Мишка виновен

В 1985 году Майкл Джексон заключил сделку, которая закрепила за ним права на песни The Beatles и положила конец дружбе с Полом Маккартни.

Автор канала «Музыкальная Проститутка» вспоминает совместное творчество артистов и последствия главной сделки музыкального бизнеса 1980-х.

Пол Маккартни и Майкл Джексон в студии
Пол Маккартни и Майкл Джексон в студии

В 1963 году The Beatles задумались о финансовой защите авторских прав песен группы. Так, Джон Леннон, Пол Маккартни объединились с менеджером Брайаном Эпстайном и пиарщиком Диком Джеймсом, чтобы создать «Nothern Songs», — компанию, которая владела правами на песни The Beatles. Первые же проблемы погубили затею: в 1967 году Эпстайн умер, а Маккартни и Леннон провели переговоры с Джеймсом о смене условий контракта — тандем хотел больший процент с сделок. Переговоры затянулись, а в итоге завершились в 1969 году предательством Джеймса — продажей «Nothern Songs» британскому медиагиганту ATV. Так в музыкальной индустрии получилась парадоксальная ситуация: главная группа в мире потеряла контроль над собственными песнями. Дальше стало только хуже: после нескольких лет конфликтов The Beatles распались.

The Beatles, 1969
The Beatles, 1969

Осенью 1981 года Пол Маккартни и Майкл Джексон работали в студии над первой совместной песней «Say Say Say».

«Say Say Say», 1983

Продюсером записи выступил «пятый битл» Джордж Мартин. Маккартни написал музыку и сыграл инструментальные партии (перкуссия, синтезаторы, гитара, бас-гитара), Майкл сочинил текст. Из-за занятости музыкантов, работа над песней закончилась в 1983 году. В то время Пол Маккартни подумал заработать на музыкальных правах других артистов. Маккартни заразил идеей Майкла Джексона: музыканты обсуждали экономическую выгоду от приобретения лицензий на песни британских исполнителей.

Джордж Мартин, Пол Маккартни и Майкл Джексон во время работы над «Say Say Say»
Джордж Мартин, Пол Маккартни и Майкл Джексон во время работы над «Say Say Say»

«Я сказал ему: “Ты теперь начал зарабатывать кучу денег. Ты сейчас действительно сильно раскрутился. Так что, во-первых, найди кого-нибудь, кому доверяешь, чтобы присматривал за твоими деньгами. Это сделай прежде всего, а то все улетит в окно - ты даже не заметишь. В шоу-бизнесе такое случалось во все времена”. Затем, говорю ему, видеоклипы всего своего добра делай сейчас и сам становись их владельцем. И, говорю, подумай о том, чтобы заняться выпуском музыкальной продукции. Вот эти три вещи я ему предложил: позаботься, чтобы деньгами управлял надежный человек; сними видеоклипы; займись выпуском музыкальной продукции.»— Пол Маккартни

Майкл Джексон познакомился с Полом Маккартни в 1975 году на вечеринке, посвящённой выходу альбома Wings «Venus and Mars». Пожав руку звезде The Jacksons 5, Маккартни сказал, что написал для Джексона песню. Майкл поблагодарил Пола, но не спешил с записью подарочной песни: в 1978 году Маккартни записал «Girlfriend» для альбома Wings «London Town».
В 1979 году продюсер Куинси Джонс, подбирая материал для альбома Майкла «Off The Wall», наткнулся на «Girlfriend» и предложил записать, не зная, что песня изначально и предназначалась для Джексона. Майкл записал песню, и «Girlfriend» стала пятым синглом певца в Великобритании.

В 1983 году, после советов Маккартни, Джексон сменил менеджера.

Майкл Джексон и Пол Маккартни
Майкл Джексон и Пол Маккартни

Пол Маккартни: «Майкл занялся «Thriller» и сделал из него видеоклипы. А потом, когда я снова с ним встретился, он стал шутить. Он мне говорит: “Я куплю твои песни”. Я посмеялся и сказал да, конечно брат, вали отсюда! Хотя шутка неплохая! Я и забыл об этом сразу. Но потом он еще раз или два повторил то же самое, и шутка эта что-то перестала мне нравиться. А он все шутил; “Я куплю твои песни”. Я посмеялся: “Ага, ну чего, здорово, прям отлично...” - потому что ведь именно это я же сам ему и присоветовал в третью очередь”. Уж слишком нелепой казалась хотя бы даже мысль о том, что твои друг, такой же, как и ты, певец, может всерьез заявлять, будто он купит песни The Beatles.»

Песня «The Girl Is Mine» вышла примерно за год до «Say Say Say» и стала первым официальным дуэтом Пола и Майкла

Хоть Маккартни и не воспринимал слова Джексона всерьез, намерения молодого певца носили серьезный характер. Джексон оперативно поручил адвокату Джону Бранке рассмотреть варианты инвестиций. Бранка вернулся с новостями о продаже компании ATV с полным каталогом песен The Beatles. Ситуация была щекотливая. Бранка убедил Джексона оповестить о возможности приобрести права Йоко Оно и Пола Маккартни, но они отказались. Рассказал ли Бранка "битлам" правду и правда ли Джексон хотел, чтобы Пол и Йоко знали о торгах, — до сих пор неизвестно. Пол Маккартни предлагал купить ATV за $50,6 миллионов, но сделка провалилась. Джексон предлагал меньшую сумму: $46 миллионов. Все подумали, что Майкл Джексон помогает другу сэкономить. Переговоры закончились, сделку согласовали — стало понятно, что Маккартни больше не имеет никакого отношения к правам на песни The Beatles. Майкл Джексон купил каталог ливерпульской четверки за $47,5 миллионов исключительно для себя.

