{"id":4093,"url":"\/distributions\/4093\/click?bit=1&hash=572414f048fd940828f35b0d46d6210a2c91bd9267922fbe28005f6aba01f505","title":"\u0417\u0434\u0435\u0441\u044c \u0432\u0441\u0435 \u2014 \u00ab\u0421\u0431\u0435\u0440\u00bb, \u00ab\u042f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441\u00bb, VK \u0438 Kaspersky","buttonText":"","imageUuid":""}

Про «Актрису тысячелетия»

Несмотря на то, что в японской анимации главной зрительской любовью является Хаяо Миядзаки, а рядом с ним располагается Макото Синкай — Сатоси Кон фигура ничуть не меньше. И это пошлое вступление нужно лишь для того, чтобы заинтересовать массового зрителя. Или читателя, если позволите. Ровные ребята и без этого знают о Сатоси Коне. А если и нет, то сейчас исправят это недоразумение. Дальше по тексту вы сможете увидеть много заголовков с предлогами «про», поэтому простите.

Про сюжет

В центре истории находится старая актриса Тиёко Фудзивара. К ней приезжают документалисты, чтобы отснять материал для хроники. Генья, мужичок из съёмочной группы, привозит ей ключ, который открывает воспоминания героини. И тут начинается. Если совсем вкратце, то примерно так. Раскрывать грани всё равно, что спойлерить, а такую картину необходимо чувствовать, смотреть и удивляться. Хоть серьёзных «твистов», как говорят у нас в русских деревнях, не будет, но ёмкие цитаты найдутся. А со знанием контекста они уже не удивят. Какая бы банальная фраза не вылетала из уст человека — она прекрасна в момент своей необходимости.

Про повествование

А вот тут уже надо раскрыть дело серьёзнее, иначе статью можно было бы закрыть после первой фразы, где я задам вам вопрос и сразу же дам на него ответ. Что-то в духе: «зачем это смотреть? потому что это клёво». Вообще, все обзоры и рецензии можно было бы свести к такому приколу, но тогда жанр умрёт. Нужно же ещё доказать почему это клёво!

Так вот. Главная героиня бежит через воспоминания, которые начисто смешиваются с реальной жизнью. Иногда, на несколько мгновений, можно потеряться в вопросе «это было в её реальной жизни или это было в её актёрской карьере?». В нескольких сценах героиня спешит на вокзал и вокруг почти всё одинаково, но в первый раз мы видим жизнь, а во втором — сценарий кино. В этот котёл памяти попадают оператор и режиссёр, которые пришли к ней в гости. В одной сцене они подглядывают за жизнью Тиёко, а во второй уже принимают участие, спасая её из поезда, потерпевшего крушение.

Чехарда диафильмов воспоминаний набирает бешеный темп. Нас кидает из одного фильма в другой, из жизни в жизнь. И самое интересное здесь то, что зритель как бы наблюдает за зрителями, которые наблюдают за разматывающейся катушкой памяти. То есть, это своего рода метаповествование, в котором человек перед экраном идёт соучастником процесса, как и та съёмочная группа внутри, что следует по пятам за главной героиней. Сохранять такие ощущения помогает монтаж. Сатоси Кон ловко управляется не только со склейкой сцен, но, что самое важное, виртуозно работает и с монтажом истории.

Про монтаж

Начну немного издалека. Сатоси Кон очень любит кино и это видно по стилю повествования в его работах. По монтажу и операторской работе в том числе. Но кино, особенно с не самыми большими бюджетами, ограничивает творца в реализации своей задумки. Довольно сложно сделать спецэффект, в который зритель поверит. Тем более, сделать его почти вечным, не портящимся. В анимации это намного проще — хороший художник выдаст такую картину, что человека сметёт на долгие годы. Люди до сих пор помнят «Паприку» Кона, которая показывает абсолютно уникальные образы визуального стиля. Не зря Нолан «вдохновился» ими при создании «Начала».

Если можно дать монтажу классификацию вроде «внутреннего» и «внешнего», то к этому фильму она подойдёт идеально. Внутренний про историю, а внешний про визуальный ряд. И это так хорошо работает, что восхищение идёт перед осмыслением. Сатоси Кон работает и на чувства, и на разум. Сначала удовольствие, а потом анализ происходящего. Говоря про «внешний» монтаж можно заметить, как одна сцена сменяет другую. Таких примеров довольно много и вот один из них. Здесь вы можете увидеть, как дорога плавно перетекает в коридор больницы.

