"Красотка" Дзюндзи Ито. Обзор на мангу "Томиэ"
Считается, что работами Дзюндзи Ито восхищался Гильермо Дель Торо, и тот даже звал мангаку поработать над Silent Hill’s. Кто-то же называет Ито японским Стивеном Кингом. В Стране Восходящего Солнца по мотивам его работ и вовсе снято множество экранизаций, о которых большинство российских зрителей даже никогда и не слышало. Как бы то ни было, познакомиться с творчеством Ито - а конкретно с мангой "Томиэ" - меня подстегнули две вещи - необычный визуальный стиль и жанр, который умело в себе совмещает мистику, боди-хоррор и чёрный юмор.
Первое, что меня удивило - в двухтомнике “Томиэ” нет единого сюжета. Вообще. По сути, это набор коротких историй (всего их 18), некоторые из которых пересекаются друг с другом общими персонажами. Да и вообще Ито не интересуют глобальные историй, он больше любит наблюдать за отдельными людьми, чьи жизни кардинально изменились после встречи с таинственной красоткой “Томиэ” - как правило, в худшую сторону.
Кто же такая Томиэ? Однозначного ответа нет, есть лишь пачка прозрачных намёков, некоторые из которых отсылают к природе морского внеземного зла (куда уж без Лавкрафта), чему посвящена глава “Водопад”. В миру же это существо выглядит, как девушка школьного возраста (которое ещё и меняется от случая к случаю) с внеземной красотой - и это не фигура речи. Стоит любому посмотреть на Томиэ, как он, в буквальном смысле, сходит с ума до такой степени, что готов ради неё на всё. Абсолютно на всё, хоть на убийство.
Жертвой же, Томиэ, может стать кого-угодно, хоть ровесник, хоть взрослый; и во всех случаях она будет пользоваться ими, как слугами или, что бывает нередко, убийцами. Изменится лишь подход к приманиваю мужчин - красавцев она соблазняет, остальным сурово приказывает подчиниться, после чего оставляет их на поруки судьбе. И я даже не знаю, что в этой ситуации пугает сильнее: жертвы, которые мгновенно сходят с ума от желания во всём подчиняться “богине”, или же то, как это влияет на окружающих его людей? Например, когда Томиэ подчинила себе мальчика, жизнь его родителей превратилась в ад, а в конце и вовсе некогда счастливая семья превратилась в подобие ночного кошмара. Когда читаешь об этом невольно чувствуешь неприятный холодок, бегущий по спине…
Кстати, не всегда жертвами Томиэ становятся честные бескорыстные личности. Однажды, она попала в дом к богатым престарелым супругам, которые на почве приближающейся смерти стали сходить с ума в желании заиметь приемную дочь, чтобы она потакала их желаниям. Особый смак в том, что приёмные дети в их семье неизменно погибали. Причина, конечно, раскроется позже (и никакой мистики тут нет - просто холодный расчет), но сама ситуация, когда Ито сталкивает друг с другом две стороны зла интригует, благо что и финал получился необычным.
Но если Томиэ своевременно не избавится от слуги, то её дар резко превратится в проклятие, в результате которого подчинённый убьёт девушку особо страшным способом.
И вот тут проявляется уникальная способность Томиэ, как внеземного существа - перерождение. Здесь как в притче о многоглавом змее - отрубишь одну голову и на её месте вырастут две. Только в случае с Томиэ, существо способно возродиться из любой оторванной части тела, будь хоть конечность или орган. Были даже случаи, когда из исполосанных кусочков кожи на лице вырастали новые Томиэ. Да ладно кусочки - волос!
Вот здесь фантазия Ито разогналась по-полной программе. Большая часть глав, как правило, посвящена пугающим или омерзительным демонстрациям регенерационных способностей Томиэ. Как пример: одной школьнице пересадили почку, но спустя несколько дней пациентка стала мучаться от невыносимых болей. На операции изумлённые хирурги увидели вместо органа нечто похожее на младенца с огромным глазом, а потом и вовсе выяснилось, что “донором” стала некогда убитая девушка (то есть Томиэ). Ученый решил понаблюдать за вырезанной “опухолью” и через несколько дней обнаружил, что она уже начала превращаться в полноценную человеческую фигуру. Что стало бы с бедной школьницей не спаси её врачи даже страшно представить.