Майкл Джексон и Джордж Харрисон
Майкл Джексон и Джордж Харрисон

После окончания сделки Майкл Джексон нанял людей, которые сделали проект «Anthology» The Beatles. Творческие проекты The Beatles быстро перешли в прямую коммерцию: c подачи Джексона и благословения Йоко Оно, песня Леннона «Revolution» прозвучала в рекламе Nike, а «All You Need Is Love» у Panasonic. Маккартни лично позвонил Джексону и сказал, что тот зашёл слишком далеко. Ответом Джексона стало появление битловской «Good Day Sunshine» в качестве джингла для рекламы печенек Oreo.

Первый рекламный ролик, в котором появилась песня The Beatles принадлежал компании Nike
Майкл Джексон и Пол Маккартни на обложке Rolling Stone, декабрь1983. В то время песня «Say Say Say» 6 недель подряд возглавляла американский чарт.
Майкл Джексон и Пол Маккартни на обложке Rolling Stone, декабрь1983. В то время песня «Say Say Say» 6 недель подряд возглавляла американский чарт.

«Нам сотни раз поступали предложения на использование песен The Beatles в рекламах, огромные предложения! Но мы всегда говорили нет, потому что верили, что это обесценит всё то, что мы делали. Например, «Revolution» значила для нас и наших фанатов намного больше, чем пара новых кроссовок.»

Пол Маккартни

«Come Together»

Майкл Джексон владел всеми песнями The Beatles, но записал кавер только на одну — «Come Together». которая вошла в саундтрек фильма «Moonwalker» 1988 года с участием Джулиана Леннона.

Помимо «Say Say Say», в альбоме Пола «Pipes Of Peace» также содержится композиция «The Man» — тоже дуэт Маккартни и Джексона, но синглом она выпущена не была.

Покупка каталога The Beatles стала точкой невозврата и концом каких-либо отношений с Полом Маккартни. Музыканты больше не будут работать вместе и разговаривать друг с другом. Иногда Маккартни будет осуждать Джексона в интервью: "это как купить ковёр, на котором стоит твой приятель". Джексон никак не прокомментирует ни сделку, ни реакцию Маккартни.

Майкл Джексон
Майкл Джексон

В 1995 году финансовые трудности вынудили Майкла Джексона подписать договор о слиянии ATV с музыкальным подразделением Sony. Новая организация под названием Sony/ATV с того момента распоряжалась каталогом The Beatles, а Джексон получил за сделку $95 миллионов. Позже певец заложит собственную долю в Sony под займ ещё в $200 миллионов — король поп-музыки испытывал серьёзные проблемы с деньгами даже на пике популярности.

«Come Together» (Live)

Осенью 2015 года Маккартни выпустил новый микс хита «Say Say Say», в которой партии Пола пел Майкл Джексон и наоборот. При подготовке переиздания альбома «Pipes Of Peace» Пол вспомнил о существовании неиспользованных вокальных дублей сессий «Say Say Say», которые стали основой для нового микса.

«Say Say Say» 2015 года

В 2016 году наследники Джексона продали Sony права на песни The Beatles за $750 миллионов — так компания стала единоличным владельцем каталога ливерпульской четверки. В руководстве Sony рассматривали вариант продать Маккартни его же песни, но так и не решились. В законе об авторском праве США 1976 года говорится, что права возвращаются автору, если с момента выхода песен прошло 56 лет. Таким образом, в 2025 году у Пола Маккартни появится шанс вернуть себе права на песни The Beatles.

Подборка комментариев Пола Маккартни из интервью разных лет на тему Майкла Джексону и покупки каталога The Beatles
Майкл Джексон и Пол Маккартни
Майкл Джексон и Пол Маккартни
8686
23 комментария

Комментарий недоступен

8
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

воу! спасибо, отличная статья!

6
Ответить

Простите, но это какой-то пиздец. Мои соболезнования Маккартни, так сказать. Полный ад говна!

5
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Вообще-то это шоу-бизнес. B вообще там бенефициаров было до кучи, и Битлз те еще бизнесмены. А бизнес это риск - там где хочешь сам заработать много можно и потерять много.
Почитай подробную историю перехода Nothern Songs к ATV https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=1691
Я бы не назвал Дика Джеймса предателем - он владел значительной долей компании Northern Songs. С ним решили не продлевать контракт - ну он и решил продать свой немаленький пакет акций  (! ВНИМАНИЕ - СВОИ АКЦИИ!) другой компании. А дальше только бизнес. Никто ни у кого не отнимал - авторы (Битлз) сами продавали/покупали когда надо и когда не надо. В 1969 когда NS ушло к ATV Лью Грейда всех все устраивало.
После смерти Леннона ATV хотело продать NS за 20 млн. PM начал торговлю и в результате он как мамкин бизнесмен просрал сделку. В 1982 ATV купил австралиец Роберт Холмс-Корт.

Что касается истории с PM с MJ - то MJ поступил корректно - предложив PM и YO выкупить, но они ОТКАЗАЛИСЬ! 
О боже PM обманут, ведь ему не дали купить. Давали - но не купил же.

1
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить