Очарование VA-11 HALL-A

VA-11 HALL-A: Cyberpunk Bartender Action - это визуальная новелла студии Sukeban Games, которая располагается в Венесуэле. Это важный момент, несмотря на явную анимешную стилизацию, темы, настроение, юмор и прочее тут западные, что и выделяет Вальгаллу из ряда новелл, делает её более привычной и, одновременно, экзотичной.

Как следует из названия, новелла представляет собой симулятор бармена в киберпанковом городе-государстве Глитч-сити, где лилимы - андроиды с полным самосознанием - живут на равных правах с обычными людьми. Все элементы сеттинга на месте - корпорации, генетические модификации, импланты, хакерские атаки, коррупция и беззаконие. Однако это лишь отдалённый фон для истории уютного бара на маленькой улочке большого города.

Чуть ли не негласный девиз
Чуть ли не негласный девиз

Настроение Вальгаллы - светлая и тёплая меланхолия. Всё, конечно, плохо, но жизнь продолжается, будет ещё и смех и веселье, свои взлёты и падения, а пока нужно ловить момент и наслаждать жизнью.

Очарование VA-11 HALL-A

Не надо думать, что Вальгалла грустная или мрачная. На деле это трагикомедия и часть с комедией тут весьма большая. В новелле очень много юмора, который разбавляется драмой, просто интересными историями, уютными разговорами о всяких мелочах, обсуждением новостей, городских легенд, слухов и других повседневных вещей. Всё это подается через диалоги, которых очень много. Фактически вся игра - это череда диалогов с небольшими перерывами на изготовление коктейлей. Диалоги и персонажи весьма хороши и именно они вносят в Вальгаллу всё её очарование.

Персонажей в Вальгалле много и они весьма разнообразны. Завсегдатаи заведения, с которыми у главной героини формируется самая настоящая дружба, персоны, которые заходят лишь раз и исчезают навсегда, оставляя истории из разряда "однажды к нам зашёл мозг в банке", мутный тип, наёмный убийца, робот-проститутка, девушка, которая стримит свою жизнь 24\7 (с премиум-трансляциями в душе), частный детектив - всё это ваши колоритные клиенты. Все они вызывают разные эмоции, кто-то забавный, кто-то милый, иной не самый приятный тип, а четвёртый всё вперемешку, но самое главное, что за беседами с ними приятно проводить время, а кто-то становится по-настоящему дорог.

Повествование в новелле построено очень и очень хорошо. У нас есть целая плеяда историй клиентов, которые развиваются с течением времени, причём разные персонажи подчас продолжают или дополняют истории друг друга, сплетая их между собой. Не скажу, что это очень комплексные истории и что они все посвящены глубокому раскрытию одной темы или что-то подобное. Это просто рассказы людей о своих жизнях, в которых со временем что-то происходит, меняется и разрешается тем или иным образом. Некоторые истории проходят полный цикл, некоторые обрываются на середине, а отдельные и вовсе не начинаются и лишь иногда оказывается, что разные люди, сведённые сюда загадочным стечением обстоятельств, знакомы друг с другом. Всё потому, что Вальгалла и не ставит целью рассказать какую-то сложную или связную историю - это от и до "один день из жизни бармена"(день тут правда вовсе не один, что не многое меняет). Даже история главной героини, Джилл, не так сильно выделяется из потока жизни этого места.

Истории о парне, который купил "зелья левитации" и вышел в окно небоскрёба, о лилиме у которого не было денег на техобслуживание и он медленно разваливался на части и умирал "как человек", о мужчине который платит андроиду за то, что она изображает его погибшую дочь, о поп-диве, которая абсолютно забыла как она жила до сцены и уже плохо отличает себя настоящую от собственного образа - из всего этого и состоит Вальгалла. И это на удивление атмосферное и приятное времяпрепровождение.

Ключевой момент в том, что персонажи требуют внимания к себе. Довольно часто встречаются заказы "как обычно", а как более тонкий вариант завсегдатаи просто приходят расстроенные и тут можно вспомнить как пару дней назад они рассказывали о своём любимом коктейле. И если это вспомнить, то обязательно расскажут какую-нибудь историю в награду, не говоря уже о том, что в такие моменты просто чувствуешь себя хорошим другом и это весьма трогательно.

