«Crystal Castles — это случайность»: взлёт и падение экспериментальной электропанк-группы

Как намерено «раздражающая» музыка стала популярной.

Блип, блип, блоп, др-р-р, а-а-а, блип, блоп, туц-туц-туц. Crystal Castles — это очень шумная, хаотичная электроника, в которой часто сложно найти не только мелодику, но и ритм. Однако не полюбить эту музыку сложно. Хочется написать «даже несмотря на вопли вместо вокала», но на самом деле — во многом благодаря им. Самое время разобраться, откуда взялась эта канадская группа и куда она пропала.

«Crystal Castles — это случайность»: взлёт и падение экспериментальной электропанк-группы

Crystal Castles выросли из тяжелой музыки

Как ни крути, но Crystal Castles — это прежде всего Итан Кэт. Под этим псевдонимом скрывается канадец Клаудио Паоло Палмери — талантливый балагур, шумный музыкант и настоящий панк. С ранних лет он мотался по разным группам и даже успел заработать некоторую известность в качестве басиста и вокалиста метал-банды Kïll Cheerleadër (которая сначала носила замечательные имена Death Fuck и Cheerleader 666).

С этой группой Итан (тогда еще не Кэт, а Дэт) выпустил два альбома — Gutter Days в 2001 году и All Hail в 2004-м. Заценить их стоит обязательно — это припопсованная, осовремененная, но невероятно заряженная смесь Motörhead и The Stooges. Даже сам Лемми Килмистер говорил, что Kïll Cheerleadër — лучшая рок-группа со времён Guns N' Roses. Жаль, но долго банда не просуществовала — Итан просто внезапно ушёл из неё, да ещё и в самый неподходящий момент.

Я не чувствовал, что мы делаем что-то оригинальное, и это меня вымораживало. Я подставил моих друзей, из-за меня они не получили сделку с мейджором. Я очень об этом сожалею.

Итан Кэт, в интервью журналу SPIN (2008)

У вокалистки Crystal Castles тоже был рок-бэкграунд, но с Итаном её свела волонтёрская работа

В 2004 году в Торонто Итан познакомился с Маргарет Осборн в центре для слепых — они сошлись на любви к нойз-музыке. Осборн на тот момент пела в краст-панк-группе Fetus Fatale под именем Вики Вейл (подсмотренном в комиксах DC) — но сегодня она более известна как Элис Гласс.

Первая группа, в которой я играла, была почти кавер-группой Green Day. Я всегда писала музыку и пыталась собрать группу в духе Bratmobile или Sleater-Kinney. [...] Я по панк-группам поздних 70-х — группам с женским вокалом, как LiLiPUT.

Элис Гласс, в интервью журналу Interview (2018)

Итан показал Элис 25 демок, из которых девушка выбрала пять треков. Никаких серьёзных планов у музыкантов тогда не было. Первой «песней» дуэта стала Alice Practice — безумный восьмибитный глитч-поп, под который Элис что-то выкрикивает, просто проверяя микрофон. По крайней мере, так историю трека рассказывает Итан — Элис позже заявила, что он всё выдумал, но более достоверных сведений о ранней истории Crystal Castles у нас нет.

Мы просто баловались со звуком и выложили результаты в интернет, чтобы друзья могли скачать и заценить [...] Crystal Castles — это случайность. Alice Practice — это буквально практикующаяся Элис. Она не знала, что я записываю.

Итан Кэт, в интервью журналу Plan B (2008)

Итан Кэт выложил трек на MySpace, где его и заметил лондонский лейбл Merok Records, взявшийся выпустить музыку на виниле. Песня, в составе одноименного EP, была выпущена в июне 2008 года — все 500 копий были распроданы всего за три дня. Тогда-то музыканты и решили «формально» организовать группу и работать дальше.

Они утвердили новые псевдонимы и название для проекта — Crystal Castles. Имя они подглядели в рекламе игрушек по мотивам мультсериала «Непобедимая принцесса Ши-Ра», в ней говорилось, что «Стеклянные замки» — источник силы. При этом ни одного эпизода мультика Итан с Элис не видели.

В музыкальном плане Crystal Castles стали популярны будто бы вопреки

Тут самое время вспомнить знаменитое описание группы от самого Итана Кэта. По его словам, целью было — создать самую раздражающую музыку, под которую сможет кричать Элис, и с этим попасть на разогрев японских нойз рокеров Melt-Banana (а попали в итоге к Klaxons и HEALTH).

Шутка или нет — но примерно такой звук у Crystal Castles и получился, особенно на первом альбоме. Даже все восьмибитные вставки, созданные с помощью модифицированной консоли Atari 5200, Кэт использовал, потому что считал их дурацкими и раздражающими.

Дебютный полноформатник Crystal Castles вышел в 2008 году — это компиляция синглов, сделавших группе имя, демок и трёх новых песен. Диск начинается с обманчивого транс-EDM-трека с цепкой мелодией, но дальше в дело вступает хаотичный чиптюн, синти-поп, сбивчивые ритмы, панковская долбёжка на ударных, шум и вопли Элис. Но спокойные, внятные треки на альбоме, несмотря на панковский дух банды, всё же преобладают — в такие моменты Crystal Glass сильнее всего напоминают HEALTH.

