Кинопиратство: кто, как и когда начал воровать фильмы

Пиратство… как много в этом слове! Как близко оно нашему, русскоязычному коммьюнити! Хотя пиратят контент во всем мире, именно страны СНГ многие небезосновательно считают настоящей Тортугой в океане цифрового контента. Мы привыкли скачивать с торрентов все, что угодно от дорогого и сложного софта, до фильмов и сериалов.

Но ведь воровство контента и чужой интеллектуальной собственности это не современное изобретение. Эти грязные делишки гораздо старше. Воровать чужие произведения начали еще в Античные времена. Неспроста большинство Древнегреческих и Римских рукописей дошло до нас лишь в виде цитат. Воровали тогда очень и очень активно.

Но давайте не будем уходить слишком далеко и поговорим о воровстве видеоконтента. Это для нас как-то ближе, правда ведь? Когда вы последний раз скачивали фильм с торрента или смотрели свой любимый сериал онлайн без регистрации и смс? Скорее всего недавно. И это при наличии огромного множества вполне легальных и не очень дорогих онлайн-кинотеатров и стриминговых сервисов.

А помните, что было раньше? Помните видеосалоны и прокат кассет с фильмами, которые озвучивал Гаврилов? Помните, как записывали кино, которое показывали по телевизору, чтобы потом передавать кассету по кругу всем своим друзьям? Помните… А хотя ладно, давайте поговорим обо всем по порядку.

Для тех, кто любит смотреть, есть видео:

А для любителей слушать есть подкаст Вконтакте (и на других подкастерских площадках тоже :))

Как вы думаете, когда начали пиратить кино? Буквально с момента его появления. Учитывая то, что до кинематографа успешно воровали друг у друга сюжеты, персонажей и другие идеи для театральных представлений, это неудивительно. Хотя с кинематографом с самого начала все было куда интереснее.

В 1910-х годах единоличным владельцем патентов на использование киноаппарата и кинопроектора был Томас Эдисон. По сути он являлся монополистом в мире кино. Без его ведома и без его участия никто не мог снимать и показывать фильмы в кинотеатрах. Чувствуете этот запах тонны грязных зеленых бумажек, которую он мог заработать на растущей киноиндустрии?

Этот же запах чувствовали и свободолюбивые киноделы, которые считали монополию неправильным подходом. Они пытались снимать независимое кино, а Эдисон с ними безжалостно боролся. По закону режиссеры тех времен, которые не признавали единоличный контроль одного человека над целой индустрией, были самыми настоящими пиратами.

А вот по факту все было наоборот — как пират вел себя именно Томас Эдисон, ведь для борьбы с нелегальным кино он использовал чисто гангстерские методы. Нанятые им люди врывались в кинотеатры и разбивали нелегальную видеоаппаратуру, которая обычно была приобретена за рубежом. Зрителей с таких показов грубо выгоняли, а иногда вообще совершались поджоги ради устрашения других несогласных с политикой Эдисона.

Параллельно Томас организовал трест с названием Motion Picture Patents Company, который боролся с нелегальными показами кино с помощью судов.

Кинопиратство: кто, как и когда начал воровать фильмы

Противники Эдисона, которых было немало, тоже не сидели сложа руки. Они заваливали суды и государственных чиновников жалобами на “монопольного пирата”. Это прозвище дали Эдисону в прессе.

Эта история закончилась лишь в 1918 году, когда был принят закон, разрешающий всем желающим свободно снимать и показывать кино. Но пиратство, конечно же, не было побеждено. Оно только набирало обороты.

Свобода сделала свое дело, и киноиндустрия в США задышала полной грудью. Независимые режиссеры и студии снимали фильмы, кинотеатры брали пленки в аренду и устраивали сеансы, с виду все хорошо. Если только не начать копать глубже.

А стоит только слегка углубиться в эту систему, и станет видно, что пиратства и ворованного контента стало еще больше, чем было раньше. Было несколько рабочих и довольно простых схем.

Первая самая банальная — киноленту брали в аренду на конкретное количество дней, но крутили чуть дольше. Правообладатель не мог уследить за всеми копиями, а вся касса, собранная в “дополнительные” дни, шла в карман к прокатчику.

