Интерстеллар и Купер Шредингера

Не так давно в какой-то раз пересмотрел «Интерстеллар».
Это один из моих любимых фильмов, для меня он всего лишь на пол-ступеньки ниже «Властелина колец». И он, как мне кажется, гораздо глубже, чем показывает явным образом. Я, в частности, о концовке. Разумеется, полные штаны спойлеров ahead.

Интерстеллар и Купер Шредингера

Напомню. В финале Купер в исполнении Мэттью Макконахи жертвует собой и отправляется за горизонт событий, чтобы дать возможность доктору Брэнд (Энн Хэтэуэей) на корабле «Эндюранс» вырваться из гравитационного поля черной дыры Гаргантюа.

Что происходит дальше — вопрос открытый для интерпретаций. Настоящим считаем сеанс СПГС открытым.

Основная теория состоит в том, что показанное буквально отражает события, произошедшие за этим: Купер в самом деле связывается с дочерью посредством тесерракта — четырехмерного гиперкуба, который отображает собой комнату дочери в каждый момент времени. К слову, в дубляже его тессерактом не называли — на лицо нежелание объяснять, почему он не выглядит синим святящимся кубиком, умещающимся в ладони.

"Тессеракт" курильщика
"Тессеракт" курильщика
Тессеракт здорового человека

Далее гиперкуб схлопывается, самого протагониста выбрасывает из черной дыры, его находит корабль-станция «Купер», названная в честь дочери, которая все-таки нашла способ спасти человечество на нескольких подобных станциях, на одной из которых сейчас и находится сам Купер.

Традиционный хеппи-энд, омраченный разве что подразумевающейся смертью Мерф от старости.

Но так ли все было на самом деле? Все-таки мы говорим о Нолане, а для него в порядке вещей распихать намеков и не дать однозначных ответов.

Распространенной «альтернативной» версией является смерть Купера в черной дыре. Он погиб при пересечении горизонта событий и все, что происходит с этого момента и до финальных титров -- это игры умирающего мозга. В пользу этой теории приводят выбивающийся из общего настроения хеппи-энд, стремящаяся к нулю вероятность обнаружения болтающегося в космосе Купера, невероятное везение самого протагониста (о чем врач при пробуждении Купера в больничной палате на станции «Купер» говорит открытым текстом) и т.д.

Но что, если правда, как это обычно и бывает, где-то посередине?

Первое. Дочка зовет барабашку в ее комнате (а это, как мы знаем, из гиперкуба шалил сам Купер) «призраком». То есть, Купер и есть призрак. Это может быть намеком на его реальное состояние в момент «контакта».

Второе. Когда Купера атакует доктор Манн на недружелюбной ледяной планете, он говорит о том, что когда мы умираем, мы перед смертью видим своих детей. На станции «Купер» протагонист встречает постаревшую дочь, там же стоит в виде памятника его ферма, а дети играют в бейсбол -- оммаж тому случаю, когда Мерф поспорила с учителем на тему высадки на Луну, и Купер вместо наказания отвез ее на матч любимой команды. Словом, «вся жизнь пролетела перед глазами».

Ну и третье. Любовь. Недаром об этом говорит доктор Брэнд, что любовь может быть тем самым ключом к путешествию во времени и пространстве. Именно любовь позволила Куперу связаться с Мерф из тессеракта. К этому отсылает и диалог между Купером и Брэнд.

Cooper: You’re a scientist, Brand.
Brand: So listen to me when I say love isn’t something that we invented. It’s observable. Powerful. It has to mean something.
Cooper: Love has meaning, yes. Social utility, social bonding, child rearing…
Brand: We love people who have died. Where’s the social utility in that?
Cooper: None.
Brand: Maybe it means something more — something we can’t yet understand. Maybe it’s some evidence, some artifact of a higher dimension that we can’t consciously perceive. I’m drawn across the universe to someone I haven’t seen in a decade who I know is probably dead. Love is the one thing that we’re capable of perceiving that transcends dimensions of time and space. Maybe we should trust that, even if we can’t understand it. All right Cooper. Yes, the tiniest possibility of seeing Wolf again excites me. That doesn’t mean I’m wrong.

Так что же происходит в итоге?

Купер пересекает горизонт событий и скрывается в черной дыре. Внутри нее время и пространство сжаты в сингулярность, поэтому не существует момента, в который Купер погибает, хотя его жизнь в привычном виде определенно обрывается. Однако мы не можем сказать, что он определенно мертв. Он теперь Купер Шрёдингера — одновременно жив и мертв (или, если угодно, не умер, но и не жив).

Согласно теории относительности Эйнштейна, ничто не способно пересечь горизонт событий и покинуть черную дыру. В том числе информация. Однако, скорее всего именно любовь оказалась способна преодолеть гравитацию и связаться с комнатой Мерф.

Интерстеллар и Купер Шредингера

Внутри тессеракта Купер является тем самым «призраком». Он дает юной Мерф информацию, которая поможет ей спасти человечество, сам же навечно оставаясь внутри черной дыры. Что же зрителю показали в финале? Что происходит после «схлопывания» тесерракта?

На короткий миг Купер вновь видит доктора Брэнд, но уже с "другой стороны" кротовой норы. Они обмениваются тем, что назвали "рукопожатием", но на самом деле это всего лишь искривление пространства от попыток дотянуться. На деле Купер так и не покинул черную дыру. Временной фактор кротовой норы слишком мал, поэтому если бы в кротовой норе Брэнд в самом деле "обменялась рукопожатиями" с возвращающимся из worm-hole'а Купером, то последний бы оказался в районе Сатурна примерно в то же время, что и вход "Эндюранса" в саму нору. Возможно, это — финальная физическая манифестация Купера, но явно не движение "по встречной полосе в тоннеле".

Скорее всего, все, начиная с больничной палаты, является плодом его воображения, основанным на знании того факта, что Мерф сумела спасти человечество. Если угодно, мечты не-мертвого сознания о встрече с дочерью, которая к тому моменту уже вполне может быть мертва (в финальной встрече с Мерф последней уже почти 100 лет). В пользу этого говорит и тот факт, что дочь, которую в последний раз Купер видел несколько десятков лет назад, практически с порога говорит ему «лети к доктору Брэнд», по идее не имея ни малейшего понятия о том, какие у Амелии с Купером отношения -- они вполне могут друг друга на дух не переносить. Но тем самым воображаемая Мерф дарит сознанию Купера долгожданный катарсис -- прощение за то, что он оставил ее столько лет назад. Это не то, что хотела бы сказать ему Мерф, но то, что хотел бы от нее услышать сам Купер.

Ни в коем случае не утверждаю, что эта версия самая правильная и самая стройная, но с учетом расставленных по дороге знаков и намеков, думаю, что она имеет право на существование.

А какие версии происходящего у вас?

165165
458 комментариев

Комментарий недоступен

40
Ответить

Ну это явно не самый плохой фильм для того, чтобы делать его фаворитом. Назови по братски свой любимый, чтобы я мог сказать bruh и выставить себя дурачком, осуждая чужие вкусы.

124
Ответить

Почему-то у некоторых людей странные претензии к Нолану )
Я понимаю критику отбитых фанатов, но сам фильм-то крутой.

46
Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить

Мой тоже.

1
Ответить

Я словил огромное удовольствие от фильма именно за счет того, что не обдумывал и не пытался объяснить концовку. Очень красивый, крупный и приятно снятый фильм про космос, с охуенным саундтреком и визуалом, что в принципе само по себе - редкость, ибо говно от Марвел продается лучше. Космос для меня тут главный герой, а пиздострадания ГГ где то на заднем плане. 

43
Ответить