Атом RPG

Все мы с вами живем в обществе, насколько это возможно, цивилизованном. Но тем не менее, в нем мы не свободны в полной мере. Нас сдерживают правила, законы и личные моральные принципы.

Атом RPG

Но, как это водится, мало-помалу, капля за каплей, людская толчея начинает раздражать: толкнули в метро/автобусе, нахамили бабки в магазине, у подъезда гопники отжали деньги и мобилу, наорал шеф, а жизнь кажется, лишена перспектив и вообще потерян к ней вкус, в общем, сплошное угнетение….

Напряжение это со временем растёт, словно снежный ком, превращаясь в лавину. Даже если у человека есть способы снять стресс, он уже всё равно будет подсознательно готов к подобному обращению на следующий день, что само собой, не добавит симпатии к окружающим. У некоторых людей раздражение постепенно вырастает в неприязнь к социуму со всеми вытекающими для общества и психики этого человека последствиями. Глядя на снующих вокруг туда-сюда людей, появляется желание перемен (перемен требуют наши сердца), вот только выражается оно своеобразно — в идее, что мир должен рухнуть, и тогда уж всё изменится, на руинах старого, мы построим новое, лучшее.

Да, вот тогда точно можно будет разбить все стёкла на машине шефа и проколоть колёса; аннигилировать всех гопников и сварливых бабок, предварительно вооружившись украденным в оружейке стволом; обнести магазин, создать секту; стать боссом качалки и прочее-прочее. Ты был никем и станешь всем. В конце концов, ты сможешь грабить корованы.

Лишившись внешних ограничителей, вся низменная сущность человека непременно рано или поздно вырвется наружу, он озвереет…

Атом RPG

Ну что, пацаны? Фалаут?

Мир рушился, люди теряли рассудок. Трудно было понять, кто же свихнулся больше… я или все остальные (с) Безумный Макс: Дорогая ярости.

Атом RPG

Сегодня наш разговор пойдет за такую ролевую игру, как «Атом». Так уж вышло, что разработчик дал возможность воочию оценить проект, предоставив ключик к игре, за что ему огромное спасибо. И сразу предупреждаю, что моя версия рецензии маленько уже неактуальна — за то время, что я играю в «Атом», успел выйти «Трудоград», поэтому сорян, товарищи. В будущем, возможно, дополню обзор. Ну а тем, кому всё же интересно, усаживайтесь по удобнее, можете налить пивка или водочки, а если не приемлите алкоголя, то чаю, и погнали…

Начнем свой рассказ издалека, с феномена, который присутствует на нашем постсоветском пространстве. К серии Metro или S.T.A.L.K.E.R. у нас с вами, товарищи, особое отношение. Да, кто-то обожает эти игры или напротив, ненавидит, но тем не менее, это уже часть нашей культуры. Всё таки наши типичные российские декорации из окна весьма похожи на постапокалипсис, по крайней мере в провинциальных городках точно, которые сами по себе как будто бы пережили локальный но конец света и застыли в этом состоянии, особенно по осени.

Атом RPG

Кому-то это кажется романтичным, кого-то угнетает… меня лично вдохновляет. Но любовь эта, к постапокалипсису и к любому другому виду творчества и жанра, является ничем иным, как отражением внутренней сущности человека на окружающую его действительность. Если же человек находится в подавленном состоянии, в хтоническом депресняке или просто любит вид разрушенных строений (к последним отношусь и я), то жанр постапокалипсиса является как раз тем, что хочется увидеть и почувствовать.