Следующая схема уже посложнее, но и гораздо прибыльнее. Арендованные кинопленки обычно развозили ребята из сторонней компании, занимающейся грузоперевозками. Владелец кинотеатров предлагал им за некоторую сумму денег заехать куда-нибудь по пути и перекусить, оставив машину без присмотра.

Доставщики так и делали, а потом с невинным видом рассказывали приехавшим копам о том, что они всего на 5 минут отошли, а кто-то уже украл пленку. Ну а пленка в этот момент уже успешно копировалась и рассылалась по кинотеатрам. Вся прибыль с показов этих копий шла только в карман прокатчика, который промутил такую хитрую схему.

Кинопиратство: кто, как и когда начал воровать фильмы

Из-за этих схем уже в 30-40-е годы появилось огромное множество инспекторов и полицейских агентов, которые работали только в сфере пиратства. Они контролировали, какие пленки крутят в кинотеатрах, устраивали контрольные закупки нелегальных копий и безжалостно сажали недобросовестных прокатчиков в тюрьму. Все это сильно уменьшило количество тех, кто был готов рисковать и воровать контент, но новая беда пришла, откуда не ждали.

В 60-70-х годах роль злостных пиратов взяли на себя телекомпании. Тогда телевидение было в самом расцвете, а телеканалы охотно скупали кинопленки, чтобы показывать их в своем эфире.

Только вот эфирное время у телевизионщиков было поделено на слоты, которые чередовались с рекламой. При этом показывать фильмы целиком телеканалы не хотели, слишком уж долго. Их решение было очень простым и абсолютно отвратительным — они нарезали фильмы как считали нужным, чтобы те влезали в эфирные слоты и вписывались в программу трансляции. А между кусками фильма вставлялось по 9-10 рекламных пауз. При таком подходе некоторые фрагменты фильма оказывались “лишними” и просто выбрасывались.

В результате фильм мог лишиться важных сцен, а то и полностью поменять смысл, ведь для телевизионщиков было неважно, что там хотел передать режиссер своим зрителям. Порой хронометраж фильма в телевизионной версии уменьшался в 2, а то и 3 раза!

Кинопиратство: кто, как и когда начал воровать фильмы

Какое-то время режиссеры терпели это хамство, но в конце концов киноделы во главе со Стивеном Спилбергом и Джорджем Лукасом взбунтовались. Они яростно доказывали, что фильм нельзя резать, как батон хлеба, и они доказали свою правоту. Телекомпаниям пришлось находить в своем эфирном времени достаточное количество слотов, чтобы показывать полноценные кинокартины.

Но как вы понимаете, золотой век пиратства был только впереди.

К концу 70-х, началу 80-х на рынках появилось огромное количество видеоплееров, позволявших не только смотреть кино дома, но и копировать его. Каждый обладатель видеомагнитофона мог без проблем перезаписать фильм на любое количество VHS-кассет. Для киноделов это была катастрофа.

Поначалу кинокомпании стали бить тревогу и кричать о том, что “пираты уничтожат киноиндустрию!”, но довольно быстро поняли, что со зрителями воевать бесполезно и даже вредно. И вот тут они воспользовались принципом “Не можешь победить — возглавь”.

Стали выпускаться легальные VHS-кассеты с фильмами для домашнего просмотра. Естественно, это не было панацеей, но это оказалось лучшим выходом из ситуации.

Кинопиратство: кто, как и когда начал воровать фильмы

Учитывая то, что пиратами теперь стали рядовые зрители, шансов на победу у киноделов не было. Именно с появлением доступной обычному человеку видеоаппаратуры родилось такое понятие как экранная запись или просто “экранка”. Смелые ребята брали билеты в кинотеатры на последние ряды, приходили с камерами и записывали фильмы на VHS.

Качество было вырвиглазным, в кадр постоянно попадали чьи-то головы, на фоне люди хрустели попкорном и булькали колой, но это же халява!!! Некоторые пираты шли дальше и приносили с собой диктофоны для более качественной записи звука, а потом накладывали аудиодорожку на видеоряд.

