Чужеродность как основа неонуарного повествования: «Человек, которого не было»

Каким образом только частичное использование приёмов, характерных определённому стилю, позволило братьям Коэнам и Роджеру Дикинсу визуализировать характер персонажа.

Чужеродность как основа неонуарного повествования: «Человек, которого не было»
133133

Почему же фильмы нуар не начали выходить в тридцатые? Отчасти из-за >укрепившего своё влияние «Кодекса Хейса», который запрещал «снижать >моральные стандарты тех, кто видит фильмы», и не позволял >демонстрировать «сочувствие к какому-либо нарушению закона».

Это очень дискуссионный вопрос. I Am a Fugitive from a Chain Gang, 1932 года, где человека посадили за "три колоска", которых он даже не крал, и дальше он катится по наклонной, - чем это не нуар? Angels with Dirty Faces, 1938 - чистый безнадежный нуар с нищетой, бандитами и дворовыми бандами. Никакого просвета, и даже самопожертвование героя своей репутацией перед смертью, вряд-ли что-то поправит. Dust Be My Destiny, 1939, как раз демонстрирует сочувствие к человеку, попавшему в жернова американской системы "правосудия", это чистый нуар, разве что, с несколько притянутым за уши хеппи ендом. The Roaring Twenties 1939, - безработица и голод доводит бывшего солдата до бандитизма и закономерного конца в перестрелке. Это можно долго продолжать. В США в 30е нуар уже вполне снимали. Кодекс Хейса как раз и был призван частично зацензурировать фильмы, которые отражали нуар (а по-русски говоря - чернуху) - тогдашней жизни в США. Иначе уж слишком хлесткие выходили фильмы. 

1

I Am a Fugitive from a Chain GangИстория слишком растянута во времени и достаточно линейна. В фильме отсутствует значительная детективная линия. Слишком много сцен происходит вне города, нуар, всё-таки жанр урбанистический. Эта картина скорее криминальная драма, которая так же как и нуар критически относится к действительности.

Angels with Dirty FacesТа же самая проблема с детективной составляющей и линейной историей. По большей части слишком светлая картинка, даже в тёмных локациях. Явное противостояние священника и преступника, заканчивающееся раскаянием (с вашей точки зрения) последнего, создаёт довольно понятную и удобную для воспитания зрителя модель, что не типично для нуара. В общем, фильм является представителем немного преобразованного гангстерского кино, которое сильно повлияло на нуар, но им не является.

Dust Be My DestinyВ фильме опять отсутствует серьёзная детективная линия, повествование слишком линейно. В основе истории два любящих друг друга героя, чьи чувства решают любые возникающие между ними конфликты. Часть действий происходит на ферме, но это не настолько критично. Как вы правильно заметили, фильм заканчивается хэппиэндом, что, учитывая стремление героев к обретению счастья, превращает фильм в криминальную мелодраму, нежели нуар.

The Roaring TwentiesЛокации, по большей части, освещены слишком равномерно, да и в принципе слишком светлые. Отсутствует значительная детективная линия, слишком линейное повествование. Один из образно «связанных» персонажей идёт по криминальному пути и умирает, его друг, такой же бывший военный, избирает другой путь и остаётся жив. Повествование чересчур растянуто во времени. Хоть фильм и вышел в конце тридцатых, по сюжету и стилю повествования картина ближе к гангстерским фильмам конца двадцатых, начала тридцатых годов.

В общем, критиковать общество и различные государственные институты фильмы умели и до нуара, но делали это в ином ключе. Что не отменяет факта сильного влияния гангстерских фильмов на нуар, это было отмечено в части статьи, посвящённой раннему нуару.

То, что написано в статье про «Кодекс Хейса» не противоречит вашим словам. Он укрепил влияние, так как после 1934 года к нему де-факто было, мягко говоря, необходимо прислушиваться. Это усиление влияния было вызвано, как вы верно заметили, довольно частым использованием насилия, чернухи и эротики (с точки зрения протестантских взглядов автора) в кино. Во-первых, их демонстрация, как простой способ развлечения, могла привлекать зрителя. Во-вторых, насилие, являясь неотъемлемым элементом гангстерского фильма, появлялось всё более и более часто из-за роста популярности гангстерского кино, по той же причине, по которой во времена Великой депрессии преступники стали популярнее законопослушных граждан.