Атом RPG

И потому, игры подобного жанра всегда вызывали интерес и отклик в наших сердечках, за возможность окунуться в эти же декорации, но как говорится, на максималках, наполненные разными сомнительными и не очень приключениями, но, отметим, без вреда для жизни и здоровья игрока. Ведь далеко не факт, что оказавшись в реальных условиях падения цивилизации, игроки и постапокалиптичные романтики будут чувствовать себя также уютно, как дома, потому что месить грязь на просторах радиоактивных Пустошей или мерзнуть в тоннеле метро в окружении голодного зверья не так круто, как завернувшись в пледик, кушать пельмешки и пить чаек. И в общем-то, хорошо, что это так. Безумие Пустошей пусть остается в виде чудных виртуальных миров, в которые весело играть, но совсем не весело их проживать. Кошмаров наяву и так хватает…

Но выделим другую игрушку, созданную не на просторах восточной Европы, и куда раньше, прочно занявшей нишу мрачного будущего после ядерной войны — серия Fallout, которая, наполненная отсылочками и гэгами, понятные западному игроку, тем не менее, не хило так зацепили и нас. За декорации, черный но юмор и свободу в движении и выборе. Хочешь, будь Иисусом во плоти, а хочешь, твори кровавый треш и грабь корованы.

И так вышло, что появилась идея создать своё, родное. Русский Fallout, о котором мы мечтали, но по тем или причинам, не имели. Казалось бы, все условия, но проекты с теми или иными задумками на эту тему гибли, а если и получались, то выходили несколько посредственными. Были «Санитары Подземелий», по мне так это наиболее лучшая реализация «нашего-родного» с тюремно-уркаганским колоритом, топовой озвучкой но не шибко годным техническим исполнением. Дух фолача в ней присутствует, видно откуда создатели черпали вдохновение. Да, игрушка не про постапокалипсис и мир после — она про планету-тюрьму, но там вполне себе царит разруха и анархия, схожая с апокалиптическим пиздецом.

— Слышь, Угрюмый, у тебя какой резус-фактор?  — Ну я даже не знаю. Сантиметров двадцать, наверное…
— Слышь, Угрюмый, у тебя какой резус-фактор?  — Ну я даже не знаю. Сантиметров двадцать, наверное…

Были и менее удачные изделия — типа Krai Mira или Frozen State, но судя по отзывам в Steam, публике не зашло. А интересные штуки вроде «Нового Союза», наш ответ Fallout 3, так дальше трейлера и концептов не сдвинулся, сгинув в памяти времен, оставшись идеей…

И вот на дворе 2018 год. На свет появляется герой нашего обзора — «Атом» RPG — проект студии ATOM Team, в которой работают девелоперы из России и соседних стран… И всё завертелось. О ней я услышал на RPG Geek и честно добавил в закладки Стима, планируя так или иначе прикоснуться к отечественному Fallout. И вот судьба свела нас с сей игрой. Потому, не будем жевать сопли и посмотрим, из сего состоит игра.

Да будет Атом!

У игрушки классное меню
У игрушки классное меню

В двух словах поясню за сюжет. В общем, события разворачиваются в альтернативной реальности, где с территорией СССР произошел ядерный постапокалипсис. А все потому, что в 1986 году между СССР и США таки произошла война. И нам выпадает честь в лице солдата тайной организации АТОМ, нести счастье в экс-советских пустошах, где одни пытаются на руинах старого построить новое и лучшее, а другие утратили человеческий облик и погрузились в пучину анархии и кровавого беспредела…

Атом RPG

Начинаем с создания персонажа. Я спецом решил сделать не боевитого болванчика, чтобы почувствовать всю боль от путешествий по радиоактивным бескрайним просторам, населенным зверьем и бандитами. Звать её Зульфия и она прирожденный вор. Тащит к себе все, что плохо лежит, а также на изи ломает замочки и шарится по чужим карманцам. И вообще она маргиналка ещё та — убить одиночку, всё равно, что посрать сходить. Но в критических ситуациях, понимая, что не затащит бой, привыкла вести себя дипломатично и ссать в уши. В общем, хитрая, подлая и лживая сука, но сексапильная-я.

Вообще, система прокачки и выбора перков — аналогична cистеме SPECIAL (Fallout). Особо ничего инновационного тут нет, олды заценят. И это, по сути, можно рассматривать одновременно как минус, так и плюс. С одной стороны механика уже устаревшая, хоть и простая, как автомат Калашникова, этим не удивишь. И к тому же, можно рассматривать систему как своего рода отсылку и дань уважения классике. А с другой стороны, можно обвинить авторов в не оригинальности. Но если подумать, зачем придумывать велосипед, если и так работает? Так что конкретно этот момент на вкус и цвет каждого, индивидуально, кому-то по душе, и от того теплее, а кому-то не очень.