Но ещё бывает так, что к «внешнему» монтажу добавляется «внутренний». Не только с визуальной, но и с повествовательной стороны мы можем увидеть склейку. В одной из сцен героиня буквально сама осуществляет этот приём, открывая дверь.

Из восстания в Маньчжурии мы резко переносимся в самурайскую эпоху.

И, как уже было сказано выше, таких сцен полно. «Актриса тысячелетия» в этом плане совершенно уникальная находка. Благо, анимация позволяет делать такие переходы намного чаще. Сами понимаете.

Несмотря на интересную структуру повествования и различные приёмы, картина Сатоси Кона не была бы настолько завораживающей без саундтрека. И в этом ей помог Сусуму Хирасава.

Про саундтрек и Сусуму Хирасаву

Те, кто знаком с работами Кона уже знают, что музыка там совершенно необычная. Гипнотическая, инопланетная — послушайте и подберите эпитеты сами. Сусуму Хирасаву вы так же можете знать по легендарной Forces из «Берсерка» 98-го. Уже там чувствуется уникальный стиль композитора. Верхом его таланта, на мой взгляд, является весь саундтрек к «Агенту Паранойи». Там музыка гармонирует с историей ещё сильнее, поскольку градус абсурда (если такое слово применимо по отношению к произведению) в сюжете очень тесно сотрудничает с уникальным звучанием композиций Хирасавы. Вбиваем в поиск, например, Susumu Hirasawa — Forces и наслаждаемся, впитываем эмоции. Или Yume No Shima Shinen Kouen того же автора.

Прощание

Изначально я писал статью на некотором кураже. Мне было весело анализировать, находить параллели и всё в таком духе. Но чем ближе я подбирался к заключению, тем тоскливее становилось. Всё потому что мир больше не увидит работ Сатоси Кона. Очень жаль его как человека и жаль как автора. Причём автора уникального. Можно сказать, творца. Мы всё ещё ждём «Машину снов». Мы помним и никогда не забудем все те истории, что подарил человечеству Сатоси Кон.

_____________________________________________________________

Автор не может уследить за всем и, вероятно, где-то допускает ошибки. Большая просьба поправлять в комментариях те самые ошибки, а так же высказывать своё мнение, если с чем-то не очень согласны. Так мы придём к более честному, объективному взгляду на тему.Если понравился текст, то подписывайтесь на мой телеграм-канал, где я активно пишу о кино, играх и искусстве в целом: https://t.me/ftdofficial

0
36 комментариев
Написать комментарий...
TVEYE
Несмотря на то, что в японской анимации главной зрительской любовью является Хаяо Миядзаки

Ну это пиздец как спорно.

Ответить
Развернуть ветку
Любомир Филипов
Автор

Возможно, я не совсем правильно выразился. Просто о Хаяо Миядзаки знают все. Намного больше, чем обо всех остальных.

Ответить
Развернуть ветку
TVEYE

Сатоши Кон - легенда. О нем знают все ценители японской анимации и сожалеют о его раннем уходе.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Любомир Филипов
Автор

Это безусловный факт.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Казьмин

Ценители - безусловно.
Но я про Миядзаки узнал, вестимо, намного раньше, чем про Кона.
Первый фильм Кона вообще смотрел по сути случайно, так как хотел чего-нибудь лёгкого-комедийного и лишь по ходу просмотра охерел от того насколько Токийские крёсные отцы очешуенные и насколько они больше и сложнее, чем просто нестыдная комедия.

Ответить
Развернуть ветку
TVEYE

Ну и я узнал раньше, но как-то не считал его столпом японской анимации. Тем более начиная с Ходячего замка качество его творений резко пошло вниз.

Ответить
Развернуть ветку
lasteckij

Вот я тут согласился, я аниме смотрю, но крайне мало. На уровне любителя я давно узнал про Хаяо Миядзаки, как и друзья, если спросить - почти все ответят, что как минимум слышали это имя.

Помню вышло "Твоё имя" - я влюбился в эту картину. Прям топ топовый, хоть и имя автора даже и не пытался узнать)) Из статьи узнал про Сатоси Коне, теперь обязательно ознакомлюсь и с его творчеством.

Думаю всё таки большая доля правды в твоих словах есть, массовый зритель знает имя Хаяо Миядзаки и это в лучшем случае.

Ответить
Развернуть ветку
Петиция Мизулиной

популярность и качество?
Сатоси не так популярен хотя топ 1 по сути на долгие годы.

