Чайки не то, чем кажутся: мнение о фильме «Маяк»

Взгляд обычного пользователя DTF на новое кино Роберта Эггерса с небольшим отступлением про предыдущую работу режиссера.

Чайки не то, чем кажутся: мнение о фильме «Маяк»

Роберт Эггерс — один из режиссёров новой волны, которым посчастливилось получить всеобщее признание и нехилый толчок в карьере сразу после дебюта в кино. Сначала американец снимает первый полнометражный фильм и берет приз за лучшую режиссуру на фестивале Сандэнс, а через несколько лет в своей второй работе имеются в распоряжении два весьма заметных голливудских актера.

Заслуженный ли первый успех? Определенно. В своё время только от трейлера «Ведьмы», как мне кажется, можно было отложить злополучный «кирпичный дом» (уж простите за такую банальность). К счастью, и само кино вышло именно таким, каким я его ожидал.

«Ведьма» — хоррор, повергающий в состояние настоящей жути. Делается это искусно за счет минимума скримеров, реально будто бы дьявольского саундтрека, и, что самое главное, невероятно тягучей и мрачной атмосферы. Это тёмный буквально во всех смыслах фильм, особенно после финала которого есть ощущение, что просмотрел небольшой ад, сошедший на киноплёнку.

Но еще одно большое достоинство заключается в том, что, в отличии от работ других молодых хоррор-мейкеров, которые преимущественно выдают скорее претенциозный и понятный только кинокритикам артхаус, чем фильм ужасов, в основе сюжета «Ведьмы» лежит вполне понятная история о пуританской семье образца ХVII-го ст., с которой начинают происходить пугающие вещи. При желании, можно конечно же попробовать изучить все присутствующие метафоры и символизм, однако для понимания картины делать это вовсе не обязательно.

Собственно, поэтому новая работа Эггерса «Маяк» была для меня одним из ожидаемых фильмов конца 2019 года, чему также поспособствовал необычный и напряженный трейлер.

Забегая наперед, вынужден признать, что получился скорее и не хоррор вовсе. Но так ли это плохо? Конкретно в случае с «Маяком» — нет.

События фильма разворачиваются в конце ХIХ-го века. Одинокий маяк расположен на каменистом островке посреди бурного моря. Именно сюда прибывают на 4-недельную вахту старый ворчливый смотритель маяка Томас Уэйк (Уиллем Дефо) и его молодой помощник Ифраим Уинслоу (Роберт Паттинсон). Смотритель крайне строг со своим подопечным, нагружает его тяжелой физической работой, а также по неизвестной причине запрещает подниматься на маяк. При таких условиях, отношения между двумя мужчинами уж точно не пойдут в положительном направлении и приведут к непредсказуемым последствиям.

Уверен, что начиная примерно с середины картины, неоднократно могут возникнуть вопросы к происходящему на экране. В этот раз Эггерс делает меньший упор на сюжет, давая возможность некоторые его моменты додумать зрителю самостоятельно. Что из происходящего реальность, а что галлюцинации? Что, черт возьми, произошло в самом конце? Не стану вдаваться в спойлеры, но скажу, что финал определенно впечатлит. А вот в хорошем, или плохом плане он это сделает — зависит сугубо от вас.

И сюжет — это, пожалуй, единственный спорный момент, который можно воспринимать как минус, что не даст абсолютно на все 100% получить удовольствие от этого отличного фильма.

Чайки не то, чем кажутся: мнение о фильме «Маяк»

«Маяк» — лента, что относится ближе к жанру психологического триллера, чем к фильму ужасов. Все положительные стороны этого кино, отлично играющего на эмоциях зрителя, упираются в две составляющих — мощный визуал и потрясающая актерская игра.

Эггерс и оператор Джарин Блашке неординарно подошли к съемке, сделав всё "под старину". Черно-белая квадратная картинка — неординарная визуальная составляющая, которая не просто отсылает к старому кино 20-30-х годов ХХ-го столетия, а и создаёт сильное чувство замкнутости и камерности постановки. Из-за этого «Маяк» местами неуютно смотреть, возникает давящее чувство дискомфорта и фильму это играет только на руку. Ощущению дискомфорта, кстати, способствует наличие весьма натуралистических сцен, однако грань картина не переступает. Так что да, сиквела «Зеленого слоника» не получилось (но ассоциации и шутки на эту тему, встречающиеся сейчас в Интернете, порой действительно забавные и уместные).

