблетку, никак не объясняя, что будет после приёма красной. Он только интригует общими фразами типа «Никто не может объяснить, что такое Матрица, это нужно увидеть самому», что, конечно же, полная чушь. Он сам же объясняет Нео суть Матрицы чуть позже. Морфеус не говорит «примешь эту таблетку — окажешься в дистопичном будущем, где машины захватили мир, а людей выращивают в инкубаторах», потому что никто бы не согласился.

Далее, как только новичок отключается от Матрицы, и он в шоке и полном непонимании происходящего, Морфеус подбирает его, приводит на корабль, и выстраивает логичную картину мира: вот враг (машины), вот друзья (люди и сам Морфеус), и вот цель (найти Избранного, мессию, который всех спасёт). И все верят ему, потому что им больше ничего не остаётся.

Все, кроме Сайфера. Он понимает, что делает Морфеус, и не хочет в этом участвовать. Он не верит в «мессию» и хочет вернуться обратно, в свой привычный мир. Поэтому он и заключает сделку с агентами. Он предаёт свою команду, состоящую из религиозных фанатиков, и пытается сбежать, но погибает. И на самом деле «Матрица» — это грустная история про человека, который оказался в секте, а потом попытался из неё сбежать.

Действие «Джона Уика» происходит в Матрице

На первый взгляд эта фанатская теория может показаться бредовой, но её доводы довольно убедительны. Она состоит в том, что события обеих частей «Джона Уика» разворачиваются в восьмой итерации Матрицы, перезагруженной после самопожертвования Нео.

Во-первых, совпадает время действия — в «Матрице» машины держат людей в виртуальной версии 1999 года. Этот год нравится людям, а машинам легче, когда люди расслаблены. В фильмах про Джона Уика год не указывается, но по некоторым деталям можно предположить, что это примерно конец 20 — начало 21 века. Ни один человек не пользуется смартфоном, а в преступном мире царствует идея, что информация доступна немногим, что было бы странно, будь интернет в том мире распространён как сейчас.

Во-вторых, к восьмой версии Матрицы она вполне могла бы стать достаточно совершенной, чтобы уменьшить количество ошибок, благодаря которым появляется Избранный. Это бы объяснило, почему Избранный (на этот раз Джон) до сих пор не обнаружил свою настоящую природу и не вырвался в реальный мир.

В-третьих, хоть система и обновилась, цикл всё равно повторяется. Избранный всё так же обладает способностями, недоступными обычным обитателям Матрицы, — поэтому Джон убивает сотни людей без особого труда. К тому же, он просит помощи у Морфеуса, который в этот раз тоже не знает ничего о реальном мире, но зато в Матрице он крупный мафиози «Голубиный Король».

Фанатские теории чаще всего появляются из-за того, что создатели не дают ответов на вопросы, возникающие у зрителей по ходу просмотра. Большая часть теорий о «Матрице» создана, чтобы хоть как-то объяснить сюжетные дыры и загадочные фразы. Откуда у Нео способности в реальном мире? Что означает диалог между Архитектором и Оракулом в конце третьей части? В поисках ответов фанаты начинают придумывать свои оправдания происходящему, зачастую весьма безумные и притянутые за уши. Посмотрим, прольёт ли новый фильм свет на загадки оригинала и не оставит ли новые.

#топы

Комментарии
Последние Лучшие

Да ну, если бы Джон Уик был по теме Матрицы, об этом велись бы разговоры до релиза фильма.

Большое спасибо за такую реакцию! В переводах мы пишем "DTF публикует перевод материала" :)

Подписываюсь под этим комментарием, статья и в самом деле очень занятная, Матрицу и вовсе никогда не смотрел, теперь появился повод.

Про Уика откровенный бред, конечно, прям фэйспальм, лучше бы убрали.

А в остальном занятно.

Так там фактические ошибки откровенные сводят на нет всё. Какие там 90-2000, если Уик в руинах дома с айфоном сидит?

Матрица и Джон Уик снимаются на разных студиях, не может это быть продолжением.

По джону уику косяк мне кажется. Я вторую часть не смотрел, но в первой части у Джона явно был айфон и по моему 4 как минимум. Так что на 99 год не катит точно.

Если не ошибаюсь, в первом фильме про Уика была сцена в которой бандит играет в на консоли в шутер. Я бы не сказал что события происходят раньше 2005-2006 года

У Джона Уика в одной сцене kel tec ksg, который эксплуатируется с 2011 года.

Про Смита интересно, жаль они не выстроили вокруг этой идеи полноценный и законченный сценарий трилогии.

Кстати, кто-нибудь знает фильмы/сериалы с подобной идеей? Когда главным герое является кто-то из второстепенных и зрителя обманывают вплоть до конца (или не раскрывают вообще).

У него достаточно много недостатков, на которые я не могу закрыть глаза.

Если аниме подойдёт, то девочка-волшебница Мадока.

это все видел, но там большое отличие - такая ситуация подается как твист, а это немного не то.

Все объясняется очень легко - первая "теория" это никакая не теория, а первоначальный вариант сценария, с такой концовкой. Но на определенной стадии подобную концовку посчитали слишком мрачной и отвергли, решив сделать менее мрачный "хэппи-энд". Потому все логические ниточки, которые вели в первоначальному варианту, оборвались, оставив кучу логических косяков.

Не факт. Глядя на то, что Вачовски сейчас снимают, легче поверить, что они тупо всё запороли. Да и довольно странно, что студия, пошедшая на рискованный эксперимент и попытавшаяся запилить философский киберпанк, вдруг ушла в защиту. Нам нужны пруфы, Билли, а не просто теории)

Официально, естественно информации нету, а насчет их гениальности очень большая тема. Вачовски сведены с ума одним "человеком", который задурил им голову, извратив их жизнь, подсадив на таблетки и ввязав в нехорошие компании, что в итоге вылилось в смену пола, снижению умственных способностей, поэтому сейчас от них чего-то ждать бесполезно, они потеряны как люди.

Тоже читал это.
Первый вариант все прекрасно объясняет, так как изначально планировалось одно, но в итоге начали кромсать и подводить под хепи энд. Но братья\сестры оставили все-равно намеки.
И кстати версия про Смита, входит в первый вариант, а не как отдельная версия.

Отличная статья. Про Смита также очень понравилось, прчм так органично и логично все ложится на фильм, что прчм начинаешь думать)

Странно, что в статье не вспомнили про главный косяк первой матрицы: как сайфер хотел вернуться в матрицу( дойти до города машин), и как он разговаривал с агентом в матрице без оператора?

читал год назад – самый лучший разбор вселенной, имхо. не полный, но лучший. хотя статья и не ставила такой цели.

Собственно про секту только вчера видео встретил.
Вот по Смиту-избранному пораньше.

До сих пор не понимаю, что нес Архитектор.
Причем это не понятно ни в оригинале, ни тем более в дубляже.
Не говоря уже о том, почему Пифия сделала Смита могущественным и в чем заключалось самопожертвование Нео, когда он отдался) Смиту. С точки зрения софта, конечно))

В общем статья ни о чём.
Матрица фильм в первую очередь о судьбе. Именно поэтому первое что спрашивает морфеус у нео: "Нео, ты веришь в судьбу?" Думайте

о чьей судьбе? бытует мнение, что вся эта история - всего лишь небольшой баг Зеона. В седьмой его версии Зеона его устранят.

о судьбе любого человека чувствующего что его жизнь идёт как-то не так

что за унылый бред? Не опошляйте 'классику'. В таком стиле максимум вагины в Overwatch обсуждать

Матрица, в частности первая часть, именно тем и привлекала, что после просмотра оставалось очень много вопросов. А там где нет прямых ответов - есть полет для фантазии.

Я несколько лет назад разбирал в тексте все части матрицы. Они за исключением нескольких ключевых дыр (вроде: с какого хрена вдруг человек оказался идеальным источником энергии для роботов?)... так вот, за исключением пары ключевых дыр - Матрица достаточно не сложная, и там всё очень просто и логично складывается, более того, если внимательно слушать (желательно - в оригинале) - там ключевые моменты проговаривают по нескольку раз.

Короче там, если принять некоторые условности этого мира - Матрица очень логичный и законченный сюжет, где на все вопросы дают ответы, и там можно накрутить каких-то дополнительных теорий, но по факту всё легко объясним из без них.

И все условности и дыры тоже объясняют, если знать индуизм, от которого матрица взяла огромное количество персонажей и концепций.

Т.е. например та же самая сюжетная дыра с роботами, для которых вдруг люди это источник энергии - это чистый индуизм, где ровно тем же самым занимается местный бог Майя, тоже создаёт для людей воображаемый мир и питается их энергией, пока они в этом мире находятся.

И там короче все вопросы либо отвечаются в самом фильме (часто по десять раз), либо уходят корнями в мифологию, из которой сюжет взят.

Так раскройте этот логичный и простой сюжет, с удовольствием почитаю. Смотрел Матрицу несколько раз, но в голове каша (кроме первой части, там все ясно, а вот начиная со второй части ничего не понял толком).

http://emmmmer.livejournal.com/1864672.html
В правом верхнем углу поста - ссылки на подробные пересказы отдельных частей.

Вы аниматрицу не смотрели по видимому?

Смотрел.
Даже читал официальные комиксы.

Тогда не очень понял это "вроде: с какого хрена вдруг человек оказался идеальным источником энергии для роботов?" в мультфильме это же объясняется. Конечно глупо, но все же это вымысел )

Я именно о том, что это сильно глупое объяснение в отрыве от индуизма.

Как и ещё одна ключевая сюжетная дыра "Ок, предположим люди это действительно батарейки. Зачем вообще было создавать для них матрицу? Почему бы не держать их тупо в коме. Если нужно вызывать им эмоции - это можно и без матрицы делать. Размножение тоже без матрицы прекрасно работа."

Если следовать такой логике, то ни какой бы фантастики или фентези не существовало.

Интересная статья. Хочется немного дополнить. Трилогия «Матрица» — это всё-же ещё и рассказ в АЛЛИГОРИЧЕСКОЙ форме о устройстве нашего общества и, как им управляют(манипулируют). Матрица вполне реальна. Это контроль сознания через СМИ, игры, кинофильмы, муз.клипы и пр.медиа-продукты, в которых заложены алгоритмы поведения общества в той или иной жизненной ситуации. Простой пример. Мы смотрим на героев, проживаем с ними их сценарный сюжет и в конце концов, стараемся быть похожими на них, если они нам нравятся. А что там? В большинстве медиа-контента можно встретить весьма харизматичных положительных (и не очень) персонажей, которые курят, выпивают... Зритель всё это смотрит из фильма в фильм и, в конечном итоге, воспринимает это уже за норму. А потом рассказывает, что свой выбор пить или курить, он делает сам☺. Тоже касается и моды. Так работает матрица. Это и есть управление.
Раньше формировали общество через запуск мифов и легенд различных народностей и их пантеонов Богов, начиная от Шумер→Египта→Др.Греции, Рима→ заканчивая событиями описанными в Библии. Отсюда и столько названий в самОм х/ф«Матрица», которые так или иначе связаны с Библией. Ролик в конце поста.
Нашу матрицу тоже перезагружали несколько раз. Как сказал архитектор, она 6ая по счёту.
Сейчас, по всем косвенным признакам, подходит время очередной такой перезагрузки. Последняя книга Библии так и называется Апокалипсис(Битва конца). Там же и про чипизацию сказано. Трилогия «Матрица» — это фильм про управление и намёк на теоретически возможное апокалиптическое будущее. Будущее для человека-гаджета. Трансгуманизм. И вся эта вертуальная реальность, подкачивается эмоциями зрителей на эгрегориальном уровне через сериалы, фильмы, игры, сюжет которых так или иначе связан с постапокалипсисом. Реализуется ли или нет этот ТУННЕЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ, в полной мере, как задумывалось архитекторами библейского проекта, зависит только от МЕРЫ нашего понимания общего хода вещей и осознанности. Ну и конечно-же, как практически в любом голливудском продукте, в фильме много знаков и символов. Все помнят теракты 11 сентября 2001года? Первый фильм матрицы вышел в 1999году. Предлагаю взглянуть на оч.интересный скрин↓ Просто совпадение?

А не кто не пробовал узнать немного о самих братьях (бывших)? Что они читали? Чем интересовались. Достаточно легко найдете фамилию Гурджиева. Почитайте его работы и вам станет понятно о чем братья сняли матрицу и какая из теорий является вообще основанием для идеи всей картины.
Читайте книги, это полезно.

Прямой эфир
Узнавайте первым
о важных новостях
Мы будем присылать вам только срочные уведомления в браузере
Хидэо Кодзима покинул Konami и перешел в Sony
Хочу знать!
Не нужно