{"id":3826,"url":"\/distributions\/3826\/click?bit=1&hash=aa8ae934c4b405b2d10a14343e22e97821fd478e8a4a31defae61d161d040867","title":"\u041e\u0444\u0444\u0435\u0440 \u0434\u043b\u044f \u0434\u0436\u0430\u0432\u0438\u0441\u0442\u0430-\u043c\u0438\u0434\u0434\u043b\u0430 \u0437\u0430 \u043e\u0434\u0438\u043d \u0434\u0435\u043d\u044c","buttonText":"\u0413\u0434\u0435 \u0442\u0430\u043a\u043e\u0435?","imageUuid":"2b70606f-740c-5d85-8a71-8a33c5f66557","isPaidAndBannersEnabled":false}
Аниме
Travis

"Красотка" Дзюндзи Ито. Обзор на мангу "Томиэ"

Считается, что работами Дзюндзи Ито восхищался Гильермо Дель Торо, и тот даже звал мангаку поработать над Silent Hill’s. Кто-то же называет Ито японским Стивеном Кингом. В Стране Восходящего Солнца по мотивам его работ и вовсе снято множество экранизаций, о которых большинство российских зрителей даже никогда и не слышало. Как бы то ни было, познакомиться с творчеством Ито - а конкретно с мангой "Томиэ" - меня подстегнули две вещи - необычный визуальный стиль и жанр, который умело в себе совмещает мистику, боди-хоррор и чёрный юмор.

Первое, что меня удивило - в двухтомнике “Томиэ” нет единого сюжета. Вообще. По сути, это набор коротких историй (всего их 18), некоторые из которых пересекаются друг с другом общими персонажами. Да и вообще Ито не интересуют глобальные историй, он больше любит наблюдать за отдельными людьми, чьи жизни кардинально изменились после встречи с таинственной красоткой “Томиэ” - как правило, в худшую сторону.

Кто же такая Томиэ? Однозначного ответа нет, есть лишь пачка прозрачных намёков, некоторые из которых отсылают к природе морского внеземного зла (куда уж без Лавкрафта), чему посвящена глава “Водопад”. В миру же это существо выглядит, как девушка школьного возраста (которое ещё и меняется от случая к случаю) с внеземной красотой - и это не фигура речи. Стоит любому посмотреть на Томиэ, как он, в буквальном смысле, сходит с ума до такой степени, что готов ради неё на всё. Абсолютно на всё, хоть на убийство.

Жертвой же, Томиэ, может стать кого-угодно, хоть ровесник, хоть взрослый; и во всех случаях она будет пользоваться ими, как слугами или, что бывает нередко, убийцами. Изменится лишь подход к приманиваю мужчин - красавцев она соблазняет, остальным сурово приказывает подчиниться, после чего оставляет их на поруки судьбе. И я даже не знаю, что в этой ситуации пугает сильнее: жертвы, которые мгновенно сходят с ума от желания во всём подчиняться “богине”, или же то, как это влияет на окружающих его людей? Например, когда Томиэ подчинила себе мальчика, жизнь его родителей превратилась в ад, а в конце и вовсе некогда счастливая семья превратилась в подобие ночного кошмара. Когда читаешь об этом невольно чувствуешь неприятный холодок, бегущий по спине…

Кстати, не всегда жертвами Томиэ становятся честные бескорыстные личности. Однажды, она попала в дом к богатым престарелым супругам, которые на почве приближающейся смерти стали сходить с ума в желании заиметь приемную дочь, чтобы она потакала их желаниям. Особый смак в том, что приёмные дети в их семье неизменно погибали. Причина, конечно, раскроется позже (и никакой мистики тут нет - просто холодный расчет), но сама ситуация, когда Ито сталкивает друг с другом две стороны зла интригует, благо что и финал получился необычным.

Но если Томиэ своевременно не избавится от слуги, то её дар резко превратится в проклятие, в результате которого подчинённый убьёт девушку особо страшным способом.

И вот тут проявляется уникальная способность Томиэ, как внеземного существа - перерождение. Здесь как в притче о многоглавом змее - отрубишь одну голову и на её месте вырастут две. Только в случае с Томиэ, существо способно возродиться из любой оторванной части тела, будь хоть конечность или орган. Были даже случаи, когда из исполосанных кусочков кожи на лице вырастали новые Томиэ. Да ладно кусочки - волос!

Вот здесь фантазия Ито разогналась по-полной программе. Большая часть глав, как правило, посвящена пугающим или омерзительным демонстрациям регенерационных способностей Томиэ. Как пример: одной школьнице пересадили почку, но спустя несколько дней пациентка стала мучаться от невыносимых болей. На операции изумлённые хирурги увидели вместо органа нечто похожее на младенца с огромным глазом, а потом и вовсе выяснилось, что “донором” стала некогда убитая девушка (то есть Томиэ). Ученый решил понаблюдать за вырезанной “опухолью” и через несколько дней обнаружил, что она уже начала превращаться в полноценную человеческую фигуру. Что стало бы с бедной школьницей не спаси её врачи даже страшно представить.

Но Ито не останавливается на бодихорроре, и, более того, с каждой главой он всё ярче и ярче превращает Томиэ в нечто страшное, глобальное, хаотичное. Например, в подобие вируса. Последние главы посвящены тому, как спятившая жертва Томиэ вкалывала младенцам женского пола её “кровь”, благодаря чему дети весьма поспешно превращались в одинаковых девочек с холодным взглядом и узнаваемой родинкой на щеке. Или вот в другой главе оболваненные мужчины сбросили труп демоницы в измельчитель и смешали её днк с компонентами для приготовления сакэ. После употребления чудодейственного напитка, горе-повара стали видеть жуткие необъяснимые вещи, но, как потом выяснилось, это были всего лишь галлюцинации; после чего сегмент резко обрывается, оставляя читателя в недоумении и неопределённости.

