[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-549065259", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxeub&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Федор Сивов", "author_type": "self", "tags": ["dirt","codemasters","\u043e\u0431\u0437\u043e\u0440\u044b"], "comments": 6, "likes": 29, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "7263" }
Федор Сивов
3 604

Бесконечное ралли: обзор DiRT 4

Игра, сумевшая превратить свой главный недостаток в достоинство.

Поделиться

В избранное

В избранном

По австралийскому грунтовому спецучастку несётся Mitsubishi Lancer Evolution VI. Слева — крутая насыпь, справа — обрыв. Один вираж сменяет другой, за ним следует череда прыжков и слепых поворотов. Перед глазами пилота только дорога, в ушах — голос штурмана, предупреждающий о трудностях впереди. Пилот подавляет страх и адреналин, чтобы сконцентрироваться и почувствовать ритм трассы — любая ошибка может стать фатальной.

DiRT 4 об этом — о борьбе со страхом, об изучении трасс и попытке влиться в их ритм. Когда ты в гонке — не так важно, что в игре почти нет знаковых раллийных маршрутов. А гонки тут не заканчиваются.

Школа ралли

Первым делом замечаешь насколько игра дружелюбна к новичкам. Уже в самом начале DiRT 4 спрашивает у пользователя, зачем он здесь — ради веселья или ради испытаний — и, в зависимости от выбора, подстраивает сложность и даёт почувствовать разницу в тренировочном заезде. На практике даже самый далёкий от гонок человек заметит различие.

Автомобиль для развлечения покорен, он легко управляется, но за своё неумение приходится платить ограничением в ускорении. Автомобиль, настроенный для испытания навыков, ведёт себя резвее и разгоняется быстрее, но с ним ещё нужно справиться.

Справляться с машинами учит местная школа вождения — этим DiRT 4 внезапно напоминает Richard Burns Rally. В игре Codemasters тоже есть огромная площадка для тренировки гоночных техник и курсом уроков.

Академия DiRT начинает с основ, в ней рассказывают, как правильно тормозить, работать с газом, и постепенно переходят к продвинутым приёмам вроде силового скольжения (scandinavian flick).

Школа не испытывает твои навыки, и это расстраивает. Да, тут демонстрируют, как справиться с заднеприводным автомобилем, что делать, когда асфальтовую дорогу сменяет грунт, и даже показывают, как в таких случаях выжимать газ и тормоз. Кому-то будет полезно проехать затем круг-другой и попробовать техники самому, но куда практичнее было бы устроить испытания. Хотя Richard Burns Rally в обучающих заданиях не щадила, за требовательность её запомнили. В том же Gran Turismo не получишь гоночную лицензию, пока не покажешь хотя бы минимальный уровень навыка. В обоих случаях испытания отчасти развлекали, отчасти бросали вызов поставленной задачей и помогали закрепить полученные знания на практике.

DiRT 4 постепенно вводит игрока в курс дела и повышает сложность. Карьера стартует со скоростных маршрутов в Австралии и США, которые пролетаются за две минуты — крутых поворотов почти нет, а по сухому гравию и асфальту ничто не мешает мчаться на полном ходу. Со временем спецучастки становятся сложнее, а езда по ним — страшнее.

Страшные гонки

Во всех трейлерах лозунгом «Be fearless» игра призывает быть бесстрашным. Набраться храбрости и пройти поворот быстрее. Потом ещё быстрее. И ещё быстрее. Каждый раз перешагивать через «не могу» и увеличивать предел своих возможностей. Желание работать над собой и изучать трассы, которое заново вернула в жанр DiRT Rally, всецело сохранилось в DiRT 4.

Однако в DiRT Rally поздние этапы карьеры оставались неприступными, пока не научишься ездить достаточно хорошо, а DiRT 4 позволяет не заморачиваться и играть ради веселья, ослабив настройки сложности. Хотя игра уже не побуждает улучшать результат, у неё появилась другая, аркадная сторона, в ней всё равно самое сложное, самое реалистичное в жанре ралли.

Настоящие гонщики не чувствуют страха, и к этому же приучает игра. Перед каждой гонкой можно прокатится по маршруту, притом не раз, прочувствовать его, выучить виражи наизусть. И всё равно приходится действовать по наитию, особенно когда погода преподносит сюрпризы. Иной раз прямо во время гонки на трассу может опустится туман. Перед тобой — молочная густая мгла, так и хочется сбавить скорость и едва ли не красться с осторожностью от поворота к повороту. В дождь грунт становится вязким, машины в нём пробуксовывают. Ночью даже фары порой не помогают разглядеть, где начинается и кончается вираж.