Самой большой удачей было урвать раннюю версию фильма и скопировать ее. Эти версии рассылались журналистам и критикам задолго до премьеры, чтобы те могли написать свои статьи и рецензии. В ранних версиях фильмы были недоделаны, там отсутствовали спецэффекты, были проблемы со звуком, но зато пиратские копии появлялись еще до официального релиза.

Наверняка многие из вас помнят те самые видеосалоны и видеопрокаты из 90-х, где лицензионных кассет с фильмами попросту не было. 99% того, что было на наших полках — пиратские копии разного качества.

Были и совсем отвратные версии фильмов, но были и те, что до сих пор теплотой отзываются в сердцах людей. Отдельным видом искусства можно назвать переводы и озвучку фильмов, которые тогда почти всегда были одноголосыми и любительскими.

Тем, кто не застал эти времена, такая ностальгия покажется странной, но разве можно без улыбки и ностальгической слезы слушать шикарную озвучку Андрея Гаврилова.

А переводы и озвучка Гоблина? Эх, сколько же мемных фраз и диалогов они нам подарили. Сколько же фильмов сложно даже представить с иной озвучкой.

Кинопиратство: кто, как и когда начал воровать фильмы

Конечно, такие копии довольно быстро изжили сами себя. В погоне за деньгами пираты настолько опустили планку качества, что смотреть на их экранки без слез было невозможно. До сих пор такие копии считаются самым низкокачественным вариантом, который только может быть. К тому же сам формат VHS стремительно вышел из моды, ведь появились DVD-диски.

Новый носитель запустил новую волну пиратства. Диски были компактнее, что позволяло еще незаметнее вести запись в кинотеатрах. А еще они были гораздо вместительнее. Помните все эти сборники аля 10 фильмов в одном? С кассетами такой фокус не прокатил бы.

Здесь все прошло по той же схеме, что и с кассетами. Киностудии выпускали фильмы на новых носителях, но пираты заполоняли рынок более дешевыми копиями, так что большинство людей смотрели пиратки и не возникали.

И вот мы вплотную подошли к тому, что имеем на данный момент. Чуть раньше мы упоминали золотой век пиратства, так вот он наступил как раз после популярности VHS и DVD. Интернет — вот тот самый океан, где зародилось и до сих пор живет братство, чье кредо звучит так “Йо-хо-хо и репак с торрента”.

Уже к 2000-м Интернет стал достаточно быстрым и популярным, чтобы худо бедно обмениваться файлами, даже такими тяжелыми, как фильмы. А цифровой формат позволял смотреть кино на любом компьютере без дополнительного оборудования и каких-либо сложностей.

И если в 90-х и самом начале нулевых технологий для быстрой и бесперебойной передачи фильмов еще не было, то к середине нулевых появилось то, что ударило киноиндустрию так, как ее еще никогда не били. P2P или же полностью Peer-to-Peer — технология, дающая возможность без проблем обмениваться файлами всем участникам сети.

Кинопиратство: кто, как и когда начал воровать фильмы

Если не вдаваться в технические подробности, то это та самая технология, которая позволила интернету стать по-настоящему народным. Суть P2P в том, что все компьютеры в сети являются равноправными и равнозначными. Работа не завязана на одном или нескольких серверах, которые можно отключить или просто контролировать. Это означало то, что правообладатели никак не могли пресекать распространение пиратских копий.

Конечно, кинокомпании не сдавались и пытались бороться изо всех сил, но они понятия не имели, в какую сторону им нужно воевать. Сначала они пытались отлавливать и судиться с обычными пользователями, передающими пиратский контент. Затем попытались засудить компанию Kaleidoscape, разработавшую технологию копирования фильмов с DVD и проигрывания их на любых устройствах.

В 2008 году под давлением представителей кинобизнеса в США приняли “Акт об IP”. Это закон, разрешающий без особых разбирательств блокировать любые сайты, на которые пожалуются правообладатели.

В 2012 был закрыт крупнейший файлообменник того времени — Megaupload. Это событие преподносилось как торжество правообладателей. Ха-ха, наивные.

Постепенно в развитых странах, а особенно в США, законы о нарушении авторского права становились все жестче. Сейчас, например, ФБР может вломиться в дом к любому, кого подозревают в незаконном копировании и распространении кинофильмов.

