Почему Disney заставит нас возненавидеть оригинальную трилогию «Звёздных войн»

Неправильный курс звёздной саги.

Почему Disney заставит нас возненавидеть оригинальную трилогию «Звёздных войн»

Я люблю «Звездные войны»: за удивительные, яркие миры, за разнообразных и харизматичных персонажей, за невероятно эстетичные дуэли на световых мечах, за пробирающую до мурашек музыку Джона Уильямса. Этот прогноз даётся мне тяжело, но я всё-таки его сделаю: я уверен, что за ближайшее десятилетие работы диснеевского «конвейера» по производству фильмов по вселенной «Звёздных войн», ничего из перечисленного мы с вами не увидим (или, в случае с Джоном Уильямсом, не услышим).

Ещё один прогноз, который несколько лет назад прозвучал бы как полнейший абсурд: в скором времени мы с вами возненавидим оригинальную трилогию. Или, по крайней мере, устанем от неё.

Если вы интересуетесь «Звёздными войнами», то, скорее всего, в курсе, что за время существования вышедшей в 2011 году MMORPG Star Wars: The Old Republic для неё были выпущены пять «кинематографических» трейлеров невероятно высокого качества. Каждый из них, по сути, представляет из себя короткометражный фильм, причем снятый очень талантливо – и драматургически, и визуально.

Герои, проводящие на экране считанные секунды и зачастую не произносящие ни слова, мгновенно вызывают симпатию или, по крайней мере, интерес, а схватки на световых мечах сняты масштабно, драматично и с выдумкой. Ролики завоевали заслуженную популярность, и, скорее всего, привели в слабо напоминающую свои трейлеры SWTOR немало новых игроков, однако речь о них зашла вовсе не из-за их маркетинговой эффективности.

Трейлер к дополнению Knights of the Eternal Throne, на мой взгляд, самый сильный из пяти

Под каждым трейлером, будь то ролик с официального канала, перезалив, перемонтированная в получасовой мини-фильм версия или версия с русской озвучкой, комментаторы проявляют удивительное единодушие, стремясь донести одну единственную мысль: людей, ответственных за эти ролики, необходимо срочно отправить снимать полнометражный игровой фильм по «Звёздным войнам». С выходом «Пробуждения силы» к этому типу комментариев добавился ещё один, развивающий ту же мысль: почему новые «Звёдные войны» от Disney выглядят настолько блекло и слабо на фоне трейлеров к дополнениям для MMORPG шестилетней давности?

На мой взгляд, на этот вопрос есть конкретный и очевидный ответ. Все недостатки новых «Звёздных войн» проистекают из одной большой и безнадёжной проблемы: Disney одержима старой трилогией. Чтобы убедиться в этой одержимости и навсегда похоронить мечты о полнометражном фильме в духе трейлеров SWTOR, достаточно взглянуть на список грядущих проектов студии.

Почему Disney заставит нас возненавидеть оригинальную трилогию «Звёздных войн»

Хотелось бы, чтобы это было шуткой, но судя по всему, помимо фильмов о Бобе Фетте, Оби-ване Кеноби и Хане Соло, нас ждет отдельная картина о Джаббе Хатте. Комментарии тут излишни: можно потренировать воображение, представив себе гангстерский фильм в духе «Крёстного отца» о разборках татуинской мафии и сложных взаимоотношениях Джаббы с его детьми, можно даже представить, что такой фильм при определённых обстоятельствах мог бы выйти неплохим, или, по крайней мере, забавным.

Однако это не отменяет того факта, что сольный фильм о Джаббе Хатте — очевидно не самая лучшая идея. Как не было лучшей идеей снимать отдельный фильм о похищении чертежей Звезды Смерти или делать долгожданный седьмой эпизод всего лишь нелогичным ремейком четвёртого. На мой взгляд, и «Пробуждение силы», и «Изгой-один» получились относительно неплохими, как в теории может оказаться неплохим и фильм о Джаббе Хатте. Но задайте себе вопрос: если бы у вас была лицензия на вселенную «Звёздных войн», миллиарды долларов и полная творческая свобода, стали бы вы снимать что-нибудь подобное?

Почему Disney заставит нас возненавидеть оригинальную трилогию «Звёздных войн»

Так почему же в Disney так уверены, что нам, зрителям, нужны именно «фанфики» о третьестепенных персонажах оригинальной трилогии в декорациях «очередной пустынной планеты», а не эпические конфликты между ситхами и джедаями из трейлеров к SWTOR? Ответ заключается в том, что Disney — не человек, а корпорация, и мыслит она очень специфическим образом.

Голливудские студии принимают решения подобно неисправному роботу — они опираются на очень простую, линейную «логику», при этом их выводы слабо соотносятся с реальностью. Когда фильм проваливается или получает порцию негатива от зрителей, корпорации из раза в раз делают один и тот же ряд выводов: нужно перестать снимать этого актёра, так как он «не кассовый»; нужно перестать снимать в этом жанре, так как он не интересует зрителя и так далее. При этом их разум гонит прочь простую мысль о том, что фильм, возможно, просто был плохим по каким-то объективным причинам — ведь такой показатель, как «качество» проанализировать достаточно трудно, да и не могут же зрители быть настолько умными, чтобы реагировать на что-то, кроме имён на постере.

