26 лет творчества: лучшие модификации для Doom и Doom 2

От простых улучшений до совершенно других игр.

Brutal Doom

Doom 1993 года можно по праву считать одним из самых значимых проектов в игровой индустрии. Игра получила статус культовой, продажи составили 2 миллиона копий, и она на долгие годы вперед вывела жанр шутеров от первого лица в топы продаж.

Неудивительно, что Doom стала одной из первых игр, для которой стали массово выходить модификации. Обусловлено это открытостью кода и возможностью добавлять файлы с уровнями, графикой и дополнениями через командную строку непосредственно во время игры.

В Doom не просто был отличный движок — его ещё можно было просто редактировать. Id Software не осталась в стороне и впоследствии выпустила несколько дисков с самыми интересными любительскими модификациями под названием «Master Levels for Doom».

Спустя 26 лет с момента выхода первой игры энтузиасты до сих пор выпускают что-то новое и интересное для первых двух частей. Некоторые модификации улучшают графику, добавляют новые схемы управления, меняют оружие, противников, но скелет самой игры остается прежним. Некоторые же моды кардинально меняют геймплей, сюжет, противников — от первоисточника остается только заимствованный движок.

В этой статье я постараюсь собрать самые интересные и необычные моды для культовой серии игр.

Будет много крови, необычно и даже немного страшно!

Kyle873's Doom RPG mod

26 лет творчества: лучшие модификации для Doom и Doom 2

Данный мод расширяет границы классического шутера от первого лица и добавляет в игру полноценные RPG элементы.

В модификации есть всё для истинного ценителя ролевых игр:

  • Полноценные RPG элементы. Для прокачки доступны характеристики персонажа: ловкость, интеллект, живучесть, а так же суперспособности.
  • Отдельная локация-хаб. На ней можно восполнить запас здоровья, поменять снаряжение, потренироваться, взять квест и снова отправиться в бой.
  • Арена. На арене можно попрактиковаться с оружием, протестировать навыки и просто расслабиться.
  • Полноценный магазин. Покупайте оружие, модификации, аптечки, броню, моды и так далее.
  • Прогрессия противников. С каждым новым уровнем персонажа повышается и уровень противника. Монстры становятся сильнее и проворнее.

В моде большое количество лута и модификаций к нему. Можно долго подбирать себе экипировку, навешивать улучшения и тестировать все сборки на Арене.

Хаб является тем же, что и хаб в полноценных RPG, поэтому возвращаться сюда после затяжных перестрелок вы будете часто.

Для Doom существует много вариаций на тему внедрения ролевых элементов. Есть даже вариант пошаговой RPG на смартфоны. Но, на мой взгляд, этот мод лучше всего использует все составляющие, и они успешно гармонируют с шутером от первого лица.

Ultimate Simpsons Doom

26 лет творчества: лучшие модификации для Doom и Doom 2

Как можно догадаться из названия, мод превращает игру в безумную вариацию Спрингфилда из «Симпсонов». Все самые известные герои сериала не очень-то дружелюбны к Гомеру Симпсону (он сменил Думгая на посту главного героя мода), поэтому ему ничего не остается, как вооружиться футуристическим (и не очень) оружием и пробивать себе дорогу к следующему уровню, попутно попивая пиво Duff и поедая пончики. Последние два предмета, кстати, служат в игре аптечками.

В модификации изменены все противники, уровни, дизайн и звуки. При прохождении играет музыка из мультика, а враги произносят коронные фразы, которые говорили в сериале. В этом необычном Спрингфилде Мардж Симпсон управляет магией, Нэд Фландерс бьёт словом божьим, а клоун Красти вообще летающая голова.

Все герои мультсериала, а по совместительству и противники Гомера, отлично прорисованы и анимированы. У каждого своя анимация смерти, движения при выстрелах и ходьбе. Лицо Думгая заменено на лицо Гомера в статусбаре, и оно копирует оригинальную мимику из Doom.

В целом модификация получилась весёлой и необычной, и способна вызвать улыбку у фанатов Doom и «Симпсонов».

Cyberdreams

26 лет творчества: лучшие модификации для Doom и Doom 2

В основе геймплея данного мода лежит противостояние Кибердемонам, но не стандартным для серии Doom способом. Из оружия у Думгая только руки и пистолет, которыми пробивать себе путь к выходу крайне проблематично. Поэтому модификация предлагает напрячь извилины и обходить противников с помощью ловушек, комбинаций кнопок и пультов, и другими необычными способами.

