Пантеон ацтекских богов

Или как логопеды радуются, видя трудновыговариваемые имена богов

Император Внешнего мира Коталь Кан
Император Внешнего мира Коталь Кан

В 2015 г. в игре Mortal Kombat X дебютировал новый император Внешнего мира Коталь Кан, сумевший победить в гражданской войне дочь Шао Кана Милину. Этот грозный персонаж выглядел как большой воин с кожей зелёного цвета и являлся представителем расы Ош-Текк.

Эта раса племенных воинов и охотников жила в мире, богатом золотом, и имела очень сильную связь с солнцем. При дневном свете их силы увеличивались, а при его недостатке воины сильно слабели. При одном взгляде на него и саму расу Ош-Текк, становится понятно то, как при их создании, авторы вдохновлялись культурой и мифологией ацтеков.

Ош-Теккский воин
Ош-Теккский воин

Ацтеки были одним из крупнейших индейских племён Центральной Америки, центром культуры которых являлось озеро Тескоко, где располагалась их столица Тенотчитлан. Их самоназвание происходит от слова «Azteca» из их собственного языка науатль, и переводится как «люди из Ацтлана». Ацтлан – это легендарная прародина ацтеков, располагавшаяся на где-то севере. Большинство исследователей считают, что миф об Ацтлане возник после того, как у ацтеков появилась государство, на что указывает описание Ацтлана как острова посреди большого острова. Некоторые умы полагают, что Ацтлан – это есть не что иное, как сама легендарная Атлантида.

Чикомосток, или же  «семь пещер»  ещё одна мифологическая прародина ацтеков
Чикомосток, или же «семь пещер» ещё одна мифологическая прародина ацтеков

Легенды гласят, что местные племена посчитали прибывших ацтеков «нецивилизованным народом». Из-за этого ацтеки решили учиться у своих соседей, и в результате превзошли их. Вероятнее всего, в процессе миграции народа с севера к озеру, ацтеки покоряли или взаимодействовали с другими племенами, в результате чего их собственные представления об этом мире смешивались с мифами и легендами других народов, в первую очередь тольтеков.

Герб Мексики
Герб Мексики

Согласно мифам, место для постройки города на озере было определено благодаря орлу, который сидел на кактусе и поедал змею. Увидев эту сцену, ацтеки вспомнили о древнем пророчестве, и в результате решили облюбовать эти места. Данную сцену мы можем наблюдать на флаге и гербе Мексики.

Результаты такой культурной "абсорбции» довольно сильно сказались в религии ацтеков. К своим «родным» богам, постепенно «заимствовались» боги соседей и покорённых народов. Со временем, число таких богов возросло настолько, что для них пришлось строить отдельный храм. Множество богов стали терять свое первоначальное значение и превратились в воплощения более могучих богов.

Модель храмового комплекса богов Уицилопочтли и Тлалока
Модель храмового комплекса богов Уицилопочтли и Тлалока

Вообще, пантеон богов был самым широчайшим. Множество божеств самого разного уровня и значимости (от домашних до общеацтекских) делились по стихиям, которыми они управляли. Чем важнее был бог, тем больше «функций» у него было, тем большими стихиями он повелевал. Именно этим можно объяснить тот факт, что один и тот же бог мог покровительствовать самым разным группам людей.

Что касается знаменитых человеческих жертвоприношений, то тут основным мотивом был конец света. Ацтеки верили, что со временем боги слабеют, и если не поддерживать их силы, то они могут умереть, а их смерть могла привести их к пресловутому концу света. Лучшей пищей для этого считалась жизненная энергия человека, которая находилась в его крови и сердце. Именно поэтому, у ацтеков считалось невероятно почетным отдать свою жизнь ради того или иного бога.

Принести себя в жертву богу - нет смерти почётнее для ацтека
Принести себя в жертву богу - нет смерти почётнее для ацтека

В основе их религии было противостояние противоположностей: жизни и смерти, света и тьмы, солнца и воды. Боги были выражением сил природы, от которых полностью зависела жизнь человека. Еще одним важным мотивом в религии ацтеков была цикличность. Они верили, что весь мир существует по определённому циклу, одна эпоха сменяет другую. Согласно этому, наш мир существует в пятой эпохе.

Боги стихии «Земля»

Одним из верховных богов не только ацтеков, но и других индейцев Центральной Америки был бог Тонакатекутли. Он и его жена Тонакасиуатль были теми, кто сотворил мир. Именно он привнёс порядок в мир, разделив море и землю, когда они только были созданы. Согласно одному из мифов, эта парочка является прародителями четырёх богов, олицетворяющих стороны света: Шипе-Тотека, Тескатлипока, Кетцалькоатля и Уицилопочтли.

Тонакатекутли
Тонакатекутли

Кроме всего, они имели множество различных олицетворений: Ометекутли и Омесиуатль или Ситлалатонак и Ситлаликуэ. От остальных богов их отличало также то, что у них не было четко выраженного культа.

Шипе-Тотек
Шипе-Тотек

За смену времён года и само сельское хозяйство отвечал бог Шипе-Тотек. Его золотистая кожа символизировало покровительство над ювелирами и мастерами по золоту. Ацтеки верили, что именно он насылает на людей болезни, а также слепоту и глухоту. Обычно его изображали с маской из человеческой кожи на лице, а в руках были щит и погремушка. Жертвоприношения в честь Шипе-Тотека выглядели следующим образом: жертву привязывали к большой конструкции и пускали в него стрелы. Кровь капала на землю подобно дождю, и делала её плодородной. В более позднее время, его культ слился с культом другого бога – Тескатлипока.

Тлальтекутли
Тлальтекутли

Божество Тлальтекутли имело облик полужабы-полуаллигатора, и являлся олицетворением земли. Согласно мифам, его женой было морское чудовище Сипактли. Другие источники говорят, что её супругой была богиня земли, которую принесли с Тринадцатого неба. Изображалась эта богиня в виде рожающей женщины.

Шилонен
Шилонен

Шилонен, чьё имя значит «мать молодого маиса», была богиней кукурузы, и вообще изобилия и домашнего очага, а по совместительству женой Тескатлипоки. Была охотлива до человеческих жертвоприношений, особенно любила молодых девушек в сентябре. Обычно изображалась в виде женщины в жёлто-красном платье.

Сентеотль
Сентеотль

Функции Шилонен пересекались с Сентеотлем, «богом молодого маиса». В своих изображениях он предстаёт в виде молодого человека, с кукурузными початками в руках и сумке, а иногда и с сельскохозяйственными инструментами. Он покровительствовал земледельцам и ювелирам города Шомичилько. Совсем неудивителен тот факт, что этот город являлся одним из крупнейших сельскохозяйственных центров империи.

Боги стихии «Небо»

Одним из главных богов ацтекского пантеона был бог войны и солнца Уицилопочтли, он же «Колибри Юга». Почему колибри? Да потому, что у индейцев Центральной Америки колибри был символом Солнца. Он являлся национальным богом ацтеком и покровительствовал Тенотчитлану, и совсем неудивительно то, что за его пределами Уицилопочтли не имел такого влияния.

Уицилопочтли
Уицилопочтли

Воинственный нрав бога проявился с самого рождения. Её мать, Коатликуэ, богиня земли, была вдовой Старого Солнца, и после его смерти дала обет целомудрия. Однажды, убираясь в церкви, она нашла мяч из перьев и спрятала его за пояс юбки. Вскоре она обнаружила, что мяч пропал, а она забеременела. Его сестра Койольшауки пришла в ярость, узнав про беременность матери, и подговорила своих братьев убить её. Но прознав об этом, Уицилопочтли вышел из чрева матери в полном воинском облачении и убил своих родственников. Отрубленная голова сестры была заброшена в небо, где стала луной, а головы братьев – звёздами.

Роль Уицилопочтли в религиозной жизни ацтеков значительно возросла, когда они начали вести более агрессивную внешнюю политику. Именно в этот момент, он стал не просто богом-воином, но и богом Солнца, что позволило ему встать в один ряд с самыми важными богами.

