Desert Strike

Когда-то трава была зеленее, игры ламповее, а консоли примитивнее. Когда-то главным мерилом качества консоли было количество битов, а не террафлопсов.

Desert Strike

В те времена главной из них была Sega Mega Drive, и многие из олдскульных геймеров вспомнят великие хиты Sonic the Hedgehog, Golden Axe, Streets of Rage, Duna II, Mortal Kombat и т. д. О всех этих играх можно поговорить отдельно, но есть одна игра, о которой никто сегодня и не вспомнит, но которая когда-то была дико популярным хитом.

Игра, которая нашла популярность на фоне актуальной темы Войны в Заливе, и которая принесла огромную кучу денег небезызвестному издателю EA. Встречайте: Desert Strike. Будучи исполненной в жанре shoot 'em up, но с претензией на симулятор, Desert Strike повествовала об экипаже боевого вертолета AH-64 «Апач», посланного на секретное и опасное задание в Заливе. Местный диктатор, генерал Килбаба, очень опасный и невообразимо злой (в катсцене окунает пленника в бочку с кислотой, и при этом улыбается так, как может улыбаться только пиксельный суперзлодей), собирается запустить ядерные ракеты по крупным западным городам, поэтому бравые американские пилоты должны срочно спасти мир.

Вертолет игрока, аванпост Армии США и коробка с боеприпасами.
Вертолет игрока, аванпост Армии США и коробка с боеприпасами.

Да, вот так просто, один вертолет против целой армии безымянного арабского диктатора. Сюжет банален донельзя, но и сама игра ни капли не претендует на драму. В центре внимания — увлекательный геймплей.

Итак, брифинг проведен, фрегат на позиции, вертолет готов к взлету. Перед взлетом можно выбрать напарника: от выбора зависят характеристики вертолета. При этом лучший напарник недоступен: его нужно будет найти на поле боя и вызволить. Вы устремляетесь на первую миссию.

Камера сверху — классическая изометрия. Интерфейса как такового нет: чтобы посмотреть параметры вертолета, нужно открыть меню паузы. Перед вами только ваш вертолет и окружающая земля. Вскоре откроется страшная правда: полет вертолета расходует топливо (но не над водой; почему-то в пространстве вокруг фрегата топливо не тратилось вообще), а снаряды не бесконечные.

В распоряжении пилота: 38 ракет «Hydra», 8 ракет «Hellfire» и довольно много боеприпасов для автоматической пушки M230. Боеприпасы и топливо можно найти на небольших аванпостах или на вражеских военных базах, но их количество ограничено, поэтому нужно аккуратно планировать полет и атаку.

В меню паузы также есть подробная карта местности, с маркерами целей, известными местами с боеприпасами/топливом и дружественными войсками. При этом чем дальше по сюжету, тем меньше информации у игрока о местности.

Уничтожение лагеря в рамках одного из заданий в игре.
Уничтожение лагеря в рамках одного из заданий в игре.

Вот игрок вступает в первый бой: враги атакуют с помощью автоматических пушек. Скорость снарядов достаточно медленная, позволяет увернуться, но некоторые все же попадают. Броня вертолета довольно крепкая, но не бесконечная: опять же, на карте есть комплекты брони, с помощью которых можно полностью восстановить обшивку, но их еще поди найди. Альтернативный способ: поднять на борт экипаж.

Вопрос о том, как (и куда?!) на «Апач» помещаются шесть бойцов, остается открытым и по сей день. Но за каждого спасенного солдата/гражданского/пленника восстанавливается часть брони. Видимо, техники в этой игре ничего не делают за бесплатно. Вот он, военный капитализм ;)

Любого врага можно убить и выстрелами M230, но в некоторых стрелять придется долго. Например, старые знакомые советские «шилки» просто так не пробить. Легче все же потратить пару «гидр», а «хеллфаир» сделает работу еще быстрее. Лучшая тактика: потратить все боеприпасы на врага, отступить, взять новые и вернуться.

Если подобрать боеприпасы до истощения, неиспользованные просто исчезнут, заменятся новыми, что неэффективно. Поэтому между миссиями будет увлекательный геймплей по поиску припасов. Пилоты могут рассчитывать только на себя, ведь очевидно, что один вертолет без поддержки легко справится с армией опасного ядерного террориста.

За пять миссий игроку придется уничтожать вражеские конвои, взрывать военные базы, нефтяные цистерны (свят, свят!) и пусковые шахты ракет, спасать жителей городов, перехватывать готовящиеся к взлету стратегические бомбардировщики — заданий много, и все они разнообразные. Ни на одном этапе игрок не заскучает... Если, конечно, не погибнет.

Врагов иной раз много, некоторые стреляют ракетами, поэтому погибнуть становится довольно легко. А это означает запуск миссии по новой (а если игрок не удосужился записать код миссии, то заново придется начинать всю игру — добро пожаловать в консольный гейминг 1992 года). Но с каждой успешной миссией игрок будет приближаться к злобному генералу Килбаба, чтобы в конце уничтожить угрозу для свободного мира раз и навсегда!

Навсегда ли? Ну, не совсем.

Потом выйдут продолжения — в Jungle Strike окажется, что сын Килбабы желает отомстить, поэтому готовит ядерный удар по Вашингтону. Конечно же, бравый пилот (к тому времени уже будучи частью некой секретной службы) остановит врага, но его преспешник успешно перекочует в третью часть, Urban Strike, где бравому пилоту вновь придется спасти мир от злодея и его супероружия. А потом еще два раза, ибо серия Strike насчитывает в себе пять игр, плюс шестая, вышедшая немного в другом виде. Да, детишки, EA доила успешные франшизы еще до того, как их стали за это ненавидеть.

То, что игрок будет видеть чаще, чем хотелось бы.
То, что игрок будет видеть чаще, чем хотелось бы.

Но Desert Strike останется в моем сердечке не как игра с богатой историей, а как тот древний военный хардкор, где настоящая драма — это не успеть долететь до фрегата и разбиться на берегу Залива. Или не успеть спасти союзников. Или провалить главное задание и затем, склонив голову, лететь обратно на фрегат, где игроку сделают суровый выговор за провал.

Множество попыток, бессонные ночи, попытки читерить и перескочить миссии с помощью кодов — это была игра тех времен, когда сложность не была маркетинговым ходом, а игровые журналисты умели играть. За это и останется в памяти.Я бы закончил текст на мысли, что неплохо было бы получить ремастер, но платить 2к за игру 1992 года я еще не готов — а судя по ремастеру C&C, меньше EA за него не запросит.

Автор: Алексей Иванов. Сообщество CatGeek.
Автор: Алексей Иванов. Сообщество CatGeek.
187187
107 комментариев

но есть одна игра, о которой никто сегодня и не вспомнит

51
Ответить

На самом деле, я жутко доволен, что столь много людей тут делятся ностальгией по серии Strike. Это круто.

2
Ответить

А еще были Урбан страйк и Джангл страйк. Причем в одной из миссий я очень долго ракеты томагафк уничтожал. Их очень-очень сильные танки охраняли

23
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

А еще совьет страйк, помню очень тащился от всех частей

Ответить

Еще была кстати неплохая игра про вертолет Red zone, начальная заставка на то время вообще бомбой казалась :)

13
Ответить

Еще там был офигенный по меркам Сеги OST.

2
Ответить