Мод представляет из себя вариацию головоломки, где успех прохождения зависит от правильно разгаданных загадок, выстроенных комбинаций и правильно подобранных путей решения.

В Cyberdreams есть как и маленькие уровни, так и комплексные, c несколькими этапами головоломок. Любителям жанра будет чем заняться.

Classic Arcade и ACS Arcade

26 лет творчества: лучшие модификации для Doom и Doom 2

В лучших традициях West Coast Customs, моддер выпустил модификацию Classic Arcade, благодаря которой вы можете играть в Doom, играя... в Doom.

В игре появляется комната с игровым автоматом, подойдя к которому, можно запустить оригинальный не модифицированный Doom — его можно полностью пройти.

Необычно то, что моддер не делал модификацию с нуля, а просто оптимизировал то, что было заложено в движке и привёл это в играбельный вид.

26 лет творчества: лучшие модификации для Doom и Doom 2

Так же стоит отметить похожую модификацию ACS Arcade, которая добавляет в игру четыре игровых автомата с полноценными играми. Среди них есть гонка Doom Racer, классический Pong, вариация на тему Duck Hunt по названием Doom Hunt и нестандартный файтинг Super Turbo Turkey Puncher.

Batman Doom

26 лет творчества: лучшие модификации для Doom и Doom 2

Данная модификация вышла в далеком 1999 году для Doom 2. Мод полностью меняет весь оригинальный концепт игры от Id Software — тут новые локации, сюжет, главный герой, противники, оружие, звуки и многое другое.

Batman Doom содержит 30 уровней, часть из которых — битвы с боссами. В игре есть Бэйн, Джокер, Киллер Крок, Пугало, Пингвин и другие самые известные противники Бэтмена.

Все известные места из фильмов и комиксов тоже на месте: Лечебница Аркхем, Дом Страха, Бэтпещера, Театр и другие.

Концепт оружия в модификации полностью изменен. Бэтмен использует все свои гаджеты, включая дротики и бэтаранги, а при попадании в противника появляются характерные для комиксов эффекты. Единственное отличие Бэтмана из Batman Doom от героя комиксов в том, что в модификации он совсем не стесняется убивать своих противников.

В результате долгой и упорной работы над модификацией (мод делали три года) получился отличный вариант шутера с известным героем, интересным геймплеем и большим количеством уровней.

Ghostbusters Doom/Doom 2

26 лет творчества: лучшие модификации для Doom и Doom 2

Модификации основаны на дилогии «Охотники за привидениями», и они — так же, как и Batman Doom — кардинально меняют оригинальную игру.

В Ghostbusters Doom нам предстоит взять на себя роль Игана, одного из четырёх охотников. В арсенале у него все необходимые приспособления для поиска и ловли привидений, включая детектор паранормальной активности, лазерную пушку и ловушку для ловли приведений.

Сюжет модов повторяет почти все основные моменты оригинальных фильмов, а также показывает многих ключевых персонажей картин, включая главного антагониста Виго, Зефирного человека и Гозера.

В геймплей также внесены изменения. Игрок способен вычислять призраков в телах людей, чтобы впоследствии их уничтожать. Также в модах есть возможность управлять ECTO-1 (хоть и выглядит это довольно странно) — знаменитой машиной Охотников.

Все локации красивые и детально проработаны. Библиотека, улицы города, отель — всё соответствует местам из фильмов.

Над Ghostbusters Doom проделана огромная работа. Моды полностью меняют геймплей оригинального Doom и заставляют провести за ними не один вечер. Сеттинг из фильмов об Охотниках за привидениями перенесен с большой любовью, и данный пак модов будет точно интересен всем фанатам франшизы.

Sonic Robo Blast 2

26 лет творчества: лучшие модификации для Doom и Doom 2

Данный мод является одним из самых необычных и масштабных. Его цель — перенести оригинальную игру про ёжика Соника в 3D, используя все возможности и гибкость движка оригинального Doom.

В модификации не осталось ничего от оригинальной игры Id Software: мод меняет геймплей, персонажей, уровни, музыку, звуки, противников и многое другое.

В моде есть несколько героев из оригинальных Sonic the Hedgehog. Игру можно проходить за Соника, Тейлза или Наклза. У каждого героя свои способности, как и в оригинале.

Геймплей стремительный и быстрый, всё как в играх серии на консоли от Sega. Главные герои быстро бегают, высоко прыгают, сбивают врагов на ходу и собирают кольца. С переносом в 3D добавилась зрелищность и более проработанные уровни.

Модификация ещё не закончена, но для неё до сих пор выходят исправления и улучшения. Но даже на данном этапе в Sonic Robo Blast 2 есть полностью играбельные уровни, доработанные анимации персонажей и врагов, все звуки и музыка.

Если вы любите Соника и всегда мечтали увидеть первые части серии игр от Sega в 3D, то этот мод определённо для вас.

Paranoid

26 лет творчества: лучшие модификации для Doom и Doom 2

Если вам в своё время не хватило оригинальной Half-Life от студии Valve, то этот мод для вас. Paranoid в буквальном смысле превращает оригинальный Doom в HL.

Стоит отметить, что сюжет и уровни модификации отличаются от оригинала, но все остальное на месте: персонажи, оружие, включая знаменитую красную монтировку, хэдкрабы и многое другое.

По сюжету модификации, мы играем за шпиона, который проникает в исследовательский комплекс Black Mesa c целью выяснить, что же там творится. Главный герой пройдёт через лаборатории, склады и военные объекты, которые как две капли воды похожи на оригинальные уровни из Half-Life.

В моде использованы все возможности движка оригинального Doom. Красивое освещение, 3D модели уровней и объектов, звуки из оригинальной игры Valve.

Nuts, Nuts 2, Nuts 3

26 лет творчества: лучшие модификации для Doom и Doom 2

Данная модификация похожа на настоящую зону боевых действий или стероидный боевик, в котором главный герой в одиночку сражается с огромным количеством врагов. Привет, «Рэмбо» и «Коммандо».

Главный герой оказывается на возвышенности с большим арсеналом оружия из оригинальной Doom, а внизу его ожидает огромная армия противников. После первого выстрела на экране начинает происходить натуральный ад, и задача игрока — выжить и убить всех.

Из описания выше можно подумать, что модификация очень простая и не особо интересна для ознакомления, но это совсем не так. Ощущения от непосредственно геймплея очень необычные. Умирать придётся часто, но тем не менее мысль «а попробую-ка я ещё раз» не покидает.

Brutal Doom

26 лет творчества: лучшие модификации для Doom и Doom 2

Пожалуй, самый популярный и самый свежий мод, добавляющий в игру очень много нового.

Название Brutal Doom говорит само за себя. Это по-настоящему кровавая модификация. Она добавляет в игру реки крови, отрывание конечностей, зрелищные добивания и многое другое.

В моде подтянуты оригинальные текстуры, добавлены новые схемы управления, изменена динамика. Главный герой может упасть от взрыва бомбы или рядом стоящей бочки. А противников взрывы отбрасывают в разные стороны, сопровождая всё это кровавыми фейерверками.

Оружие претерпело ряд изменений. Автор мода поменял баланс, поправил анимацию выстрелов и звуки: теперь каждый ствол чувствуется более натурально.

Геймплей концептуально не изменился. Вы всё тот же Думгай, который пробивает себе путь к следующему уровню через толпы демонов. Но играть намного приятнее, удобнее и, что главное, веселее.

Для Brutal Doom также выходят модификации, новые режимы и уровни. Это похоже на мод для мода внутри оригинального Doom. Помимо новых модификаций, Brutal Doom поддерживает все предыдущие моды для оригинальной игры Id Software.

Если вы никогда не играли в оригинальный Doom и не знаете, с чего начать, то BD — отличный вариант для старта.

Night 64K

26 лет творчества: лучшие модификации для Doom и Doom 2

Модификация, которая отключает в игре практически всё освещение, превращая Doom в некоторое подобие хоррора.

Несмотря на такой относительно простой концепт, игра становится более напряженной, а в некоторых моментах даже страшной. На помощь в полной темноте приходят сигнальные ракеты, которые частично освещают путь и помогают ориентироваться.

