Хорроры, завоевавшие премию «Локус»

Лучшие ужасы по версии читателей журнала Locus

Хорроры, завоевавшие премию «Локус»

Читатели журнала Locus c 1971 года выбирают лучшие книги в различных направлениях фантастики. Несмотря на то, что эта премия «моложе» «Хьюго» почти на 20 лет, она успела завоевать статус одной из самых громких литературных наград в жанре. Эту награду, например, 7 раз получал Чайна Мьевиль, 17 раз — Нил Гейман, и 21 раз — Урсула Ле Гуин.

С 1989 года для романов в жанре хоррора существовала отдельная номинация (ужасы все-таки очень часто соседствуют с мистикой, темным фэнтези). Многие читатели любят, когда книга дарит сильные эмоции, а страх всегда ощущается весьма ярко.

Сегодня мы расскажем про некоторые книги, которые получили эту премию. А именно — про те романы, которые были переведены на русский язык (и, если автор получал больше одного «Локуса» в этой номинации, постарались выбрать одно, наиболее подходящее произведение).

Барбара Хэмбли «Те, кто охотится в ночи»

Хорроры, завоевавшие премию «Локус»

Мистический детектив Барбары Хэмбли посвящен, как можно догадаться из названия, вампирам. Книга была издана в 1988 году, а в 1989 стала первым победителем в новой номинации «Локуса»: лучший роман ужасов. Писательнице удалось создать один из самых выдающихся и один из самых необычных произведений о вампирах. Интрига построена на высочайшем уровне, так же как и описание психологии вампиров, портреты персонажей в целом и их отношения. Кроме того, автор дает убедительное научное обоснование вампиризму.

В этом романе нет любовной линии, только напряженный детектив и пробирающая до мурашек атмосфера. Незадолго до Первой Мировой войны в Лондоне объявляется убийца. Но убивает он не людей, а вампиров. Один из старейших кровопийцев Лондона «нанимает» (угрожая убить его жену в случае отказа) отставного агента Джеймса Эшера, чтобы тот нашел охотника.

Дэн Симмонс «Лето ночи»

Хорроры, завоевавшие премию «Локус»

Роман 1991 года с ностальгическим рассказом про лето 1960-х, которое оказалось страшной историей из тех, что так любят 11-летние подростки. Они и будут нашими героями, проводниками, и автор явно с большой любовью описывает их быт, мечты и чаяния, настроение. И, конечно же, страхи. Смешайте «Оно» Кинга и «Надвигается беда» Рэя Брэдбери и не взбалтывайте.

Страхов будет много, потому что впереди исчезновения и смерти, действительно жуткие вещи, не из тех, которые потом будешь пересказывать у костра. Но пока рано гадать, по ком звонит колокол. Можно наконец-то сбежать из школы, как из обители Зла, и погрузиться с головой в знойное лето маленького американского городка. У Симмонса в этом романе блестяще построен саспенс: ощущение надвигающейся опасности на фоне беспечного детства, когда понимаешь, что героям очень скоро придется повзрослеть.

Энн Райс «Мэйфейрские ведьмы»

Хорроры, завоевавшие премию «Локус»

Атмосферный роман от автора «Интервью с вампиром», где образы подчас имеют приоритет перед сюжетными кружевами. Заброшенный и ветшающий особняк в Новом Орлеане, заросший сад, мрачная магия американского Юга, молодые, полные жизни и амбиций ведьмы. Героини, которые потеряны между современным миром и древними обычаями, преданиями, кровью. «Мэйфейрские ведьмы» — роман весьма объемный в оригинале, и сюжет в нем движется неторопливо, предоставляя читателю время насладиться атмосферой и почувствовать, настолько все происходящее загадочное и ускользающее. А также прочувствовать драму целого рода ведьм, которые пытались обмануть судьбу.

Тим Пауэрс «Последний выдох»

Хорроры, завоевавшие премию «Локус»

«Последний выдох», пожалуй, ближе к магическому реализму, чем к ужасам. Формально роман является частью «Трилогии сдвигов», но читается как самостоятельное произведение, поскольку Пауэрс объединил три книги общим миром и идеями, но сюжеты в томах вполне самостоятельны. Здесь существуют призраки, но в них не так уж много страшного. Пробирает до костей то, как развита автором сама тема взаимоотношений между живыми и мертвыми, природа этой связи.

На страницах книги читателе ждет история опасной и захватывающей охоты за «большим призом» — призраком Томаса Эдисона. Ведь существуют не только призраки, но и люди (можно ли их назвать людьми?), которые могут поглощать их, и они не остановятся не перед чем…

Стивен Кинг «Мешок с костями»

Хорроры, завоевавшие премию «Локус»

Роман Стивена Кинга «Мешок с костями» вышел в 1998 и получил приз в 1999. Здесь есть глубокая драма, проживание потери (у героя несколько лет назад погибла любимая жена) и призраки.

Майк Нунэн писатель, но после смерти беременной жены у него наступил затянувшийся творческий кризис. Пытаясь сменить обстановку, он едет в свой загородный дом. Небольшой американский городок, как это бывает у Кинга, хранит свои тайны, и некоторые из них действительно помогут Майку снова начать писать… Но, возможно, это всего лишь наваждение призраков. И непонятно, что еще придется потерять Майку, если он решит узнать все их тайны.

Джо Хилл «Пожарный»

Хорроры, завоевавшие премию «Локус»

Где отец, там и сын: Джо Хилл получил «Локус» за свой роман ужасов «Пожарный» в 2017 году. Сюжет рассказывает о том, как мир охватила необычная болезнь: грибок, который называют «Драконья чешуя» убивает не сразу. Он «украшает» тело жертв черно-золотыми узорами, и это значит, что однажды они исчезнут во вспышке пламени. Люди убивают зараженных и жгут трупы на улицах, но с самого начала романа понятно, что болезнь победила. Это не история о попытках человечества справиться с «Драконьей чешуей», а рассказ о борьбе за жизнь, поиска своего пути и цены, которую мы за это платим.

Главной героиней становится зараженная медсестра Харпер Грейсон, которая узнает о своей беременности и полна решимости дожить до родов. Ради этого она начинает поиски таинственного Пожарного и попадает в общину выживших, которых он охраняет. Здесь происходит основное действие сюжета: в небольшом замкнутом социуме на фоне медленно умирающего мира.

Виктор Лаваль «Подменыш»

Хорроры, завоевавшие премию «Локус»

История тяжести родительской ноши, глубоко тревожная, медленно нагнетающая напряжение и действительно жуткая. У Виктора Лаваля вышла впечатляющая темная сказка нового времени, где герой по имени Аполлон путешествует в поисках своей исчезнувшей жены и ребенка.

После родов Эмма, жена Аполлона, ведет себя холодно и отстраненно. Но со временем вещи, которые легко списать на послеродовую депрессию, уступают место чему-то более пугающему. Она утверждает, что в колыбели не их ребенок, и становится буквально одержима. Семейные тайны превращают их с Аполлоном в незнакомцев, и он больше не знает, может ли доверять Эмме, но уверен, что должен ее найти.

Марлон Джеймс «Черный леопард, рыжий волк»

Хорроры, завоевавшие премию «Локус»

Причудливое темное фэнтези, основанное на африканском фольклоре, вышло из-под пера ямайского автора, который в 2015-ом году стал лауреатом Букеровской премии за роман «Краткая история семи убийств». Теперь автор пробует новый жанр, вводя в сюжет богов и духов, причудливых созданий, которые живут в весьма жестоком и диком мире. Красота образов и напевного слога рассказчика переплетается с историями, от которых кровь стынет в жилах.

У Следопыта была тяжелая жизнь, но, как оказалось, он владеет ценным талантом. Настоящим нюхом. Поэтому однажды к нему приходит старый товарищ и предлагает поучаствовать в поисках потерянного ребенка, за которого подозрительно много платят. Роман Джеймса — скорее темное фэнтези, чем хоррор, но жуткого в нем хватает.

Люциус Шепард «Золотая кровь»

Хорроры, завоевавшие премию «Локус»

Вампирский детектив в декорациях Парижа 1860-го года. Сам роман написан в 1993, и тут можно заподозрить как влияние Барбары Хэмбли, так и «Вампирских хроник» Энн Райс. Интересная идея автора заключается в том, что главным героем выступает детектив, который сам был обращен в вампира два года назад. Но в контексте предстоящей вечности — его метаморфоза продолжает происходить. Поэтому, когда ему поручают весьма ответственное задание, герой не только действует и расследует, но и меняется у нас на глазах.

Превращение человека в монстра. Пробуждение тьмы и безумия. Декаданс и нуар. Все это предлагает своим читателям Шепард.

9393
29 комментариев

Все это, конечно, весело, но можете посоветовать городское фэнтези на подобие "В финале Джон умрет"? Чтобы с черным юмором обязательно.

3

Типо  кровавый трэш с черным юмором?

Могу хороший сериал посоветовать. А из книг попробуйте почитать Джо Лансдейла

2 продолжения. Вторая книга полна пауков и весьма эффектна. Третья вся в дверях и уже все. Ждем четвертую.
PS первая - шедевр

Про джо кино очень зашло , на трекере прочитал что это серия книг, вот в предвкушении, свободного времени.
Из недавно прочитанного , "кракен" от Чайна Мьевиль в сеттинге городского фэнтези.

И кто же эти читатели журнала Локус? "Мэйфейрские ведьмы"? )))

2

Энн Райс же нормально пишет, в чем проблема?
(Хотя мне у нее нравится история с певцом-кастратом, а не вещи про вампиров и ведьм)