Advance Wars - крадущийся танк, затаившаяся артиллерия

All the best games are easy to learn and difficult to master. They should reward the first quarter and the hundredth.

Nolan Kay Bushnell

Компьютерные игры существуют относительно недолго и за время своего развития смогли подняться до небывалых высот в плане графики, продуманности и геймплея. Каждый новый проект мы ждём и надеемся на новый опыт и совершенные механики. Однако, не смотря на прогресс, некоторых вершин добится очень сложно. Как бы не старались разработчики, определённые игры прошлого настолько хороши, что достичь их уровня представляется крайне сложной задачей.

Сегодня я хочу рассказать или напомнить об одной из самых совершенных тактических серий, которая вышла за пределы Японии и смогла покорить сердца западных игроков.

Advance Wars - крадущийся танк, затаившаяся артиллерия

Advance wars была детищем Intelligent Systems - одной из самых известных студий разработчиков. Прожжённые олдфаги наверняка помнят охоту на уток (и бесячего пса), Mario bros. и Metroid, а более молодые - Fire Emblem и Paper Mario. Эти ребята довольно легендарны и за время своего существования сделали много годноты. Но сейчас важно лишь то, что в далёком 1988 году из под их пера вышла Famicom Wars на NES. Раньше тактики тоже присутствовали, а Famicom Wars была тринадцатой по счёту игрой выпущенной в этом жанре. Но даже так, она всё равно является родоначальником, тем более, что о предыдущих проектах с тех пор никто не слышал. В то время как серия Wars получила множество похвал и сумела развиться и завоевать сердца миллионов фанатов.

Famicom Wars<br />
Famicom Wars

Прошли годы, игрушки выходили на GameBoy, но наслаждаться ими могли только японцы. Рано или поздно это должно было закончится и, когда пришло время Advance wars, Nintendo решили рискнуть и выпустить проект в Северной Америке 10 сентября 2001 года на портативке GameBoy Advance. На следующий день произошёл теракт в США и японцы отложили релиз в других частях мира и в итоге до родных островов эта игра дошла аж в 2004 в составе сборника 2+1. Тогда как раз разработана следующая часть и их решили объединить. Вот такая вот ирония: одна из первых игр, которые продвигала большая Н на Запад, стала эксклюзивом для американцев. Тем не менее Advance wars настолько зашла аудитории, что мгновенно покрылась всеми возможными наградами и высокими оценками. На metacritic стоит оценка в 92%, а сама тактика занесена в список лучших игр всех времён и народов.

Advance Wars<br />
Advance Wars

И вот пришло время узнать, что это за зверь такой и почему он так популярен. Advance wars представляет из себя цепочку миссий, объединённых общим сюжетом, на каждой из которых присутствует карта с видом сверху. На ней располагается военная техника и пехота, принадлежащая игроку и противнику. Цель в том, чтобы уничтожить вражеские силы или захватить командный центр. Вроде звучит всё просто: передвигай юниты, уничтожая по пути врага, - но вся прелесть в деталях и балансе. Каждый взвод имеет свои сильные и слабые стороны, причём постоянно заглядывать в характеристики даже не надо. Всё понятно на уровне очевидного: пво хороша против воздушных подразделений и внезапно пехоты, так как сдвоенные автоматические пушки просто рвут всё, что не имеет брони, но танку абсолютно ничего сделать не могут. Танки быстры, мощны и многофункциональны, но горы им приходится объезжать, а встретившись с ударным вертолётом, становятся лёгкой добычей. Это не просто камень, ножницы, бумага, а

При этом всём данные правила не являются абсолютом. Игра-то пошаговая и нападающий наносит первый урон, а уже после защищающийся отвечает. Таким образом бомбардировщик сможет полностью уложить пво с меньшими потерями. Условные жизни тут исчисляются цифрами от 1 до 10 и чем их меньше, тем меньше дамаг. Получается, что пво будет бить не с силой 10, а 4 - то что осталось после атаки самолёта. Таким образом игра как бы определяет правила, но не против того, чтобы их нарушали. И это даже не ощущается обманом, в первую очередь потому, что всё логично и оправдано.

Advance Wars - крадущийся танк, затаившаяся артиллерия

В самом начале доступ к кампании будет закрыт и игрока настоятельно проведут по всем обучающим сражениям, чтобы ознакомить с механиками. Изначально этого не было, но Нинтендо тогда не слишком хорошо знала западный рынок и считала, что гайдзины-казуалы не разбираются в сложных играх и ничего не поймут. Поэтому они настояли, чтобы 14 тренировочных миссий были обязательными. В любом случае они точно не бесполезны и по окончании курса молодого командира игрок будет во всеоружии.