Пантеон ацтекских богов

Ацтеки верили, что именно Уицилопочтли, будучи богом войны и солнца, постоянно сражается с Тьмой, и его поражение знаменовала бы конец света. Чтобы не допустить этого, необходимо было постоянно подпитывать его жизненные силы. Именно для этого и проводились человеческие жертвоприношения, с верой, что жизненные силы, которые находятся в сердце и в крови, помогут богу одержать победу в его трудной борьбе. Совсем не удивительно то, что для многих, такая смерть считалась очень почётной, и шли они на неё с гордо поднятой головой.

Неудивительно, что именно Уицилопочтли стал прототипом Коталь Кана, воина, который с дубиной в руках (да, именно дубиной, не мечом) держит власть над Внешним миром.

Кстати, у Уицилопочтли была сестра Малинальшочи, которая повелевала обитателями пустыни. Во время сна брат решил бросить её, из-за чего та сильно обиделась и всю свою жизнь она, а позже её сын, пытались отомстить нерадивому родственнику.

В 2015 г. в честь бога Тонатиу была названа звезда в созвездии Жирафа
В 2015 г. в честь бога Тонатиу была названа звезда в созвездии Жирафа

Бог Солнца, неба и воинов Тонатиу является одним из властителей пятой мировой эпохи, занимая место на вершине пантеона. У него были другие имена, такие как Куатемок, Пильцинтекутли или Тотек. Обычно он был изображён в виде сидящего юноши, красного цвета с солнечным диском за спиной. Можно сказать, он был самым кровожадным богом, т.к. «кровавая подпитка» была нужна ему каждый день. Именно он покровительствовал воинам-орлам, а в качестве его олицетворения выступала птица орёл.

Тескатлипок
Тескатлипок

Тескатлипок в мифологии поздних ацтеков занял место одного из главных богов. Он одновременно представал как бог-созидатель и бог-разрушитель. Изначально, он был духом воздуха, и именно он был тем богом, который привёл людей к месту их обитания и прогнал местных богов. Его важность значительно возросла, когда он стал богом судьбы, связав его с судьбой народа.

И это тоже он
И это тоже он

Кроме того, в ряде мифах он представал в качестве главного врага Кетцалькоатля. Первопричиной этого противостояния видимо является вражда тольтеков и ацтеков. Было поверье, что Тескатлипока носился по дорогам, и нападал на каждого встречного. В случае, если цели нападения удавалось победить бога, то тот был обязан исполнить любое его желание. Специально для него вдоль дорог устанавливали скамьи, для отдыха. Считается, что одной из его ипостасей мог быть бог каменного ножа для жертвоприношений Ицли.

Тлалок
Тлалок

Под ведением бога Тлалока находились дождь, гром, сельское хозяйство и Юг. По легенде, наивысшего могущества он достиг в третьей из пяти эпох. Само его имя значило «Тот, кто заставляет расти». В отличие от остальных богов, он был создан другими богами. В его доме находятся четыре кувшина, в которых были дождь, засуха, ливни и болезни растений. Из-за этого, обычным изображением бога был кувшин. Если человек заболевал ревматизмом, подагрой или водянкой, то считалось, что это Тлалок наслал его. В его честь в жертву обычно приносили детей, предварительно заставив их сильно плакать. Эти самые слезы ассоциировались с дождем, который проливался с неба.

Кетцалькоатль
Кетцалькоатль

Одним из самых известных ацтекских богов является Кетцалькоатль, он же «пернатый змей», один из главных богов не только ацтеков, но и некоторых других племён Центральной Америки. Легенды гласят, что он был зачат после того, как его мать Чимальма проглотила драгоценный камень жад. Исследования показывают, что его культ является одним из самых древнейших. Его олицетворяли змея и птица Кетцаль. Первая символизировала землю и растительность, а птица была символом свободы, т.к. в неволе эти птицы жить не могли.

По мере своего становления, культ этого бога постепенно вытеснял других и «поглощал» других. Со временем с Кетцалькоатлем стали ассоциироваться такие боги, как бог ветра Эекатль, бог утренней звезды Тлауицкальпантекутли и др. Всё это утвердило его в качестве главного бога-созидателя. У соседей из племени майа, он был известен как Кукулькан или Кукумац.

