Кстати, интересный факт: само слово «стиляги», которое вновь вошло в обиход русскоговорящих людей после одноимённого фильма 2008 года, изначально носило негативный окрас. Сами представители движения называли себя «чуваками», а девушек, соответственно, «чувихами». «Стилягами» же их прозвали после одноимённого фельетона в журнале «Крокодил» в рубрике «Типы, уходящие в прошлое». Там последователей этого движения высмеивали за нелепый внешний вид и постоянное безделье: персонажи карикатур думали только о своей внешности и танцах. Там же мелькнул термин «плесень», который, к счастью, не прижился.
Ох, сколько же в этом посте детства и юности. :)
Огромное спасибо вам.
Русский рок —это как русский футбол или политика. Даже если совсем не слушать его, всё равно что-либо или слышал или знаешь или знаком с этой музыкой. Мне кажется, для тех, кто родился ещё в СССР, это неизбежно.
А может просто кажется. :)
Моё музыкальное воспитание, если так можно сказать, началось с The Beatles, Bee Gees, Abba, Pink Floyd, Michael Jackson, Sting, Dire Straits, Eric Clapton и других — всё потому что какую-то часть из этого списка слушали родители, а какую-то старший брат, а ты всё это слушал в конце 80-х, когда был маленьким, вперемешку с отечественной эстрадой. Последняя — преимущественно из телевизора звучала.
Я честно скажу, что список мог бы быть и больше, я просто не все группы помню.
И вот на этом фоне, особенно когда у старшего брата кассеты с Богданом Титомиром, Ликой Стар, Мальчишником и тут же Цоем, Гребенщиковым, Секретом, Машиной Времени, ты запоминаешь не исполнителей, а песни. Словно каждая песня, какой-то год
1990-й год, как-то всё уживалось в одном магнитофоне. Может потому что вариантов других не было. :)
У тогдашнего плейлиста было только две стороны, А и Б.
1990-е и даже начало нулевых, когда закончил школу — это сплошной Цой и Кино. Причем, для многих одноклассников, чуть ли не как открытие, хотя для меня «Чёрный альбом» это уже было приятное, хоть и немного мрачное воспоминание из детства. Кто-то сорвётся с высокого крана. :)
События 1991-го и 1993-го годов, это, почему-то ДДТ. Что такое осень, а у тебя перед глазами БТР и танки в Москве в обоих годах.
А потом русский рок, по крайней мере , в моём окружении, как-то стал не то чтобы элементом фона, а даже трудно описать — элемент культуры, что-ли.
Иными словами, даже родители, которые в тот момент уже не были молодыми, знали и знают и ДДТ и Мумий Тролль и Земфиру.
Вот и получается, что из русского рока у меня в плейлисте на постойной основе только «Моральный кодекс», но при этом есть песни и Цоя и Серьги и ДДТ и Сплин и многих других.
Более того, с возрастом, спасибо плейлистам и умным технологиям, находишь песни из юности, которые сейчас воспринимаются иначе, в первую очередь по звучанию.
Вот кто бы мне сказал в 1997, что мне будет нравится группа "Старый приятель" или "Свинцовый туман". Я не знаю, может это просто возраст уже, но многие песни даже из СССР как-то актуально и интересно звучат.
Но это уже другая история. :)
В качестве небольшого личного эпилога.
Конец восьмидесятых. Я ещё совсем мелкий живу с родителями, братом и сестрой в коммуналке в центре Ленинграда. В одной из комнат стоит проигрыватель и куча пластинок. Есть буквально всё: от бардов (впоследствии я очень полюбил Дольского) до Пугачёвой и всякой советской эстрады. Но однажды родители принесли первый винил бит-квартета «Секрет». И я запал (или пропал). Моментально и на много лет. Тогда я ещё не совсем понимал, что за весёлыми мелодиями спрятались довольно грустные тексты. А уж про Майка, написавшего мои любимые рок-н-роллы, и вовсе не слышал.
Следующий этап. Чуть позже появляется пластинка «Музыкальный телетайп». Там всякая попса, вроде «Коней в яблоках». Но среди прочих песен концертная запись «Я хочу быть с тобой» Наутилуса. Сейчас я уже не скажу, почему я ещё тогда переслушивал её раз за разом.
Потом была школа, что-то подзабылось. И вернулось уже классу к восьмому-девятому. Я уже осознанно начал слушать «Наутилус», а за ним «Аквариум», «ДДТ» и прочих мастодонтов.
Следующий этап — концерты. Первой была «Машина времени» в БКЗ «Октябрьский». я туда ходил со своей первой школьной любовью. Но первый «реальный» рок-концерт — «ДДТ» с альбомом «Мир номер ноль». Тогда меня унесло окончательно. Уже сильно позже я узнал, что из-за этой программы многие старые поклонники разлюбили группу: уж слишком много сэмплов от Шумайлова (бывшего музыканта «Телевизора») и слишком резкое звучание. Но пока старики уходили, я только втягивался.
А дальше можно перечислять бесконечно: десятки концертов (со слезами вспоминаю цены на них: перед каким-нибудь КиШом панки собирали деньги и реально могли накопить на билет), огромная коллекция аудиокассет, VHS c разными концертами и клипами, всякие передачи и интервью по телевизору (господи, неужели наших рок-музыкантов регулярно показывали по центральным каналам), которые я записывал и пересматривал. И ещё книги. Увы, всё происходило до эпохи интернета. Но я покупал на концертах или брал у знакомых все книги про наш рок, какие попадались: Кушнир, Троицкий, Порохня, Пушкина, какие-то вообще неизвестные авторы.
По сути, большую часть этой статьи я даже не «собирал» по источникам, а «вспоминал», обращаясь к чему-то ранее прочитанному и просмотренному. Было трудно лишь останавливать себя, не пытаясь вместить невместимое. Интересный опыт. Не всегда простой, но получилось буквально воплощение юношеской любви.
P.S. на фото та самая пластинка «Секрета», всё ещё жива.
Это уже не лонгрид, а монография)
Комментарий недоступен
Тоже в конце 80х проникался, ещё дошкольником, папаня на кассетнике (кажись "Весна") крутил "Наутилуса", "Любэ", "Кино" (это то, что врезалось в память), и всякие прочие "Аквариумы" (это уже не так нравилось). До сих пор помню эти страшно ценные кассеты фирмы BASF, с жёлтыми вкладышами, со старательно и аккуратно выведенными на них чёрной ручкой трек-листами.
Но в 91м я послушал Queen и мой краткосрочный роман с русским роком закончился, началось погружение в иноземные рок и металл. Разве что в нулевых какое-то время фанател по "КиШам".
А еще можно добавить в 90-е и позже Андрея Лысикова "Дельфин".
Его творчество тоже не было форматным и на многих повлияло.
А в последние годы (до механического пса) еще больше ушло в критику государства и нынешнего общества.
не знаю музыки хуже. как будто все самые уебанские невозможные мотивы, идеи, голоса, вообще всевозможные хуевые музыкальные решения из рок музыки собрали воедино и получилось вот это
я понимаю почему такое в совке слушали ибо больше нехуй было, но сейчас вообще нужно наверно отбитым быть чтобы это нравилось