Как только мы определились, кто мы, тварь дрожащая или право имеем, а также раскидаем доступные нам очки и выбираем сложность по своим возможностям, мы, наконец, начинаем свою игру.

Оказываемся на главной базе «Атома», где нам под разные шуточки обучают основам игры. Где ключ найти, где подраться или пострелять. В общем, череда простецких квестов, призванных вас в самые короткие сроки ввести в курс дела, чтобы вы на экс-советских Пустошах могли сделать парочку-другую шажков и не помереть от того, что забыли, на какой кнопке инвентарь, как лечиться или стрелять.

Механика как в классике Fallout. Чтоб что-то заработало, это надо перенести из инвентаря в активный слот и ток тогда произойдет магия. Это касается как всяких ключей и открывания ими дверей, так и наполнения водой пустых бутылок. Опять же, с одной стороны мы можем рассматривать это как дань уважения классике… а с другой, не самый удобный с точки зрения геймплея анахронизм, от которого старались более или менее отойти. Взять, к примеру, классическую серию Resident Evil — при наличии подходящего ключа или шурупа в инвентаре, она активировалась без лишних перетаскиваний предметов туда-сюда.

После всех вводных квестов, нас, наконец, снаряжают для особо-важного задания, найти пропавшую группу, посланную найти секретный бункер и выяснить, какая херня там произошла. И вот мы сидим у костра где-то в Пустошах, наивные и веселые, радуемся жизни, пока… Гоп-стоп, мы подошли из-за угла. Вполне себе ожидаемо, на наше счастье явились какие-то типы криминальной наружности, дали моей симпотной девушке в лицо смачным пролетарским кулаком, вырубили и забрали все пожитки.

По правде сказать, я почему-то ожидал, что ещё произойдет изнасилование — всё таки персонаж женский, обездвиженный, а вокруг анархия и падение нравов, но к счастью для Зульфии, обошлось.

Очухавшись, мы направляемся в ближайшее цивилизованное поселение… Там нас должны, если мы не будем особо шелестить, ввести в курс дела касательно округи, накинуть квестов и помочь худо-бедно встать с колен денежного неравенства.

И вот мы в деревне. Или селе. Живут здесь с виду мирно. Огородики копают, рыбку ловят, линию партии гнут. Правда, походу дела выясняется, что селение это беспокоят разные банды, дань собирают и вообще живется тут не очень. Заправляет всем местный Аниськин. Это отсылочка. А их тут очень и очень много. Лей не жалей, как говорится. Пасхалочки всякие. Вообще, я люблю такое. Но знаете, немного смущает, их тут очень много и не все они, к сожалению, удачно с точки зрения логики и повествования вписываются в мир. Какие-то смотрятся атмосферно, прям чётко, как надо вплетены, а какие-то вызывают лишь вопрос, мол, зачем, от чего ламповый мирок рушится и атмосфера теряется. Но, возможно, это лишь моя вкусовщина. Может быть, если бы их вываливать на игрока не кучей, а постепенно и в более уместных для этого местах, это бы смотрелось органичнее. А так об них словно спотыкаешься и они становятся этакой игровой обыденностью, к которой мало что испытываешь и смотришь, скорее, равнодушно, нежели с некоторой радостью от осознания того, что ты таки нашел пасхалочку по знакомой тебе вселенной или теме.

Бродим по деревушке и окрестностям, мочим здешнее зверье в виде крыс и ос-переростков, копаем могилы в поисках лута, изучаем механики и понимаем, что выполнение задания «Атома» может затянуться, тут вопросы решать надо более приземленного характера. Ведь на Севере бандиты, на Юге работорговцы, власть Центра далеко, мутанты жрут людей, все против всех, в общем, сплошная безнадега. Надо помогать.