Кинопиратство: кто, как и когда начал воровать фильмы

Но тут ситуация как с гидрой — можно рубить головы, но на месте каждой вырастет несколько новых. Одни только торрент-трекеры чего стоят. Технология работает безотказно, позволяя без проблем передавать любые файлы любому количеству пользователей. А армия тех, кто обходит защиту авторского права и делает из чьей-то интеллектуальной собственности общественное достояние, велика, как никогда.

И все-таки, хоть к пиратству можно относиться по-разному, какой эффект оно оказывает на киноиндустрию? Кто-то говорит, что нелегальный контент это однозначное зло, кто-то наоборот считает, что пираты это что-то вроде санитаров, да и вообще с чего бы платить такие деньги за просмотр фильмов. Истина как всегда по середине.

С одной стороны действительно из-за пиратства киноиндустрия теряет много денег. Особенно страдают маленькие студии, у которых нет огромного запаса прочности и которые зависят от успеха каждой своей картины целиком и полностью.

С другой стороны не будь пиратства, вполне вероятно, что кинокомпании не стали бы никогда издавать свои фильмы на DVD, не появились бы стриминговые сервисы и онлайн-кинотеатры. Зритель был бы вынужден смотреть кино только в кинотеатрах или по телевизору с кучей рекламных вставок. Звучит не очень круто.

Кинопиратство: кто, как и когда начал воровать фильмы

Как бы то ни было, пираты и пиратский контент были одним из стимулов для киноиндустрии. Они двигали кино вперед, хоть и совсем неочевидными способами.

И хотя пиратство развито до сих пор, особенно в странах СНГ, ситуация далека от катастрофы. Производители видеоконтента становятся мудрее и вместо бесполезной войны ищут компромисс. На данный момент одной из самых распространенных причин потребления пиратского контента является высокая цена подписки на онлайн-сервисы. Ну а раз вопрос лишь в цене, то баланс рано или поздно будет найден.

Кинокомпании стараются выпускать фильм в прокат во всем мире одновременно, чтобы у зрителей не было соблазнов посмотреть пиратку раньше премьеры. Промежуток между премьерой в кинотеатрах и выпуском DVD, а также появлением фильма в онлайн-сервисах стал минимальным.

У пиратов остается все меньше причин воровать контент, хотя будем честными, не всегда нужна весомая причина. Для многих из нас скачать фильм с торрента стало настолько сильной привычкой, что никакие послабления от правообладателей не изменят этого.

Для многих пиратство стало не просто возможностью сэкономить, а стилем потребления. Кто-то придерживается взглядов, что все должно быть общим и бесплатным, кто-то любит чувствовать себя тем, кто обманул систему, а кто-то хочет быть бунтарем против этой системы, и его протест — это отказ платить за контент.

А как вы относитесь к пиратству? Качаете ли фильмы с торрентов или вы честный потребитель, который всегда платит за продукт? Будет интересно увидеть ваше мнение в комментариях.

3131
71 комментарий

Прочёл я этот недопост. Что можно сказать - тема облизана с ног до головы уже тыщу раз и гораздо детальнее чем в этой писанине, учитывая обе стороны вопроса, а не только белых и пушистых правообладателей и клятых пиратов, которые готовы на что угодно, лишь бы не платить за контент.
Прикрепил ролик. Посмотрите на досуге что могут и что делают корпорации с авторским правом и самим контентом.

Конкретно про СНГ - я согласен с тем, что многие пиратят по привычке, но абсолютное большинство делает это из-за своего нищего состояния, которое не позволяет тратить деньги на что-то кроме базовых потребностей. Выньте уже наконец голову из задницы и посмотрите в окно. Дальше лучше не будет. А они тут затирают про покупки онлайн контента, который исчезнуть может если Чебурнет тот же поднимут.
* Пираты, так называемые, порой куда более лучшее качество сервиса предоставляют нежели лицензиаты, но последние же конечно всегда белые и пушистые