Ответить
Развернуть ветку
Space Cowboy

Ну личное то не стоит здесь приплетать. Про его там убеждения и прочее. Любят Хаяо Миядзаки, как творца, а не за его какие-то убеждения.

Ответить
Развернуть ветку
TVEYE

Ты точно мне ответил?

Ответить
Развернуть ветку
Space Cowboy

Точно-точно. Ничего здесь спорного нет. Он один из лучших (подчёркиваю, ОДИН ИЗ) японских аниматоров. Это чистая правда.

Ответить
Развернуть ветку
TVEYE

Просто я ничего про убеждения не писал.

Ответить
Развернуть ветку
Space Cowboy

Возможно, я несколько погорячился. Но когда пишут о ком-то, что он нет или спорно. Обычно тут люди начинают ориентироваться на какие-то его личные убеждения, с которыми они не сходятся (и из-за этого собственно происходит конфликт и пренебрежительное отношение к персоне). А в целом Хаяо Миядзаки пожалуй действительно самый известный японский аниматор на весь мир. Его действительно знает весь мир и люди, которые даже не особо шарят в японской анимации. Поэтому от главной зрительской любви он действительно недалеко. Учитывая, что тут в целом говорится о людях, а не конкретно любителях аниме.

Ответить
Развернуть ветку
TVEYE

Ты чет себе напридумывал, однако.

Ответить
Развернуть ветку
Space Cowboy

Да не, недалеко от правды ушёл. Всё же в интернете сижу не первый день. Моё предположение имело место быть. Потому что часто так оно и есть.

Ответить
Развернуть ветку
SKANDIY

Нет

Ответить
Развернуть ветку
TVEYE

На горшок и спать!

Ответить
Развернуть ветку
[Unknown]

У неосиляторов именно так.

Ответить
Развернуть ветку
Travis

Мне Perfect Blue от этого автора сильнее понравилась, прям потрясающая работа с сюжетом и анимацией. Странно, что Сатоси Кона мало упоминают в аниме индустрии (или я не там смотрю)

Ответить
Развернуть ветку
fuelle noir

мало упоминают, потому что, например, как выше и говорилось, работы сатоши кона близки к кину, а многие анимешники тупо не доросли до хорошего кино. поэтому в тч сатоши в сфере синефилов больше упоминается, чем в среде анимешников

Ответить
Развернуть ветку
Astemir Abazekhov

Кстати прямо отличное замечание. Нужно взять на заметку

Ответить
Развернуть ветку
Артем Сизко

А мне все очень понравилась, кроме синевы, еле досмотрел.
Заценил момент с доставщиком(прям вышка) ну и концовка норм.

Ответить
Развернуть ветку
[Unknown]

Не там смотришь.

Ответить
Развернуть ветку
A. S. Goddefroy

Великолепная работа, один из самых любимых полных метров в аниме
После просмотра даже возник вопрос, почему до сих пор такую идею не позаимствовали/не реализовали в кино, как было с Паприкой

Ответить
Развернуть ветку
DD

У Сатоси Кона наверное только Perfect Blue не стоит рекомендовать и то потому что там сцены с изнасилованиями

Ответить
Развернуть ветку
surface of sea

Как это не стоит, лучшая его работа.

Ответить
Развернуть ветку
DD

Не знаю насчет лучшей, но весьма тяжеловата для просмотра всем без исключений

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
GIA 7

Я такого мнения остался после просмотра могилы светляков. Решил никому не советовать даже. Perfect Blue давно лежит скачанный. Теперь даже и не знаю, смотреть ли.

Ответить
Развернуть ветку
Den Redbull

У Сатоши Кона можно все рекомендовать! Он невероятно талантливый режиссёр. Хотя если выбирать его наиболее тяжёлую для восприятия работу, то это 12-серийный «Агент Паранойи», который по сути состоит из его предыдущих наработок, упакованных в один небольшой сериал.

Ответить
Развернуть ветку
[Unknown]

Только mousou dairinin.

Ответить
Развернуть ветку
Nghia Kieu

Сожалеют (((

Ответить
Развернуть ветку
roc lobsta

Безумно жаль, что Сатоши Кон покинул нас так рано.

Ответить
Развернуть ветку
WhoAsked?

Сатоши Кон - это база. Но ознакомление лучше начать с других его работ

Ответить
Развернуть ветку
Anton Isakov

Сатоси Кон - Легенда японской анимации. Смотрите все его фильмы и не бойтесь разочароваться.

Ответить
Развернуть ветку
29 комментариев
Раскрывать всегда
null