К слову, боевая система как и в классике Fallout, у нас есть очки действий, которые ограничены нашими навыками. Какими-то особыми тактическими пируэтами игра не радует — выживает тот, кто более удачлив, толще и сильнее. Оружие, если оно кустарное — имело свойство давать осечки, а ловкость решала, попадут по вам или нет. Моя Зульфия, в виду изначальной слабости, такие схваточки старалась избегать, ведь игра, благодаря рандому, в самом начале могла подкинуть толпу вооруженных мародёров, а одной ловкостью и удачей не затащишь. А ещё мне от чего-то не хватало системы укрытий.

Касательно квестов, мне не все зашло. Банально, не зацепили и даже были очевидны порою, к чему приведет то или иное действие, что мешало отыгрышу, потому что я догадывался о последствиях тех или иных поступков (а чаще всего их не было), и поступал так, а не иначе, целенаправленно. А те квесты, что цепляют, к должному результату не приводят, потому что или не доработаны или решили повесить интригу, мол, пусть сам думает и нафантазирует. Это не гут. Возможно поэтому, те знакомые, кто играл в игру, частенько бросали её, потому что любопытство и интрига от выполнения тех или иных сюжетных или побочных квестов не вознаграждалась — вопросы висели в воздухи, раскрытие выходило слабым, ружье, которое повесили на стенку, так и не выстрелило.

Пока бродил по деревушке, отметил в игре для себя несколько вещей. Что понравилось — у всех персонажей разные иконки, лица и все такое. Правда, арты исполнены в разных стилях, у ключевых персов это просто обработанные фотки, а вот у неписей — полноценные нарисованные арты. Да, пусть они исполнены в разных стилях, что несостоявшемуся художнику и перфекционисту вроде меня бросается в глаза, но зато у всех разные лица и это, черт возьми, приятно. Но, не всегда приятно с ними разговаривать и читать всё это — где-то над диалогами постарались, а где-то нам встречается графомания чистой воды, тем более когда персонаж ещё и отсылка сам по себе, что несколько карикатурно и чутка губит атмосферу.

Разобравшись что к чему и собрав свой рюкзачок, мы, наконец, отправляемся в Пустоши. Тут то игра и подкинула мне рандомных ситуаций, дав моей небоевой но ловкой Зульфие просраться, от чего пришлось парочку раз перезагрузиться. Игра может подкинуть в виде случайных встреч как мирные ситуации в лице торговцев, квестов, сталкеров и просто путешественников, с которыми можно поторговать и поговорить за погоду и новости, так и накидать вам мародеров в количестве от 5 до 10 штук. Само собою, с напарниками может и отобьешься, при должной прокачке и стволах, а в одно рыло, имея на руках лишь ржавую финку или самопал, который дает изрядное количество осечек, увы, нет. Но спасительная загрузка выручает и нет-нет, а встречи при определенной доле удачи можно эти избежать.

Атом RPG

На скрине выше путнику не повезло встретиться со мною. Я уже выше говорил, что девушка эта моральные терзания по кражам и убийствам не испытывает, а потому, если возможность выпадает, она не прочь кому по слабее пояснить всю суть Пустошей. Мужичок гнал свинью на продажу куда-то далеко, до сих пор не понимаю, на что он надеялся, как итог — был зарезан. Со свиньей пришлось возиться минут 15 — она норовила убежать на край карты. Но терпение и труд все перетрут. Как итог, имеем кучу мяса, чутка денег и второй ножик, на этот раз не ржавый. Вот это я понимаю, дикие Пустоши и атмосфера.