И нельзя не упомянуть присутствие великолепной игры света и тени. Да, несмотря на то, что «Маяку» вряд ли получится вас напугать, держать в состоянии напряженности — точно выйдет. Особенно сильно на этом фоне меня впечатлил эпизод с яростным монологом персонажа Уиллема Дефо, чье будто бы "демоническое" выражение лица, освящаемое лишь одной лампой посреди темной комнаты, даёт усомниться в том, а человек ли он.

Чайки не то, чем кажутся: мнение о фильме «Маяк»

Тут плавно следует перейти к актёрскому исполнению, которое вкратце хочется охарактеризовать, как потрясающее. В течение всей ленты мы наблюдаем за борьбой двух авторитарных личностей, постепенно приближающихся к состоянию безумия, и это отчётливо демонстрируется на экране благодаря актёрскому дуэту Уиллема Дефо и Роберта Паттинсона. И если Дефо, ранее уже игравшего недобрых лицедеев, исполняет в «Маяке» одну из лучших ролей в своей карьере, то Паттинсон — лучшую в своей карьере вообще. Если ради того, чтобы дойти до исполнения таких ролей, как в «Маяке», следовало по молодости запачкаться в «Сумерках» — что же, эта сделка с дьяволом была оправданной. За нового Бэтмена можно не переживать.

«Маяк» — отличное кино, сочетающее в себе элементы сюрреализма, старого кинематографа начала прошлого века, творчества писателя Говарда Лавкрафта, и даже древнегреческой мифологии. Режиссёр Роберт Эггерс срежиссировал тревожный психологический триллер, изучающего темные глубины человеческой природы.

Трудно рекомендовать подобный фильм к просмотру, учитывая недосказанность сюжета, склонного к артхаусу, и часть не самых приятных сцен. Но ради того, чтобы как минимум оценить необычное визуальное исполнение и шедевральный актерский перфоманс, прекрасно работающих на чувство саспенса — «Маяку» стоит дать шанс.

И да — возможно действительно лучше не трогать чаек.

7979
82 комментария

склонного к артхаусу

Я, бля, готов поклясться, что фильм нихуя не зря сравнивают с Зеленым Слоником! Фабула в общих чертах охуенно похожа! Два разных мужчины, которые по роду службы заперты вдвоем на неопределенное время в некомфортных условиях, их психологическая борьба, усугубляющаяся непохожестью характеров и влиянием извне (в случае Зеленого Слоника это были старшие офицеры, в случае Маяка - сам, собственно, маяк). И по ходу обеих картин мы наблюдаем постепенную потерю рассудка "молодого" персонажа, при этом совершенно точно известно, что "старший" уже и до этого был явно не в себе, и общая атмосфера дополняется намеренно "противными" сценами говна и наготы. Кончается все кровавой развязкой.
Базарю, неспроста это всё!

42

Тебе бы в сценаристы!

Описал так, что аж перед глазами стоит.

2

я бы назвал это "годным ремейком" зеленого слоника,посмотрел пару часов назад,фильм просто бомбовый,дефо и патинсон жгут по полной и музыка-звуки вводят в трансовое состояние,фильм хоть немного и вторичен и видно что режиссер смотрел слоника но отшлифовал мастерски,а главное вызывает эмоции и хороший шум в голове,после просмотра,пришлось даже включать комедийное аниме чтобы выветрить этот "добрый мистический шум" 9из10 минус бал за вторичность.

1

Прям-таки часто сравнивают? Я просто вот щас в первый раз что-то прочитал про этот фильм что-то и первая мысль действительно была про сходство с ЗС.

1

Зеленый слоник это же высер какой-то психически больной дуры. Как можно серьезно вообще тут упоминать его, если вы не являетесь психиатром? Насколько знаю, его вообще никто не смотрел кроме 10-12 летних детей.

1

Взгляд ОБЫЧНОГО пользователя ДТФ? 

Первое правило клуба пользователей ДТФ- ты самый уникальный!

21

Хотел этой фразой подчеркнуть, что ни в коем случае не претендую на сверх красноречие и сверх познания в области кинематографа
)

2