«Бегущий по лезвию: Чёрный лотос»: так вот ты какой, цветочек смоляной

Разбираемся, стоит ли овчинка выделки. Спойлер: стоит!

«Бегущий по лезвию: Чёрный лотос»: так вот ты какой, цветочек смоляной

В 2032 году, 10 лет спустя «Блэкаут», на мрачных улицах Лос-Анджелеса без памяти просыпается девушка по имени Эль с татуировкой лотоса на плече да носителем данных в руках. Собирая осколки воспоминаний и осознавая себя как личность, ей предстоит встать на путь кровавой мести за проявленную к ней в прошлом бесчеловечность. В деле оказывается замешана корпорация Уоллеса...

«Blade Runner: Black Lotus» - cовместный японо-американский проект в рамках франшизы «Бегущего по лезвию» по мотивам романа Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». В авторском составе хватает громких имён ветеранов аниме-индустрии, поработавших в своё время над известнейшими тайтлами в научно-фантастическом, детективном, киберпанковом и смежных жанрах вроде «Ghost in the Shell: Stand Alone Complex», «Jin-Rou», «Memories», «Akira» в случае сорежиссёра Камиямы Кэндзи, «Bubblegum Crisis», нескольких проектов по «Appleseed», «Megazone 23», «Metal Skin Panic MADOX-01», «Ghost in the Shell: Stand Alone Complex 2045» - сорежиссёра Синдзи Арамаки, «Cowboy Bebop», «Ergo Proxy», «The Animatrix», «Macross Plus», «Blade Runner: Black Out 2022» - сопродюсера Синъитиро Ватанабэ и «Psycho-Pass», «Neon Genesis Evangelion: The End of Evangelion», нескольких проектов по «Ghost in the Shell», «FLCL», «Jin-Rou», «Dead Leaves», «Batman: Gotham Knight» - сопродюсера Мицухисы Исикавы. Немало примелькавшихся имён и в составе сейю: например, Ниандера Уоллеса Младшего, в «Бегущем по лезвию 2049» сыгранного Джаредом Лето, в «Чёрном лотосе» озвучивает Такэхито Коясу.

«Бегущий по лезвию: Чёрный лотос»: так вот ты какой, цветочек смоляной

Первое, на что обратит внимание среднестатистический зритель при знакомстве с «Чёрным лотосом» - с большой вероятностью его визуальный ряд, за который в ответе студия Sola Digital Arts (делали 3DCG «Ghost in the Shell: Stand Alone Complex 2045» с дизайнами Ильи Кувшинова, а также отдельные проекты по «Appleseed» и «Ultraman»). Лично слышал мнения знакомых, называющие местное 3D как привлекательным, так и отставшим лет на двадцать от нынешнего технологического уровня. Сам я поначалу тоже прошёл мимо тайтла, обжёгшись его визуалом, но, дав ему второй шанс и посмотрев вышедшие на данный момент 11 из 13 серий, привык к его визуальному исполнению и даже начал видеть в оном шарм. Постановка имеет сильный налёт «кукольности», но это даже добавляет несколько пунктиков к атмосфере истории, где «искусственность» сталкивается с «подлинностью» и выставляет андроидов-репликантов «более человечными, чем сами люди».

«Бегущий по лезвию: Чёрный лотос»: так вот ты какой, цветочек смоляной

Следующим моментом, на который скорее всего обратит внимание зритель, особенно знакомый с прочими проектами франшизы - место «Чёрного лотоса» в ней. И если посмотреть хронологию событий, то похождения Эль в Лос-Анджелесе приходятся аккурат на момент начала экспериментов Ниандера Уоллеса Младшего над новым поколением долгоживущих и притом послушных (с программируемым поведением) репликантов Nexus-9, как раз спустя 10 лет после «Блэкаута». То есть хронологически «Чёрный лотос» находится между «Бегущим по лезвию» 1982-го и «Бегущим по лезвию 2049» 2017-го, а если ещё больше уточнять - между короткометражными рекламными проектами-приквелами к «Бегущему по лезвию 2049»: «Black Out 2022» (его как раз режиссировал продюсер нынешнего предмета обсуждения Синъитиро Ватанабэ) и «2036: Nexus Dawn». Причём наибольшая логическая связь у «Чёрного лотоса» наблюдается как раз с последним.