Одной из особенностей было то, что первоначально ему не приносили человеческие жертвы, а ограничивались бабочками и колибри.

В честь Кетцалькоатля получили своё название один из крупнейших птерозавров
В честь Кетцалькоатля получили своё название один из крупнейших птерозавров

Согласно одним преданиям, Кетцалькоатль был изгнан его основным противником Тескатлипоком. Другая версия утверждает, что изгнание было добровольным, а напоследок, словно Карлсон, он пообещал вернуться. Это обещание сыграло довольно важную роль, в тот момент, когда прибыли испанцы, во главе с Кортесом. Борода, светлая кожа, лошади – все это убедило ацтеков в том, что перед ними некогда покинувший их бог.

Шолотль
Шолотль

Его «тёмным» воплощением считался бог грозы и смерти Шолотль. Он властвовал в загробном мире и вечерней звездой, мог насылать неудачи и беды, и кроме прочего, он покровительствовал близнецам и игре в мяч. На своих изображениях он выглядит как обычный скелет, или же представал в виде чудовища с собачьей головой и кривыми ногами. Последнее делает его схожим с древнеегипетским Анубисом.

Популярная версия гласит, что название «Мексика» происходит от имени бога  Метцли
Популярная версия гласит, что название «Мексика» происходит от имени бога  Метцли

Наряду с Койольшауки, ещё одним богом Луны был Метцли. Согласно одному распространённому мифу, изначально, луна светила так ярко, что один из богов взял кролика с сосуда с водой и швырнул в луну. Олицетворением этого сосуда и является указанное божество.

Эекатль
Эекатль

Бог ветра Эекатль ассоциировался с Западом. Именно Эекатль, своим дыханием заставил солнце двигаться, когда оно ещё недвижимо висело на одном и том же месте. Но в целом же, его принято относить к числу одного из воплощений Кетцалькоатля. Интересный факт: в некоторых районах Мексики бури и сильные ветра называют эекакоатлями.

Тлауицкальпантекутли
Тлауицкальпантекутли

Божество с трудновыговариваемым именем Тлауицкальпантекутли входило в число главных ацтекских божеств, и являлся олицетворением утренней звезды и Востока. Сложные взаимоотношения с Тонатиу привели к тому, что он трансформировался в бога камня и холода Ицтлаколиуки, который теперь покровительствовал правосудию.

Боги стихии «Огонь»

Божество по имени Шиутекутли управляло огнём, днём, теплом и вулканами. Его культ относился к числу одних древнейших. Лицо бога раскрашивалась в красный, и чёрный цвета, которые символизировали небесный и подземный свет.

Шиутекутли
Шиутекутли

На различных церемониях довольно интересно обыгрывался его возраст: его статуя выносилась в последнюю очередь, т.к. из-за старости он ходит медленно.

Чантико
Чантико

Его супруга - «Та, кто живёт в доме» или же богиня Чантико, олицетворяла собой домашний очаг и пламя вулканов. Так же в её ведении было созревание кукурузных початков. Однажды, во время поста, она не сдержалась и нарушила запрет, съев жареную рыбу с паприкой. Из-за этого, она была наказана богом Тонакатекутли, и превращена в собаку.

Боги стихии «Вода»

Бог Опочтли относился к группе богов дождя и вероятнее всего, являлся одним из воплощений бога Тлалока. Покровительствовал он таким сферам деятельности, как рыболовство, охота, птицеловство. Именно он считался изобретателем рыболовной сети, остроги, лодочного весла и силков для охоты на птиц. На празднике, посвящённом Опочтли, разбрасывались зёрна маиса, символизирующие градины.

Опочтли
Опочтли

Считается, что наибольшее влияние было в ранний период истории, когда ацтеки еще очень сильно зависели от водоемов, а позднее его важность упала, ввиду развития земледелия.

Уиштосиуатль,  вероятнее всего, имеет ольмекское происхождение
Уиштосиуатль,  вероятнее всего, имеет ольмекское происхождение

Согласно некоторым легендам, женой Опочтли была богиня соли и соленой воды Уиштосиуатль. Солевары и торговцы солью считали её своей покровительницей. Её одежда покрывалась голубыми волнистыми линиями, и символизировали собой водную стихию. Её голова украшалась короной с пером священной птицы кецаль. Основной частью праздника в честь этой богини, были танцы женщин вокруг воплощения богини, которая после всех церемоний умерщвлялась.