Сама идея превращения злодея в подобие болезни и глобализации его возможностей превращать всё и вся в ад напоминает роман “Спираль” за авторством Кодзи Судзуки, где злобный призрак Садако похожим образом решила захватить человечество.

Но и тут не всё так однозначно. Сама по себе Томиэ жестока и действует по принципу властной светской львицы - мужчины для неё все равно, что расходный материал, и чаще всего она относится к ним с неприкрытым презрением и не стесняется при этом сказать человеку всё, что она о нём думает. Даже если жертва далеко не красавец девушка не перестает напоминать ему о том, как он урод. Но, пожалуй, сильнее всего Томиэ ненавидит… саму себя, а точнее своих копий, каждая из которых, как и она, считает себя единственно правильной и достойной всего лучшего. Копий может быть много, ведь мы же помним, что демоница может создавать саму себя из оторванных частей тела?

Забегая вперёд, скажу, что читателю так и не поведают об истинных мотивах демоницы. Но, как вариант, это может быть безудержное желание остаться единственной неповторимой богиней. Поэтому её жертвы и становятся убийцами только для того, чтобы убить другую Томиэ. Порой это доходит до тотального абсурда, смешанного с щепоткой чёрного юмора. Например, в финальных главах куча малолетних девочек с лицом сами-поняли-кого стравливают друг на друга своих рабов - без ехидной улыбки на это смотреть нельзя.

Возможно, образ Томиэ это такая аллегория на роковых красавиц, которые живут лишь ради внимания, роскоши и эгоизма, и не потерпят никого, кто хоть как-то на них похож. Этакие жёны олигархов из российских комедий, которые комично возмущаются на тему того, что у их соседок такие же платья. А возможно и нет.

Больше всего я ценю творчество Идо за рисунок. Очень детальный, ровный, больше похожий на черно белую фотографию, и при этом хорошо подчёркивает полярную атмосферу графического романа (?). Его персонажи могут быть как и нормальными, так и безумными, и это безумие передаётся настолько идеально, что может вызвать у читателя как презрение, так и страх или сочувствие.

Особенно хорошо получилась всякая мерзость. Трудно поверить, что такой скромный японец может рисовать натуральную расчленёнку (от некоторых моментов так и сквозит японским снафф-фильмом “Подопытная свинка”) или по-настоящему уродливых существ с большими глазами/головами/щупальцами; и, тем не менее, воплощения Томиэ хоть и не пугают до дрожи, но очень точно подчеркивают окутывающие повествование безысходность и хаос.

В конечном итоге Томиэ Дзюндзи Ито - это и мистика, и триллер, и отчасти готический детектив, и боди хоррор, и всё это с редкими вкраплениями чёрного юмора. Работа, которая произвела на меня впечатление, словно я посмотрел хороший крепкий ужастик, где автора больше интересуют стиль, атмосфера и демонстрации способностей злодея, нежели раскрытие сюжета (подобные чувства я испытывал после просмотра “Джипперс-Крипперс”). Ждём продолжения на русском языке!

0
16 комментариев
Написать комментарий...
TVEYE

Ты уверен, что в Спирали, кто-то захватывал человечество?

Ответить
Развернуть ветку
Travis
Автор

Читал давно, но вроде да, Садако решила распространиться аки вирус через видеокассеты

Ответить
Развернуть ветку
shvln

Не знаю, кто такая Садако, но Спираль (Uzumaki) это же локальная история вроде, никто там человечество не захватывал.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Циренщиков

Речь была не о Спирали Дзюндзи Ито (Uzumaki), а о Спирали Кодзи Судзуки (Rasen), сиквеле Звонка.

Ответить
Развернуть ветку
shvln

Понакрутят своих спиралей, а простой Иван рабочий город Тверь потом разбирайся

Ответить
Развернуть ветку
hezymal

Просто "uzumaki" ближе к слову "водоворот", "rasen" к слову "спираль". Кстати в конце манги "Uzumaki", вроде все и поглощается в водоворот.

Ответить
Развернуть ветку
TVEYE

Ну то есть чувак пишет о творчестве Ито, упоминает Спираль, но внезапно совсем другую. Ы - Логика.

Ответить
Развернуть ветку
Travis
Автор
напоминает роман “Спираль” за авторством Кодзи Судзуки
авторством Кодзи Судзуки

Что тебя смутило?

Ответить
Развернуть ветку
Nathaniel Essex

Так вроде она там и оказалась в итоге агентом Смитом в матрице.

Ответить
Развернуть ветку
Приватник

В третьей книге все вообще в метавселенную схлопнулось

Ответить
Развернуть ветку
Travis
Автор

Сообщение удалено

Ответить
Развернуть ветку
Саня Лалаев

Красиво.
Из аниме есть что-нибудь похожее?

Ответить
Развернуть ветку
Son_D.Van

аниме про его работы есть.
коллекция дзюндзи ито

Ответить
Развернуть ветку
shvln

А эта коллекция сделана по какому-то сборнику рассказов?

Ответить
Развернуть ветку
Zendar

Да, у Дзюндзи Ито основные работы - это ваншоты, собранные в сборники. В виде OVA к этой аниме версии коллекции, кстати, как раз две серии про Томие есть.

Но я очень не советую аниме. Формат не привносит ничего нового, при этом рисунок в разы хуже. Если уж знакомиться с творчеством Дзюндзи Ито, то только в виде манги, иначе не проникнетесь.

Ответить
Развернуть ветку
shvln

Сообщение удалено

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 16 комментариев
null