В модификации изменились и противники. Вместо привычных зомби и демонов в игре появились так называемые тени. Они отличаются текстурой и поведением. Тень проворнее и быстрее обычных противников, поэтому встреча с ней добавляет хлопот главному герою.

Модификация получилась атмосферной и необычной при всей своей простоте. На смену быстрому и стремительному геймплею пришёл вдумчивый и осторожный. Всем любителям тёмных уголков и пугающей атмосферы мод придется по вкусу.

Total Chaos

26 лет творчества: лучшие модификации для Doom и Doom 2

Последняя в этой подборке модификация, но не менее интересная.

Данный мод не просто изменяет геймплей или какие либо особенности Doom 2, а превращает игровой движок в нечто совершенно нового уровня.

В Total Chaos переработано абсолютно всё: графика, звуки, управление, геймплей, освещение, сглаживание, модель персонажа, противники, оружие. Если вы хотели увидеть, сколько сейчас можно выжать из старого движка, то этот пример перед вами.

Визуально мод поражает. Проделана действительно большая работа: анимации противников, то, как они двигаются и сражаются, анимация боя и уклонений, сглаживание движений и камеры. Всё это не дает поверить, что модификация создана для игры 1994 года.

По сюжету протагонист прибывает на остров, на котором раньше работали шахтёры, но потом внезапно исчезли. Герой получает странный сигнал по радио. Ему предстоит на протяжении шести глав выяснить, что же случилось на острове и что происходит сейчас.

Модификация до сих пор активно поддерживается, для неё выходят исправления и улучшения. Я могу посоветовать этот мод всем, кому интересно, что умеет движок Doom 2, и кто любит необычные игры в жанре сурвайвл-хоррор.

В данной подборке не собрана и четверть всех модификаций, выходивших для Doom и Doom 2. Их великое множество, самых разных и необычных. 26 лет невероятных и смелых проектов, которые несомненно будут продолжаться и дальше. 26 лет творчества и интересных концептов. 26 лет оригинальному Doom.

Если вы знаете об интересных модах для игр Id Software — поделитесь в комментариях.

223223
75 комментариев

Комментарий недоступен

21

Верно подмечено.
За 26 лет вышло умопомрачительное количество разных улучшений и модификаций.
Я просто утонул во всех вариантах того, что можно добавить в статью...
Думаю , если читателям интересно , и я могу осилить этот формат статей, я сделаю ещё одну подборку.

6

Total Chaos прошел после выхода "релизной" версии. Очень зашла, реально и не скажешь что двигло от дума, скорее похоже на соурс.

9

Я когда модификацию в первый раз увидел , я долго не мог поверить что игра на движке 1994 года )

12

Хорошая подборка, автор разбирается в теме)
Что я бы добавил от себя:

- ZPack - набор навороченных карт с применением новейших (на тот момент) фишек ZDoom'а и производных. Участвовала большая толпа мапперов, поэтому каждая карта выглядит по-своему и имеет какую-то свою изюминку.

- REKKR - Здесь заменен весь контент и мод является по сути отдельной историей про фентезийного викинга на движке Дума. Всё настолько аутентично, что игра выглядит так и не выпущенным детищем середины 90-х.

- Hedon - еще один total conversion, на этот раз посвященный здоровенной синей огрице, друзей которых перебила непонятная особа в чёрном. Здесь хочется отметить замечательные атмосферные локации, местами очень напоминающие Unreal Gold.

- Knee-Deep In ZDoom - первый эпизод оригинального дума, но сильно расширенный и дополненный с помощью новых фишек движка. Местами мод можно упрекнуть в отсебятине (её много), но в целом получилось интересное прочтение классики. Второй эпизод планировался, но так в итоге и не вышел.

- Epic 2 - мод от русскоязычного маппера на довольно специфическую египетскую тему. Чтобы не надоедало, карты перемежаются полётом на космическом корабле и посещением довольно современного города.

A.L.T. - Снова проект русскоязычного клана, на этот раз в жанре абстрактного искусства - например, действие первого уровня происходит в салоне самолёта, захваченного эсесовцами - они есть и в салоне, и возле топки, и даже на крыльях. Где-то в сети я видел англоязычную статью, где на примере этого мода автор автор пытался продемонстрировать всю тонкую суть русской души. Кроме шуток.