Advance Wars - крадущийся танк, затаившаяся артиллерия

Во время испытаний расскажут не только про управление войсками, но и введут в сюжет и познакомят с яркими персонажами. Мир поделён на четыре фракции: Оранжевая Звезда, Синяя Луна, Жёлтая Комета и Зелёная Земля, - и тёрки между командующими этих сторон время от времени переходят в военные конфликты. Мы играем за Оранжевую Звезду в качестве советника и управляем генералами этой фракции. В процессе развития истории нам даже дадут выбор, который повлияет на миссии и концовку. К тому же за прохождения кампании будут начислять монетки, которые можно потратить на дополнительные карты при свободной игре или мультиплеере.

Advance Wars - крадущийся танк, затаившаяся артиллерия

И разу уж я упомянул командиров, то грех будет не объяснить для чего они нужны. Это ещё одна фича серии, каждый такой вояка формально управляет армией и имеет особые способности. Всякий раз нанося урон и получая его, шкала спец.атаки генерала увеличивается и при заполнении дают жахнуть чем-то особенным. Это не обязательно запустить ракетой по врагам, бывают даже казалось бы бесполезные вещи вроде замедления всех врагов на один ход. Но правильно включённый скил, даже сомнительный, может перевернуть весь ход боя. И тут разработчики тоже постарались сделать всё правильно. Заполнение шкалы быстрее всего происходит при получении урона, получается, что тот, кого бьют по всем фронтам, чаще сможет использовать способности, а значит получает шанс отыграться. Помимо скилов у командующих есть специализация. Помните, как в играх серии C&C: Generals давали выбрать токсика или ядерщика? Примерно то же самое и здесь. Кто-то хорош в управлении пехотой, кто-то имеет бонус урона в ближнем бою, но штрафы в дальнем,а у кого-то всё наоборот.

Advance Wars - крадущийся танк, затаившаяся артиллерия

Итак, с формальностями разобрались, а теперь хватайте лопату и мы начнём копать в самую глубину тактического разнообразия и особенностей игры. Я уже упомянул про сильные и слабые стороны юнитов, но кое-что упустил. На некоторых картах стоят заводы, порты и аэропорты, где заказывается соответствующая техника за деньги. Финансами обеспечивают гражданские постройки, которые могут быть захвачены пехотой. И цена подразделения является тоже своего рода параметром, который вписывается в правило “камень, ножницы, бумага”. Танк без сомнения сильнее гранатомётчика, но стоит он 7000, а мужик с базукой - 3000, а два таких ракетчика закатают в асфальт танк и будут стоить дешевле. Однако, для производства двух юнитов необходимо соответственно два хода. Чувствуете силу стратегии? Игра в Advance Wars - это умение придерживаться баланса во всём. Я не знаю как разработчики это смогли, но имея восемнадцать видов отрядов, ни одни из них не кажется лишним. А ведь среди них есть поддержка, которые обеспечивают топливом и снарядами, десантные чинуки и корабли.

Advance Wars - крадущийся танк, затаившаяся артиллерия

Ну и конечно же как в такой игре обойтись без тумана войны. Он есть не во всех миссиях, но когда появляется, то в игру добавляется ещё пара фич. Первая из них - обзор и разведка. Ехать вперёд всей армией не зная позицию врага слишком рискованно, поэтому постепенно тёмные зоны раскрывают специальные джипы с хорошей зоной видимости, а также пехота, которая осматривает местность с гор. Вторая фича - засады. Даже имея разведку, некоторые зоны, такие как лес, могут скрывать в себе отряд. Заметить его можно только подъехав в упор. Это также работает с компьютерным противником, он старается делать вид, что не видит засевших там ребят. Таким образом подобные сражения превращаются в кошки- мышки и обоюдный стелс режим.

Advance Wars - крадущийся танк, затаившаяся артиллерия

Вообще искусственный интеллект довольно неплох. При желании можно найти в нём массу недостатков, но не стоит забывать, что у нас тут шахматы с большим количеством деталей, да ещё и на GameBoy Advance. Он понимает слабые и сильные стороны, умеет отводить раненых в тыл, прячет дальнобойную технику, не забывает захватывать всё на своём пути. Да, ему недоступны более сложные приёмы вроде гамбитов (пожертвование слабого отряда ради получения тактического преимущества) и просчёт на несколько ходов вперёд, но даже так ИИ вполне достойно сопротивляется. А самое главное - он честный. Никаких скрытых подкруток и миллионов в кошельке, чтобы игроку было сложнее. Все параметры, в том числе и деньги, отслеживаются на протяжении сессии.

