«Очень странные дела»: когда клише и стереотипы просто необходимы

Почему не стоит придираться к «злым русским» и к теме притеснения женщин в третьем сезоне.

4 июля Netflix выпустил продолжение сериала «Очень странные дела» — фантастического хоррора, вдохновлённого поп-культурой восьмидесятых.

Создатели проекта братья Дафферы продолжили и даже усилили тенденцию, которой они следовали ранее: новый сезон — это фактически компиляция клише из классических фильмов.

«Очень странные дела»: когда клише и стереотипы просто необходимы

Однако на сей раз некоторые зрители восприняли сюжет слишком серьёзно, и иногда можно услышать разговоры об излишней стереотипности, логических нестыковках, желании угодить модным тенденциям и, разумеется, «клюкве».

На самом же деле, критиковать подобные моменты в большинстве случаев бессмысленно. Ведь они поданы осознанно гротескно, как раз для того, чтобы подчеркнуть: всё это — лишь стилизация.

«Очень странные дела»: когда клише и стереотипы просто необходимы

Evil Russians

Первое, что бросается в глаза при просмотре нового сезона — главными злодеями выступают советские военные. Буквально на первых же минутах офицер собственноручно душит провинившегося учёного. И в том, что именно эксперименты русских станут причиной новых проблем, сомневаться не приходится. Для пущей яркости фоном играет песня «Красная армия всех сильней».

«Очень странные дела»: когда клише и стереотипы просто необходимы

«Клюква» здесь, разумеется, есть. Но это не попытка показать СССР с худшей стороны, а скорее ирония над культурой США. В разгар Холодной войны в Америке выходило немало пропагандистских фильмов. И экранным героям середины восьмидесятых приходилось сражаться именно с советскими войсками или преступниками.

Со «злыми русскими» сталкивался Сильвестр Сталлоне в «Рэмбо: Первая кровь 2» и «Рокки 4». Джеймс Бонд противостоял им в «Виде на убийство». Все эти фильмы вышли в 1985 году — как раз когда разворачивается действие нового сезона «Очень странных дел».

«Рокки 4»
«Рокки 4»

Когда действие переносится в новый торговый центр города Хокинса, становится очевидна параллель с картиной «Вторжение в США», где герой Чака Норриса сражался с коммунистами из Латинской Америки. Руководил ими, конечно же, советский агент Михаил Ростов. В одной из сцен Норрису как раз пришлось обезвреживать боевиков в торговом центре.

Даже описание типичных русских, которое даёт Дастин во время слежки, явно взято из боевиков восьмидесятых: светловолосые, высокие, никогда не улыбаются. Достаточно вспомнить Дольфа Лундгрена в образе Ивана Драго из «Рокки 4» или Ростова в исполнении Ричарда Линча из всё того же «Вторжения в США».

«Вторжение в США»
«Вторжение в США»

Прозвище Smirnoff, которое шериф Хоппер даёт советскому учёному, может быть как отсылкой к известному бренду русской водки, так и намёком на популярного в США восьмидесятых актёра Якова Смирнова. К 1985 году он как раз был на пике популярности, снявшись в фильмах «Москва на Гудзоне», «Бакару Банзай» и «Миллионы Брюстера».

Даже открывающая сцена очень близко копирует начало «Военных игр» 1983 года, где юный хакер чуть не устроил ядерную войну между СССР и США.

Но наиболее очевидно авторы ссылаются на, возможно, самый пропагандистский фильм середины восьмидесятых — «Красный рассвет». По сюжету, группа школьников защищает свой городок от вторжения советских войск. И Дастин даже несколько раз упоминает этот фильм, прямо намекая на схожесть событий.

«Красный рассвет»
«Красный рассвет»

Дафферы не пытались показать реалистичных русских. Они просто взяли типичных для 1985 года экранных злодеев и преувеличили их черты. Поэтому с определённого момента в ход идут и другие знаковые герои.

Сначала появляется настоящий Терминатор — безэмоциональный и очень сильный русский, который передвигается на мотоцикле. Причём мэр Хокинса называет его Шварценеггером. А ведь первый «Терминатор» вышел как раз в 1984 году. Сцена, где зловещий доктор собирается пытать Стива и Робин, явно взята из фильма «Бразилия» 1985 года.

Притеснения и феминизм

«Очень странные дела» с первого сезона ставили в центр сильных женщин. Мать-одиночка Джойс искала своего сына, Одиннадцатая обладала суперсилами, Нэнси расследовала исчезновение подруги. Во втором сезоне появилась Макс, теперь к ним присоединилась Робин. Именно она разгадала секретный код русских, даже не зная языка.