26

Конкретно про СНГ - я согласен с тем, что многие пиратят по привычкеНу вот не надо забывать, что многие пиратят с целью экономии денег в т.ч., которых в СНГ в принципе мало у народа. Что у нас там? Нетфликс, Амазон, ХБО (хз есть ли оно в СНГ, но пусть будет для примера), Дрисней, Иви, Кинопоиск, может кто-то еще ТНТ фигачит, ваканим ради анимешек и еще какую фигню. Далее всякие там спотифаи, ютубы, вкмузыка, яндекс музыка. Далее еще какие-то приложухи, за которые ежемесячная плата вносится. Закончим тем же геймпассом и пс плюс. И это я может быть не всё упомянул, а только то, что на слуху крутится. Итого что получается? А не слишком ли вы ребята ох**ели? Этому подай, этому принеси, этому заплати... Итого получаеся весьма кругленькая сумма. А всё почему? Потому что этого контента нет там, этого контента нет тут, а этот контент вообще эксклюзивный... Я бы и не прочь отдать там рублей 500 в месяц на ОДИН кинотеатр, где я смогу смотреть ВСЕ, что меня интересует. Но ведь такого нет. А еще не будем забывать про игрушку Блек энд Вайт, где права чёрт кому принадлежат и хрен ты где купишь лицензию и игру в частности. Так что вот. Пиратят не по привычке. В привычку уже входит платить за всё. Пиратят из-за удобства. Тем более, в век, когда на качество продукта уже давно кладётся болт - это еще "протест". Смешно звучит, но я рад, что некоторые фильмы посмотрел именно в пиратке, а не потратил на них деньги пошёл в кинотеатр, с сопутствующими там тратами

13

Товарищ, вы воюете не то, что не туда, вы вообще не там воюете. Я в данной теме не хотел занимать ничью сторону. Сам иногда пирачу, иногда считаю, что стоит купить.

Касательно нищего СНГ, вы не поверите, но на стоимость подписок на стриминги, например, жалуются и жители западных вполне богатых стран. Цены часто устанавливаются в соответствии с регионом, чтобы максимум баблишка собрать.

3

Я согласен с автором: истина (как это чаще всего и бывает) находится где-то посередине. И дело не в корпорациях со сверхприбылями (хотя и в них тоже) и даже не в нищем населении (хотя и без него не обходится). Тут скорее вопрос самого сервиса и обязательной «подписки», хотя мне, к примеру, совершенно не интересно процентов 95 контента, доступного у +\- любого стриминга. Я бы предпочёл возможность купить / арендовать конкретный сериал/фильм за разумные деньги. И если в, скажем, Америке такая возможность условно (потому как там тоже есть не все) есть, то у нас и фильмы-то во всяких ЭпплТВ и Гуглах появились достаточно недавно. Этой сфере не хватает регулирования. Не хватает условного цифрового магазина, в котором ты можешь приобрести тот или иной контент, или сервиса, где ты мог бы его легально посмотреть по модели аренды. Но это невыгодно стримингам, ибо тогда они лишатся немалой доли своей прибыли. Плюс не все элементарно доступно (что на мой взгляд тот ещё бред, хотя я понимаю, что во многом приятна кроется в контрактах на дистрибьюцию). Так что пиратство будет процветать как минимум до тех пор, пока легальный способ просмотра не станет хотя бы настолько же удобным, как пиратский.

1

Как говорил великий Габен еще в 2011: 
"Пиратство — это почти всегда проблема сервиса, а не цены. Если пират предлагает продукт, доступный по всему миру, 24/7, который можно приобрести не вставая из-за компьютера, а легальный распространитель заявляет, что продукт имеет региональные ограничения, выйдет в вашей стране спустя три месяца после релиза в США и будет продаваться только в розничных магазинах, то сервис пирата более ценен."

18

Пиратство — это почти всегда проблема сервиса

Поэтому Вольво все свои игры превратила в FTP сервисы, которые без привязки к онлайну и сетевым функциям превращаются, в ненужный мусор, и их невозможно украсть. 

Можно вспомнить HL Alyx, но это де факто рекламная кампания, для собственного VR шлема. 

И так сделала не только Вольво, а большинство индустрии, теперь там гуляют, почти все деньги...  

1

Половина этой фигни уже не актуальна на сегодняшний день.