Бесконечные истории у вас в кармане

Весной этого года на конференции «Нарратив в играх» нам удалось поговорить о нарративе в мобильных играх с руководителем нарративного направления компании Belka Games Александром Пугачевым. Мы затронули два основных вопроса: «Зачем в мобильных играх нарратив?» и «Как разрабатывается нарратив в мобильных играх?»

Бесконечные истории у вас в кармане

Ежедневно на рынок мобильных игр выходит огромное количество новинок. В апреле 2021 года, согласно данным AppAnnie, TOP-5 по заработку в США в жанре головоломок составили: Candy Crush Saga, Homescapes, Project Makeover, Gardenscapes и Toon Blast. 3 игры из 5 имеют сильный сквозной сюжет, а в Project Makeover даже два сюжета: преображение участников шоу и их жилищ, а также противостояние с бывшим режиссером шоу, которая пакостит игроку. Candy Crush Saga не имеет сюжет, но сотрудники King, компании-разработчика игры, неоднократно говорили, что на проекте есть нарративные дизайнеры, работающие над консистентностью конфетной вселенной и придумывающие забавные сценки с персонажами. В Toon Blast тоже нет сюжета, но есть нарратив в виде харизматичных персонажей, нарративной подачи механик, и как расширение игровой вселенной – анимационные фильмы от разработчиков на Youtube. Запрос на нарратив в мобильных играх растет: помимо привычных Match-3 с метой, сюжетами обрастают фермы и мидкорные проекты, а также появились free-to-play визуальные новеллы.

Зачем нужен сюжет?

Бесконечные истории у вас в кармане

Человеческий мозг устроен так, что он из всего делает повествование, поэтому все мы с детства любим слушать и рассказывать истории, игроки мобильных игр не исключение. Сейчас мобильные игры проходят те этапы, которые проходили раньше компьютерные игры. Раньше видеоигры были больше про механики, с минимальным или вообще без сюжета. Сейчас это уже произведения искусства с сильными визуалом, звуком и повествованием в целом. Чтобы понять масштаб, можно вспомнить игру Space Invaders и сравнить ее с Mass Effect – обе игры про защиту вселенной, но подача абсолютно разная.

В мобильных играх запросы игроков также постоянно растут. Уже не хочется простых механик, хочется сюжета, запоминающихся персонажей, тайн. По рынку видна тенденция к улучшению качества нарратива.

На какие метрики влияет нарратив?

  • Retention. Механики цепляют, но именно нарратив заставляет возвращаться в игру.
  • LTV. Чем дольше игрок играет, тем больше LTV.
  • Вероятность сконвертировать неплатящих.

Опыт Belka Games

Бесконечные истории у вас в кармане

Компания Belka Games постоянно работает с коммьюнити, чтобы учитывать их потребности, подбирать интересные темы, форматы и события. Так, по одному из опросов игроков Clockmaker, студия выяснила,что подавляющее большинство активных игроков либо постоянно читает диалоги в игре, либо чаще читают, чем не читают.

Подход к нарративу

Бесконечные истории у вас в кармане

Многие принципы подхода к нарративу унаследованы от ситкомов:

  • «Бесконечная история». Для этого необходимо придумать сильный конфликт и вокруг него строить сюжет.

  • Персонажи не проходят арки трансформации. Когда зритель смотрит ситком, ему нравятся в персонаже какие-то конкретные черты. На разнице характеров строятся смешные ситуации. Зритель, или в нашем случае – игрок, хочет наблюдать персонажа в том состоянии, в каком он есть.

  • Отношения между персонажами не развиваются. Если персонажи, например, флиртуют друг с другом, то они так и не перейдут к полноценным романтическим отношениям.

  • Используются архетипы из книги «8 комедийных характеров» Скотта Седиты, такие как Дуралей, Язва, Обаятельный неудачник, Логичный умник и т.д.

  • Законченные истории в Live-Ops событиях. В этом случае игрок закрывает потребность в завершенности и с чувством выполненного долга возвращается к основному сюжету.

Конфликт

Бесконечные истории у вас в кармане

Конфликт – это топливо для бесконечной истории: злодей устраивает пакость, мы решаем проблему, получаем какую-то награду: игровой прогресс, кусок сюжета и т.д. Далее новая пакость и повторение по кругу. Получение чего-то нового не дает игроку чувствовать себя, словно он стоит на месте.

Визуально глобальный конфликт напоминает вертикальный сериал со сквозным сюжетом: конфликт идет по нарастающей и сюжет делится на арки.

Live-Ops же в отличие от основного сюжета являются законченными, они не связаны с другими событиями игры, но при этом глобальный конфликт в них учитывается.

Формат и стиль

Бесконечные истории у вас в кармане

У мобильных игроков короткие игровые сессии, поэтому сложные и витиеватые истории тяжело подать. Повествование разбивается на короткие фрагменты. Основные ограничения для этих фрагментов: количество реплик и количество символов. В среднем в диалоге 4-6 реплик, в каждой в районе 100 символов.

Многие, особенно начинающие нарративные дизайнеры, думают, что диалоги в казуальных играх – это сухая подача информации «в лоб», но это не так. Чем живее и красочнее говорят персонажи, тем больше игроки хотят проводить время в их компании. Необходимо понимать, что «казуально» не значит «просто» или «скучно».

С самим видео выступления можно ознакомиться на нашем Youtube-канале для разработчиков. А следить за будущими мероприятия вы можете в Группе разработчиков игр ВШБ НИУ ВШЭ.

Автор лекции: Пугачев Александр

🎮И приглашаем всех желающих на Онлайн-день открытых дверей программы "Менеджмент игровых проектов", который состоится уже 28 октября 2021г. (четверг), в 19:00. Автор самого интересного вопроса к преподавателям получит портативную консоль Nintendo Switch 🏆

2222
12 комментариев

Конфликты у вас конечно уровня Шекспира

16
Ответить

А теперь это ААА-сюжет.

17
Ответить
Комментарий удалён модератором

Очень необычный подход, никогда такого не видел

1
Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить

Чего заминусовали-то, неплохой разбор же. Описанный подход к нарративу не является синонимом "донатной помойки", её можно и нужно применять в не очень тяжелосюжетных играх.

2
Ответить

Спасибо за текст!

1
Ответить