Сценарий тот же, но без свиньи. Внимание девушки привлек огонь — не разводите вы костры в поле, ребятушки. Разжились консервами. К слову, героя надо кормить и поить. 
Сценарий тот же, но без свиньи. Внимание девушки привлек огонь — не разводите вы костры в поле, ребятушки. Разжились консервами. К слову, героя надо кормить и поить. 
Или вот…
Или вот…

Вообще, касательно локаций и жителей — вот эта чудная семья жила на каком-то отшибе далеко-далеко, где творится мрак и хтонический ужас. Девушка в топике и с самопалом рассказывала мне, как она в одну харю сдерживает натиск какой-то банды, а соплячка-девчушка просила принести ей сигарет и выпивки, так как она хочет попробовать «взрослой жизни». Отец, глава семейства, так вообще выдал квест — найти доказательства того, что её жену поимел какой-то легендарный местный Дон-Жуан, который после страстного секса оставляет на память пластиковую бижутерию в виде колечка. И таки оставил! Видно, другие проблемы батю не волнуют. После раскрытия дела, он забухал. Честно, я ожидал более крутой развязки, скажем, он решит застрелить неверную жену или порубить топором. Но он тряпка.

Туман войны — не очень понимаю, почему бы было не сделать рандомный какой-нибудь рельеф в виде непроходимого леса, колючей проволоки, руин или гор.
Туман войны — не очень понимаю, почему бы было не сделать рандомный какой-нибудь рельеф в виде непроходимого леса, колючей проволоки, руин или гор.

В итоге я своими действиями доказал, что бой-баба мне втирает какую-то дичь, а также наглядно показал бате реальные проблемы, чем мифический герой-любовник. И всех завалил самым жестоким образом. Батя, к слову, бегал дольше всех. Женщины от мала до велика дрались со мною в отчаянной рукопашной но неравной схватке, прыгая пузом на нож, а он убегал из одного конца карты в другую. И добегался. Умер уставшим.

С одной стороны, это смешно, а с другой, такой сюр. Это напомнило мне Fallout 4, где в ходе путешествий можно было наткнуться на фермера, живущего в радиоактивном лесу и на камнях выращивающий арбузы, в купе со злыми тараканами и дикими псами, или закусочная посреди руин, а вокруг ни души, обветриваемая всеми ветрами и дождями, где даже туалета с матрасами нет, а хозяйка втирает про прибыльность этого богом забытого места, как караваны тут ходят чуть ли не каждый день и торговля идет. И возникает неприятное послевкусие, когда мир начинает разваливаться под гнетом логики и банального здравого смысла. А как в это поверит игрок? И таких моментов достаточно.

Подобных товарищей можно встретить в Fallout 4 в самых неожиданных местах — где-то они торгуют, где-то занимаются фермерством (посреди руин, мутантов и радиации, чтоб редька лучше росла)
Подобных товарищей можно встретить в Fallout 4 в самых неожиданных местах — где-то они торгуют, где-то занимаются фермерством (посреди руин, мутантов и радиации, чтоб редька лучше росла)

Это я все к тому, что разработчик не обосновал логику проживания в этом месте, они просто есть и все. Это прикольно, если погрузиться в игру и не думать, а если вдруг задуматься и открыть карту. Хутор посреди пустоши, слева бандиты, справа мутанты…

И в «Атоме» тоже есть такие моменты, начиная выбором места для локации, заканчивая случайными встречами и диалогами. Какие-то локации, места и персонажи прекрасно исполнены, лор заинтересовывает, диалоги приятно читать, в это веришь и хочешь всё тут облазить и тайны всякие раскрыть, видно что вкладывали душу, а какие-то, увы, халтура и хочется скипнуть.

И к прекрасно запиленым локациям относится Бункер — цель нашего задания. На пути, к слову, нас встречают герои советской классики — Трус, Балбес и Бывалый. В отличии от фильма, здесь они ещё неплохие разводилы и убийцы (ну, если им отказать).На выходе из бункера они вас гоп-стопают. Отказ их триггерит — вас мочат. Если согласиться, отожмут все. Пришлось включить смекалочку — все вещи я оставил на выходе, а им отдал пустой рюкзак.

Уроки игры «Сталкер: Чистое небо» не прошли даром. В общем, они оказались довольны «награбленным» и спокойненько себе ушли. С-смекалочка. Хотя, если честно, я глубине души я надеялся, что разрабы предусмотрят этот финт ушами и пропишут этот момент, мол, видя пустой инвентарь, они закономерно спросят — где деньги, Лебовски?