«Бегущий по лезвию: Чёрный лотос»: так вот ты какой, цветочек смоляной

Надо также понимать, что, хотя «Чёрный лотос» и развивает вселенную «Бегущего по лезвию», деля с прочими тайтлами в её рамках общие элементы (как и в случае «Black Out 2022» или даже «2049», тут тоже имеют место знакомые события и символизм, самоповторы, самоцитирование, лор, штампы, повороты сюжета, типажи персонажей и, собственно, сами отдельные персонажи), атмосфера, настрой и темп «Чёрного лотоса» в мелочах отличаются как от фильмов 1982 и 2017 года, так и от трёх короткометражек к «2049». В «Чёрном лотосе» значительно больше экшна и менее глубокое второе дно, а музыкальное сопровождение, хотя и пытается передать обволакивающую амбиентность музыки Вангелиса (а, возможно, ещё и особенности работ Ханса Циммера, не уверен), добавляет в неё нотки популярных современных течений, что особенно заметно в закрывающих попсовых песнях с лёгким налётом синта, меняющихся от эпизода к эпизоду.

Из технических моментов хотелось бы отметить также великолепную, на мой вкус, работу с цветом, светом и тенью. Не считая моделек персонажей, мир «Бегущего по лезвию» в «Чёрном лотосе», с учётом места сериала в хронологии событий, представлен очень хорошо, эффектно сливая в себе неоновый свет и чувство объёма открытых и закрытых пространств с густыми облаками индустриального смога и мраком подворотен. Модельки же... очень неоднозначные. У большинства из них неестественно-зажатая лицевая анимация и кричаще-виниловые текстуры / фактуры кожи, волос и одежд. Тем не менее в ряде сцен режиссура и анимация радуют значительным вниманием к хореографии и физике тел: они имеют вес, пластику, у движений наблюдаются энергия и амплитуда. При этом модельки ещё и разнятся по уровню проработки даже у персонажей первого плана. Скажем, детектив Дэвис обладает живой и естественной мимикой молодой афроамериканки, тогда как афроамериканец Баджер (тот самый Док Баджер, сыгранный Бархадом Абди, что 17 лет спустя попытается купить у Кея игрушечную лошадку из настоящего дерева в «2049») этим же похвастаться не может, иной раз проявляя чисто японские мимику и жесты. И касается это не только его, всё та же Дэвис этим порою тоже грешит.

Есть мелкие логические огрехи и в сценарии, которые выдают как будто бы не слишком глубокое понимание или скорее поверхностное раскрытие авторами специфики тех областей человеческой жизни и деятельности, о которых они повествуют. Но огрехи эти именно что маленькие и почти не отвлекают от ни разу не новой, но в целом увлекательной истории мести, восстановления справедливости и поиска человечности и себя, если говорить о центральной сюжетной линии. А в частных случаях отдельных линий персонажей «Чёрный лотос» способен даже немножечко удивить.

«Бегущий по лезвию: Чёрный лотос»: так вот ты какой, цветочек смоляной

Так, 8-я серия на 80% представляет собой рекап, но не совсем банальной подачи. События кратко пересказываются посредством допроса детектива Дэвис и выяснения картины событий с её точки зрения. В результате к функции пересказа добавляется ещё одна, нехило расширяющая образ самой Дэвис через знакомство с её ходом мысли и особенностями построения логических выводов на базе профессионального чутья. То есть, хоть то был и рекап, а приятный и даже полезный получился эпизод.

10-я же серия предлагает классический для нуара / неонуара и в лучших традициях поданный через флешбэк эпизод про запретную любовь детектива и роковой красавицы-певицы в блеклом освещении кабака / джаз-бара. Много томных блюзовых песен (пожалуй, самый музыкальный эпизод сериала), много сладкой тоски и горьких сожалений, а также, пусть поверхностный, но всё равно отличный образ певицы, в котором всего несколькими штрихами обозначена трагедия, уходящая своими корнями в древнюю Грецию. И если рассматривать данный эпизод в таком ключе, он оказывается очень похожим на прошлогодний неонуарный фильм «Воспоминания» с Хью Джекманом (кстати, весьма занимательный фильм, хоть и провальный финансово) с поправкой на разные доступные уровни проработки эпизода сериала и полнометражного фильма. Что там, что в 10-м эпизоде «Чёрного лотоса» можно рассмотреть аллюзии на миф об Орфее и Эвридике. А если рассматривать линию поиска Эль своего заветного благодетеля, то можно вспомнить и миф об Амуре и Психее - «Аленький цветочек», если угодно.