Айаутеотль
Айаутеотль

Божество Айаутеотль не входило в основной пантеон, и скорее всего, являлось локальным божеством, либо же просто напросто утратило своё влияние. Её можно было наблюдать лишь утром или вечером. Она управляла туманом и инеем, а также олицетворяла тщеславие и славу, указывая на то, что последнее, словно туман скоротечно.

Когда происходили смертельные случаи, связанные с водой, то ацтеки молились богу Атлауа, который кроме всего, покровительствовал рыбакам и лучникам.

Чальчиутликуэ
Чальчиутликуэ

Имя богини Чальчиутликуэ, жены Тлалока, означало «она в одежде из нефрита». Она была покровительницей пресной воды, озёр, морей и рек. Кроме того, ей поклонялись как богине плодородия и деторождения. При рождении ребёнка, повитухи обмывали дитя и читали молитвы Чальчиутликуэ .Этот обряд чем-то схож с христианским крещением. Обычно она изображалась в виде молодой женщины в головном уборе, с двумя прядями волос, которая сидела рядом с водой. Те, кто решал путешествовать водным путем, приносили богине жертву и молили о её благосклонности и хорошем пути.

Боги стихии «День»

Богиня Тласолтеотль являла собой символ очищения от помыслов сексуального характера, страсти, похоти, страсти. Являясь богиней-матерью, она ассоциировалась с землёй и деторождением, но постепенно, она стала олицетворением грехов. Со временем она стала покровительницей грешников и проституток. В её власти была возможность насылать венерические заболевания, безумие, возбудить и уничтожить страсть в человеке. Перед смертью, к человеку являлась богиня и очищала его от всех жизненных грехов. Отсюда собственно её имя, которое значит «пожирательница грязи».

Тласолтеотль
Тласолтеотль

Её изображения были характерны наличием носовой вставки в виде полумесяца, змея или веревка на шее как знак похоти, одежда из хлопка, которая не прикрывает грудь. Её символом была метла из камыша, которой она «выметала» все грехи человека. В жертву ей приносили всегда девушек, и только во время засухи – мужчин.

К стихии дня также относили таких богов, как Тонатиу, Тлальтекутли, Миктлантекутли, Тлалок, Кетцалькоатль, Шиетекутли, Тескатлипок, Сентеоль, Чальчиутликуэ.

Боги стихии «Ночь»

Под ведением божества Тепейоллотля в ацтекской мифологии были горы и пещеры, и именно он был ответственен за землетрясения. Из-за того, что обычно он был изображен в виде ягуара, считается, что его полосатая шкура является олицетворением звёздного неба.

Тласольтеотль и Тепейоллотль   
Тласольтеотль и Тепейоллотль   

В разных легендах он мог отождествляться с другими богами, например с Миктлантекутли или Тлальтекутли.

Пильцинтекутли
Пильцинтекутли

Ещё одним богом стихии ночи было «альтер-эго» бога Солнца Тонатиу – Пильцинтекутли. Здесь он трансформировался в бога видений и исцеления.

Боги стихии «Смерть»

Миктлантекутли был местным аналогом Аида, и заведовал местным подземным царством Миктлан. Соответствующим был его внешний вид: человек с зубастым черепом вместо головы, которая поглощала души умерших людей, а в качестве украшения выступало ожерелье из человеческих глаз. Его постоянно сопровождали летучая мышь, сова и паук.

Миктлансиуатль
Миктлансиуатль

Со своей супругой, богиней Миктлансиуатль, он обитает в самой нижней части Миктлана, в жилище, которое называется Тлальшикко. Вход в Миклтан защищал местный Цербер — бог Аколмистли, в виде огромной черной пумы.

По одной из версий, эта пара была создана творцами мира, ибо был нужен смотритель за миром мёртвых, а никто добровольно не соглашался. Среди нескольких богов смерти, этот был самым почитаемым. В его царство попадали люди, погибшие погибали не в войне и в жертвоприношениях. Во время обрядов, посвященных ему, практиковался каннибализм.

