Множились пузыри на витках спирали истории…

Небольшое дополнительное размышление о хорошо разрекламированной, но не оправдавшей надежд аниме-новинке, про которую уже и так сказано немало. Особое внимание уделено параллелям с другими историями. Со спойлерами.

Тема спирали — «Bubble» (2022), Wit Studio и «Tenshi no Tamago» (1985), Studio Deen
Тема спирали — «Bubble» (2022), Wit Studio и «Tenshi no Tamago» (1985), Studio Deen

Аннотация:

В Токио, изолированном феноменом гравитационных пузырей, фрираннер Хибики встречает… русалку, которой за певческий голос вскоре дадут имя — Ута…

Жанр: драма, романтика, спорт, сказка — Студия: Wit Stodio

Официальный трейлер «Bubble» (2022), Wit Studio

Сложно обойти стороной анимационную новинку, созданную командой мечты именитых авторов и сразу под премьеру рассмотренную сонмом голосов Сети. Зачастую к положительным чертам фильма относят его внешнюю радужную форму, а к отрицательным — пустое содержание, в итоге делая вывод о сходстве с мыльным пузырём, чарующим снаружи, но недолговечным и пустым внутри.

Чарующая эфемерность мыльных пузырей — «Bubble» (2022), Wit Studio
Чарующая эфемерность мыльных пузырей — «Bubble» (2022), Wit Studio

Но пузырь из «Bubble» получился скорее жвачный: фильм вызывает ощущение пережёванной в течении значительного времени жвачки, давно потерявшей вкус, но такой удобной... для надувания пузырей! Речь идёт о многочисленных заимствованиях у произведений и сюжетов самых разных лет, в том числе — древних, как мир. Тут можно вспомнить и «Русалочку», и «Мелюзину», и даже свести события фильма к сюжетам Старших Арканов Таро, последовательность которых как раз и описывает жизненные циклы, на которые не устаёт ссылаться обсуждаемая киносказка. Так, на предысторию событий фильма с катастрофой в Токио отлично ложится описание карты «XVI — Башня», иллюстрирующей крах привычного уклада жизни. Карта «XII — Повешенный» идеально описывает застой идентификации главного героя Хибики, «XIV — Алхимия» — тандем Уты и Хибики с налаживанием дел в команде после появления там первой, а «XIII — Смерть» — осознание Утой ценности конечной жизни и её жертву во имя неё.

Но Ута — вообще зверь интересный: будучи осколочком Вселенной-макрокосма («XXI — Вселенная» и описываемый ей завершённый цикл), она нисходит до мира людей и обретает человеческий облик, становясь зерном нового витка спирали («0 — Дурак»). Впоследствии это зерно пускает корни и проходит весь жизненный цикл, сокрытый в картах, и потом вновь сливается с Вселенной. Уж не потому ли фильм изобилует вниманием к цветам и птицам, начало и конец которых — всё те же «пузыри», будь то семена или яйца? Ещё цветам и птицам подвластны разные стихии, а значит — обитатели они и разных двух миров, как Ута с Хибики. Потому и местом катастрофы становится Токийская телебашня, словно алой нитью сшивающая небо и землю, а также являющаяся ретранслятором мыслей (что-то похожее, но с Tokyo Skytree было и в икухаровском в «Sarazanmai»). Ну, а взращиваемый Хибики цветочный сад — символ души, своей реальности.

Тем временем мир «Пузыря» наполовину погружён в воду… Это, а также образы птиц, яиц-пузырей и спиралей, не может не наводить и на более конкретные ассоциации с другими работами — например, с «Яйцом ангела» (1985) Мамору Осии и Ёситаки Амано, где также присутствовал известный троп «boy meets girl», тоже развившийся в аллегорическую развязку с девушкой, изошедшейся в пузыри и давшей начало новому миру. Но фильм Осии был богаче символами...

Разумеется, «Яйцо ангела» — не единственный источник вдохновения авторов: штуки вроде «Jet Set Radio» и «Air Gear» обозревали примерно ту же область человеческих исканий, но обладали гораздо большей синергией стилистических элементов примерно двадцатилетие назад. Во многом в силу музыки, хотя там и визуальный дизайн был на уровне, и с не сильно меньшим символизмом.

А вот «пузырчатый» мир слишком беспорядочен и поверхностен, от персонажей одни лишь зарисовки-штампы, а паркуру не хватает дикой яркости — слишком блекло и безвкусно для такой команды авторов. В том числе Хироюки Савано: композитор он хороший, но тут его почерк вообще не годится, ведь получилась у него попсовая воздушная романтичность, хорошо подходящая сказке, но не истории про паркур. Не обошлось тут без синдрома цыплёнка, но сегодня уже сложно представить себе музыкальное сопровождение фрирана и состязания субкультурных банд иначе, чем в сумасшедшем духе Хидэки Наганумы:

Для сравнения: аудио-визуальный дизайн «Jet Set Radio Future» (2002)

Итого, какой бы именитой не была команда авторов «Пузыря», проект у них на выходе получился всё равно вторичный: мало того, что использующий давно знакомые идеи, так ещё и справляющийся с их реализацией скучней и проще. Разок посмотреть «Bubble» вполне интересно, но в «зал славы» ему путь закрыт.

Официальный постер «Bubble» (2022), Wit Studio
Официальный постер «Bubble» (2022), Wit Studio

Подробнее о «Bubble» на: MAL WA ANN Кинопоиск

4141
Начать дискуссию