Исполнен бункер весьма атмосферно, исследовать его одно удовольствие. Записки читать, дневники, вот это вот всё. Разрабам респектище, постарались и интригу сохранили.

В общем-то, на Бункере пока моё приключение остановилось. Посмотрим, что будет дальше. В местном городе я тоже был, бар там колоритненький, плюс культурные места, с Гадалкой, Лениным.

Тут стоит сделать ремарку. В игре ещё полно мест для исследования. К тому же вышел «Трудоград». Насколько я следил за новостями, многое исправится, что-то поправится и вообще, возможно, игра уже отличается от того, что видел я. Так что, повторюсь, моё приключение может вполне себе оказаться уже не актуальным, а те ошибки, что я видел по ходу повествования, исправлены.

Итоги

В целом, игрушка мне, по ощущениям, скорее понравилась. В ней можно побродить туда-сюда, найти что-то родное, душевное, благо отсылками и интересными местами игрушка заправлена на ура. Учитывая фанбазу, каждый в той или иной степени находит в ней что-то своё, родное, как это было в моем случае, со «Сталкером», который я излазил и продолжаю лазить в нем который уже год. Да, мир скоморошный и пародийный, но в этом свой колорит и шарм. Тем более видно, что разработчики наши старались, полировали игрушку и делали всё это от души.

Да, есть шероховатости в виде не самой впечатляющей на сегодняшний день боевке, слабенький ИИ как напарников, которые могут где встрять, так и врагов, местами халтурно проработанные квесты и локации, есть и баги. Но проект не заброшен и развивается. Можно погонять на разных платформах, даже на Андроид и PS4. Так что это вполне себе можно считать успехом. А парни, что создали игру, наверняка приобрели бесценный опыт и если возьмутся за что-то новое, учтут все ошибки, пожелания, сделают выводы и замутят шедевр. Или нет. Посмотрим.

От себя игрушку я бы порекомендовал, если являетесь любителем чего-то подобного. Она на любителя, но если уж зашла, останется в сердечке светлым пятнышком. В этот мир, я скорее всего, вернусь, он уютненький, но уже с другим персонажем, измудряться и извращаться не буду, история Зульфии закончится на этом обзоре, а впереди новая история, которая возможно, уже развернется на просторах «Трудограда».

Так что респект ребятам и удачи! И пусть будет АТОМ!

Атом RPG

Ниже наиболее примечательные скрины из игры.

Советский Fallout московского художника Tony Sart — добавил сюда, потому что понравились и к теме пришлись

Автор: Алексей Шухартской. Сообщество CatGeek
Автор: Алексей Шухартской. Сообщество CatGeek
9595
19 комментариев

15 лайков всего за хорошую статью, а вот если бы выложил фото бокса с темой «принимайте в семью», было бы за 200. Эх…

11
Ответить

Когда-нибудь я выложу фото бокса. Ну, когда он у меня будет. И соберу эти 200 лайков. :)

2
Ответить

Отличная игра! Трудоград и Чёрная книга два светлых пятна, в этом довольно отстойном игровом, году для меня.

8
Ответить

Запускал игру. Плюнул на ужасные диалоги и описание. Будто недописатели пытались максимально показать свои писательские способности.
Вернул деньги.

2
Ответить

Энтузиасты, как правило, графоманы. Примером графомании может служить вот эта статья :)

Впрочем, если серьезно, меня эта графомания тоже смущает, но если отнестись к этому, как к миру сюрреалистичного советского безумия, то даже выглядит комично и можно покекать, показывая этим бедолагам истинную суть пустошей, к которой они явно не готовы.

2
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Здесь я не совсем верно употребил слово "устаревший" и выразился резко. Чутка архаичная система, то бишь давно придумана, что в общем-то, не говорит о том, что это плохо и надо что-то менять, сносить и придумывать всё заново. Вот так мне надо было написать.

Ответить