Но главной особенностью банды стали не «раздражающие» звуки, а рыхлая структура песен. Внезапная смена ритма и настроения, резкие переходы Элис от аккуратного пения к высоким крикам и нарочито небрежному исполнению — вот, что генерирует эмоции. Это же и подкупило критиков, которые и альбом, и группу в целом превозносили. Всего за пару лет Crystal Castles взлетели на вершину, а фиты со звездами, туры, фестивали и армия фанатов приложились.

Но представление о Crystal Castles будет неполным без их визуальной части

Итан Кэт похож на жуткого социопата, у которого на заднем дворе закопаны трупы. Элис Гласс — это панк, разнузданность и антигламур. Та ещё парочка — не зря же их совместные фотографии даже стали мемом. Такие образы хорошо сочетались с их хаотичной электроникой и глубокой депрессией, всегда сочившейся из треков и некомфортных клипов Crystal Castles. А ещё лучше с песнями сочетались интервью музыкантов, пропитанные духом «I don’t give a fuck».

При этом их живые выступления — это панк-разнос. Отчасти благодаря нескончаемой истерике Элис Гласс, крикам, которые не экстрим-вокал, а именно крик, её одежде и движениям, не менее хаотичным, чем треки, под которые она поёт. Отчасти благодаря Кристоферу Чартранду, бывшему ударнику Kïll Cheerleadër, который с 2006 года барабанил на большинстве живых шоу Crystal Castles.

«Те самые» Crystal Castles закончились в 2014 году

В октябре 2014 года Элис Гласс объявила, что она покидает Crystal Castles. Причины были неизвестны — как и статус банды. Многие медиа, включая активно популяризировавших группу Pitchfork, с Crystal Castles ритуально попрощались. Впрочем, полгода спустя менеджер банды заявил, что проект жив и будет развиваться дальше, уже без Элис.

Спекуляций вокруг ухода Элис было много. Сама девушка изначально заявила, что причины «и профессиональные, и личные». Итан Кэт на эту тему выступил грубо. В апреле 2016 года он залил на Soundcloud новую песню Frail, снабдив её следующим описанием.

Я желаю своей бывшей вокалистке удачи во всех ее будущих начинаниях. Я думаю, для неё появилась возможность руководить собственным проектом. Это должно быть наградой для неё, учитывая, что она не принимала участия в наиболее известных песнях Crystal Castles. Люди часто хвалили её за мои тексты и это нормально, мне всё равно.

Итан Кэт, музыкант

В 2017 году певица сама объяснила, почему она ушла из группы. Гласс выпустила большое заявление, в котором обвинила Итана Кэта в системном насилии над ней — физическом, моральном и сексуальном. По её словам, Кэт контролировал её жизнь и даже не позволял завести собственную кредитную карту. Элис обвинила Итана в том, что он подсадил её на наркотики и алкоголь и периодически насиловал с самого момента знакомства, когда ей было всего 15 лет. Также, по её словам, Кэт годами сознательно занижал её роль в группе.

Он держал меня над лестницей и угрожал сбросить с неё. Он поднял меня на плечи и швырнул на асфальт. Он фотографировал мои синяки и выкладывал их в сеть. Я пыталась уйти, но он поклялся, что этого больше никогда не повторится, что он никогда больше не будет меня физически унижать. На смену этому пришло более серьёзное психологическое и эмоциональное насилие.

Элис Гласс, музыкант

Несмотря на серьёзность обвинений, до суда и полноценной «отмены» Кэта дело не дошло. Сам Итан заявил, что всё это ложь и даже пытался засудить Элис за клевету, но суд его иск отклонил — на этом история Итана и Элис закончилась.

Что дальше для Crystal Castles

В 2016 году группа выпустила новый и последний на сегодня альбом — Amnesty (I). Вокальные партии на нём исполнила Эдит Франсе, заменившая Элис. К её вокальным данным ни у кого особых вопросов не возникло, а вот по музыке Кэта прошлись и фанаты, и критики.

В целом альбом получил положительные отзывы, но многие отметили, что уровень «экспериментальности», на нём сильно снизился. Amnesty (I) — это более «понятная», простая электроника, сильно тяготеющая к синти-попу, синтвейву и дарк-эмбиенту, хотя шумные вставки на нем тоже есть.

Живое выступления Crystal Castles с Эдит Франсе на вокале

Вскоре после выхода диска, Итан Кэт объявил, что следующий альбом уже в работе, но с 2017 года о Crystal Castles ничего не слышно — неизвестно, связано ли это с заявлением Элис Гласс.

Сама же Элис в 2017 году выпустила EP Alice Glass. Даже забавно, насколько он похож на последний альбом Crystal Castles. Но это касается лишь аранжировок — голос певицы наконец-то вышел на передний план и перестал тонуть в миксе и эффектах. Ну а смысловая нагрузка ожидаемая — рефлексия на абьюз, из которого девушка вырвалась.

С тех Элис выпустила ещё пять синглов (самый свежий — в 2021 году), но от стилистики дебютника она пока не отходит. И сейчас это единственная отдушина для тех, кто ещё верит в возвращение Crystal Castles.

190190
77 комментариев

Оставлю тут лучший кавер на CC

27

Not in Love до сих пор один из любимейших треков, в том числе благодаря попаданию в OST к FIFA. Раньше саундтреки оттуда вообще были отдельным видом музыкального дайджеста.

21

В PES примерно этих же готов тоже они были. Как сейчас помню ощущения, когда начинала играть Celestica. Золотое время треков к спортсимам

3