«Crystal Castles — это случайность»: взлёт и падение экспериментальной электропанк-группы

Как намерено «раздражающая» музыка стала популярной.

Блип, блип, блоп, др-р-р, а-а-а, блип, блоп, туц-туц-туц. Crystal Castles — это очень шумная, хаотичная электроника, в которой часто сложно найти не только мелодику, но и ритм. Однако не полюбить эту музыку сложно. Хочется написать «даже несмотря на вопли вместо вокала», но на самом деле — во многом благодаря им. Самое время разобраться, откуда взялась эта канадская группа и куда она пропала.

«Crystal Castles — это случайность»: взлёт и падение экспериментальной электропанк-группы

Crystal Castles выросли из тяжелой музыки

Как ни крути, но Crystal Castles — это прежде всего Итан Кэт. Под этим псевдонимом скрывается канадец Клаудио Паоло Палмери — талантливый балагур, шумный музыкант и настоящий панк. С ранних лет он мотался по разным группам и даже успел заработать некоторую известность в качестве басиста и вокалиста метал-банды Kïll Cheerleadër (которая сначала носила замечательные имена Death Fuck и Cheerleader 666).

С этой группой Итан (тогда еще не Кэт, а Дэт) выпустил два альбома — Gutter Days в 2001 году и All Hail в 2004-м. Заценить их стоит обязательно — это припопсованная, осовремененная, но невероятно заряженная смесь Motörhead и The Stooges. Даже сам Лемми Килмистер говорил, что Kïll Cheerleadër — лучшая рок-группа со времён Guns N' Roses. Жаль, но долго банда не просуществовала — Итан просто внезапно ушёл из неё, да ещё и в самый неподходящий момент.

Я не чувствовал, что мы делаем что-то оригинальное, и это меня вымораживало. Я подставил моих друзей, из-за меня они не получили сделку с мейджором. Я очень об этом сожалею.

Итан Кэт, в интервью журналу SPIN (2008)

У вокалистки Crystal Castles тоже был рок-бэкграунд, но с Итаном её свела волонтёрская работа

В 2004 году в Торонто Итан познакомился с Маргарет Осборн в центре для слепых — они сошлись на любви к нойз-музыке. Осборн на тот момент пела в краст-панк-группе Fetus Fatale под именем Вики Вейл (подсмотренном в комиксах DC) — но сегодня она более известна как Элис Гласс.

Первая группа, в которой я играла, была почти кавер-группой Green Day. Я всегда писала музыку и пыталась собрать группу в духе Bratmobile или Sleater-Kinney. [...] Я по панк-группам поздних 70-х — группам с женским вокалом, как LiLiPUT.

Элис Гласс, в интервью журналу Interview (2018)

Итан показал Элис 25 демок, из которых девушка выбрала пять треков. Никаких серьёзных планов у музыкантов тогда не было. Первой «песней» дуэта стала Alice Practice — безумный восьмибитный глитч-поп, под который Элис что-то выкрикивает, просто проверяя микрофон. По крайней мере, так историю трека рассказывает Итан — Элис позже заявила, что он всё выдумал, но более достоверных сведений о ранней истории Crystal Castles у нас нет.

Мы просто баловались со звуком и выложили результаты в интернет, чтобы друзья могли скачать и заценить [...] Crystal Castles — это случайность. Alice Practice — это буквально практикующаяся Элис. Она не знала, что я записываю.

Итан Кэт, в интервью журналу Plan B (2008)

Итан Кэт выложил трек на MySpace, где его и заметил лондонский лейбл Merok Records, взявшийся выпустить музыку на виниле. Песня, в составе одноименного EP, была выпущена в июне 2008 года — все 500 копий были распроданы всего за три дня. Тогда-то музыканты и решили «формально» организовать группу и работать дальше.

Они утвердили новые псевдонимы и название для проекта — Crystal Castles. Имя они подглядели в рекламе игрушек по мотивам мультсериала «Непобедимая принцесса Ши-Ра», в ней говорилось, что «Стеклянные замки» — источник силы. При этом ни одного эпизода мультика Итан с Элис не видели.

В музыкальном плане Crystal Castles стали популярны будто бы вопреки

Тут самое время вспомнить знаменитое описание группы от самого Итана Кэта. По его словам, целью было — создать самую раздражающую музыку, под которую сможет кричать Элис, и с этим попасть на разогрев японских нойз рокеров Melt-Banana (а попали в итоге к Klaxons и HEALTH).

Шутка или нет — но примерно такой звук у Crystal Castles и получился, особенно на первом альбоме. Даже все восьмибитные вставки, созданные с помощью модифицированной консоли Atari 5200, Кэт использовал, потому что считал их дурацкими и раздражающими.

Дебютный полноформатник Crystal Castles вышел в 2008 году — это компиляция синглов, сделавших группе имя, демок и трёх новых песен. Диск начинается с обманчивого транс-EDM-трека с цепкой мелодией, но дальше в дело вступает хаотичный чиптюн, синти-поп, сбивчивые ритмы, панковская долбёжка на ударных, шум и вопли Элис. Но спокойные, внятные треки на альбоме, несмотря на панковский дух банды, всё же преобладают — в такие моменты Crystal Glass сильнее всего напоминают HEALTH.