«Очень странные дела»: когда клише и стереотипы просто необходимы

Может показаться, что в третьем сезоне тему притеснения женщин и идеи феминизма подают слишком уж явно. В первой же своей сцене Нэнси опаздывает на работу в газету и жалуется, что её не воспринимают там как человека. Разумеется, её обязанности — приносить обед и кофе, а грубые коллеги-мужчины не хотят слушать разумных идей от девушки, предпочитая обсуждать только бюсты моделей.

Как и в случае с русскими, это снова гротескное копирование поп-культуры середины восьмидесятых. Заносчивые мужчины, которые не слушают коллег-женщин, типичны для фильмов того времени. Вспомнить хотя бы сцену из легендарной картины «С девяти до пяти» с Джейн Фондой и Долли Партон, где самодур-директор требует, чтобы подчинённая купила его жене шёлковый шарф, если хочет повышения.

Или даже момент из знаменитых «Охотников за привидениями», где герой Билла Мюррея объясняет секретарше, что она может найти себе работу посудомойки, если ей не нравятся условия.

Не менее яркий пример — сериал «Кегни и Лейси» о двух женщинах-детективах. Они отлично расследуют самые сложные дела, но всё равно сталкиваются с проявлениями сексизма со стороны коллег. Знаменитые «Ангелы Чарли» также только к началу восьмидесятых отказались от акцента на сексуальности героинь, сместив фокус на их расследования.

Сексуализация и второстепенная роль женщин в классических фильмах — ещё одно клише, выкрученное до нелепости. Не зря все мужчины в редакции газеты выглядят настолько мерзкими.

В дополнение ко всему Макс показывает Оди комикс «Чудо-женщина». А ведь именно в 1985 году после «Кризиса на бесконечных землях» её историю перезапустили, сделав героиню послом Темискиры в патриархальном мире.

Чтобы осознать значимость перемен, достаточно вспомнить, что до этого в рамках «Лиги справедливости» Чудо-женщина нередко выступала секретаршей при воюющих супергероях.

«Очень странные дела»: когда клише и стереотипы просто необходимы

Чтобы показать ещё более яркую аналогию, Дафферы переворачивают некоторые отсылки к старым фильмам с точностью до наоборот. Например, момент, где Билли в слоу-мо выходит к бассейну — явное отражение сцены с Фиби Кейтс из фильма «Быстрые перемены в школе Риджмонт-Хай».

Да, это та самая Фиби Кейтс, с которой сравнивает свою девушку Дастин и с портретом которой позже сталкивается Стив. После своих ролей в фильмах «Рай» (дешёвой копии «Голубой лагуны») и «Быстрые перемены в школе Риджмонт-Хай» актриса стала одним из главных секс-символов США.

Но её саму не устраивал подобный расклад, так что дальше она переключилась на более скромные образы и детские фильмы. Многие помнят её, например, по «Гремлинам».

Так что даже отсылки именно к Фиби Кейтс тоже не случайны — излишняя сексуализация образа чуть не разрушила её карьеру.

Зомби и похитители тел

Придираться к излишне клишированным монстрам в случае с «Очень странными делами» и вовсе не приходится: сериал явно копирует известные сюжеты и образы из хорроров восьмидесятых. Причём теперь об источниках вдохновения зачастую говорят прямо.

Первая половина сезона откровенно копирует «Вторжение похитителей тел» (скорее ремейк 1978 года, а не оригинал): героев подменяют точными копиями, которые связаны друг с другом. В «Очень странных делах» всё начинается с крыс-мутантов (напоминает фильм «Крысы» 1982 года).

«Вторжение похитителей тел»
«Вторжение похитителей тел»

Нэнси узнаёт о них от старушки миссис Дрисколл. Вряд ли можно считать совпадением, что фамилия одной из героинь «Вторжения похитителей тел» — Дрисколл, а другую зовут Нэнси.

При этом поведение людей после подмены отчасти напоминает зомби из фильмов Джорджа Ромеро. На это намекают в самом начале — дети смотрят в кино «День мертвецов». И тут также можно вспомнить, что в предыдущей части цикла, «Рассвет мертвецов», действие разворачивалось в супермаркете.

«День мертвецов»
«День мертвецов»

В образе монстров авторы снова объединяют лучшие классические идеи, компилируя их совершенно неожиданным образом — поэтому, несмотря на клишированность, сериал остаётся интересным.

Ведь зловещие двойники из «Вторжения похитителей тел» потом оказываются в больнице, где действие начинает напоминать второй «Хэллоуин». А дальше они внезапно мутируют и объединяются, уже явно напоминая монстра из «Нечто» Карпентера. Причём постер этого фильма можно увидеть в подвале Уилеров, а ближе к финалу Лукас рассказывает о преимуществе ремейка фильма перед оригиналом.