Но Ито не останавливается на бодихорроре, и, более того, с каждой главой он всё ярче и ярче превращает Томиэ в нечто страшное, глобальное, хаотичное. Например, в подобие вируса. Последние главы посвящены тому, как спятившая жертва Томиэ вкалывала младенцам женского пола её “кровь”, благодаря чему дети весьма поспешно превращались в одинаковых девочек с холодным взглядом и узнаваемой родинкой на щеке. Или вот в другой главе оболваненные мужчины сбросили труп демоницы в измельчитель и смешали её днк с компонентами для приготовления сакэ. После употребления чудодейственного напитка, горе-повара стали видеть жуткие необъяснимые вещи, но, как потом выяснилось, это были всего лишь галлюцинации; после чего сегмент резко обрывается, оставляя читателя в недоумении и неопределённости.
Сама идея превращения злодея в подобие болезни и глобализации его возможностей превращать всё и вся в ад напоминает роман “Спираль” за авторством Кодзи Судзуки, где злобный призрак Садако похожим образом решила захватить человечество.
Но и тут не всё так однозначно. Сама по себе Томиэ жестока и действует по принципу властной светской львицы - мужчины для неё все равно, что расходный материал, и чаще всего она относится к ним с неприкрытым презрением и не стесняется при этом сказать человеку всё, что она о нём думает. Даже если жертва далеко не красавец девушка не перестает напоминать ему о том, как он урод. Но, пожалуй, сильнее всего Томиэ ненавидит… саму себя, а точнее своих копий, каждая из которых, как и она, считает себя единственно правильной и достойной всего лучшего. Копий может быть много, ведь мы же помним, что демоница может создавать саму себя из оторванных частей тела?
Забегая вперёд, скажу, что читателю так и не поведают об истинных мотивах демоницы. Но, как вариант, это может быть безудержное желание остаться единственной неповторимой богиней. Поэтому её жертвы и становятся убийцами только для того, чтобы убить другую Томиэ. Порой это доходит до тотального абсурда, смешанного с щепоткой чёрного юмора. Например, в финальных главах куча малолетних девочек с лицом сами-поняли-кого стравливают друг на друга своих рабов - без ехидной улыбки на это смотреть нельзя.
Возможно, образ Томиэ это такая аллегория на роковых красавиц, которые живут лишь ради внимания, роскоши и эгоизма, и не потерпят никого, кто хоть как-то на них похож. Этакие жёны олигархов из российских комедий, которые комично возмущаются на тему того, что у их соседок такие же платья. А возможно и нет.
Больше всего я ценю творчество Идо за рисунок. Очень детальный, ровный, больше похожий на черно белую фотографию, и при этом хорошо подчёркивает полярную атмосферу графического романа (?). Его персонажи могут быть как и нормальными, так и безумными, и это безумие передаётся настолько идеально, что может вызвать у читателя как презрение, так и страх или сочувствие.
Особенно хорошо получилась всякая мерзость. Трудно поверить, что такой скромный японец может рисовать натуральную расчленёнку (от некоторых моментов так и сквозит японским снафф-фильмом “Подопытная свинка”) или по-настоящему уродливых существ с большими глазами/головами/щупальцами; и, тем не менее, воплощения Томиэ хоть и не пугают до дрожи, но очень точно подчеркивают окутывающие повествование безысходность и хаос.
В конечном итоге Томиэ Дзюндзи Ито - это и мистика, и триллер, и отчасти готический детектив, и боди хоррор, и всё это с редкими вкраплениями чёрного юмора. Работа, которая произвела на меня впечатление, словно я посмотрел хороший крепкий ужастик, где автора больше интересуют стиль, атмосфера и демонстрации способностей злодея, нежели раскрытие сюжета (подобные чувства я испытывал после просмотра “Джипперс-Крипперс”). Ждём продолжения на русском языке!
Ты уверен, что в Спирали, кто-то захватывал человечество?
Читал давно, но вроде да, Садако решила распространиться аки вирус через видеокассеты
В третьей книге все вообще в метавселенную схлопнулось
Красиво.
Из аниме есть что-нибудь похожее?
аниме про его работы есть.
коллекция дзюндзи ито
про роковых красоток вы абсолютно в тему)В мире и правда есть девушки с очень красивой внешностью,но по натуре чаще всего они бывают как Томиэ(и я сейчас не про ее перерождаемость и дьявольские способности),а именно высокомерные и жаждущие только внимания особы
Можно я размещу твои статьи по книгам в своей телеге, указав конечно же твое авторство?