Но главной особенностью банды стали не «раздражающие» звуки, а рыхлая структура песен. Внезапная смена ритма и настроения, резкие переходы Элис от аккуратного пения к высоким крикам и нарочито небрежному исполнению — вот, что генерирует эмоции. Это же и подкупило критиков, которые и альбом, и группу в целом превозносили. Всего за пару лет Crystal Castles взлетели на вершину, а фиты со звездами, туры, фестивали и армия фанатов приложились.

Но представление о Crystal Castles будет неполным без их визуальной части

Итан Кэт похож на жуткого социопата, у которого на заднем дворе закопаны трупы. Элис Гласс — это панк, разнузданность и антигламур. Та ещё парочка — не зря же их совместные фотографии даже стали мемом. Такие образы хорошо сочетались с их хаотичной электроникой и глубокой депрессией, всегда сочившейся из треков и некомфортных клипов Crystal Castles. А ещё лучше с песнями сочетались интервью музыкантов, пропитанные духом «I don’t give a fuck».

При этом их живые выступления — это панк-разнос. Отчасти благодаря нескончаемой истерике Элис Гласс, крикам, которые не экстрим-вокал, а именно крик, её одежде и движениям, не менее хаотичным, чем треки, под которые она поёт. Отчасти благодаря Кристоферу Чартранду, бывшему ударнику Kïll Cheerleadër, который с 2006 года барабанил на большинстве живых шоу Crystal Castles.

«Те самые» Crystal Castles закончились в 2014 году

В октябре 2014 года Элис Гласс объявила, что она покидает Crystal Castles. Причины были неизвестны — как и статус банды. Многие медиа, включая активно популяризировавших группу Pitchfork, с Crystal Castles ритуально попрощались. Впрочем, полгода спустя менеджер банды заявил, что проект жив и будет развиваться дальше, уже без Элис.

Спекуляций вокруг ухода Элис было много. Сама девушка изначально заявила, что причины «и профессиональные, и личные». Итан Кэт на эту тему выступил грубо. В апреле 2016 года он залил на Soundcloud новую песню Frail, снабдив её следующим описанием.

Я желаю своей бывшей вокалистке удачи во всех ее будущих начинаниях. Я думаю, для неё появилась возможность руководить собственным проектом. Это должно быть наградой для неё, учитывая, что она не принимала участия в наиболее известных песнях Crystal Castles. Люди часто хвалили её за мои тексты и это нормально, мне всё равно.

Итан Кэт, музыкант

В 2017 году певица сама объяснила, почему она ушла из группы. Гласс выпустила большое заявление, в котором обвинила Итана Кэта в системном насилии над ней — физическом, моральном и сексуальном. По её словам, Кэт контролировал её жизнь и даже не позволял завести собственную кредитную карту. Элис обвинила Итана в том, что он подсадил её на наркотики и алкоголь и периодически насиловал с самого момента знакомства, когда ей было всего 15 лет. Также, по её словам, Кэт годами сознательно занижал её роль в группе.

Он держал меня над лестницей и угрожал сбросить с неё. Он поднял меня на плечи и швырнул на асфальт. Он фотографировал мои синяки и выкладывал их в сеть. Я пыталась уйти, но он поклялся, что этого больше никогда не повторится, что он никогда больше не будет меня физически унижать. На смену этому пришло более серьёзное психологическое и эмоциональное насилие.

Элис Гласс, музыкант

Несмотря на серьёзность обвинений, до суда и полноценной «отмены» Кэта дело не дошло. Сам Итан заявил, что всё это ложь и даже пытался засудить Элис за клевету, но суд его иск отклонил — на этом история Итана и Элис закончилась.

Что дальше для Crystal Castles

В 2016 году группа выпустила новый и последний на сегодня альбом — Amnesty (I). Вокальные партии на нём исполнила Эдит Франсе, заменившая Элис. К её вокальным данным ни у кого особых вопросов не возникло, а вот по музыке Кэта прошлись и фанаты, и критики.

В целом альбом получил положительные отзывы, но многие отметили, что уровень «экспериментальности», на нём сильно снизился. Amnesty (I) — это более «понятная», простая электроника, сильно тяготеющая к синти-попу, синтвейву и дарк-эмбиенту, хотя шумные вставки на нем тоже есть.

Живое выступления Crystal Castles с Эдит Франсе на вокале

Вскоре после выхода диска, Итан Кэт объявил, что следующий альбом уже в работе, но с 2017 года о Crystal Castles ничего не слышно — неизвестно, связано ли это с заявлением Элис Гласс.

Сама же Элис в 2017 году выпустила EP Alice Glass. Даже забавно, насколько он похож на последний альбом Crystal Castles. Но это касается лишь аранжировок — голос певицы наконец-то вышел на передний план и перестал тонуть в миксе и эффектах. Ну а смысловая нагрузка ожидаемая — рефлексия на абьюз, из которого девушка вырвалась.

С тех Элис выпустила ещё пять синглов (самый свежий — в 2021 году), но от стилистики дебютника она пока не отходит. И сейчас это единственная отдушина для тех, кто ещё верит в возвращение Crystal Castles.

189189
77 комментариев
25
Ответить
16
Ответить

Оставлю тут лучший кавер на CC

27
Ответить

дико плюсую

Ответить

Not in Love до сих пор один из любимейших треков, в том числе благодаря попаданию в OST к FIFA. Раньше саундтреки оттуда вообще были отдельным видом музыкального дайджеста.

21
Ответить

В PES примерно этих же готов тоже они были. Как сейчас помню ощущения, когда начинала играть Celestica. Золотое время треков к спортсимам

3
Ответить