В таких ситуациях остаётся просто слушать штурмана. Подстраиваться под его предупреждения о крутом повороте или прыжке, и подчас совет напарника «держаться левее» спасает от вылета в кювет.

Игру, к сожалению, не переводили на русский, и голоса отечественных штурманов вроде Андрея Русова, озвучившего Colin McRae: DiRT, не услышишь. Зато на английском стенограмму гонки читает легендарный Никки Грист. В DiRT Rally приятно было слушать голос главного дизайнера игры Пола Коулмана, тоже штурмана в жизни, пускай и непрофессионального. Теперь же вас по трассе ведёт человек, который так же когда-то приводил к чемпионству Юху Канккунена и Колина Макрея — просто представьте, какая это честь.

Слушать штурмана — это ещё полдела. Не менее важно чувствовать трассу, особенно в тяжёлых погодных условиях. И тут DiRT 4 лишний раз заставляет задуматься о прогрессе физики машин в гонках. Если в Colin McRae Rally спецучастки без особого труда проходились и на клавиатуре, то здесь уже угла наклона стика геймпада не хватает для точного контроля автомобиля. При управлении с геймпада DiRT 4 — лёгкая прогулка не ради серьёзных результатов. Если хотите показывать лучшее время, то водите на руле. С ним и машины плавнее поворачивают, и вовремя понимаешь, что они теряют сцепление с трассой.

Сами автомобили ведут себя ещё чуть реалистичнее, чем в DiRT Rally, хотя при прямом сравнении изменений немного. В игре переработали аэродинамику, и теперь ещё заметнее, как огромную мощь машин «группы B» на высоких скоростях еле сдерживает прижимная сила и как устойчивы современные авто из «групп R».

В тоже время, разработчики много общались с раллистами Крисом Мики и Питером Сольбергом, чтобы улучшить смещение веса авто в поворотах. Если в DiRT Rally почти не обязательно было уходить в занос, то тут силовое скольжение — основная техника на грунте и снегу. Едва ли не все затяжные повороты проходятся в нём, когда на асфальте больше задумываешься о сцеплении с трассой и идеальной траектории.

В автопарке, помимо устрашающей «группы B» и современной «группы R», представлено большинство знаковых раллийных машин, начиная со старенькой Lancia Fulvia и заканчивая Subaru WRX STI NR4. И всё же очень не хватает марки Citroen, в особенности моделей Xsara и C4, на которых Себастьен Лёб завоевал большую часть своих трофеев. Можно было бы поворчать и об отсутствии новейших представителей WRC, но их не добавили из-за усложнения условий лицензирования машин и трасс чемпионата мира по ралли.

По той же причине гонки проходят всего в пяти разных регионах, которые, правда, отражают все основные типы раллийных дорог. По австралийскому песчаному грунту мчишься, поднимая пыль, но буксуешь в поворотах. На мичиганском гравии машину трясёт, опасно резко тормозить. Испания — скоростной асфальт, переходящий в узкие городские улочки, вымощенные брусчаткой. Снег шведского Вермланда вязкий, его сменяют обледенелые дороги, а сугробы по сторонам делают трассу тесной и неуютной. В Уэльсе опасаешься даже не увязнуть в непредсказуемом сыром грунте, а влететь в одно из деревьев, растущих так близко к дороге, что иногда ветки леса буквально «щекочут» корпус машины в повороте.

Адреналин

В отрыве от ралли DiRT 4 больше всего похожа на Colin McRae: DiRT, первую часть серии, обратившуюся к исконно-американским гонкам. Гонкам про то, как месить грязь и поднимать пыль на агрессивных внедорожниках и юрких багги.

Местная дисциплина Landrush как раз об этом. Состязания в ней проходят на трёх вымышленных трассах в Калифонии, Неваде и мексиканской Baja. Все треки очень широкие и со множеством трамплинов — на них куда больше мест для эффектных прыжков и пространства для борьбы, чем в подобных кольцевых заездах в DiRT 2.

В Landrush есть все возможности для чистого обгона, потому соревнования получаются напряженными. Часто на протяжении нескольких кругов сражаешься за позицию с одним соперником: вы поочерёдно обходите друг друга в поворотах то по внутренней, то по внешней траектории. Контактная борьба — жёсткая и страшная, особенно на багги. Если внедорожники просто много бодаются и легко разворачиваются из-за своей длины, то багги наезжают друг другу на колёса, и это самый опасный момент в игре. Никогда не знаешь что произойдёт с машиной — её в лучшем случае просто занесёт, в худшем — она подлетит и покатится кубарем.