Advance Wars - крадущийся танк, затаившаяся артиллерия

Компьютерный соперник - это замечательно, но живой враг куда веселее. К счастью с этим полный порядок. Для мультиплеера в игре есть два режима: Versus и Link. Первый является обычным hotseat, когда пользователи просто передают друг другу консоль и ходят по очереди. Второй работает на нескольких портативках одновременно. Не обязательно даже, чтобы игроки имели свои копии, хватит и одной на всех.

Advance Wars - одна из достойных тактических игр в жанре turn-based tactics, если не лучшая. Здесь всё в порядке с простором для военных действий и вариативностью, хороший баланс в юнитах, неплохой ИИ. Она полностью соответствует принципу “Easy to learn hard to master”, когда в процессе прохождения кампании начинаешь осознавать скрытые возможности и фичи. Advance Wars разрабатывали как полноценный проект и постарались вложить в него максимум возможностей: мультиплеер, конструктор карт, ранговая система и поощрения за хороший матч. Когда я смотрю требования фанатов к следующей игре, они все касаются в основном включения новых функций, доступных в современных играх, а не исправления каких-то косяков, что уже говорит о многом.

Естественно это был не последний проект Intelligent Systems в серии. Позже появилась вторая часть, и ещё парочка вышла на Nintendo DS. Их значимость и качество - это дело отдельного блога, однако, если вдруг вы заинтересуетесь я бы посоветовал Advance Wars: Days of Ruin для тех, кто ценит сюжет и тактику, и Advance Wars: Dual Strike тем, кто предпочитает веселье и взрывы. На сегодняшний день Nintendo анонсировало ремейк первой части (если быть точным, то сборник из первой и второй). Судя по тому, что разработку они отдали левой студии, которая за свою несомненно бурную жизнь ни одной значимой игры не создало, а также по уровню картинки, могу сказать, что надеятся на что-то качественное не стоит. В любом случае это лишь моё мнение, лучше проверьте сами и посмотрите обзоры, вдруг случится чудо и я ошибусь.

На этом я прощаюсь с вами. И не забывайте, что даже среди древних игр существуют алмазы, достойные того, чтобы их откопали и прошли.

7272
48 комментариев

Ну извините, Wayforward не совсем уж никто в игроиндустрии. Или только экшены от третьего лица с графоном - значимые игры?

Про ремейк, очевидно, что IS просто проверяет интерес и живы ли ещё фанаты франшизы, вот и вкидывают порт с минимумом изменений. Купят игру - начнут пилить полноценный сиквел. Ну а война в первых частях считается весёлым времяпрепровождением да и вообще не подымается вопрос жертв, разрушений и всего такого, как будто в настолку играют. Видимо поэтому оформление порта под игрушечных солдатиков/миниатюры и запилили.

Ну а про сцену модификаций игр сообществом или Advance Wars by Web, сайт, позволяющий играть против других людей через браузер, имеющий своё комьюнити(с форумом, дискордом, и т.д.) и баланс, отличный от игр, вообще ничего не было сказано.

11
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Хмм... Advance Wars: Board Game... 🤔 
"Побежал в потентное бюро"

Ответить

Ну извините, Wayforward не совсем уж никто в игроиндустрии. Или только экшены от третьего лица с графоном - значимые игры?

Мне на ум приходит разве что одна из игр про Шанти. У них есть игры, которые бы чётко ассоциировались с разработчиком? Что-то такое, из-за чего можно смело сказать, что проект в их руках будет качественным?

Про ремейк, очевидно, что IS просто проверяет интерес и живы ли ещё фанаты франшизы, вот и вкидывают порт с минимумом изменений. Купят игру - начнут пилить полноценный сиквел.

Определить живы ли фанаты можно было по продажам WarGroove, для этого не обязательно "экспериментировать" с одной из лучших частей серии. Ванила тоже не отличалась серьёзным дизайном, но всё таки IS постарались выжать максимум из консолей и сделать приятную картинку. Всё, что я вижу в ремейке, - пластиковые танчики с минимум деталей, как в третьесортной мобильной игре. Смысл ремейка как раз сделать лучше оригинала, а не наоборот.

Ну а про сцену модификаций игр сообществом или Advance Wars by Web, сайт, позволяющий играть против других людей через браузер, имеющий своё комьюнити(с форумом, дискордом, и т.д.) и баланс, отличный от игр, вообще ничего не было сказано.

Потому что я об этом не знал. В этом и проблема поиска информации, какая-то часть может ускользнуть. Вполне возможно мы оба не знаем ещё о множестве сообществ AW или деталях, связанных с игрой.

Ответить

Если не пугает ретро - особенно хочу посоветовать Massive Assault, великолепный "клон" со своими идеями:
https://store.steampowered.com/app/34640/Massive_Assault_Phantom_Renaissance/?l=russian&cc=se

2
Ответить