Теояомкуи
Теояомкуи

Одним из отождествлений бога Тепейоллотля был Теояомкуи, который был богом погибших воинов. Позднее его также добавили в число солнечных богов.

Боги-покровители

Богиня Коатликуэ совмещала в себе начало и конец жизни, а также она «заведовала» огнём и землёй. Некоторые легенды записывает в число её детей Шолотля и Кетцалькоатля, хотя известна она как мать Уицилопочтли.

Коатликуэ
Коатликуэ

Её внешний вид объединял черты животных и людей, символизируя мощь и величие Земли, и напоминание о том, что всё живое смертно. Вполне вероятно то, что Коатликуэ является ацтекской версией Сиуакоатль, богини войны, деторождения и плодородия.

Мишкоатль
Мишкоатль

Практически схожие функции были у богини Чимальма, жены Мишкоатля и «официальной» матери «пернатого змея». Её имя значило «Щит Земли». А вот роль её мужа хоть и была не такой значимой, ацтеки всё равно почитали его как прародителя предков ацтеков.

Ицпапалотль
Ицпапалотль

«Обсидиановая бабочка» Ицпапалотль была правительницей небесного рая Тамоанчан, и была богиней судьбы и была тесно связана с культом растений. Исследователи полагают, что она являлась одним из «заимствованных» богов.

Тоси
Тоси

Мать богов Тоси была богиней земли и исцеления. В её ведении было здоровье, и покровительствовала она врачам и повитухам, а в некоторых источниках ещё и ткачам и пряхам. Прозвище «матерь богов» находило отражение в том, что её обычно изображали в виде пожилого человека.

Иштлильтон
Иштлильтон

Другим божеством медицины и здоровья был Иштлильтон. Кроме того, в его ведении были праздники и игры. В его честь жертвы приносились тогда, когда ребёнок произносил свои первые слова.

Камаштли
Камаштли

Бог Камаштли является одним из «заимствованных» богов ацтеков. Он был первым, кто с помощью небесного свода разжёг огонь, и входил в число тех, кто создавал мир. Предполагается, что изначально был богом охоты, и лишь позднее трансформировался в покровителя воинов.

Майяуэль
Майяуэль

Согласно легендам, Майяуэль была обычной крестьянкой и однажды обратила внимание на то, что мыши, которые кусали листья агавы, ведут себя необычно. Из этих самых листьев, она сделала алкогольный напиток пульке. За это деяние она была превращена в богиню, причём первоначально плодородия, и лишь потом она стала покровительствовать именно своему напитку.

Патекатль
Патекатль

Муж Майяуэль, Патекатль ведал лекарствами, а также травами и корнями, которые были необходимы для приготовления этого самого напитка.

 Шочипилли
 Шочипилли

А где алкоголь, там и веселье, а где веселье там танцы, игры и искусство. Покровителем всего этого выступало божество Шочипилли, чье имя значило «принц цветов».

Якататекутли
Якататекутли

Путешественники молились и приносили жертву богу Якатекутли - «Владыке, указующем путь». Он являлся покровителем всех, кто вёл странствующий образ жизни: от путешественников до торговцев.

В наше время численность ацтеков равняется более 1,5 млн. человек, и это делает их самой многочисленной индейской народностью Мексики. Они смогли пережить трудные времена испанского владычества, и пронести сквозь время свои обычаи, традиции и свою богатую мифологию. И хочется верить, что в эпоху глобализации они смогут сохранить своё наследие.

9595
25 комментариев
29
Ответить

Хорошо, что обычай человеческих жертвоприношений был выжжен каленым железом... мало что на свете есть более отвратительного. Резня баранов, тоже недалеко ушла. Пещерные традиции.

2
Ответить

Комментарий недоступен

14
Ответить

Ну наверное отвратительнее только геноцид другого народа.
И чем тебе резня баранов не устраивает?

Ответить
5
Ответить

Статья хорошая, только вот зачем в начале перса из МК было вставлять?

3
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить