Глубже, Господи, или Святая Мод

Доброго времени суток, сегодня речь пойдет о фильме Святая Мод или, как перевели наши локализаторы, Спасительница - дебютный фильм Роуз Гласс, вышедший в 2019 году. Как-то он прошел мимо российской публики, поэтому хотелось бы немного в нем покопаться, и статья скорее имеет цель вызвать интерес к фильму, особо не уходя в спойлеры, но пока немного контекста.

Глубже, Господи, или Святая Мод

Пост хоррор уже более пяти лет заслуженно находится в авангарде фильмов ужасов, и, судя по всему, почивать на лаврах пока не планирует, разбавляя жанр свежими идеями и подходу к самой структуре страха. Хоррор как жанр кино к концу нулевых окончательно закостенел в лице призраков, зомби, старинных таинственных домов, уже собрав все возможные штампы и по инерции продолжал движение в этом направлении, при этом все еще собирая отличную кассу, пока маленькая американская независимая компания А24 не начала один за другим выкидывать фильмы с совершенно другим подходом, впоследствии названным западными критиками пост-хоррором.

Глубже, Господи, или Святая Мод

Пост хоррор не пытается пугать, в привычном смысле этого слова, не тыкает в экран зубастых скримеров (нет, не так — скримеры случаются, но, как правило, не более одного-двух раз за фильм, что делает их только более неожиданными и пугающими), и несмотря на развивающийся сюжет, само время течет неспешно, размазанное по хронометражу как густой кисель, а за общей фабулой "ужастика" как правило скрывается исследование проблем обычных людей, как например смирение с утратой ребенка в Песни дьявола (Dark song в оригинале), или трагичный распад отношений в Солнцестоянии. Дебютный фильм британки Роуз Гласс не изменяет этому правилу, и берет за основу религиозный фанатизм, который скорее похож на что-то вроде параноидальной шизофрении, но, об этом позже.

Глубже, Господи, или Святая Мод

Итак, медсестра уходит с работы в госпитале после несчастного случая, меняет свое имя на Мод, и, преисполнившись альтруизмом, устраивается на работу сиделкой, а затем и берется ухаживать за умирающей от рака балериной Амандой. Аманда, как и подобает богемной женщине, даже несмотря на свою болезнь любит быть в центре внимания, устраивать пьянки, и спать с женщинами. Мод, ударившаяся в религию, не может не осуждать такой образ жизни, и даже смотрит на это с ревностью.

Глубже, Господи, или Святая Мод

Просматривая религиозные гравюры Уильяма Блейка (не случайно выбран именно Блейк — ведь он сам, как говорил, увидел Бога в окне в возрасте четырех лет, и потом на протяжении всей жизни испытывал всяческие религиозные видения) Мод вдруг видит свое предназначение — очистить душу Аманды от грехов, и подготовить к транспортировке в мир иной. За данную задачу Мод береться основательно, действительно видя в себе спасительницу, святую, и не замечая, что за желанием помочь Аманде скрывается нужда в острой помощи самой себе — оторванная от социума, погрязшая в иллюзорных мыслях, Мод начинает заниматься какой-то радикальной формой хлыстовства, истязая себя, и проверяя на преданность Всевышнему.

Большой красный дракон и чудовище из моря — Уильям Блейк (1805)
Большой красный дракон и чудовище из моря — Уильям Блейк (1805)

По всей видимости, при своих молитвах, Мод испытывает эротические переживания ("Я физически чувствую его в себе"), пребывая в каком-то предоргазменном состоянии, словно скульптура Людовики Альбертони, или Магдалина на картине Караваджо, что, кстати, имеет место быть и в реальности (погуглите, на ютубе куча видео со всяких служб, где женщины впадают в подобные состояния, а с чем это связано, это отдельная тема для обсуждения), и такие отношения только укрепляют ее связь с Богом, который, судя по всему, представлен в фильме тараканом, несколько раз показывающимся перед героиней.

Экстаз Магдалины, картина Караваджо, 1606 год.
Экстаз Магдалины, картина Караваджо, 1606 год.

Мы смотрим на мир глазами героини — буквально видим ее страхи, желания, и видения. И видим, насколько ее взгляд на мир далек от реальности. Фильм использует несколько приемов, чтобы показать это, и главный, и самый заметный из которых — перевернутое изображение. Мод порой буквально видит мир перевернутым, замечая то, чего нет, и тут большой вопрос, чем вызвано такое восприятие — ментальная болезнь? Скорее, что-то вроде посттравматического синдрома, который оставил большой отпечаток на психике. Подобным образом построена картина "Отвращение" Романа Полански. Но там акцент сделан на том, что общество не замечает, или даже закрывает глаза на ментально нездоровую девушку, использует ее в своих целях, пока болезнь не прогрессирует до крайней формы, и не приводит к непоправимым последствиям. Большинство кадров — это Мод, представленная крупным планом — хоть это и не делает особо богатым визуал (действительно, если пытаешься вспомнить фильм, в основном в памяти всплывают только эти крупные планы), зато это позволяет в деталях видеть реакцию главной героини на окружающий мир.

Отвращение (1965)
Отвращение (1965)

Завершает фильм очень эффектная концовка, которая буквально в несколько кадров показывает, насколько далеко порой может завести пребывание в собственных иллюзиях, и оторванность от реальности, и как порой наш разум, в нежелании принять эту самую реальность, рисует совершенно противоположную картину.

Глубже, Господи, или Святая Мод

Спасибо за то, что дочитали, вышло немного сумбурно, но, надеюсь, у кого-то эта статья вызовет интерес к фильму, подписывайтесь на телеграм t.me/thatshotishot порой буду выкидывать туда что-то подобное.

3030
7 комментариев

скучный затянутый фильм, про щизанутую девушку. 2 из 10

8

Поддерживаю, фильм до невозможности предсказуем. Кое как досмотрел, хотя казалось бы, идёт полтора часа.

3

Моя проблема со всеми этими пост-хоррорами в том, что на мой взгляд, они не тот жанр выбрали, для донесения своих идей. Страх - это низменное чувство, первобытное, если угодно. Соответственно хоррор - всегда был простым и максимально понятным жанром. Даже в Экзорцисте и Ребёнке Розмари всегда было четкое зло, и главный герой  ему противостоявший. 
Современные же хорроры пытаются корчить из себя не пойми что, стараясь максимально все запутать, засунуть под 100 слоёв аллегорий и метафор, в результате получается нихрена не хоррор, а обычный артхаус, который обзывают модным пост-хоррором. 
Эксперименты жанру нужны, но уж точно не такие, как в сабже. Вот посмотрел вчера Кроваво-красное небо. Да фильм слабоват в постановке и эффектах, но черт возьми, до чего же интересная идея. Террористы и вампир на одном самолете. И за счет этой идеи смотрится он с интересом, и не кажется затянутым, не смотря на хронометраж в 2 часа. 
Следом смотрел Злое, от Джеймса Вана. Там глуповатый, предсказуемый сюжет, но фильм смотрится легко, по началу и в финале - жутковато, в середине - экшоново. Оба этих фильма не пытаются выдавливать из себя претанциозность, хотя оба фильма несут глубокую мысль. Все просто и понятно, не нужно иметь степень философии или религиоведении, чтобы понять все что авторы хотели сказать. 
Будем честны, когда мы повзрослели, ужастики перестали нас пугать. Сейчас бояться можно счетов за коммуналку, просрочки по кредиту и прочей взрослой хрени. Поэтому страшные хорроры найти все труднее (мне, во всяком случае), так пусть они будут хотя бы интересными. 

2

Эротически-религиозный микс также был замечен в мадаме из шоу эппл «видеть». Зрелище мягко говоря непривычное)