Ралли-кросс остался таким же динамичным и тактичным, как в DiRT Rally. Одна из самых зрелищных дисциплин автоспорта в игре выполнена с не меньшим накалом страстей. Основные машины вроде Ford Focus RS RX и Volkswagen Polo T16 переполняет мощь в шестьсот лошадиных сил. На них ты буквально носишься по коротким (около километра длиной) трассам, много толкаешься с соперниками в поворотах.

Вместе с тем играть по правилам ралли-кросса приходится задумываясь о тактике. Потому что раз за гонку — на любом круге — нужно проехать «джокер», дополнительный отрезок трассы. И это маленькое условие каждый раз меняет сценарий соревнований: бывает, откладываешь проезд по «джокеру» до последнего, и, когда заезжаешь на него, тебя обходят. А порой — преследуешь лидера и именно на «джокере» его обгоняешь. Хотя чаще всего достаточно проехать дополнительный отрезок на первом круге и затем хитро опережать соперников в течение гонки, пока те будут проезжать по нему лишние сотни метров.

Есть ещё Joyride-испытания. В них нужно заниматься глупыми, но весёлыми вещами: ездить по помеченным конусами маршрутам тренировочной площадки DirtFish, сбивать оранжевые барьеры за отведённое время или собирать зелёные бонусы и не касаться красных, чтобы проехать трассу как можно быстрее. Хороший способ отвлечься от выматывающего ралли, но не основная часть игры.

Своё бесконечное ралли

Все дополнительные режимы в DiRT 4 быстро себя исчерпывают. Им банально не хватает контента. В Landrush всего три трассы, в ралли-кроссе пять: Лидден-Хилл, Хельес, Хелль, бывшие в DiRT Rally, плюс две новых — Монталегре и Лоэак. А ведь это официальная игра по ралли-кроссу! Как бы мультиплеер ни добавлял непредсказуемости в борьбе с живыми соперниками, но его тоже не хватает надолго. В итоге режимы остаются просто дополнительным развлечением, которое дарит немного ярких впечатлений.

С одной стороны, та же самая ситуация и с ралли. Спецучастки проходят всего в пяти регионах. Из них этап в американском Мичигане вообще не относится к чемпионату мира по ралли, а этапы в Швеции, Уэльсе, Испании и Австралии лишь отдалённо напоминают свои реальные прототипы. Любому мало-мальски знакомому с дисциплиной человеку будет не хватать настоящих маршрутов.

Однако это не вина Codemasters. В последнее время ужесточились правила выдачи лицензии WRC, потому трассы и машины текущего чемпионата будут представлены только в официальной игре дисциплины WRC 7 от студии Milestone.

И всё же ралли от нехватки контента спасает редактор трасс Your Stage. Он берёт за основу топографию местности и дорог из доступных в игре регионов и на их основе генерирует новые спецучастки. Сколько угодно спецучастков.

Достаточно задать в нём продолжительность трассы, её сложность и погодные условия — всё, через пару минут уже едешь по новой дороге.

Для начала я сделал две противоположные по устройству трассы. Короткий, но витиеватый маршрут в снежной Швеции просто замучал меня поворотами. А гравийный мичинанский получился длинным, со множеством прямых — на нём мне удалось хорошенько разогнать Lancia Stratos и почувствовать, насколько это опасная и неустойчивая машина. На скорости в 210 км/ч я потерял управление и влетел в ближайшее дерево.

Каждый созданный спецучасток дарит чувство новизны. Перед тобой вроде бы знакомое окружение, но маршрут неизведан. Ты его не знаешь, повороты ещё не вызубрены до автоматизма, и едешь по нему, не представляя, что таит за собой следующий поворот — просто пытаешься почувствовать ритм трассы и слушать штурмана. Ради этого ощущения и участвуют в ралли.

И в DiRT 4 ралли не заканчивается. Codemasters удалось избавится от проблемы DiRT Rally — и их новая гонка не завершается в тот момент, когда ты освоишь все доступные в ней спецучастки. Ведь можно создать новые. Ими же можно поделиться с другими игроками в мультиплеере, организовать свой гоночный клуб и устраивать состязания для всех желающих на уникальных маршрутах. А можно участвовать в чужих соревнования и проходить испытания от разработчиков, где тоже попадаются сгенерированные трассы.

Словом, DiRT 4 — бесконечный раллийный симулятор. Ему чертовски не хватает настоящих этапов, вроде Монте Карло с его опасной гололедицей или трамплинов ралли «Тысячи озёр», — но в нём легко закопаться, создавая свои спецучастки или испытывая маршруты, проложенные другими игроками.

#dirt #codemasters #обзоры

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Узнавайте первым важные новости

Подписаться