«Нечто»
«Нечто»

Все эти клише здесь работают именно из-за ретро-атмосферы. Злодеев и монстров трудно воспринимать слишком серьёзно, хотя графика и на высоте. Зато буквально в каждом кадре можно найти отсылку к классике.

Кислота из колбы прожигает пол подобно слюне ксеноморфа из «Чужого». Его попытки прицепиться к лицу человека напоминают то ли того же «Чужого», то ли фильм «Капля» 1988 года. А вооружившийся топором Джонатан чем-то похож на Эша из «Зловещих мертвецов» — плакат этого фильма тоже мелькает в кадре.

В итоге получается, что зритель смотрит сразу с десяток отличных старых фильмов: в сюжете «Вторжения похитителей тел» крысы мутируют как в «Мухе», а зомби объединяются в «Нечто» и нападают словно ксеноморфы.

Детективы, глупости и совпадения

Как и предыдущие сезоны, продолжение «Очень странных дел» объединяет в себе сразу несколько жанров. И построение сюжета здесь нередко отсылает к классическим детективам и подростковым приключенческим фильмам. Этим и объясняются неоднократные совпадения и необычные поступки героев. Ведь странно, что одни и те же герои каждый раз случайно попадают в центр событий.

«Флетч»
«Флетч»

Дэвид Харбор, исполняющий роль Хоппера, ещё до премьеры говорил, что новый сезон будет ссылаться на фильм «Флетч» — комедийный детектив с Чеви Чейзом. Этим отчасти объясняется обилие комичных сцен. Да и по сюжету Флетч — репортёр, который расследует сразу два дела, в результате случайно объединившихся в один глобальный заговор.

Вероятно, линия Нэнси в какой-то степени взята оттуда. Не зря её всё время называют «Нэнси Дрю» — героиня классических детских детективах всегда отличалась почти сверхъестественной способностью попадать в передряги.

Сам же Хоппер смотрит «Частного детектива Магнума» с Томом Селлеком. Вероятно, этим объясняется его имидж: усы и страсть к ярким рубашкам.

Да и любая другая нестыковка или случайность наверняка ссылается на клише из восьмидесятых. Дети сумели разгадать шифр опытных шпионов — в «Военных играх» ребёнок случайно взломал систему управления ядерными ракетами. Подростки бесстрашно путешествуют под землей — явная отсылка к «Балбесам» того же 1985 года. Дастин даже повторяет известную фразу из фильма, когда впервые видит огромный тоннель под землёй.

Кстати, главную роль в «Балбесах» сыграл Шон Астин — Боб Ньюби из второго сезона «Очень странных дел».

Поведение мэра города, не захотевшего отменять праздник, несмотря на проблемы и опасность, сильно напоминает подобную сюжетную линию из фильма «Челюсти». И кажущаяся слишком уж стереотипной фраза пьяного Хоппера: «Я могу делать что захочу, я — шеф полиции», — на самом деле, цитата из того же фильма.

Конечно, кто-то всё равно останется недовольным, требуя от сериала большей логики и обвиняя авторов в неумении написать стройный сценарий. Возможно, дело в том, что для русскоязычных зрителей подобные отсылки менее очевидны, и часть сюжета воспринимается слишком серьёзно.

Но достаточно взглянуть на любую статью крупного американского издания, где в первых же строчках обязательно пишут, что «Очень странные дела» — ностальгическая история или даже просто компиляция, и все вопросы отпадают.

Да, здесь есть много «клюквы», потому что к 1985 году она заполонила американские экраны. Здесь есть тема притеснения женщин, потому что именно так выглядели многие фильмы восьмидесятых. Здесь стереотипный сюжет — именно такой, каким сейчас кажутся классические хорроры и даже многие детективы. В этом и суть.

283283
253 комментария

Вообще не понимаю как можно воспринимать злодеев в данном сериале в серьезном ключе. Уже наслышан от многих знакомых об этом факте. Блин, отличный сезон со своими яркими событиями. В отличии от второго, третий посмотрел на одном дыхании.

114
Ответить

Абсолютно согласен, сезон пушка страшная. Те, кто говорит о клюквенных злых русский по-моему сами как злые русские из Странных дел, которые не умеют в иронию, отсылки и т.д и т.п))

55
Ответить

ну….как-то так видимо

16
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Самое лучшее в сезоне - линия сладкоежек.

31
Ответить

Стив ваше тащил. Кто бы мог подумать, что мажорик из первого сезона станет лучшим персонажем. С бабами тока облом, то к бомжу сбежала, то лесбуха

57
Ответить