Сами заказы тоже бывают специфичны, кто-то просит подать ему напиток названный в честь друга автора, кто-то просто что-то сладкое с горчинкой, а некоторые личности бросаю и вовсе лаконичное "подайте мне непорочность" и понимай это как хочешь. Что-то можно понять из описания напитков, для чего-то нужно внимательно слушать рассказы главной героини о коктейлях, а остальное придётся угадывать. Всё это разноображивает геймплей, который заключается вообщем-то в том, чтобы смотреть на рецепты и добавлять нужные ингредиенты в нужном количестве плюс пара модификаторов. В этом нет особой глубины и механической сложности, так что я бы назвал его слабейшей частью новеллы. Не могу сказать, что он плох, но и удовольствие приносит только головоломка с угадывание что нужно тому или иному клиенту, а исполнение ближе к концу начало откровенно раздражать своей медлительностью и прерыванием повествования.

Поначалу кажется, что Вальгалла, при понимании визуальной новеллы как интерактивной книги, намного более "книга" - история линейная и каких-либо сюжетных выборов тут нет, однако в определённый момент я был поражён огромным количеством скрытого контента и насколько поощряется экспериментирование с напитками. Единственная свобода которая есть у игрока - выбор какой коктейль подать и, в ряде случаев, насколько алкогольным его сделать. И тут всё становится довольно интересным. Во время вышеупомянутой сцены, когда нужно было подать любимый напиток подруге, у меня возник вопрос "А что если бы я не вспомнил и подал что-нибудь другое"? Так я и сделал и началось всё с того, что она среагировала на то, что напиток был безалкогольным (что породило ещё одно "А если бы..."), а закончилось тем, что из диалога исчезли огромные куски, а местами появились новые. И тут бездна разверзлась.

В линейном повествовании есть огромное количество ответвлений с различными "секретными" диалогами. Некоторые из них довольно очевидны - в конце концов нам прямо говорят, что некоторые коктейли можно сделать безалкогольными, а можно набить их спиртом под завязку, что всё меняет в достаточно очевидном ключе. Однако другие вещи гораздо менее интуитивны. Можно подавать совсем не то, что заказали клиенты и обычно на это они реагируют не банальным "переделай", а отдельной фразой, которая связывается с дальнейшим повествованием, а в ряде случаев это может вызвать полноценные диалоги. Да что там говорить, тут есть целых три сцены с отдельными уникальными персонажами, которые появляются только если в специфичных обстоятельствах подать секретный коктейль, которого даже нет в базе... Меня просто поразило как простая история стала намного более разветвлённой и реиграбельной благодаря таким решениям.

В произведении очень много юмора, хорошего и разного. Пошлый, глупый, чёрный, каламбуры, юмор ситуации, немножко кринжа и пара отсылок - на любой вкус и, должен признаться, с некоторых шуток я по-настоящему сильно смеялся. Это очень сильная часть новеллы и я не могу не отдать ей должное - порой одного появления Дороти было достаточно, чтобы вызвать улыбку и даже сложно выразить насколько я этим очарован.

Вальгаллу просто очень приятно читать и это компенсирует всё. Драма выглядит настоящей, трогательные моменты милыми - черты крепкого произведения, работающего, как мне кажется, благодаря реализму. Да, пускай это слегка абсурдное будущее, в котором празднуют Мегарождество, у торговых автоматов есть полноценный ИИ, а генная инженерия дошла до того, что наделяет интеллектом собак. Но люди остались теми же и их проблемы абсолютно понятны, даже обыденны и потому всем этим миром проникаешься, этим абсурдом, которого хватает и в реальном мире, этими людьми, встрече с которыми ты почему-то всегда рад, этим уютом и теплом.

Наверное, это скажет обо мне больше чем о новелле, но я проникся самим процессом общения - ведь так здорово, собраться с друзьями, в числе которых самый лучший в мире босс, заказать кучу еды и просто играть в глупые игры, задавать дурацкие вопросы, делится историями и наслаждаться обществом друг друга. Мне захотелось провести так время и это, как я считаю одно из самых больших достижений Вальгаллы, которую я очень искренне полюбил.

245245
67 комментариев
Комментарий удалён модератором

что с ними?

29
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Пиксели там миленькие, а вот геймплей скучный, к сожалению.

Ответить

Ну впринципе все верно, но есть одно замечание. Собак не наделяют интеллектом, а всего лишь был изобретен ошейник, который транслирует мозговые волны собак в речь. Собаки сами по себе в процессе эволюции повысили свои когнитивные функции.

7
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

На ПеКа коктейли делать тоже очень быстро надоедает. Из-за этого не смог пройти игру, а жаль, ведь сюжет, музыка и арт там классные.

1
Ответить