- Skulldash - по уровням разбросаны серебристые монетки, которые нужно успеть собрать за определенное время. Не успел собрать и уйти с уровня - умер. Разнообразие карт поражает - здесь и технобазы, и ад, и Египет, и ледяные пещеры - есть даже подводная лодка. Через каждые несколько карт предстоит сражаться с боссами.

- Серия Ghoul Forest - выдающееся достижение в деле производства кирпичей. Гг стартует в лесу, где нет ничего, кроме одинаковых деревьев и двустволки. Но всё меняется, когда приходит вурдалак! Он несется на огромной скорости и пронзительно орёт, в темноте сложно сориентироваться, откуда он появится, не успел отстреляться - словил скример. В третьей части добавили разные виды монстров, а потом вышел и мультиплеерный вариант с классами вурдалаков и охотников.

- D4D/D4T - моды с оружием и монстрами из Дума 2016 года. Первый тяжеловесный и навороченный, второй специально заточен под мультиплеер.

- Quake Champions: Doom Edition - чисто мультиплеерный мод от авторов D4D. В наличии большое количество классов и проработанные карты, есть даже специально написанный саундтрек.

- Ancient Aliens - психоделический мод, который начинается с того, что гг воскуривает идейскую трубку и улетает в далёкие дали. Действие происходит на фоне мезоамериканских храмов и летающих тарелок, благодаря модифицированной палитре карты пестрят розовыми и синими оттенками под стать клипам исполнителей ретровейва. Местами хардкорно.

- Unloved - Дум с нотками психологического хоррора. Тёмные и зловещие лабиринты, из глубины которых раздаются неясные шумы, перемежаются безопасным домом, в который гг периодически возвращается. Уровни соединены в систему хабов, как это было в Hexen'е. Не смотря на мясо, саспенс нагоняется и еще как.

- Doom The Way ID Did 1 и 2 - если авторы других модов стараются изобразить что-то своё, то в этом проекте задались целью максимально приблизиться к стилю уровней оригинала. Как итог - карты, которые вполне могли бы вписаться в эпизоды-первоисточники, настолько метко и точно выдержан стиль. Но есть один нюанс - если уровни оригинала были плодами проб и ошибок, то здесь трудились мапперы с многолетним стажем. Особенно это заметно на примере эпизода 2 - он на порядок более интересный и запоминающийся, чем в оригинале. Если хочется пережить те самые впечатления еще раз, то этот мод для вас.

- Ultimate Torment & Torture - еще один мод с применением продвинутых фишек, за счёт обилия текстур из первого Quake воспринимается, как нечто среднее между ним и Думом. Уровни прямо излучают тогдашний подростковый пафос автора, что конечно же не может не радовать.

- Серия Hellfire - и снова русскоязычный маппер. Действие начинается в городе и всегда в уютной квартире, где на стене висит ковёр, а на компе запущен Doom 2. На мой взгляд, лучшей частью серии является Hellfire 2.

- Kamasutra - бодрые, немного абстрактные уровни, мясной геймплей. Отдельным пунктом хочется отметить MAP30, перед началом которой необходимо ответить на вопрос о совершеннолетии - и не спроста)

...Что-то многовато получилось текста. Может, в отдельный пост оформить?

10

Была мысль для второй части)
Могу из комментария часть модификаций взять )
Плюс я уже добавил себе для следующего выпуска.

1

Второй эпизод планировался, но так в итоге и не вышел.Я даже читал недавно о том, что долгая (аж три года) разработка вада сопровождалась конфликтами внутри команды и критикой расширенного бестиария и усложненной архитектуры уровней ещё до релиза. Хотя авторы и получили Cacoward и Mordeth Award за долгую разработку :)
А после релиза кто-то в одиночку выпустил встреченный с теплотой вад-ремейк для ZDoom со своей интерпретацией второго эпизода (в этой информации я не совсем уверен, так и название вада уже забыл). Вот так мотивация команды на второй эпизод и начала угасать. Да и с релиза KDiZD уже прошло 12 лет всё таки.
А жаль. KDiZD, наверное, был одним из первых вадов, в который я поиграл (и вообще в 2007 я только и узнал о сурс-портах, хех), и он мне очень понравился. Хоть и отсебятина, но красивая, с приятным геймплеем и фишками, о возможности реализации которых я даже не догадывался. Не отказался бы от продолжения, эх :(

1