Поэтому, например, громкий провал диснеевского «Одинокого рейнджера» поставил крест не на перегруженных сценариях, а на Арми Хаммере, Джонни Деппе, жанре «вестерн» и дорогих проектах, не являющихся сиквелом, ребутом или экранизацией чего-либо популярного. На кону стоят миллионы долларов, и ошибиться нельзя – а вдруг фильм провалился именно из-за Арми Хаммера, а мы продолжили его снимать? Поэтому гораздо надёжнее будет «ампутировать» все элементы неудачного фильма и никогда не использовать их снова. Похожая судьба постигла и приквелы «Звёздных войн».

Почему Disney заставит нас возненавидеть оригинальную трилогию «Звёздных войн»

Ни один из трёх эпизодов-приквелов не провалился в прокате, но это не помешало им заработать ужасную репутацию у фанатов, так что финансово удачные фильмы можно записать в неудачу творческую. «Скрытая угроза», оказавшаяся неожиданно детской для эпизода «Звёздных войн», нешуточно разочаровала зрителей; «Атака клонов» вышла слишком сумбурной и запомнилась множеством спорных моментов; «Месть ситхов» же оказалась вполне достойным фильмом, но сломить тренд на негативное восприятие приквелов уже не смогла.

С каждым годом яростных онлайн и оффлайн-обсуждений новая трилогия приобретала всё более и более дурную репутацию, а оригинальная — наоборот, укреплялась в своем культовом статусе, из-за чего попытки Джорджа Лукаса внести в неё незначительные косметические изменения (например, перерисовка того же Джаббы Хатта) воспринимались фанатской базой едва ли не как кощунство. В таком состоянии «Звёздные войны» приняла Disney, и сделала единственный вывод, который могла сделать корпорация — полностью отбросить всё, что привнесла ненавистная общественности трилогия приквелов и попытаться повторить всё, что можно повторить из трёх оригинальных эпизодов.

Почему Disney заставит нас возненавидеть оригинальную трилогию «Звёздных войн»

При этом любому, кто не является голливудским боссом, очевиден тот факт, что приквелы не ужасны с первого кадра до последнего, как не обладает непререкаемой святостью и оригинал. Трилогию приквелов сгубили вполне конкретные вещи — неудачный выбор актёра на роль Энакина, неумение Лукаса писать живые романтические диалоги, избыточное использование CGI, вызывающий вопросы переход Энакина на тёмную сторону. Список можно продолжать, однако можно с уверенностью назвать элементы, которые в него не войдут.

В число недостатков эпизодов I-III совершенно точно не входят: расширение мира, демонстрация множества новых планет с интересной природой, архитектурой и фауной (в противовес пустыням, лесам и снегу из стесненных технологическими ограничениями семидесятых); великолепно поставленные дуэли на световых мечах (в противовес убедительным, но не слишком визуально впечатляющим схваткам из оригинала); сложный сюжет с неоднозначными решениями, политикой и интригами (в противовес цепочке битв между очевидно плохими и очевидно хорошими); несколько потрясающих новых мелодий Джона Уильямса, практически не уступающих ставшему легендарным саундтреку оригинальной трилогии.

Почему Disney заставит нас возненавидеть оригинальную трилогию «Звёздных войн»

Всего вышеперечисленного, как я уже предсказал, мы не увидим в ближайшее время, а, может быть, и никогда. Всё это, даже новую музыку (напойте несколько нот из саундтрека седьмого эпизода) Disney пустила под нож, потому что ей лень было разбираться в причинах всеобщего недовольства приквелами. За ближайшее десятилетие мы увидим десяток фильмов, действие которых будет происходить в одной из самых интересных и разнообразных вымышленных вселенных в истории, но каждый из них будет топтаться на останках трёх замечательных произведений сорокалетней давности, даже не помышляя о том, чтобы выйти за их пределы.

Мы будем смотреть на ещё один Татуин и на ещё один Хот под другими названиями, пока в соседнем зале будет идти очередной сиквел «Аватара», потому что Джордж Лукас однажды переборщил с несовершенным на тот момент CGI. Мы увидим несколько неловких, медленных, скучных поединков между Рэй и Кайло Реном, в то время как энтузиасты будут выкладывать на YouTube любительские ролики со значительно более впечатляющей хореографией, а под трейлерами SWTOR продолжат появляться недоумённые комментарии.

Мы увидим ремейк «Возвращения джедая» вслед за ремейком «Ответного удара», потому что Disney убеждена, что фанаты возненавидели приквелы именно за смелость, оригинальность и новизну. А между ними нам покажут ненужные предыстории второстепенных и третьестепенных персонажей из оригинальной трилогии — и каждый раз, видя их на экране, мы будем радоваться всё меньше.