Ну, и приятно, что у сериала есть этакая иллюзорная, обманчивая сверхцель, на самом деле являющаяся именно что целью. Всё дело в том, что выполнение обычных рутинных задач по списку, посредством которых образуется основа местного повествования, фактически заканчивается в 9-ой серии. Казалось бы, финальная черта подведена, но нет - ещё 4 серии решили отвести на вскрытие более глубоких причин, мотивов, интриг, выводов и всяческих послесловий, снятие покровов, наступление ответственности и прочее. И, как по мне, так авторы явно угадали с 13-серийным форматом и фактическим темпом истории, пока что очень складной и последовательной. Ёмкое, но не совсем удачно переводимое на русский язык английское слово «Satisfying» будет идеальным эпитетом для её короткого описания: история развивается примерно так, как и хотелось бы условному зрителю в лице меня, и при просмотре не возникает ощущений из разряда «можно было бы лучше, но они опять свернули не в то русло». Надеюсь, к своему финалу история не испортится.

«Бегущий по лезвию: Чёрный лотос»: так вот ты какой, цветочек смоляной

Остаётся только набросать теперь несколько строк о персонажах «Чёрного лотоса». Главная героиня Эль - достаточно занимательный персонаж, во многом слизанный с Галли из «Gunnm» (кое-что, такое ощущение, заимствуя и у Мотоко Кусанаги из «GitS'а»): имеет схожие внешность, характер, прошлое, путь - за ней будет интересно наблюдать, если есть предрасположенность к подобному типажу девушки-протагониста. А ещё её озвучивает Ариса Сида, дублировавшая киборга Ниссиану в японском прокате голливудского фильма «Alita: Battle Angel» - милый факт. Другие действующие лица истории тоже довольно интересно прописаны, даже антагонисты (среди которых есть и знакомое лицо), и чувствуется в подходе к сценарию и соответствующей проработке персонажей значительное влияние западной киношной традиции: оно и неудивительно, ведь сценаристы подавляющего числа эпизодов - разного происхождения американцы. Хотя вот персонаж по имени Джозеф - чисто синъитировский образ лохматого волка-одиночки с настырно догоняющим его мрачным прошлым (вроде Спайка Шпигеля или Винсента Воладжу из «Ковбоя Бибопа», Мугэна из «Самурай Чамплу», детектива Сибадзаки Кэндзиро из «Эха террора»).

Вот, собственно, и всё, что мне есть рассказать о «Чёрном лотосе» на данный момент. Почему данный обзор написан именно сейчас? Пожалуй, ввиду предположения о том, что «одним куском» почти завершивший свою трансляцию сериал будет смотреться даже куда более приятно и органично, чем с еженедельными ожиданиями. Вторая причина - специфичность визуального исполнения, разумеется. И я призываю не обманываться исключительно им одним и всё-таки попробовать пару эпизодов, прежде чем делать поспешные выводы о всём проекте. У истории наблюдаются целостность, атмосфера и такт, и она явно станет отличным дополнением своей франшизы, пусть и со своими особенностями. Всем заинтересовавшимся желаю приятного просмотра!

«Бегущий по лезвию: Чёрный лотос»: так вот ты какой, цветочек смоляной

Подробнее о «Blade Runner: Black Lotus» на:

4848
24 комментария

увы, ренессанса киберпанка не случилось: деус экс - хуй знает где, фильм по бегущему - не собрал, 2077 - оттирают жопу от релиза дорожными картами, заинтересованность общественностью черным лотусом - минимальна. печально.

11
Ответить

зато в жанре инди-игр, киберпанк как раз расцветает! :) с их пиксельной графикой под 80-е, простыми и веселыми сюжетами, там он себя чувствует прекрасно!

1
Ответить

Пхй уже на киберпанк, давайте развивать биопанк

Ответить

Я включил и выключил, не смог смотреть на фоне Аркейна, вот теперь думаю дать второй шанс

2
Ответить

Комментарий недоступен

16
Ответить

я после аркейна включил ванпис с филерной серией - сразу отлегло.

10
Ответить

на фоне Аркейна все выглядит хуже :)

5
Ответить