Почему Disney заставит нас возненавидеть оригинальную трилогию «Звёздных войн»

А самым обидным во всём этом будет то, что когда я буду смотреть на качественно нарисованные космические сражения и выкладывающихся в кадре хороших актёров, меня не будет покидать мысль о том, что всё то, что мне хотелось бы увидеть на большом экране — оно где-то совсем рядом, за поворотом, в соседней звёздной системе, только руку протяни.

Может быть, там и скрываются эти поражающие воображение фантастические пейзажи, на фоне которых джедаи и ситхи вступают друг с другом в битву, обусловленную глубоким и логичным сюжетом, никак не завязанным ни на Люке, ни на Хане Соло. И я запросто мог бы увидеть это своими глазами, если бы все эти деньги, весь этот талант и часы труда были направлены в слегка другом направлении. Если бы в креслах совета директоров компании Disney сидели люди, чуть больше похожие на меня. На всех нас.

Почему Disney заставит нас возненавидеть оригинальную трилогию «Звёздных войн»
7676
65 комментариев

Хорошее рассуждение. Я вообще никогда не понимал такого сильного хейта к первым трем фильмам. Скорее всего дело в том что именно первые два эпизода были у меня на видеокассетах и я их пересматривал не один десяток раз. Мне всегда нравилась атмосфера в призрачной угрозе. Лучше всего она как-раз и передается названием. Вроде какая-то мелочь происходит (ну осаждают мелкую планету-государство), но ты понимаешь что заваривается нечто крупное. А в концовке еще такой-то офигенный бой 2 против 1. Последняя битва в атаке клонов это вообще лучшее что я тогда видел.

45

призрачную угрозу хейтят совершенно незаслуженно - хорошее кино на твердую 8, пара Нисон-Макгрегор - лучшая джедайская команда, лучшая дуэль на световых мечах.
атаку клонов хейтят заслуженно - очень бестолковое кино, плохой сценарий, крайне отталкивающая игра Хейдена Кристенсена, 0 химии между ним и Портман, в целом затянуто и даже скучно. Плохая постановка боев на световых мечах 9дансе дансе прыг прыг фьють фьють ну уж нет)
после пересмотра атаки клонов месть ситхов решил даже не трогать, пусть лучше будут хорошие детские воспаминания о фильме, чем потенциальное объективное разочарование

4

Комментарий недоступен

4

Неплохая статья, реально видно акцент студии на старых частях. При этом лично я считаю 2 и 3 части очень сильными и более интересными чем оригинальные, нет несколько детской подачи чёрное против белого, хорошее против плохого, все гораздо глубже и неоднозначнее. Нельзя забывать, что в 80х не люди не были так избалованы sci-fi, да и хороший кастинг сыграл свое дело. Новые части ждали, и требования к ним были очень завышенные.
Седьмая часть - это блеклая пародия на старые, остаётся только надеяться, что это завязка, и все поменяется. Изгой один был же вполне недурен, и даже на вопрос "зачем" можно ответить - сыграли на старом меме фанатов "инженер звезды смерти", и обыграли это довольно неплохо.
На 8й эпизод не хочется возлагать никаких надежд, фильм про Соло, мне кажется, будет не очень интересен, хорошо хоть убрали режиссеров-любителей американского юмора. Фильм про Оби-Вана мог бы выйти очень недурен, если был бы снят в духе новых частей, и МакГрегор очень хорош в его роли

20

Сугубо личное мнение, однако не могу не высказаться. Мне весьма зашёл "Изгой Один", и именно как военная драма, а не как одна из частей ЗВ. На мой взгляд, там хорошо получилось показать психологию героизма, без идиотских пропагандистских штампов. То самое "если не я, то кто, чёрт побери?!" Да, кто-то может, крича "За Родину, за Сталина!" лезть на пулемёты (прошу не начинать политосрач, это всего лишь пример), но как думает человек, который в следующую секунду сделает это? Что приводит его к такому поступку? Как "обычный человек" становится героем? Лично мне многое стало понятнее после просмотра этого фильма. Он отнюдь не единственный, годный для изучения этой темы. И, возможно, даже не лучший. Но даже за одно это стоит его ценить.

15

1-3 эпизоды the best

От фразы "убедительным, но не слишком визуально впечатляющим дракам из оригинала" я подавился чаем. Боевка в оригинале просто убогая.

12

В четвертом действительно отвратитетльная боевка, в пятом и шестом, на мой взгляд, исправились. Под "убедительными" я имел в виду именно "убедительные" - мне не придет в голову их пересматривать, но в контексте фильма они вполне выполняют свою роль.

Хардкорные любители старой трилогии (англоязычные, в основном, у нас таких не очень много), кстати, вам объяснят, что боевка в новых частях "слишком нереалистичная" и в ней "не чувствуется напряжения". Кучу раз такой аргумент встречал.

3